В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Титанически живой. Назад
Титанически живой.
Александр Розенбаум ходит в лаптях и судит всех за непрофессионализмИстория абсолютно реальная. Пять лет назад на доске объявлений одного из корпусов Томского госуниверситета можно было увидеть неказистую записку следующего содержания: "Дорогая Александра! Я устал тебя ждать. Когда ты будешь читать эти строки, я уже буду лететь в самолете с твоей подругой. Извини, у тебя в жизни еще все получится. Розенбаум ".На душевный разговор подобного характера после концерта Розенбаума в БКЗ мы и настраивались. О первой любви, детстве и записках, которые писал молодой Александр Яковлевич Розенбаум , человек аж трех призваний - врач, композитор-певец, а в последнее время еще и активный политический деятель. Аншлаг в Большом концертном зале был абсолютный. Розенбаум отыграл трехчасовой с хвостиком концерт, изошел семью потами, а в промежутках между отделениями шутил про красивые ножки женщин, которые дарили ему цветы. Но на этом разговоры о женщинах закончились. Остальное о резкости как самом адекватном способе реагирования на жизнь, о сделанных в течение жизни выводах и поставленных обществу диагнозах. Одна из самых известных цитат Александра Яковлевича: "Я абсолютно нетерпим к глупости и непрофессионализму".- А как можно быть терпимым? спросил он нас после концерта. - Вот простой пример объединения моей жесткости и их непрофессионализма: я за смертную казнь. Я на 100 процентов уверен, что начальников, допустивших трагедию в Беслане, нужно казнить. Конкретно они после безобразных смертей такого большого количества людей никакого морального права не имеют ходить по земле. И ни один Евросоюз за этот частный случай отмены моратория рта не сможет открыть. Согласен, за хищение в особо крупных размерах казнить не надо. Пусть пашут себе по тридцать лет на зоне и собственным потом отдают то, что награбили. Но есть действительно ПРЕСТУПЛЕНИЯ, за которые человек должен нести самое тяжкое наказание. Розенбаум вздыхает и закуривает. Он уже признавался, что, хотя он теперь и активный государственный деятель, решение таких вопросов ему "еще не по зубам". Говорит и избитую истину про то, что "плох тот солдат" Но в кресле президента страны себя видеть не хочет ни сейчас, ни потом. Как и в кресле любого номенклатурщика. Занимается тем, что на данный момент ему ближе всего, то есть "по зубам".- А что вам сегодня по зубам?- А ты как думаешь? Давай поговорим о качественной музыке. Вот заходишь ты, например, в магазин. А там прямо перед носом табличка "Хлеб из жмыха. Цена 50 рублей". А рядом чуть подальше от носа табличка "Хлеб пшеничный". И цена все та же 50 рублей. Какой хлеб ты выберешь (ну, конечно, если ты не безумная фанатка жмыха)? Вот так и в отношении музыки. Да простят меня напыщенные "истинные ценители искусства", но мы это самое искусство продаем. Мы продаем свои песни, пляски, спичи. Мы сфера услуг. Значит, для нашей сферы, как и для любой другой, характерен закон о защите прав потребителей. Я как раз работаю над поправками к этому закону. Относительно "жмыха" - фонограммы.- Ну, кто вам позволит запретить фонограмму?- Музыканты должны работать вживую это мое мнение. Но это должен быть не запрет, а заслон. Я, например, хочу полюбоваться на живую куклу. Я не Александр Розенбаум , а восторженная зрительница. И мне без разницы, поет он или рот открывает. Я хочу просто на него смотреть и плачу за это деньги. Но: реклама должна быть честной. И на плакатах по поводу очередного концерта это должно быть прописано. - Вы как себе это представляете? Надпись на плакате: "Работаю под фонограмму"?- Нет, конечно. Никто так и не напишет. Зато с удовольствием выведут: "Работаю под живой звук". А в совокупности со второй поправочкой на сей раз в кодекс по административным правонарушениям так вообще отлично выйдет. И тогда, если поймали за руку некоего Васю, что он прячет свою фонограмму под гордым словом "живой звук", - пусть платит деньги. Потому что "жмых" свой надо продавать за соответствующую ему цену, господа "титанически живые певцы".За резкость любят далеко не всех. Когда в начале 90-х Розенбаум-врач объединился с Розенбаумом-певцом и выпустил пластинку-диагноз "Вялотекущая шизофрения", его тоже за это по головке не погладили. Но обращать внимание на чужие реплики в его сторону Александр Яковлевич не намерен:- Я никогда не был против оппозиции. Я всегда за. Но оппозиция нужна не разрушительная, а конструктивная. Если я буду согласен с основными моментами действующей власти, и мне тут же начнут внушать, что белое это на самом деле красное, то весь контакт тут же закончится. Сейчас я против лозунгов популизма. Я тоже сейчас могу подняться и сказать: "Да, зарплату учителям и врачам я завтра увеличу". Но я-то знаю, что тогда следующим вашим вопросом станет: " А как?". И это тоже непрофессионализм чистой воды.И снова сигарета. Закуривает более нервно, чем в самом начале разговора. Наверное, понимает, что после стольких резких обвинений в непрофессионализме речь пойдет о нем. Почему профессиональный врач стал музыкантом и как после этого стал профессионалом-музыкантом, Александр Яковлевич рассказывать не любит. А если и говорит, то слова, может, и эгоистические, но правильные. В общем, просто наступил такой момент, когда Розенбаум отчетливо понял, что его песни могут слушать не только ребята за столом. Он увидел и почувствовал, что песни действительно СЛУШАЮТ. Что врачей много, а Розенбаум один. И если у него одного это получается, то почему бы этим "одним" и не стать?Теперь отдувается. Держать на протяжении двух часов несколько тысяч человек тоже искусство, не терпящее ошибок. Александр Яковлевич сам признается, что после концерта он невменяем А как он себя чувствует до него?- Никаких монеток на счастье перед концертом я под левую пятку не подкладываю. Перед выступлением обязательно должна быть проведена репетиция несмотря на то, что это уже даже не пятисотый мой концерт. И если я еще прихожу на репетицию за полтора-два часа до концерта, то мои музыканты оказываются там еще раньше. Ведь нужно приготовить инструменты, а их много.- Много это сколько?- Вообще у уважающего себя профессионала за кулисами должно стоять порядка шести-семи инструментов. У меня есть любимая двенадцатиструнная гитара. Но если я ее люблю это не значит, что я буду играть только на ней. Она имеет свой определенный лад, тембр и перелив. Но когда мне нужно будет шестиструнное звучание, я возьму гитару о шести струнах. Если намереваюсь сыграть романс то, по правилам жанра, я должен взять нейлоновую гитару. А если цыганские мотивы то на семь струн. И это вещи, которые должен знать любой уважающий себя музыкант.Музыкантов Розенбаум подбирает себе тоже очень эгоистично. В артистической среде ходит байка о том, как Александр Яковлевич искал саксофониста. Пришел к нему некий Вася. А Розенбаум и говорит: "Вася, ты классный саксофонист. Любишь мои песни?". "Александр Яковлевич, - говорит он, - я сыграю все, что захотите. Какие-то ваши песни люблю, какие-то нет. Но в целом к вашему творчеству отношусь нормально". Розенбаум был безапелляционен. Сказал: "Вась, ты хороший парень. Но я возьму человека, который пусть и похуже тебя играет, но любит мои песни безоглядно".Зато шутки он понимает. И на любимую шутку своих музыкантов по поводу отсутствия на голове растительности совсем не сердится. Шутка такая: "Москва. Проливной дождь. Прическа не испортилась. Санкт-Петербург шквальный ветер. Прическа в норме. Новосибирск снежная буря. С прической все отлично. Вы прослушали информацию о гастрольном туре Александра Розенбаума ".- Да по мне вообще, как в той известной (жаль, не моей!) песне: "Главное, чтобы костюмчик сидел". На сцене я в пиджаке, если программа серьезная. Могу позволить себе немножко свободный военно-спортивный стиль. Меня совсем не интересует цена предмета. Я могу купить себе футболку в фирменнейшем бутике, а могу на рынке. Главное, чтобы в одежде ничего петушиного не было. А дома вообще хожу в лаптях. Их, правда, теперь все реже и реже продают. Вот был в Красноярске купил парочку по случаю. Если в Петербурге снег то с собакой я гуляю в валенках. Потому что до сих пор никто не изобрел обуви удобнее. Розенбаум тушит в пепельнице последнюю сигарету. Разговору конец. Резко. Но он такой всегда дома, на концерте, в жизни, в общении.

Анастасия ДЕМИНА.



Сми: Томский Вестник, Город: Томск
Дата: 23 Сентября 2005




Док. 312303
Перв. публик.: 23.09.05
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 247

  • Розенбаум Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``