В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: Иванов рассуждает на уровне детского сада Назад
Павел Фельгенгауэр: Иванов рассуждает на уровне детского сада
Он понял, откуда в армию приходит дедовщина

На прошлой неделе, спустя полтора месяца после того как рядового Андрея Сычева искалечили, Сергей Иванов наконец публично отчитался во время пленарного заседания Думы, и выяснилось, что в дедовщине виноваты все, только не он сам.

Оказалось, что никакого кризиса в Вооруженных силах нет, что это внутренние враги, пресса и телевидение нарочно очерняют военное ведомство, а с рядовым Сычевым, по словам Иванова, произошел "из ряда вон выходящий случай", то есть совершенно нетипичный.

Во всем негативном, что происходит в Вооруженных силах, оказывается виновата вся страна, все наше общество в целом, а добрые дела Иванова и прочего военного начальства заслужили благодарность солдатских матерей: "У нас есть тысячи писем от матерей с благодарностью за то, что его просто забрали, или даже за то, что его кормят, за то, что он возмужал". Дедовщина же, согласно министру, "у нас начинается в детском саду". Очевидно, уже там детишки из старших групп массово калечат малышей и доводят их сотнями в год до самоубийства.

Как сказано: "Остапа несло". Оказывается, по Иванову, "воспитать солдат сложно потому, что некоторые призывники, придя на службу, впервые в своей жизни видят унитаз, зубную щетку и трехразовое питание". К сведению, ватерклозеты и зубные щетки появились сравнительно недавно, а воинская дисциплина, ответственность и нравственность - за тысячелетия до того.

Иванов, впрочем, прав: российское общество сегодня вправду в состоянии нравственного кризиса, но наши Вооруженные силы разваливаются вовсе не потому, что туда призывают детсадовских головорезов. Не генералы строят солдатам дачи. Массово воруют не солдаты, а начальство, и оно же целенаправленно насаждает в частях дедовщину, неуставные отношения на всех уровнях, не только в казарме. Моральное разложение и воровство во всем военном ведомстве, во всех родах и видах войск сверху донизу, и самоубийства совершают не только солдаты, но и многие загнанные в угол офицеры. Иванов министром уже почти пять лет и не сделал за это время практически ничего, чтобы хоть как-то исправить дело, и, похоже, делать ничего полезного для страны не планирует.

Объявлено, что для борьбы с дедовщиной издадут грозную инструкцию о том, чтобы все происшествия в частях немедленно докладывались наверх. За недонесение угрожают наказывать "вплоть до увольнения с военной службы". Поскольку младшие офицеры на уровне взвод-рота и так массово разбегаются из рядов, а полковников-подполковников сегодня в действительной службе больше, чем лейтенантов, пользы от грозной директивы не будет никакой.

Младшие офицеры в массе своей плевали на всякие там циркуляры из центра, поскольку на них сегодня и так немыслимый кадровый голод. Мол, меня уволите, а кем замените? Старших офицеров увольнение со службы тоже не слишком страшит, поскольку им обязаны при этом предоставить бесплатно жилье, а многие и так продолжают дослуживать, только дожидаясь квартиры, чтобы сразу уволиться.

Минобороны пытается бороться только с крайними проявлениями дедовщины, когда калечат и убивают, а не с неуставными отношениями как с системой, которая, по сути, является основой функционирования нынешних российских Вооруженных сил. Иванов, кстати, фактически отверг вполне разумную и полезную идею создания военной полиции. Независимая от командной армейской вертикали полиция может, конечно, с дедовщиной помочь, но в то же время грозит нарушить сложившуюся систему тотального воровства и коррупции. У Иванова и так постоянные трения с формально независимым главным военным прокурором Александром Савенковым, зачем ему еще независимая военная полиция? Больше контролирующих органов - больше приходится делиться.

Со времен римских легионов известно, что дисциплину и порядок в частях могут эффективно поддерживать профессиональные унтер-офицеры. Сегодня сержантов в Вооруженных силах 109 тыс., из которых 23 тыс. - контрактники. Если из госбюджета выделить дополнительно 31 млрд 189 млн руб., то, по словам Иванова, "уже в ближайшие годы все сержантские должности станут комплектоваться контрактниками". Но известно, что нынешние вечно пьяные контрактники, известные в войсках как "контрабасы", по профессиональным и моральным качествам часто хуже призывников. Профессионального сержанта, как и офицера, надо годы готовить, отбирать, лелеять. Огульный перевод всех, кто под руку попадется, на контракт принесет только вред и ухудшит ситуацию с дедовщиной. Впрочем, лишние 31 млрд в любом случае - лакомый кусок для военного начальства.

С 2000-го оборонный бюджет и так вырос раза в четыре, а Вооруженные силы продолжают разлагаться, деньги ушли в песок или разворованы. В силовых, военизированных ведомствах страны служат более 4 млн человек - неподъемная для страны численность. К 2010 году в связи с демографической ситуацией молодых людей в стране физически не хватит для поддержания подобной численности, даже если загребать всех поголовно, отменив все до одной отсрочки. Нынешний ивановский план создания контрактно-призывной армии при сохранении существующей структуры и численности ведет в тупик, к скорому и окончательному распаду всей военной организации государства, а высшее руководство то ли не понимает, что происходит, то ли занято другим, и ему все равно.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/13/30.html
20.02.2006



Док. 302572
Перв. публик.: 20.02.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 246

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``