В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Розенбаум: Настоящая песня - про всех про нас Назад
Александр Розенбаум: Настоящая песня - про всех про нас
На "Кинотавре" час-пик для интервью - утреннее пляжное время. Загорающие звезды и даже государственные деятели безоружны перед репортерами с камерами и диктофонами, ведь тут они не имеют возможности сослаться на занятость! Наш собеседник Александр Розенбаум не только певец, композитор, артист, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, но и старейший "кинотавровец". Он приехал сюда уже в двенадцатый раз.

- Александр Яковлевич, ваши отношения с кино в целом и с "Кинотавром" в частности ?

- С кино по жизни отношения такие же, как у любого нормального человека, любящего и, как мне представляется, понимающего это искусство. Есть у меня небольшой опыт и профессионального общения с ним - снимался в нескольких фильмах.

А "Кинотавр" для меня - прежде всего смотр российского кино и, что не менее важно, замечательное место для встреч с друзьями, по которым за год успеваю соскучиться. Эта "тусовка", как его с издевкой называют некоторые "умники", не только дает возможность духовного и сердечного общения, но и заряжает творческими идеями. Здесь рождаются планы и замыслы будущих работ.

- Насколько известно, вы помогаете "Кинотавру", участвуя в различных благотворительных акциях, концертах...

- Да, здесь я занимаюсь всеми культурными программами и делаю это, естественно, совершенно благотворительно. Кроме того, на "Кинотавре" уже в третий раз проведен конкурс по номинации, которую я придумал и которой горжусь, - "Лучшая песня в кино". Как правило, на фестивалях дают приз "Лучшему композитору". Но как часто из музыки к фильму в жизнь уходит именно песня. В "Белорусском вокзале", например, музыка написана замечательным композитором Шнитке, но запомнили все прежде всего песню, которую сочинил Окуджава. Она ушла в народ, в историю. Таких примеров множество.

Сейчас из этой номинации возник фестиваль "Песни кино", президентом которого являюсь. Тема благодатнейшая, здесь могут быть конкурсы военной песни, патриотической, любовной лирики и многие другие.

- Но ведь сейчас песен в фильмах почти не поют. Вы не боитесь, что у вас получится фестиваль-ретро?

- Настоящих песен, в моем понимании, сегодня в кино действительно нет. И если благодаря фестивалю они появятся, то мои труды будут не напрасны.

- Что вам удалось посмотреть на этот раз?

- Только два фильма: "О любви" Сергея Соловьева и "72 метра" Владимира Хотиненко. Очень люблю Сергея Соловьева как режиссера, но в этой его картине - не мой Чехов. Фильм Хотиненко мне понравился. Особенно, если учесть, что он снят на той самой подводной лодке, на которой я недавно проходил военные сборы. Даже каюту свою узнал.

- Вы еще и подводник?

- Назовем меня доктором, имеющим отношение к подводникам.

- Но прежде всего, наверное, певец?

- На мой взгляд, эти профессии очень связаны между собой. Я вышел на профессиональную сцену в тридцать лет сложившимся человеком, работал врачом-реаниматологом специализированной машины "скорой помощи". Поэтому мне эстрадные выкрутасы не свойственны. По воспитанию я - советский служащий. И думаю, что если бы в моей жизни не было медицины, то, может быть, не было бы и песен. Ведь врач - прежде всего психолог. Часто мне люди говорят: а ведь "Вальс-бостон" это про меня! "Глухари" - это про меня! "Утки" - про меня! Возражаю: да не про вас, а про нас про всех, потому что я достаточно хорошо знаю психологию человека. И детство у нас было одно, даже если мы росли в разные годы. И любовь к родителям, если мы нормальные люди, у нас одна, и скамеечки с бабушками у подъездов - одни. И многие, многие ощущения жизни абсолютно совпадают у очень, казалось бы, разных людей. Понимание этого мне дала медицина.

- Александр Яковлевич, а с какими мыслями, планами вы пришли работать в Думу?

- С желанием заняться практическими делами, реально помогать людям. Конечно, депутату приходится заниматься и большими проблемными вопросами, касающимися Международного валютного фонда, Евросоюза, государственного бюджета... Но мне лично интереснее решать конкретные вопросы. К слову сказать, вы можете быть трижды народным, пятикратно любимым артистом, но только депутатский мандат дает те полномочия, которые помогают в решении некоторых проблем.

Скажем, будучи депутатом Государственной Думы, я сделал все возможное, чтобы снять рекламные растяжки с Невского проспекта. В его перспективе мы должны видеть Адмиралтейство, а не рекламу автомашины "Лексус", которая разыгрывается рядом в казино. И мне потребовался мандат, чтобы разрешить эту насущнейшую проблему культуры города, потому что не может быть Петербурга, в котором вы с площади Восстания не увидите адмиралтейскую Иглу. Нет настоящего Питера, если на Неве не стоят на рейде корабли: от моста лейтенанта Шмидта до Кировского. Их не было там лет пятнадцать. Теперь благодаря депутатскому мандату я смог добиться того, что на День военно-морского флота они встанут в акватории Невы, в центре города.

- Насколько известно, вы добились и того, чтобы вход в Летний сад снова стал бесплатным?

- Да. А если смогу добиться решения о том, чтобы шумные ремонтные работы в квартирах проводились с одиннадцати до пяти вечера, думаю, что многие мне будут благодарны.

- Вы смотрите на эту проблему как доктор?

- И не только на эту. Например, сейчас нужно заниматься остановившейся в своем развитии трансплантологией. К слову сказать, южно-африканский кардиолог Кристиан Барнард, впервые в мире осуществивший пересадку сердца, был учеником гениального российского хирурга Демихова, который признан отцом отечественной и, вполне вероятно, мировой трансплантологии. Сегодня эта важнейшая область медицины у нас, образно говоря, стоит на нуле. Соотношение с мировой практикой примерно таково: за год - семнадцать тысяч пересадок почек в США, больше тысячи - в Польше, у нас - пятьдесят. Если почечники на гемодиализе еще могут ждать, то кардиологические больные в подобных ситуациях умирают. Необходимо принятие определенных законов в связи с пересадкой органов, и делать это нужно быстро.

Как врач вижу то, чего, может быть, не видят депутаты других профессий. Например, когда встал вопрос о киталине - наркотическом обезболивающем средстве для животных, я сказал, что его нельзя запрещать. Нельзя запрещать дешевый отечественный препарат (зарубежный аналог стоит гораздо дороже), который необходим для купирования хвоста вашей собаке или коту, не говоря уж об операциях на фермах, в колхозах и цирках. Мы обсуждали эту проблему с главным ветеринаром России, и сейчас она решается.

Есть и много других безотлагательных проблем. Скажем, после случившегося в Москве в Лианозовском парке я провел через Думу парламентское поручение о проверке работы и лицензировании всех аттракционов нашей страны. Это проблема нашей безопасности, а что может быть важнее для государства, чем безопасность собственных граждан?

- Александр Яковлевич, какие вы видите законодательные пробелы в области культуры?

- Нам необходимы законы о театре, о творческих союзах. Принимаю участие в разработке законов о фонограмме, о распространении продукции сексуального характера. Но считаю, что в первую очередь нужен закон о меценатстве.

Мы должны понимать, что живем в новых реалиях, когда государство не может дать людям тот объем культуры, который давала советская власть. Государство не в состоянии как раньше содержать в каждом городе несколько театров, симфонический оркестр. Если же симфонических оркестров будет всего несколько на всю Россию, они должны иметь возможность ездить по городам. Но такую возможность им смогут дать только меценаты. Сегодня государство уже не сможет содержать столько музыкальных школ как прежде: у него просто не хватит денег на инструменты. Напомню, пианино вместо 200-500 рублей стоит теперь 30 тысяч долларов. Поэтому либо помогут меценаты, либо учить детей музыке будет негде. Сейчас как никогда нужны частные вложения в культуру. А значит, надо создать меценатам режим наибольшего благоприятствования.

У меня, к примеру, есть знакомый, который мечтает сделать занавес и декорации к опере "Кармен" в одном театре (пока не скажу в каком). Любит он и "Кармен", и этот театр. Так снимите с него хоть часть налогов, чтобы он смог это сделать.

- Ваши творческие планы?

- Писать песни, петь их и работать в Думе, посильно помогая людям всем, чем могу.



ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, Город: МОСКВА

Дата: 16 июня 2004




Док. 312309
Перв. публик.: 16.06.04
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 284

  • Розенбаум Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``