В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: От дедовщины не пострадал только министр обороны Назад
Павел Фельгенгауэр: От дедовщины не пострадал только министр обороны
Дело Сычева утратило политический смысл

Судебное рассмотрение в Челябинске дела рядового Андрея Сычева закончилось мирно, вынесением вполне мягкого приговора. Конечно, адвокат Сычева и его семья считают, что 4 года общего режима младшему сержанту Александру Сивякову за "превышение должностных полномочий", которые привели к чудовищным увечьям, - слишком мало, а адвокат Сивякова и его семья полагают приговор слишком суровым.



Впрочем, основные участники процесса - военная прокуратура и Минобороны - явно достигли консенсуса в том, что дело можно и нужно прикрыть. Будут, естественно, поданы апелляции, дело будет двигаться не спеша, туда-сюда по инстанциям, пока общество о нем совсем не забудет.

В январе дело Сычева потрясло страну, все СМИ, в том числе полностью подконтрольные Кремлю телеканалы сообщали страшные подробности. Тогдашний главный военный прокурор Александр Савенков утверждал, что ему прежде не приходилось иметь дело со столь отвратительным и циничным преступлением. Дошло даже до публичных требований отставки министра обороны Сергея Иванова. Но через полгода в июле уволили не Иванова, а Савенкова.

Каждый год более тысячи российских военнослужащих погибают вне зоны боевых действий из-за разных несчастных случаев, самоубийств и казарменного насилия (дедовщины). В некоторые годы, бывало, погибали несколько тысяч. При этом точно подсчитать всех пострадавших от дедовщины непросто. Впрочем, можно считать, что страдают все. Как говорят у нас в войсках, первый год тебя бьют деды, на второй год ты сам бьешь новобранцев.

В ответ на бурю общественного негодования, вызванного делом Сычева, Иванов принялся утверждать, что ситуация с дедовщиной улучшается, что в 80 процентах частей ее вовсе нет. Это, понятно, не так: дедовщина в той или иной форме есть везде. В шестидесятых годах в наших Вооруженных силах окончательно исчез институт сверхсрочников. Сержантами назначали и продолжают назначать, достаточно случайно, совсем молодых людей, которых в лучшем случае учат всего несколько месяцев исполнять обязанности унтер-офицера. Потому совершенно неслучайно возникла и продолжает с тех пор процветать дедовщина - командиры перепоручают старослужащим (как имеющим сержантские лычки, так и нет) поддерживать в частях видимость дисциплины и порядка фактически любыми доступными средствами.

Почти бесконтрольная власть над душами и телами беззащитных призывников-первогодков оказалась передана в руки случайных людей, которых до того долго мучили и насиловали другие, уже ушедшие на дембель деды. Массовое бесконтрольное насилие приводит к убийствам, самоубийствам и увечьям. Но и в тех случаях, когда внешний физический вред не столь значителен, моральный ущерб остается навсегда.

Кардинально справиться с проблемой можно, только восстановив институт профессиональных унтер-офицеров. Президент Путин и Иванов в последние два года не раз публично объявляли о том, что нужны профессиональные сержанты-контрактники, но ситуация в войсках принципиально не меняется, и перспектив не видно. Призывников - как рядовых, так и новоиспеченных сержантов - заставляют после учебки (полугода службы) массово подписывать "контракты" - вот и вся реформа.

Если делать дело по уму, то потенциальных кандидатов в унтер-офицеры надо сначала тщательно отбирать, достаточно долго учить и потом постоянно повышать их квалификацию. Надо не только сразу платить достойную зарплату, но также создать ясную карьерную перспективу роста, чтобы после, скажем, двадцати лет беспорочного продвижения по службе старший унтер-офицер дивизии (таковую должность еще надо учредить) мог рассчитывать на фактически генеральский статус, содержание и пенсию. Тогда нынешняя отвратительная дедовщина неизбежно сойдет на нет. Впрочем, сегодня не то что в сержанты, сегодня в офицеры набирают случайных людей, кое-как обученных, часто совершенно негодных.

Дело Сычева, как и некоторые другие вопиющие случаи дедовщины, было выделено из общей массы и получило огласку по особым обстоятельствам: из-за открытой свары в окружении Владимира Путина. Как утверждают внутрикремлевские источники, замглавы администрации Игорь Сечин при поддержке бывшего генпрокурора Владимира Устинова, директора ФСБ Николая Патрушева и других старался дискредитировать Иванова, через Савенкова выявляя действительные безобразия в военном ведомстве. Иванов - ведущий кандидат в преемники Путину, а Сечин с компанией, как сообщают, пытались убедить президента, что достойных наследников нет и нужно самому оставаться в должности.

Сегодня этот спор, по сути, закончен. Путин твердо решил уйти в 2008-м, но при этом продолжить фактически править из-за кулис, для чего насущно нужен будущий марионеточный президент, некто вроде Иванова, безмерно лояльный, бестолковый, несамостоятельный и негодный. Потому кампания дискредитации Иванова была прекращена, сечинская группировка подверглась гонениям, а Устинова и Савенкова заменили Юрием Чайкой и Сергеем Фридинским. В августе Чайка (похоже, по инерции), опираясь на данные, собранные еще Савенковым, заявил, что в первую половину года было зарегистрировано на 25 процентов больше случаев дедовщины, чем за тот же период 2005-го. Но новый главный военный прокурор Фридинский в то же время публично поддержал уже Иванова, объявив, что случаев дедовщины стало существенно меньше.

Дело Сычева утратило исходный политический смысл. В начале процесса ведомство Иванова было готово биться, доказывать, что прокуроры давили на свидетелей, все исказили и подстроили. Но потом сражение утихло: начальники договорились, и осталось только определить умеренное наказание призывникам-исполнителям, чтобы закрыть и забыть эту неприятную историю. Ужасы дедовщины, понятно, продолжатся, начальство будет их, как прежде, покрывать, только теперь, сомкнув ряды, более эффективно.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/75/16.html
02.10.2006



Док. 302647
Перв. публик.: 02.10.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 251

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``