В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: Не болит `Булава` у дятла Назад
Павел Фельгенгауэр: Не болит `Булава` у дятла
Почему Россия делает ракеты, для которых нет шахт, и строит подлодки, для которых нет ракет

В среду новая российская баллистическая межконтинентальная ракета Р-30 "Булава" взорвалась после 200 секунд полета во время испытательного пуска из акватории Белого моря. "Булаву" запускали с борта подводного ракетного крейсера советской постройки "Дмитрий Донской" проекта 941, известного также как "Акула" или "Тайфун". Это был четвертый реальный испытательный пуск (кроме того, были еще два "бросковых", когда из шахты "Дмитрия Донского" выстреливался весовой макет ракеты). Из четырех испытаний - три неудачи. 27 сентября - 2005 года головная часть, как сообщают, взорвалась, не долетев до полигона Кура на Камчатке. Последние два пуска - на прошлой неделе и 7 сентября закончились полным провалом: "Булава" каждый раз разрушалась, пролетев лишь считаные секунды.

Уже в следующем году должен быть закончен новейший подводный ядерный крейсер 4-го поколения, головной корабль проекта 955 "Борей" "Юрий Долгорукий", который строится на северодвинском "Севмаше" с 96-го года. Следом за головным кораблем на подходе еще два однотипных: "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Именно для этих "князей" создается "Булава". Теперь, в связи с повторными неудачными испытаниями, вполне может получиться, что корабли построят, а ракет для них не будет. И стоять "князьям" бесполезно у причала неизвестно сколько. Или, что еще хуже и опаснее, выходить в море с ненадежным и не до конца проверенным ракетным вооружением.

Подобная ситуация для нашего флота не новость. Чудовищно огромные, под 50 000 тонн полного водоизмещения, самые большие в истории человечества подлодки класса "Тайфун-Акула" пришлось после 2000 года пустить одну за другой под нож. Сами корабли, созданные, по словам генсека КПСС Леонида Брежнева, как ответ на американские ядерные лодки класса "Огайо", были еще вполне мореходны, но для них ракеты кончались. Баллистическую ракету Р-39 сняли с производства еще в советское время, поскольку предполагалась усовершенствованная Р-39У, которую так и не сделали. (Брежнев нарочно назвал "Акулу" "Тайфуном", чтобы ввести врагов в заблуждение.)

В отличие от американских наши твердотопливные баллистические ракеты долго не живут. Попродлевали Р-39 гарантийный срок хранения, но и он кончился, а содержать огромный безоружный крейсер бессмысленно. Из шести "Акул" половина уже утиль, остальные - на подходе. Только один корабль, переименованный в "Дмитрий Донской", частично переделали и теперь используют в качестве плавучей платформы для испытательных пусков ракеты "Булава".

В советское время подобные пуски производили с особых притопленных испытательных платформ, чтобы людьми и кораблями не рисковать. Теперь ради экономии денег и времени используют "Дмитрий Донской", и счастье, что до сих пор "Булава" взрывалась в полете, а не на борту с людьми.

Подлодок проекта 667БРД, известных как "Кальмар" или "Дельта-3", было сделано 14, сейчас на ходу осталось еще несколько штук: и сами лодки старые, и ракеты Р-29Р для них больше не делают. Лодки "Кальмар" давно бы списать, да замены все нет.

Лодки проекта 667БРДМ "Дельфин" или "Дельта-4" - единственные, для которых сейчас налажено серийное производство усовершенствованных жидкостных баллистических ракет "Синева" вместо исходной ракеты "Скиф". Всего было построено в советское время семь лодок, и сейчас они последовательно проходят продолжительную модернизацию на судоверфи "Звездочка" в Северодвинске. Три корабля - "Верхотурье", "Екатеринбург" и "Тула" - уже ее прошли, "Брянск" и "Карелия" - на заводе, "Новомосковск" и "Борисоглебск" - ждут очереди.

Итак, у России сегодня на вооружении одновременно стратегические ядерные подлодки трех серий, еще один проект, 955, на подходе, у всех ракеты разнотипные, а производятся только для 667БРДМ, из которых две (из семи) не на ходу на заводе, и еще две не модернизированы. Лодки проекта 667БРДМ должны служить где-то до 20-го года, но сомнительно, что все семь будут когда-либо полностью боеготовы.

Ракету "Булава" начали срочно делать в Московском институте теплотехники (МИТ) и на ракетном заводе в Воткинске, когда в 97-м после трех неудачных испытаний закрыли программу создания новой жидкостной ракеты "Барк". В МИТе также разработали, а в Воткинске производят новейшие межконтинентальные сухопутные баллистические ракеты "Тополь-М". Сегодня на заводе в Воткинске лежат восемь новых готовых ракет, для которых нет шахт - не успели модернизировать из-под старых жидкостных ракет.

У американцев плавает всего одна серия стратегических лодок "Огайо" (сейчас 14 шт.), и на них один тип баллистических ракет - Trident II D-5. "Огайо", по сути, лодка второго поколения, проектировалась в шестидесятые, но с возможностью последовательной модернизации и с шахтами с запасом места для установки более мощных ракет D-5 вместо исходных Trident I D-4. Эти американские лодки 2-го поколения превосходят по боевой мощи любые наши и 3-го, и строящегося 4-го. Ракета D-5 существенно превосходит по точности проектные возможности "Булавы" и, кроме того, исправно летает. Потому США не планируют в обозримом будущем менять существующий флот лодок типа "Огайо".

Отвечая в среду в эфире на вопросы отдельных отборных граждан, президент Владимир Путин объявил, что на западные военные вызовы "наши ответы всегда будут эффективными и асимметричными". Интересно, в чем коренная суть "асимметрии"? В том, чтобы строить лодки, для которых нет ракет, или делать ракеты, для которых не приготовлены шахты? У американцев оборонный бюджет, по словам Путина, в 25 раз больше, зато у нас - "асимметричная и эффективная" природная смекалка. Путин уверен, что с ее помощью "мы сможем обеспечить нашу безопасность в долгосрочной перспективе без всякого преувеличения". "Мне в целом нравится, я доволен тем, как действуют Генштаб и Минобороны", - сказал президент. Не успел сказать, как в тот же час взорвалась очередная "Булава".

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/82/08.html
30.10.2006



Док. 302654
Перв. публик.: 30.10.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 348

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``