В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельденгауэр: Иванову восстановили старый орган Назад
Павел Фельденгауэр: Иванову восстановили старый орган
Он, конечно, освоит выделенные миллиарды. Но никогда не будет работать, как прежде

Президент Владимир Путин подписал указ о воссоздании военно-промышленной комиссии (ВПК) при Совмине - одного из самых могущественных в советское время ведомств, которое распределяло немереные ресурсы, в практическом плане определяя промышленную, внутреннюю, социальную и внешнюю политику СССР.

Во главе нового ВПК поставлен действующий министр обороны и вице-премьер Сергей Иванов. Поскольку у Иванова и так много разных обязанностей, с которыми он справляется не слишком успешно, руководить ВПК на постоянной основе будет генерал-полковник Владислав Путилин в статусе министра. Путилин - в прошлом начальник организационно-мобилизационного управления Генштаба (замнач Генштаба).

Новая ВПК не будет, как обещает Иванов, еще одной из бесчисленных межведомственных комиссий, которые заседают время от времени. По словам Путина, новая будет работать "на постоянной основе", то есть станет еще одним регулирующим ведомством.

С 99-го, со времени прихода Путина к власти, наш оборонный бюджет вырос более чем в четыре раза. В нынешнем году только на закупку новой техники и на оборонные исследования (НИОКРы) выделено 236,7 млрд руб., а в 2001-м весь оборонный бюджет был 214,7 млрд. Куда пропадают выделяемые на закупки миллиарды народных денег - понять невозможно, поскольку новая техника фактически не закупается. В нынешнем году, например, планируют закупить 24 новых танка, 7 баллистических ракет "Тополь-М", модернизировать несколько старых истребителей Су-27 и еще кое-что. По сути, при многократном увеличении ассигнований закупки остались на уровне девяностых годов.

Ситуация настолько скандальная, что Путин не раз публично высказывал недовольство, а Иванов в ответ жаловался на необоснованный рост цен на военную продукцию. Начальник Генштаба Юрий Балуевский недавно официально высказал сомнение в том, что к 2010 году, когда по плану должна начаться массовая закупка новой техники взамен окончательно развалившейся советской, наш ВПК будет в состоянии обеспечить производство и поставки вооружений. В ответ Путин назначил Иванова вице-премьером с заданием исправить ситуацию. А теперь, с целью наполнить его новую должность дополнительным бюрократическим смыслом, создано ведомство, которое должно, очевидно, обратить вспять процесс распада отечественного ВПК.

Но тот, советский, ВПК добивался военно-промышленных результатов посредством советско-партийной системы жесткого экономического планирования, распределения ресурсов и строгого контроля за выполнением задач. В настоящее время возрождать управляющий орган советского ВПК в надежде, что все у нас заработает по-советски, - до крайности нелепо.

Беды оборонной промышленности хорошо известны. В прошлом году спикер Госдумы Борис Грызлов, например, определил это как "системный кризис - старение производственных фондов, разрушение кооперационных связей, снижение качества оборонной продукции". Стареют и уходят советские рабочие и специалисты, а на смену никого нет. Массовая утрата технологий не позволяет воспроизводить советские системы вооружения восьмидесятых годов. Утрачена возможность серийно производить любые боеприпасы, кроме как для стрелкового оружия. Лучший сегодня российский истребитель-бомбардировщик поколения "четыре плюс" Су-30МКИ идет только на экспорт с иностранной авионикой и комплектующими.

Есть сведения, что отпускная цена промышленности на баллистические ракеты "Тополь-М" выросла почти в 4 раза с 2000 года, и на всю остальную оборонную продукцию рост цен не меньший. Но точно ничего не известно: все расценки на продукцию засекречены, как в советское время, - неизвестно ни общее число действующих проектов НИОКР, ни их суть и названия, ни срок действия, ни сколько денег выделяется на каждый. Раз неизвестно, сколько реально стоят наши танки, ракеты и самолеты, то невозможно сравнить с аналогичной зарубежной продукцией и хотя бы приблизительно прикинуть уровень текущей коррупции и общей эффективности расходов.

Советская система тотальной секретности в сочетании с рыночными способами хозяйствования порождает безбрежную коррупцию и воровство.

В демократических западных государствах военные расходы, цена любой техники, финансирование оборонных исследовательских программ открыты для общественного контроля, что служит наилучшей защитой от воровства. Проводятся открытые тендеры, и у нас такие же необходимы, в том числе с привлечением западных производителей современного вооружения. Без честной конкуренции и открытости оборонного бюджета, без западных комплектующих, производственных лицензий и в некоторых случаях закупки конечной высокотехнологической военной продукции перевооружиться не получится и остатки развалившегося отечественного ВПК не спасти.

У нас же вместо того с подачи замечательного министра и вице-премьера Иванова восстановили некое подобие старого органа управления ВПК, который теперь вместе с Минобороны, Минэкономразвития, Минфином, Росатомом, Роскосмосом и Роспромом будет "координировать" формирование закупочного оборонного бюджета и распределение многомиллиардного гособоронзаказа.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/21/13.html
23.03.2006



Док. 302587
Перв. публик.: 23.03.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 287

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``