В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации телеканалу `ТВ-Центр` (программа `Комментарий недели`) 19 декабря 2001 года Назад
Интервью Председателя Счетной палаты Российской Федерации телеканалу `ТВ-Центр` (программа `Комментарий недели`) 19 декабря 2001 года
Сергей Степашин о работе Счетной палаты




Михаил Светличный, ведущий: Сергей Вадимович, вчера президент встречался с членами Коллегии Счетной палаты и, насколько можно судить по откликам в прессе, очень высоко оценил вашу деятельность за прошлый год, в то же время им была сказана некая загадочная фраза, которая была растиражирована, о том, что деятельность в публичной сфере Счетной палаты должна быть минимизирована. В этой связи, сегодня вы даете нам интервью, можно ли это считать как некое противоречие вчерашнему пожеланию президента?


С. В. Степашин, Председатель Счетной палаты РФ: Во-первых, я хочу сказать, что это первая встреча Коллегии Счетной палаты с главой государства. Сам факт этой встречи - это действительно высокая оценка нашей работы и значимости Счетной палаты для государства. Это, кстати, подчеркнул президент. К сожалению, это не было растиражировано. А что касается минимизации публичности, то, к сожалению, журналисты, которые очень быстро покинули нашу встречу, она шла полтора часа, не выслушали до конца, что имел в виду президент. Во-первых, он подчеркнул, что гласность в работе Счетной палаты, доведение информации о том, куда и как идут бюджетные деньги, - одна из главных задач. Вообще это принцип демократического государства, это принцип развития гражданского общества, сторонником которого является Владимир ПУТИН, и сегодня это, по-моему, не подвергает сомнению никто, даже наши зарубежные коллеги. А речь шла об одном, и я готов процитировать главу государства, когда он сказал следующее: Счетная палата опубликовала свои материалы, и нечего ни с кем полемизировать, решения Счетной палаты должны всеми выполняться. Я считаю, что это прекрасное решение, ему мы, собственно говоря, и следовали, и будем следовать.


Ведущий: Но это совсем другой поворот, потому что в таком случае речь идет о ненужности полемики, что ли, со Счетной палатой после того, как Счетная палата выполнила свою работу, которая ей положена в соответствии с законом?


С. В. Степашин: Совершенно верно. Это президентский подход, это подход закона. А мы орган конституционный, и мы служим закону и Конституции и больше никому.


Ведущий: Вы знаете, в уходящем году было достаточно много высказано точек зрения, где деятельность Счетной палаты и Генеральной прокуратуры расценивалась, как некие такие страшилки для крупного бизнеса вообще. Говорили о том, что есть уже некие тенденции к авторитаризму, и президента в этом кое-кто начинает подозревать. Как вы считаете, вообще повод для подобного рода оценок существует?


С. В. Степашин: Вы знаете, я бы развел эти вещи. С одной стороны, наведение порядка, в том числе в бюджетной, кредитной сфере, и создание внятных, как сегодня принято говорить, транспарентных, или прозрачных, правил поведения на рынке, рынке нашей экономики, нашей промышленности, в бюджетной сфере - это важнейшая задача, которая стоит перед Счетной палатой. И здесь нужно наводить порядок. Те, кто ворует, те, кто нарушает эти правила, а эти правила установлены законом, должны нести ответственность. Этот принцип действует в любом демократическом, нормальном демократическом государстве. И здесь и Генеральная прокуратура, и правоохранительные органы, и правительство, и президент, и Счетная палата действовали так, как это и положено, и будем действовать.


Вот вторая часть вашего вопроса, она очень интересна, и Владимир Владимирович ее неоднократно уже подчеркивает, что сегодня действительно есть проблема особенно для среднего и мелкого бизнеса, который, увы, так и не встал на ноги в нашей стране. Увы, очень много препон, препоны в налоговом, таможенном законодательстве, путаницы вообще в законодательстве, в нормотворчестве, в огромном бюрократическом насилии над экономикой, я не побоюсь этого слова. И вот в этом плане вчера глава государства обратился к Счетной палате, чтобы мы дали бы и свои предложения по этой части. Мы проводим серьезный анализ сегодня всего экономического законодательства, это, кстати, одна из задач, которая поставлена перед нами законом. И в этом плане я думаю, что потенциал и правительства, и Счетной палаты, и наших представительных органов власти далеко еще пока не исчерпан.


Ведущий: А вот одна из важнейших, наверное, так сказать, особенностей работы Счетной палаты, одно из основных направлений - это контроль за расходованием бюджетных средств, если я правильно понимаю. И сегодня Президент ПУТИН принял такие достаточно жесткие решения по ситуации в Приморском крае, где, как известно, учителя вышли на голодовку.


С. В. Степашин: Три месяца не получают зарплату! Вообще за эти вещи надо кого-то привлекать к уголовной ответственности.


Ведущий: Вот как вы могли бы оценить перспективы деятельности Счетной палаты как раз в этой, наверное, для многих крайне важной сфере контроля за расходованием средств бюджета, потому что не секрет, что во многих регионах ситуация очень тяжелая.


С. В. Степашин: Здесь тоже две как бы плоскости проблемы. Дело в том, что вот те учителя, которые бастовали, они получали деньги из местного бюджета, хотя, вы знаете, учителю, врачу или милиционеру муниципальной милиции, ему все равно, кто ему не дает денег, он служит государству и он государев человек. Поэтому здесь есть несколько путей решения вопроса, и есть такой наиболее сложный. Я, честно говоря, сторонник его, но я понимаю, что мы вторгаемся здесь даже и в основной закон: с тем, чтобы все бюджетники, врачи, учителя и доктора, получали зарплату из единого бюджетного центра. Это сложная задача, и на нее мы, наверное, сегодня пока не готовы идти. Есть вторая часть: там, где деньги выделяются из центра, так называемые трансферты, Счетная палата будет работать, и работать очень жестко. Я, кстати, вчера попросил президента еще раз вернуться к теме закона о создании региональных структур Счетной палаты. Глава государства полтора года назад внес поправки в закон о Счетной палате, это тоже прецедент, где давал нам право создавать региональные структуры. Отрицательный отзыв. От кого, как вы думаете, мы получили, как ни странно, увы? От исполнительной власти. Поэтому вчера Владимир Владимирович поддержал и эту нашу инициативу.


Но сейчас мы работаем в каком ключе? Мы посылаем наших людей для изучения ситуации на месте. У нас есть специальное направление, которое занимается межбюджетными отношениями, и год назад здесь, в стенах Счетной палаты, была создана ассоциация контрольно-финансовых органов страны, и мы сейчас задействуем потенциал контрольно-счетных органов, в том числе Приморского края. И вы абсолютно правы: даже те небольшие деньги - 600-800, там, те полторы тысячи, которые будет получать на следующий год учитель, если эти деньги не доходят до них, то надо вопрос ставить уже в той жесткой плоскости, с которой вы начали вопрос - о тандеме Генеральной прокуратуры и Счетной палаты и правоохранительных органов. Вот я за этот тандем в этой конкретной ситуации.


Ведущий: Сергей Вадимович, запомнилась многим в уходящем году ваша полемика с Михаилом КАСЬЯНОВЫМ. И я хотел бы спросить, сейчас как вы оцениваете перспективы совместной работы с правительством, тем более что в планах, насколько я знаю, есть, даже планируются совместные заседания коллегии Счетной палаты и правительства?


С. В. Степашин: Во-первых, полемики не было. Я выступил с докладом на Совете Федерации, а мы подотчетны Совету Федерации и ГД, где поставил несколько проблем. Михаил Михайлович мне ответил. Я не полемизировал, со мной полемизировали. Я, кстати, вчера сказал Владимиру Владимировичу о нашей инициативе, присутствовал Алексей КУДРИН, министр финансов и вице-премьер нашего правительства, о том, что по ряду конкретных серьезных проблем, ... в частности мы провели только что ревизию Министерства финансов и всех крупнейших бюджетополучателей, а по сути дела, всего правительства, как был исполнен закон о бюджете 2000-го года. Очень много интересных вопросов, предложений, в том числе и по бюджетной политике. И я предложил Михаилу Михайловичу в начале следующего года провести встречу некоторых членов кабинета министров и членов Коллегии. Вы знаете, я думаю, что такая встреча состоится. Я вообще сторонник такого принципа: у нас одна страна, одно правительство, один президент, одна Счетная палата и одни задачи - чтобы в 2002-м году мы жили не хуже, чем в этом.


Ведущий:Сергей Вадимович, вот по поводу громких дел, которые были в прошлом году, которые были открыты после того, как Счетная палата провела свою проверку, в частности по делу АКСЕНЕНКО, или по делу Министерства путей сообщения. В какой стадии сейчас это дело находится и каковы дальнейшие шаги Счетной палаты и вообще органов власти?


С. В. Степашин: Это, скорее, вопрос к Владимиру УСТИНОВУ, который, по-моему, в последнее время дал достаточно много комментариев на сей счет, в том числе в средствах массовой информации. Я бы здесь внес все-таки определенную коррекцию. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела не по материалам Счетной палаты, часть материалов Счетной палаты Генеральная прокуратура использовала, а по некоторым фактам, насколько я информирован, это собственное расследование Генеральной прокуратуры.


Вы знаете, мы вообще не сторонники - я имею в виду Счетную палату - превращаться в некое подобие правоохранительного органа, именно подобие. Каждый должен заниматься своим делом. Мы-то ведь выходим на конкретные предложения. Самое серьезное предложение, которое, кстати, правительство реализовало - это разделение функций хозяйствующего субъекта и управленческих функций, что было в Министерстве путей сообщения. Вот это самая большая и главная проблема, на которую мы вышли еще два года назад.


Кстати, 3-4 года назад многие материалы проверок Счетной палаты, к сожалению, не были до конца реализованы. И вот вчера, кстати, возвращаясь к нашей встрече Коллегии с главой государства, Владимир Владимирович ПУТИН очень серьезно поставил вопрос о том, что мы много видим, много знаем (я прошу прощения), много сигнализируем, а результативности пока нет, и не только с точки зрения кого-то посадить или не посадить, а с точки зрения выработки механизмов реализации конкретных предложений и конкретных реформ, особенно крупнейших наших монополий. Повысить тарифы легче всего. Кстати, президент вчера пришел немножко позже: он 3,5 часа, даже пообедать не успел, как я выяснил, 3,5 часа занимался проблемами тарифной политики в стране. А это судьба миллионов наших сограждан. Вот вам, пожалуйста, проблема.


Ведущий: Сергей Вадимович, вы один из самых известных политиков у нас в стране, человек с большим политическим опытом и премьерства, и долгие годы вы во власти. В этом году много было разговоров о борьбе вокруг президента, говорили о команде и говорят о команде питерских. Поскольку вы сам выходец из ЛЕНИНГРАДА, из ПЕТЕРБУРГА, как вы относитесь к таким разговорам и причисляете ли вы себя к команде младопитерцев, как говорят, старых питерцев? Как вы вообще относитесь к такого рода журналистским раскладам, оценкам?


С. В. Степашин: Начну с того, что я ленинградец, петербуржец, хотя я родился в ПОРТ-АРТУРЕ, там служил мой отец. Я люблю свой город, у меня там живут родители, сестра, друзья, и я считаю, что это самый красивый город в мире, и в этом плане я себя отношу к питерским. А в политике я себя отношу к людям, которые служат закону. А что касается команды, не команды, я работал в команде Бориса Николаевича ЕЛЬЦИНА. Как уж там случилось в 1999-м году, не будем возвращаться, я считаю, что я работал с ним честно, никогда его не предавал и предавать и сегодня не собираюсь. Я поддерживаю и поддерживал Владимира ПУТИНА, которого я знаю прекрасно 11 лет. И вообще я считаю, государственный чиновник при любом раскладе, если он государственный чиновник, должен поддерживать главу государства, потому что это выбор народа. Не нравится - снимай погоны, снимай чиновничий мундир и иди в либеральную или еще в какую-нибудь партию и выступай себе на здоровье. И особенно мне не нравятся люди, которых во власть притаскивают, и потом через две минуты они начинают обливать грязью того же человека, который его привел в эту власть. Это моя схема.


А насчет питерских, не питерских - это нормально. Вы знаете, ведь это мировая практика. Возьмите БУША. Уж настолько сложившаяся система политических отношений, и то ведь он взял на ближайшие посты тех людей, которых знал или которых хорошо знал его батюшка, скорее я бы так сформулировал. Поэтому президент опирается на тех людей, которых он знает, которым он доверяет и которые, на его взгляд (кстати, и, на мой взгляд, я всех этих наших питерцев знаю великолепно, со многими из них служил еще в начале 1990-х годов), профессиональны.


Расширять географию присутствия во власти, безусловно, нужно. Я знаю много талантливых губернаторов, скажем, ИШАЕВ - могу в пример привести хабаровского губернатора, - много талантливых экономистов, финансистов, политиков у нас есть. Мне очень жалко, что мой друг, блестящий человек, великолепный ученый, организатор и умница Юра БАТУРИН востребован космосом, а не Землей сегодня, я в качестве примера хотел бы привести. И я уверен, что Владимир Владимирович ПУТИН сегодня уже приглядывается ко многим людям не только в моем родном САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.


Ведущий: Сергей Вадимович, что бы вы выделили в качестве главного результата в уходящем году? Осталось буквально два дня, это первый год нового тысячелетия, это второй год второго Президента РФ Владимира ПУТИНА. Что бы вы выделили в качестве главного результата в политике и в экономике в уходящем году?


С. В. Степашин: В экономике это все-таки элементы возрождения отечественной промышленности. Я бы очень скромно это сформулировал, но это так. Это очень важно. Не конъюнктура цен на нефть, не цифры роста ВВП, цифрами мы можем кого угодно смутить. Спросите у стариков и старух и у работников бюджетной сферы, стали они жить лучше или хуже, они вам ответят, иногда по-русски. А то, что ростки отечественной промышленности появились, то, что начали вставать на ноги предприятия, это будущее нашей страны на самом деле.


В политике, безусловно, то, что сделал ПУТИН после 11-го сентября. Я недавно был в США, я поразился: американцы - это американцы; ни о какой коррупции в РОССИИ, то, что было еще полгода назад, ни о стране, которая, вот считается, ну что там с этой РОССИЕЙ разговаривать? - абсолютно другой подход. ПУТИН сделал такой прорыв во внешней политике, который не сделал никто. Может быть, вот это главный политический итог.


Увы, экономический паровоз очень здорово отстал здесь от политики Владимира ПУТИНА, и очень хотелось, чтобы этот тандем... ну, от Владимира ПУТИНА здесь мало что зависит, нужно заниматься конкретной экономикой и решать конкретные вещи. Вот здесь, конечно, важно, чтобы мы подтянули очень серьезно многие вещи: и вопросы внешнего долга, то, о чем говорил я с ЧЕЙНИ в США, и вопросы вхождения в ВТО, и вопросы создания равных условий для российской экономики, уважения нашей страны в целом.


Смотрите, и НАТО перевернул ситуацию. Все это было сделано буквально за две минуты и за три предложения, сказанные главой государства, которые стоят очень дорого.


Ведущий:Ну, и ваш короткий прогноз на будущий год - оптимистический, пессимистический в целом?


С. В. Степашин: Прогноз Счетной палаты один - реальный, а реальность заключается в том, что, я полагаю, серьезных провалов не будет, для этого нет оснований. Проблемы с нефтью, они есть, но, как вы видите, мы регулируем ситуацию с ОПЕК. Главных задачи, наверное, две, если брать экономику: это все-таки определение приоритетов в отечественной промышленности, я еще раз возвращаюсь к этой теме, и второе - все-таки внимательно взглянуть на социальную ситуацию. Многое делается сегодня для повышения зарплаты и бюджетникам, особенно нашим военным, меня эта тема очень волнует, я сам человек, много отдавший военным структурам, разным причем. Нельзя, понимаете, разрывать две вещи: казалось бы, есть успехи в экономике, и в то же время достаточно большое количество населения оказывается за чертой бедности. Я не хочу сравнивать с АРГЕНТИНОЙ, там другая ситуация. Слава Богу, мы в 1998-м году КАВАЛЛО не послушали, он сюда приезжал нас учить после кризиса, я сам участвовал на этой встрече в августе 1998-го года. Это другая ситуация. Но перегрева, социального недоверия не должно быть. У ПУТИНА сегодня колоссальный рейтинг, рейтинг обоснованный, но он должен опираться все-таки на то, чтобы большая часть людей жила лучше и мы наконец начали формировать то, что называется средним классом - это опора любой страны, любой власти, любого демократического государства.


Ведущий: Сергей Вадимович, спасибо вам большое за такой подробный ответ на все вопросы, и судя по тому, как вы отвечаете, Счетная палата, видимо, сворачивать гласность в работе не собирается.


С. В. Степашин: Нет, только я не хотел бы, чтобы термин "гласность" конца 80-х привел к результатам конца 80-х. Здесь тоже передавливать нельзя. Спасибо. С наступающим Новым годом.

http://www.ach.gov.ru/psp/in/08.php

Док. 303635
Перв. публик.: 19.12.01
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 360

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``