В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главный энергетик России продемонстрировал любовь к искусству Назад
Главный энергетик России продемонстрировал любовь к искусству
КАК УЖЕ сообщалось в Российской газете, руководитель РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс для жителей Калужской области отныне не только главный энергетик страны, ответственный за миллионы лампочек, но и меценат, продолжающий лучшие традиции российской благотворительности. Еще бы! 15 ноября Чубайс в торжественной обстановке лично вручил директору Калужского музея документ на право владения уникальной коллекцией из 150 гравюр современных российских художников.

Событие это для калужских музейщиков, без преувеличения, неординарное. И неудивительно, что Чубайса в Калуге принимали как отца родного. Музейные работники вполне искренне объяснялись ему в любви, а глава администрации области проводил недвусмысленные параллели с Третьяковым, Морозовым и Васильевым.

...Первый крупный акт дарения в истории Калужского областного художественного музея состоялся 85 лет назад. Весной 1917 года калужский врач Н. Васильев завещал в дар родному городу свою коллекцию картин русских и зарубежных художников. Коллекция насчитывала несколько десятков произведений, среди которых работы таких корифеев отечественной живописи, как Д. Левицкий, В. Тропинин, Н. Ярошенко, А. Саврасов, И. Айвазовский, К. Коровин и другие.

С этого момента и ведет свою историю Калужский музей. За прошедшие 85 лет никто ничего музею не дарил, так что его фонды практически не пополнялись. И вот теперь второй крупный акт дарения гравюр.

Имена Сергея Чернышева, Вадима Фролова, Владимира Косынкина, Ольги Чернышевой и Александра Сорокина обывателю, возможно, ничего не говорят. Зато в художественных и искусствоведческих кругах эти мастера пользуются заслуженной известностью. Все они работают в редкой для нашего времени технике - гравюре. Традиция вырезать изображение на листе металла или куске древесины появилась в России в эпоху Петра I. Великий реформатор, помимо всего прочего, привез в Россию голландских граверов, которые выучили своему ремеслу российских художников. В XX веке традиции гравюры продолжили советские мастера В. Фаворский и А. Кравченко. А в конце столетия - целая плеяда молодых талантливых художников, произведения которых и украсят экспозицию Калужского музея.

Гравюры, переданные на хранение в Калужский музей, были собраны московскими художниками и подарены Российскому фонду культуры. РФК, как известно, в течение семнадцати лет служит своеобразным посредником между художниками и коллекционерами, с одной стороны, и музеями - с другой. За это время в Российский фонд культуры поступило более ста тысяч произведений искусства и предметов старины. На сегодняшний день, как отметила на церемонии в Калужском музее представитель фонда, генеральный продюсер фестивалей российского искусства в Каннах Анна Михалкова, 80 тысяч произведений уже переданы на постоянное хранение российским музеям, в том числе и провинциальным.

И 150 калужских гравюр - акция из той же серии. Подарить их Калужскому областному музею руководителей фонда как раз и уговорил Анатолий Чубайс, который, по его собственным словам, питает к Калужской земле особые чувства. Руководство фонда согласилось. РАО ЕЭС России выделило необходимые средства. Гравюры соответствующим образом оформили, или, как любят говорить галерейщики, одели, и доставили в Калугу.

Не секрет, что фонды российских провинциальных музеев сегодня практически не пополняются. Средств, выделяемых местными администрациями, с трудом хватает лишь на сохранение уже имеющейся экспозиции. А тут в одночасье коллекция пополнилась сразу на 150 единиц хранения! О такой удаче любой провинциальный музей может только мечтать.

Впрочем, с именем Чубайса в культурной жизни Калужской губернии связано еще одно, не менее значимое событие - возрождение Дома-музея Святослава Рихтера в Тарусе.

Когда-то, еще в начале 1950-х годов, Святослав Теофилович, путешествуя по Оке, присмотрел домик бакенщика, стоявший на живописном берегу близ Тарусы. В домике уже давно никто не жил: к тому времени бакены на Оке стали электрическими, и необходимость зажигать их каждый вечер вручную отпала. Рихтер купил этот домик, основательно его перестроил и даже прожил в нем несколько лет.

Именно здесь Святослав Теофилович репетировал свою знаменитую концертную программу 1960 года, которой рукоплескала Америка. В 1992 году был создан Тарусский фонд Святослава Рихтера, и бывший домик бакенщика был передан фонду. Здание планируется использовать для проведения мастер-классов, а также в качестве места, где выдающиеся композиторы и исполнители могли бы творить вдали от городской суеты.

Планы эти могли бы быть реализованы еще лет десять назад, если бы не одно существенное но: в домике бакенщика не было электричества. Теперь эта проблема решена, и не без участия Чубайса. Летом сего года, проезжая по Калужской области, Анатолий Борисович заглянул в Тарусу. Представители Фонда, воспользовавшись случаем, пожаловались главе РАО ЕЭС на бедственное состояние дома-музея Святослава Рихтера. Анатолий Борисович отреагировал адекватно и тут же поручил главе Калугаэнерго помочь Фонду Рихтера со светом. Через месяц свет в бывшем домике бакенщика был.

Об этой трогательной истории собравшимся на церемонии в Калужском музее поведала генеральный директор Тарусского фонда Святослава Рихтера Э. Орлова. В ответ на слова благодарности Анатолий Борисович заявил, что прекрасно понимает огромное значение Тарусы для отечественной культуры и считает своим долгом помогать Фонду Святослава Рихтера и дальше. В подтверждение своих слов глава РАО ЕЭС России подарил г-же Орловой гравюру подмосковного художника Вацлава Зелинского Мир музыки. Так что общее количество гравюр от Чубайса, доставшихся калужанам, составило 151.


Дмитрий Ковалев
"Российская газета"
20.11.2003
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001983


Док. 310934
Перв. публик.: 20.11.03
Последн. ред.: 29.05.07
Число обращений: 309

  • Чубайс Анатолий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``