В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на VII конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 27 января 2005 г Назад
ТЕЗИСЫ выступления Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина на VII конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 27 января 2005 г
Уважаемые коллеги, участники Конференции!

VII конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации проходит в условиях, когда мы отмечаем юбилей - 10-летие Счетной палаты Российской Федерации.

Десять лет работы Счетной палаты - это возврат государству десятков миллиардов рублей, выявление огромного объема незаконно либо неэффективно использованных средств, последовательная борьба с коррупцией, деятельное участие в создании единой системы внешнего финансового контроля на всей территории Российской Федерации. Это - прямой диалог с гражданами. За эти годы сделан ощутимый шаг на пути формирования гражданского общества. Оно получило реальную возможность через избранный им Парламент и формируемую совместно с всенародно избранным Главой государства Счетную палату производить аудит государства или, иначе говоря, внешний контроль в финансово-бюджетной сфере.

Столь масштабные задачи Счетная палата решает в тесном сотрудничестве со своими коллегами-единомышленниками из регионов. В декабре 2000 года, почти 5 лет назад, мы создали Ассоциацию контрольно-счетных органов, призванную консолидировать усилия органов внешнего финансового контроля всех трех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

История Счетной платы начинается не с чистого листа. Подобное учреждение было впервые сформировано в России еще при царе Алексее Михайловиче Романове в 1656 году и называлось оно очень созвучно нашему - Счетный приказ. Так что в будущем году мы будем отмечать еще один, 350-летний, юбилей.

На многих этапах истории России предпринимались попытки организовать внешний, независимый от исполнительной власти контроль за распоряжением государственными финансовыми и материальными ресурсами. Но только принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепившей демократические основы новой российской государственности, позволило приступить к практической организации такого контроля.

14 января 1995 года вступил в силу Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации". Началось формирование этого важнейшего конституционного органа финансового контроля.

В весьма сжатые сроки Счетная палата сумела наладить работу, и заявила о себе как о серьёзном и бескомпромиссном контрольном органе.

За первый пятилетний период проведена огромная организационная, контрольно-ревизионная, аналитическая и методологическая работа, в результате которой Счетная палата завоевала авторитет и уважение как контрольный орган, ведущий борьбу с финансовыми злоупотреблениями, как достоверный источник информации о деятельности исполнительной власти в сфере распоряжения государственными финансовыми и материальными ресурсами.

Большая заслуга в этом первого Председателя Счетной палаты Хачима Мухамедовича Кармокова, членов Коллегии Счетной палаты, всех сотрудников.

В 2000 году после избрания Президентом Российской Федерации Владимира Владимировича Путина начался новый этап деятельности Счетной палаты Российской Федерации, характеризующейся более тесным взаимодействием Счетной палаты с Главой государства и правоохранительными органами.

Президент установил традицию регулярных встреч с Председателем Счетной палаты, на которых обсуждаются результаты проводимых проверок, докладываются аналитические материалы. Последняя такая встреча состоялась 24 января т.г. В ходе встречи Президент поздравил Счетную палату Российской Федерации и всех ее сотрудников с нашим юбилеем, 10-летием со дня образования. В декабре 2001 года глава государства провел встречу с членами Коллегии Счетной палаты. Все это придало новый импульс процессу становления внешнего финансового контроля.

В целях повышений эффективности реагирования правоохранительных органов на результаты проводимых проверок Счетная палата на новом этапе своей деятельности заключила соглашения о взаимодействии с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Федеральной службой налоговой полиции, Министерством по налогам и сборам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Высшим Арбитражным Судом.

В результате только за два последних года правоохранительные органы уведомили Счетную палату о возбуждении по ее материалам 539 уголовных дел. Всего же за десятилетний период по нашим материалам было возбуждено более 700 уголовных дел.

И надо сказать, что эти уголовные дела касаются весьма чувствительных для бюджетной системы проблем, например, внешнего долга российских регионов. Так, мы получили уведомление прокурора Калининградской области о завершении следствия по факту преступной халатности должностных лиц администрации области при подписании кредитного соглашения с "Дрезднербанком А.Г." (Германия) и причинением существенного ущерба российским государственным интересам. Следственными органами на основании наших материалов предъявлено обвинение бывшему губернатору области господину Горбенко, который, кстати, уже больше полутора лет знакомится с материалами дела и все пытается судиться со мной, за то, что в одной из телевизионных передач получил характеристику - "нечист на руку". О ситуации с кредитом в Калининградской области Генеральный прокурор говорил в присутствии Президента России на итоговом совещании в Генеральной прокуратуре в январе с.г.

В конце прошлого года мы провели в Счетной палате совместное совещание с Генеральной прокуратурой, подвели итоги сотрудничества и пришли к выводу о необходимости расширения и укрепления этого сотрудничества на территории всей России. Генеральный прокурор Владимир Васильевич Устинов и я подписали соответствующий протокол.

Однако при всей важности работы по выявлению финансовых злоупотреблений и соблюдению принципа неотвратимости наказаний, такая работа не является самоцелью для Счетной палаты. Для нас главное - создать условия, при которых нарушений финансовой дисциплины было бы как можно меньше. Именно на превентивную работу по предупреждению нарушений в финансово-бюджетной сфере и направляли мы свои основные усилия в последние годы.

Парламенту и Правительству направлены десятки серьезных предложений по совершенствованию государственного финансового контроля и бюджетного процесса в целом. При оценке обоснованности проектов федерального бюджета на очередной финансовый год мы научились тесно взаимодействовать с Правительством, что позволяет Минфину уже на ранних стадиях бюджетного процесса учитывать замечания и предложения Счетной палаты. Такая практика получила неофициальное название - нулевое чтение бюджета.

Основным видом нашей деятельности всегда оставалась контрольно-ревизионная деятельность. За десятилетие Счетная палата провела около 4000 контрольных мероприятий, которыми было охвачено почти 17000 объектов, расположенных на территории практически всех субъектов Российской Федерации. Многие проверки осуществлялись в тесном взаимодействии с региональными контрольно-счетными органами. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила более 900 миллиардов рублей, а возврат средств в федеральный бюджет в связи с проверками Счетной палаты Российской Федерации составил более 66 миллиардов рублей.

По итогам контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Министерству финансов, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса за десятилетие было направлено 5200 представлений и предписаний.

Хочу отметить, что мы регулярно информируем общественность о результатах своей деятельности. В результате, по данным независимых рейтинговых агентств, Счетная палата по степени информационной открытости прочно вошла в первую пятерку российских федеральных структур. Публичность - один из главных инструментов в нашей работе.

В современных условиях партнерские отношения общества и государства являются тем фундаментом, без которого невозможно достижение социально значимых целей, решения важных государственных задач. Одной из таких задач является повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и бюджетов всех уровней. Особенно это актуально сейчас, когда в стране идут крупные реформы - как в сфере бюджетного планирования (мы переходим к бюджету, ориентированному на результат), так и в сфере повышения качества государственных услуг.

Я уже не раз приводил такой образный пример. Если сравнивать Россию с акционерным обществом, то всех граждан можно считать акционерами, которые доверили государству управлять своими общественными ресурсами и активами.

С этой точки зрения Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации есть не что иное, как Ревизионная комиссия. И наша задача - предоставлять людям объективную информацию о том, насколько правильно и эффективно органы исполнительной власти тратят деньги налогоплательщиков на достижение поставленных целей.

За последние пять лет существенно расширилось международное сотрудничество Счетной палаты Российской Федерации с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, с их международными объединениями. В 2000 году по инициативе Счетной палаты было положено начало многостороннему сотрудничеству высших органов финансового контроля государств - участников Содружества Независимых Государств. На состоявшемся в Москве совещании руководителей этих органов был образован Совет руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ.

В 2001 году по инициативе Счетной палаты Российской Федерации в рамках ИНТОСАИ была создана Рабочая группа по борьбе с международным отмыванием денег. Важно надежно перекрыть источники финансирования международного терроризма. Например, сегодня нередко возникают ситуации, когда гражданин одной страны, объявленный в международный розыск, находясь на территории другого государства, финансирует политическую или иную деятельность групп, которые на его родине квалифицированы как преступные. Счетная палата выступает за включение в программы международного сотрудничества пункта, привлекающего внимание к этой проблеме.

В мае 2002 года в Москве был проведен V Конгресс ЕВРОСАИ. В работе Конгресса приняли участие Президент России, представители обеих палат Парламента, делегации российских регионов и высших органов финансового контроля из более чем 40 государств мира. В соответствии с уставом организации Председатель Счетной палаты Российской Федерации на период с 2002 по 2005 год стал Президентом ЕВРОСАИ.

Сегодня у Счетной палаты почти четыре десятка соглашений о двустороннем сотрудничестве с высшими органами финансового контроля зарубежных стран. Материалы о международном опыте, полученные в ходе взаимодействия с контрольными органами зарубежных стран, широко используются в практической деятельности Счетной палаты, в частности, в разработке ревизионных стандартов, в совершенствовании планирования работы, методологии контроля и организации переподготовки кадров. В этой работе заинтересованы и наши коллеги из регионов.

По примеру зарубежных стран, активно использующих специальную форму аудита - аудит эффективности, Счетная палата, руководствуясь положениями статьи 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", также стала широко применять эту форму в своей практике.

При этом Счетная палата тесно сотрудничает в рамках российско-канадского проекта с Управлением Главного аудитора Канады. Первый этап этого проекта - "Переход от финансового аудита к аудиту эффективности расходования средств федерального бюджета" был успешно завершен в 2004 году. В настоящее время в рамках Ассоциации реализуется второй этап, предусматривающий внедрение аудита эффективности в практику деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Сегодня мне как председателю Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации вместе с членом Совета Федерации Валентином Семеновичем Чернявским и депутатом Государственной Думы Николаем Николаевичем Гончаром предстоит подписать программу и план реализации данного проекта. В рамках проекта Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации намерены проводить аудит эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации. Об этом более подробно расскажет в своем выступлении аудитор Счетной палаты Валерий Павлович Горегляд.

Президент России поставил задачу: удвоить экономический потенциал страны и обеспечить ее конкурентоспособность на международном уровне, преодолеть бедность. Для этого необходимо более эффективно использовать имеющийся у нас потенциал. Пока же бюджет несет потери из-за нерешенности ряда проблем налогообложения (акцизы, землепользование, недропользование), отсутствия эффективной системы управления государственным имуществом.

Итоги контроля за учетом, приватизацией и управлением государственной собственностью свидетельствуют о том, что существующие механизмы управления не позволяют с должной эффективностью использовать федеральную собственность. Вполне очевидно, что необходимы экстренные меры, способствующие созданию единой системы управления государственным имуществом. Стоимость активов государства (недвижимое имущество, земля, недра, водные ресурсы, лесной фонд, акции, интеллектуальная собственность и так далее) составляет триллионы рублей. Эффективное использование и распоряжение указанными активами позволило бы многократно увеличить федеральный бюджет и бюджеты регионов. Но коррупция, отсутствие персональной ответственности за принимаемые решения, слабость публичного контроля способствует использованию значительной части активов в теневой экономике, которая, как известно, служит важным источником финансирования террористов и преступного мира.

До сих пор не определен единый балансодержатель активов казны государства, отсутствуют достоверные сведения о количестве и текущем состоянии объектов федеральной собственности. Не определена целевая принадлежность для большинства объектов федеральной собственности, отсутствуют сведения об эффективности ее использования, не сформирована полноценная вертикаль управления федеральным имуществом, не принимаются меры по повышению уже существующих механизмов использования федеральных активов.

Результаты контроля расходов федерального бюджета на международную деятельность позволяют сделать вывод о том, что учет зарубежной федеральной собственности не налажен, не произведена достоверная оценка зарубежного имущества. Установлены многочисленные случаи учета балансовой стоимости объектов за рубежом по существенно заниженной и даже нулевой балансовой стоимости. Вскрыты факты незаконного владения государственным имуществом частными структурами, не предпринимаются эффективные меры по реальному сокращению расходов федерального бюджета на содержание недвижимого имущества за рубежом.

При осуществлении контроля расходов федерального бюджета за государственным долгом и движением средств федерального бюджета в кредитных организациях Счетной палатой выявлены существенные нарушения в учете.

В ходе контроля расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны установлено, что реального повышения качественных параметров Вооруженных сил Российской Федерации пока не произошло. А между тем, по оценке Генерального прокурора Российской Федерации, если сложить все, что наворовали и разбазарили только за два последних года, то получится треть месячной потребности на выплату денежного содержания всем военнослужащим (более 1,7 миллиардов рублей).

Предлагая меры по совершенствованию всей бюджетно-финансовой системы, нужно стремиться к тому, чтобы еще на законодательном этапе предотвращались бы массовые финансовые нарушения. С этой целью мы стремимся укрепить связи Счетной палаты с бюджетными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации.

Во многом благодаря нашим совместным усилиям законодатели закрыли так называемые "внутренние оффшоры" в ряде российских регионов, используя которые нефтяные компании недоплачивали налогов на десятки миллиардов рублей.

Приоритетными вопросами, рассматриваемыми Счетной палатой при подготовке аналитических материалов, были вопросы реформирования естественных монополий, развития инвестиционных процессов в России, вопросы пенсионной реформы. Эти вопросы нашли свое отражение в соответствующих аналитических записках Счетной палаты.

По нашему мнению, все еще несовершенны межбюджетные отношения. Планируемая финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не покрывает расходных обязательств регионов. Подходы к реализации программ развития регионов не отвечают требованиям комплексного решения задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, допускаются корректировки утвержденных программных мероприятий, в конечном итоге поставленные цели не достигаются. Для нас очевидна настоятельная необходимость оптимизации межбюджетных отношений и мы с этой целью не раз вносили конкретные предложения. Об этом более подробно расскажет аудитор Счетной палаты Сергей Николаевич Рябухин.

В последние годы нами уделялось много внимания совершенствованию экспертно-аналитической деятельности. За ограниченностью времени остановлюсь только на двух наших работах, получивших общественный резонанс.

О приватизации. Проблема приватизации продолжает будоражить людей. Различные политические силы спекулируют на ней, постоянно используют ее для нагнетания страстей в обществе. От этой проблемы отмахиваться нельзя. Людям нужно объяснить, где было хорошо, а где - плохо, зачем все это было нужно и почему так получилось. Когда Коллегия Счетной палаты принимала решение о проведении анализа итогов приватизации за десятилетний период, мы прежде всего ставили перед собой задачу подвести логическую черту под проведенной приватизацией. С этой точки зрения я бы сравнил наше экспертно-аналитическое мероприятие с инструментальным диагностическим исследованием. Мы делаем "пациенту" рентген или компьютерную томограмму и описываем полученные результаты. А вот какой поставить диагноз и, тем более, какое назначить лечение, решать уже Президенту Российской Федерации, Парламенту, Правительству, правоохранительным и судебным органам.

Одно могу сказать: мы выявили колоссальные противоречия в законодательстве, регламентирующем процесс приватизации - особенно в вопросах недропользования и природных богатств. Поэтому для нас было важно сформулировать конкретные предложения с целью недопущения правонарушений при дальнейших этапах приватизации. Ведь, по оценкам, экономистов, в том числе и зарубежных, в России приватизировано около 30 процентов того, что мы называем национальным достоянием. На повестке дня у Правительства приватизация земли, железнодорожного транспорта, объектов науки, образования и т.д. Нельзя повторять ошибки первого этапа.

Важнейший вопрос: Счетной палате предстоит мониторинг взбудоражившего общество закона о монетизации. Кстати, проверку по монетизации мы запланировали еще в прошлом году. Счетная палата проводила анализ закона и давала свои замечания, из них порядка 70 процентов были учтены.

Для нынешней проверки определены регионы, в том числе и мой родной Питер. Контрольное управление Президента будет параллельно с нами также участвовать в этой работе. Взаимный обмен информацией позволит составить реальную картину для принятия оперативных решений. Первые итоги будут обнародованы в конце марта.

Наша цель - не поставить под сомнение принятый закон, а найти в нем слабые места. Некоторые уже очевидны сегодня. Это - ситуация с транспортными льготами. Также не были просчитаны финансовые возможности региональных бюджетов, а также предстоящие расходы в связи реформой ЖКХ и либерализацией цен на лекарственные препараты.

Еще одна важная задача - определить, дошли ли до регионов те деньги, которые им были выделены из федерального бюджета. В этой работе мы очень рассчитываем на помощь контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, вынужден в который раз останавливаться на проблемах правового обеспечения нашей деятельности. В плане весенней сессии Государственной Думы не предусмотрено рассмотрение ни одного законопроекта, касающегося жизненно важных вопросов финансового контроля. Единственная поправка, принятая за последние годы (кстати, по нашей инициативе) связана с назначением Председателя Счетной палаты и его заместителя.

Да, теперь, кандидатуры Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты будет предлагать Президент России. При этом критики указанного законопроекта как-то не замечают того факта, что оба должностных лица, как и прежде, остаются вне прямого подчинения Главе государства, так как назначаются не им, а Парламентом. Причем Президент страны, как Вы знаете, не входит в систему исполнительной власти. Участие же в этой процедуре Главы государства поднимает статус высшего органа государственного финансового контроля на более высокий уровень, гарантирует организационную и функциональную независимость Счетной палаты. По аналогии с высшими судебными инстанциями и Генеральной прокуратурой. Это можно только приветствовать. Безусловно, новая практика назначения руководства Счетной палаты вписывается в рамки административной реформы, проводимой Президентом России. Кстати, подобная практика апробирована в ряде российских регионов и дает скорее положительные, чем отрицательные результаты.

Однако действующее федеральное законодательство практически не регламентирует организацию финансового контроля на региональном, а тем более на муниципальном уровне, оставляя это на усмотрение региональных и местных органов власти.

Не могу не отметить ситуацию, складывающуюся вокруг создания муниципальных контрольно-счетных органов. Процесс их формирования идет крайне медленно. С момента принятия нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а это октябрь 2003 года, их создано всего девять. А ведь количество муниципальных образований к 2006 году увеличится более чем в 2 раза - с 11,5 тысяч до 24 - 25 тысяч. При этом каждое муниципальное образование будет иметь выборные органы и бюджет, достаточный для решения вопросов местного назначения. Кто и как будет контролировать этот бюджет? Никто, похоже, не знает.

Органы местного самоуправления весьма произвольно определяют полномочия контрольно-счетных органов, вопрос об их создании зависит скорее от политической и экономической конъюнктуры, складывающейся в конкретном муниципалитете и от желания отдельных руководителей, нежели от общепризнанных принципов демократии. По нашему мнению, необходимо внести такие изменения в закон, которые предусматривали бы обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления контрольно-счетных органов городских округов.

Органы прокуратуры все более дотошно и внимательно изучают в порядке надзора законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе законы о контрольно-счетных органах. Пробелы в законодательстве приводят к таким ситуациям, когда органы, призванные осуществлять финансовый контроль, отвлекают свои силы на то, чтобы защитить свой статус и отстоять свои полномочия.

Так, недавно в Верховном Суде состоялось слушание дела в кассационном порядке по признанию противоречащим законодательству положения закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, который наделяет Контрольно-счетную палату статусом юридического лица. Казалось бы, какое тут может быть противоречие? Но прокуратура округа его нашла. Надо отдать ей должное, она проявила верх юридического искусства. В кавычках, конечно. К счастью, и Верховный Суд, и Генеральная прокуратура были на нашей стороне. Но трудно найти понимание с местными властями, которым пришлись не по нраву даже первые шаги на этапе становления Контрольно-счетной палаты округа. Округа, в котором собственные доходы не превышают 7 процентов бюджета. Всеми силами власти округа пытаются задушить ими же созданный орган финансового контроля. О сложившейся ситуации я проинформировал полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе.

Острая ситуация сохраняется в Калужской области, где оспорен ряд положений, имеющих принципиальное значение для осуществления финансового контроля. Верховный Суд в кассационном и надзорном порядке отклонил жалобы Контрольно-счетной палаты области. Проблема носит кризисный характер для законодательства всех субъектов Российской Федерации. Контрольно-счетная палата Калужской области вынуждена была подать надзорную жалобу на имя Председателя Верховного Суда России.

Информирую участников Конференции о том, что создана рабочая группа по проблемам законодательного обеспечения внешнего государственного финансового контроля. Ее возглавил опытный юрист, Руководитель аппарата Счетной палаты Сергей Михайлович Шахрай. В рабочую группу вошли и представители Генеральной прокуратуры. Мы будем благодарны, если к этой работе подключиться и Верховный Суд.

Уважаемые коллеги! Начатые в Российской Федерации широкомасштабные реформы государственного управления и местного самоуправления требуют осуществления адекватной модернизации системы внешнего финансового контроля как одного из важнейших условий обеспечения гарантий результативности проводимых преобразований. Что для этого надо? Назову основные направления совершенствования деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации на среднесрочный период. Мне видятся следующий ряд приоритетных задач.

Первое. Содействие формированию и становлению контрольно-счетных органов во всех субъектах Российской Федерации. Кстати, на днях Председатель Правительства Республики Хакасия Алексей Иванович Лебедь заявил на Коллегии Счетной палаты, что к 60-летию Великой Победы в Республике будет создана самостоятельная Счетная палата. Таким образом, останется в гордом одиночестве Республика Северная Осетия - Алания, где как не было, так и нет должной финансовой дисциплины, о чем свидетельствуют проверки Счетной палаты России.

Второе. Внедрение аудита эффективности на всех стадиях бюджетного процесса, совершенствование контроля за деятельностью органов власти по управлению и распоряжению государственной собственностью, обеспечение эффективности управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.

Третье. Совершенствование научно-исследовательского, правового и методического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля, его стандартизация, создание постоянно действующего антикоррупционного мониторинга правовых актов.

Четвертое. Дальнейшее укрепление единства бюджетной системы Российской Федерации и системы государственного и муниципального финансового контроля на всех ее уровнях, организация совместных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий. Счетная палата должна продолжить работу по координации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в решении задач по обеспечению эффективного и рационального использования финансовых ресурсов на каждом уровне бюджетной системы, повышению качества регионального и муниципального управления, достижению прозрачности и подконтрольности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Пятое. Расширение и совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти и правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве. В частности, пользуясь присутствием на нашей Конференции руководителя федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергея Юрьевича Павленко, хочу предложить ему разработать и подписать план совместных действий в области финансового контроля. Давно назрела необходимость более тесного сотрудничества с контрольными органами Минфина, но, к сожалению, раньше как-то не удавалось должным образом решить эту проблему.

Шестое. Развитие современных информационных технологий в сфере государственного и муниципального контроля.

Седьмое. Повышение прозрачности бюджетов всех уровней, ведущей к повышению эффективности работы по предоставлению государственных услуг гражданам, совершенствованию механизмов внутреннего контроля, препятствующего отмыванию денег, совершению таких экономических преступлений, как мошенничество и коррупция.

Также мы должны способствовать обеспечению информационной открытости в деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации в целях повышения эффективности "обратной связи" между государственной властью и гражданским обществом.

Восьмое. Анализ и экспертная оценка работы контрольно-счетных органов, входящих в Ассоциацию, выдача им сертификатов о соответствии современным требованиям.

Девятое. Профессиональная подготовка, повышение уровня квалификации сотрудников контрольно-счетных органов, осуществляемые через Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты и учебно-методические центры в федеральных округах.

Десятое. Укрепление международных связей. Принимая во внимание активное участие России в делах мирового сообщества, в том числе в борьбе с международным терроризмом, в пресечении различных способов его финансирования, Счетная палата должна добиваться лидирующих позиций в определении стратегических направлений деятельности ИНТОСАИ и ее региональных организаций, расширять возможности для участия в проведении различных проверок международного уровня, активно влиять на разработку и внедрение новых международных стандартов аудиторской и контрольной деятельности.

Одиннадцатое. Расширение сотрудничества с отечественными общественными и иными организациями, деятельность которых способствует повышению эффективности государственного управления и контроля. В частности, с Российским союзом налогоплательщиков.

Эта общественная организация была создана год назад при непосредственной поддержке Счетной палаты. Мы видим в нем что-то вроде добровольных отрядов "народного финансового контроля", которые, надеюсь, будут со временем работать практически во всех субъектах Российской Федерации. Возглавляет Союз аудитор Счетной палаты Пансков Владимир Георгиевич. В числе руководителей также - Шахрай Сергей Михайлович.

Союз не ограничивается защитой прав налогоплательщиков. Его главная задача - вовлечение общественности в контроль за действиями органов власти в бюджетной сфере. Надеюсь, что наше первое соглашение о сотрудничестве с общественной организацией - с Российским союзом налогоплательщиков - станет началом большой и плодотворной совместной работы.

Уважаемые коллеги, друзья! Английский экономист Джон Стюарт Миль как-то сказал: "Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства образующих его личностей". Развивая эту бесспорную мысль, добавлю, "а также от достоинства создаваемых государством институтов". Позвольте выразить уверенность, что авторитет, честь и достоинство институтов финансового контроля, благодаря нашей совместной деятельности, всегда будут находиться на должном уровне! Хочу пожелать всем нам в этом успехов!

Благодарю за внимание!

http://www.ach.gov.ru/psp/dv/34.php

Док. 303939
Перв. публик.: 27.01.05
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 462

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``