В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на пленарном заседании Государственной Думы 18 октября 2001 года Назад
Тезисы выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на пленарном заседании Государственной Думы 18 октября 2001 года
О работе Счетной палаты
Российской Федерации в 2000 - 2001 годах


1. Отчет о работе Счетной палаты за 2000 год был представлен в Государственную Думу еще в апреле этого года.

2. За 2000 год и 9 месяцев 2001 года проведено 613 проверок более чем на 2200 объектах почти во всех регионах. Сумма выявленного нецелевого использования бюджетных средств за 2000 год - 23,2 млрд. рублей с учетом недопоступления налоговых и таможенных платежей. В федеральный бюджет возвращено 4,6 млрд. рублей. По поручениям палат Федерального Собрания, обращениям депутатов проведено 77 контрольных мероприятий.

В 2000 году завершены проверки РАО "ЕЭС России", "Газпрома", "ОНАКО", "Славнефти", "Росвооружения", "Автосельхозмашхолдинга", ОРТ, ВГТРК, Чеченской Республики. В 2001 году мы проверили МПС, Нижегородскую и Калининградскую области, использование средств, выделенных на ликвидацию последствий наводнения в г. Ленске.

В 2000 году проведены ревизии бюджетов сразу двух лет - 1998 и 1999. В настоящее время Счетная палата завершает подведение итогов ревизии бюджета за 2000 год.

По результатам проведенных в 2000 и 2001 годах контрольных мероприятий направлено более 900 представлений.

3. По представлениям Счетной палаты Минфин России ввел новый порядок учета доходов и их распределения между бюджетами разных уровней по установленным нормативам. Изменен порядок уплаты налогов в ЗАТО. Прекращена практика заключения неправомерных соглашений по уплате налоговых платежей с "Газпромом". Взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетами Башкортостана и Татарстана приведены в соответствии с федеральным законодательством.

Вместе с тем в ряде случаев Правительство самоустраняется от рассмотрения наших представлений.

4. Для повышения результативности работы особое внимание уделялось взаимодействию с Президентом России, правоохранительными органами, контрольно-счетными органами субъектов федерации.

Президенту России за 2000-2001 годы направлено около 60 информационных писем.

Организована совместная работа с ФСБ, ФСНП, МВД и прокуратурой почти по 90 контрольным мероприятиям. За 2000 год и 9 месяцев 2001 года по нашим материалам возбуждено 48 уголовных дел.

К концу 2001 года Счетная палата планирует заключить соглашения о сотрудничестве со всеми действующими контрольно-счетными органами субъектов федерации. Все больше проверок мы стараемся проводить совместно с ними.

ЕВРОСАИ принято решение о проведении очередного Конгресса этой организации в 2002 году в Москве. Председатель Счетной палаты России в течение трех лет будет Председателем ЕВРОСАИ.

5. Основные задачи на ближайшую перспективу. Первостепенное значение будет придаваться проблеме внешнего долга. Это касается как достоверности и полноты учета, так и эффективности управления долгом.

Счетная палата сократит число проверок, которые давали мало эффекта, требовали много средств и к тому же нередко были ангажированы.

Больше внимания будет уделяться анализу финансовых рисков в сфере формирования и использования государственных финансовых ресурсов, разработке стандартов государственного аудита и внедрению современных стандартов отчетности ИНТОСАИ.

Большое значение мы намерены придавать проблеме эффективности использования государственного имущества. (Счетная палата проводила предварительную предпродажную оценку "ОНАКО", оценивала эффективность работы "Славнефти". При проверке "Роснефти" мы добились возврата активов "Краснодарнефтегаза". Прорабатывался также вопрос о целесообразности продажи части акций "ЛУКойла").

Счетная палата предлагает установить порядок, согласно которому приватизация предприятий, имеющих стратегическое значение, осуществляется только после представления Счетной палатой заключения о предпродажной подготовке и начальной цене.

В субъектах федерации будут продолжены комплексные проверки вроде тех, которые были осуществлены в Чечне, Калмыкии, Нижегородской и Калининградской областях. Большое внимание будем уделять межбюджетным отношениям.

В связи с переговорами о присоединении России к ВТО Счетная палата планирует проанализировать эффективность тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Будет повышена эффективность контроля за состоянием налогового процесса и сбором налогов в регионах, в отраслях экономики и крупных хозяйственных комплексах. Объектами пристального внимания останутся уплата акцизов на спирт и алкогольную продукцию, прохождение налоговых платежей через банковскую систему.

6. Необходимо дальнейшее совершенствование закона о Счетной палате в плане предоставления ей права обращаться в суды и арбитражные суды в защиту государственных интересов в связи с выявленными финансовыми нарушениями, списывать в безакцептном порядке незаконно удерживаемые бюджетные средства со счетов федеральных органов исполнительной власти, применять административные меры пресечения экономических и финансовых правонарушений.

Нуждается в изменении порядок финансирования Счетной палаты.

Для повышения ответственности государственных органов за нарушения при исполнении бюджетов и управлении государственной собственностью нужно внести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Настало время внести изменения в закон о Центральном банке. Пока существует коллизия законов о Счетной палате и о Центральном банке, который открыт перед иностранными аудиторскими фирмами и фактически закрыт для Счетной палаты и Государственной Думы.

Важно принять на федеральном уровне рамочный закон в отношении контрольно-счетных органов субъектов федерации, который бы определил их статус. В регионах его ждут.

Необходимо определить порядок рассмотрения предложений законодательного характера, содержащихся в наших отчетах. Важно также законодательно прописать процедуру представления к нам на финансовую экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение.

18 октября 2001 года
http://www.ach.gov.ru/psp/dv/10.php


Док. 303649
Перв. публик.: 18.10.01
Последн. ред.: 14.05.07
Число обращений: 365

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``