В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Фельгенгауэр: Не сыпь уран Ирану Назад
Павел Фельгенгауэр: Не сыпь уран Ирану
Лавировать между радикальным исламом и Западом Кремлю осталось недолго


Ядерный арсенал у Ирана появится скоро. Уже не израильские источники, а бывший глава Минатома Виктор Михайлов утверждает, что через пять-семь лет. Может, и раньше. А значит, вполне вероятна ядерная война на Ближнем и Среднем Востоке с участием Ирана и Израиля. В конфликт, несомненно, будут втянуты многие страны, в том числе, возможно, США и Россия. На прошлой неделе в Тегеране президент Махмуд Ахмадинеджад заявил, что скоро будет запущен в эксплуатацию каскад из 60 тысяч газовых центрифуг для обогащения урана. Михайлов уверен, что "Иран может создать эти центрифуги" и что уровень его научно-технического потенциала "позволяет ему создать ядерное оружие". Бывший глава Минатома знает, что говорит, поскольку в девяностые годы не только участвовал в заключении контракта на строительство АЭС в Бушере, но также лично подписал в Тегеране протокол о намерении поставить урановый центрифужный комплекс.
Лишних газовых центрифуг у нас много осталось после "холодной войны". В девяностые, при Михайлове, центрифужный каскад, отработавший в закрытом ядерном городе Томске-7 (Северск), продали в Китай, где наши специалисты построили урановый обогатительный завод, во много раз увеличив ядерные возможности КНР. Ирану продать аналогичное производство помешало давление США.
По словам Ахмадинеджада, к следующей весне Иран станет "ядерной державой", но все же американцы, похоже, задержали иранцев лет на десять.
Иранское руководство декларирует чисто мирный характер своих ядерных разработок. Однако эксперты Международного агентства МАГАТЭ утверждают в подготовленном ими докладе, что Иран значительную часть своей ядерной программы ведет втайне, что не позволяет удостовериться в ее мирном назначении. На одном из иранских объектов эксперты МАГАТЭ обнаружили следы высокообогащенного оружейного (пригодного для создания ядерного оружия) урана и плутония. Иранцы, похоже, не поняли, что не сумели до конца вычистить оборудование перед инспектированием.
Источники в МАГАТЭ сообщают, что иранские власти будто бы объявили эти следы плутония и урана "побочными продуктами" мирной ядерной деятельности, что полная ерунда. Очевидно, найденные следы оружейных материалов - это "след" тайного же оружейного ядерного проекта. Причем похоже, что в Иране осуществляются сразу программы по выделению плутония-239 и урана-235. Это предполагает, что где-то тайно существует пусть маломощный, но действующий исследовательский реактор, который успел наработать достаточно плутония для проведения экспериментов. Одновременно Иран наращивает усилия по созданию баллистических ракет. Надежные одноступенчатые ракеты, способные доставлять боеголовки в 1 тонну на расстояние до 2000 км ("Шахаб-3"), уже производятся серийно.
Впрочем, определенные серьезные проблемы в иранской ядерно-ракетной программе еще не решены, в том числе главная - дефицит урана. В отличие от Северной Кореи, где разведаны месторождения до 15 000 тонн природного урана, в иранской провинции Йезд найдена очень бедная (500 г урана на тонну породы) руда с достоверными запасами меньше 1000 тонн. Руда залегает глубоко, и ее так мало, что для целей коммерческой ядерной энергетики ее добывать не имеет смысла. Построить каскад в 60 000 центрифуг иранцы могут, но что туда загружать?
На прошлой неделе был опубликован доклад экспертов ООН о том, что в нарушение международных санкций Иран, Сирия, ливанская "Хезболлах" и Эритрея тайно поставляют оружие в Сомали исламским экстремистам из союза шариатских судов, которые благодаря этому в последнее время взяли под контроль большую часть страны. (Эфиопия названа основным поставщиком оружия противникам исламистов.) Утверждается, что в обмен на оружие до 700 сомалийских боевиков отправились этим летом в Ливан воевать на стороне "Хезболлах" и что иранские агенты в Сомали искали возможность обменять оружие на уран. Одновременно исламистские боевики начали все чаще массово вторгаться из Судана в Нигер - в страну, где добывается значительная часть мирового природного урана. Иран уже пытался закупить 750 тонн урана в Нигере, но США заблокировали поставку.
Но более чем Африка иранским исламистам нужна Россия. Москва в сентябре обещала переправить в Иран к следующему марту до 100 тонн обогащенного урана для АЭС в Бушере. Уведя лишь 10 процентов поставки (что не помешает запустить реактор), Иран в сжатые сроки сможет, используя создаваемый каскад центрифуг, сделать несколько десятков ядерных бомб. В активной зоне АЭС также в принципе можно нарабатывать оружейный плутоний.
Должна ли Россия продолжать поставлять современное оружие и ядерные материалы Ирану, создавая себе же в будущем непредсказуемую угрозу? Или надо поддержать европейский проект резолюции в ООН, отозвать специалистов из Бушера и ввести оружейное эмбарго? Пока в Тегеране явно уверены, что деятелей в Москве они достаточно осчастливили и санкций не будет. Впрочем, Джордж Буш подарил Владимиру Путину входной билет в ВТО и также заслужил благодарность. До марта, до отгрузки урана из Новосибирска в Бушер, у Кремля есть время подумать, кто для него важнее: Запад или Иран.

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/89/03.html
23.11.2006



Док. 302660
Перв. публик.: 23.11.06
Последн. ред.: 11.05.07
Число обращений: 236

  • Фельгенгауэр Павел Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``