В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будущее Забайкальского края Назад
Будущее Забайкальского края
Гость: Равиль Гениатулин - Губернатор Читинской области

В гостях у "Маяка" губернатор Читинской области Равиль Гениатулин.

- Равиль Фаритович, я хотела бы начать наш разговор с события, наверное, общероссийского масштаба. В России идет процесс укрупнения субъектов Федерации, и вот недавно президент Путин одобрил идею создания еще одного края - Забайкальского. По-видимому, уже в марте будущего года пройдет референдум по объединению в один субъект Федерации Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Скажите, пожалуйста, кто был инициатором объединения двух регионов в один край?

ГЕНИАТУЛИН: Инициаторами были обе стороны. Вначале процесс шел не очень, может быть, просто, но затем все было урегулировано и совершенно нормально, конструктивно, на основе диалога за круглым столом, как у нас на востоке это принято, мы подошли к тому, что и исполнительные органы власти, и законодательные органы власти двух субъектов обратились в установленном порядке к руководству страны, действительно получили не так давно одобрение, и в ближайшее время законодательные собрания наших субъектов примут решение о проведении референдума. Немножко опережая события, скажу, что мы предполагаем, что референдум состоится 11 марта 2007 года.

Так что процесс обоюдный, взаимный, тем более у нас в принципе-то больших разделений, кроме бюджетных, и не было. Вот я анализирую ситуацию в других субъектах, где эти процессы уже состоялись, там все-таки более глубинным было разделение, которое в начале 90-х годов, по-моему, в 1991 году произошло. У нас многое сохранилось общим, особенно что касается инфраструктуры, например, Забайкальская железная дорога, единая энергосистема, единая дорожная сеть. У нас очень насыщенная федеральными структурами область в связи с ее особым географическим положением, наличием границ и так далее, более 60 федеральных структур, из них 19 у нас в принципе объединенными остаются по сей день и не разделялись. И более того, у нас даже единая система здравоохранения. Например, житель Агинска может приехать в областную клиническую больницу и совершенно спокойно, безо всяких изъянов и издержек получить медицинское обслуживание как полноправный, полноценный гражданин Читинской области, потому что Агинский Бурятский автономный округ никогда не выходил (и всегда руководители и народ это подчеркивают) из состава Читинской области. Но когда объявили: берите прав сколько хотите и, пожалуйста, определяйтесь, тогда, конечно, не воспользоваться этой ситуацией не могли руководители того времени. Они использовали эту ситуацию, и достаточно эффективно использовали.

- То есть этот процесс объединения, он просто юридически, может быть, закрепит то, что фактически существует?

ГЕНИАТУЛИН: Можно сказать так, да. Конечно же, мы из всякой ситуации, в том числе и возможности пожить какое-то время по самостоятельным бюджетам, постарались выдавить все, что можно. И я особо отметил бы руководителя Агинского Бурятского автономного округа, моего очень близкого друга Баира Жамсуева, Даши Дугарова, председателя законодательного собрания округа. Они, конечно, из этой ситуации сумели извлечь очень много хорошего, доброго, сумели привлечь инвестиции дополнительные. Хочу очень конструктивную роль отметить нашего уважаемого Иосифа Давыдовича Кобзона, который неформально совершенно, я бы сказал, так, как надо, занимался своими депутатскими обязанностями, обращаясь в том числе, как я знаю, и к своим друзьям, которые зарегистрировали здесь компании, и они эффективно и с точки зрения наполнения бюджета, и с точки зрения участия в социальных проектах принимали и принимают участие сегодня в развитии Бурятского автономного округа. Поэтому данный исторический шанс был максимально использован, но наступили иные времена, и надо двигаться дальше.

- Какой дополнительный импульс придаст это объединение? Может быть, какой-то новый виток в развитии Забайкальского края вы ожидаете?

ГЕНИАТУЛИН: Я историк по образованию и просто обязан немножко вперед заглядывать. Кстати, хочу подчеркнуть, и Баир Баясхаланович является историком по образованию, и мы, естественно, глубоко изучали тенденции в развитии любого государства раньше и сейчас, и мы обязаны просто немножко, как я люблю говорить, за горизонт заглядывать, за события, которые сегодня происходят, для того чтобы спрогнозировать, что будет дальше. Вот моя личная точка зрения, что нам по пути, извините за такое корявое слово, краезации нашего государства надо идти. Для нас краевая система построения государства была бы, на мой взгляд, наиболее перспективной и наиболее эффективной. В принципе-то она на Дальнем Востоке уже наглядно совершенно вырисовывается. Вот если у нас все получится, у нас после Приморского, Хабаровского края будет третий край на Дальнем Востоке, плюс еще, я думаю, на самом дальнем северо-востоке потихонечку сложится, там, где Магаданская область и другие территории прилегают, тоже такой крупный, мощный экономически край. Потом Красноярский край. Я вот немножко удивлен, что иркутяне с Усть-Ордой не пошли на изменение названия, например, Приангарский край - очень красивое название было бы. Не только красивое, но оно такое функциональное очень, я бы сказал. Впереди, на мой взгляд, в обозримом и недалеком будущем развитие страны именно по этому пути. Поэтому надо шагать в ногу со временем, а лучше даже на полшага впереди. Вот такова моя позиция. И поэтому мы делаем, мне кажется, очень правильный шаг, рассчитанный на перспективу.

- Равиль Фаритович, вы так красиво объяснили необходимость объединения двух субъектов Федерации в единый Забайкальский край. Однако известно, что, несмотря на то что президент России одобрил объединение, этот процесс не пользуется поддержкой населения регионов. В частности, как раз в Агинском Бурятском автономном округе больше половины населения, согласно опросам, которые проведены (может быть, опросы были не очень корректные), протестует против этого объединения. Как вы можете это прокомментировать? И насколько все единодушны в Читинской области?

ГЕНИАТУЛИН: Вы знаете, мы протестов таких пока, слава богу, не слышали.

- Ну, скажем так, высказываются против.

ГЕНИАТУЛИН: Я хочу прямо сказать: немножко нагнетается все это. Мы сейчас только входим в нормальную, решающую, наверное, стадию. Да, пойдет мощная разъяснительная работа. Пока еще все опираются на некие слухи, которые регулярно появляются в средствах массовой информации, кто-то даже там майдан какой-то пытался объявлять, хотя никакого майдана не было. Более того, мы ведем очень интересный, я бы сказал, творческий диалог с учеными, которые занимают несколько, может быть, иную позицию. Мне, например, нравится в таких дискуссиях принимать участие. Эти ученые действительно люди понимающие, знающие великолепно историю. Но мы ведь тоже, как говорится, не лыком шиты, мы тоже знаем историю, немножко хотя бы, меньше их, конечно, но мы очень хорошо знаем реалии сегодняшнего дня, и мы обязаны немножко больше думать о том, что произойдет завтра. Поэтому идет нормальная, конструктивная, дискуссионная в каких-то случаях работа.

- Но вот эта дискуссия, она с чем связана в первую очередь? С угрозой потери самобытности? Или все-таки это такая инициатива местных элит, в том числе и политических? Потому что будет меняться административное устройство, изменится влияние тех или иных группировок.

ГЕНИАТУЛИН: Вы знаете, можно, наверное, сказать, что присутствует все из того, что вы назвали. Есть тревога и за свою судьбу, люди есть люди, понятно. Есть некая настороженность, что национальную самобытность потеряем в каких-то моментах. Есть просто политическая спекуляция. Все это, естественно, присутствует, как всегда и везде это было в тех случаях, когда происходили какие-то серьезные подвижки и изменения. Но я думаю, что, как всегда, истина лежит посредине. И что касается, например, такого вопроса, потеряем ли мы национальную самобытность, я уверен, что нет. Законодательство очень четко определяет: мы обязаны просто будем в новом уставе Забайкальского края, наверное, даже не одну главу посвятить тому, что такое особый статус Агинского Бурятского автономного округа и что за этим стоит.

Если очень коротко, за этим, по моим представлениям, должно стоять следующее. Прежде всего это доступность изучения, освоения своего родного языка, что, на мой взгляд даже, является чрезвычайно важной темой и для других-то народов. На личном примере скажу, что мне очень обидно, что мои дети, к сожалению, нося фамилию Гениатулины, уже ни одного слова, по сути, не знают на языке половины своих предков (вторая половина русскоязычная), не знают ни одного слова. Это тревога совершенно оправданная. Но мы хотим оговорить, и обязательно сделаем, этот момент в законе. Мы сохраним, безусловно, телевизионные передачи, газеты, безусловно, творческие национальные коллективы останутся. Более того, я думаю, даже сделаем так, чтобы они имели более широкие возможности для работы на всей территории Забайкальского края. У нас есть, например, национальная передача на бурятском языке, "Сагай амисхал", она, безусловно, будет сохранена. Будет свое телевидение местное.

Более того, я был сторонником выхода в свет федерального закона об особом статусе таких территорий, как Агинский Бурятский автономный округ, и мы даже имели по этому поводу на высоком федеральном уровне небольшую дискуссию. Дискуссия сложная была, потому что трудно единый закон написать на всю территорию. И склонились к варианту, что все-таки, наверное, лучше будет, если в уставе каждого субъекта будет это четко прописано. Но желательно было бы очень, чтобы на федеральном уровне некий единый модельный, скажем, вариант такого законопроекта был разработан лучшими юристами Российской Федерации, лучшими законотворцами Российской Федерации. И тогда нам на местах было бы легче, было бы легче потом и на Алтае, вот идут разговоры, что в Архангельске будут эти процессы идти. И так далее, и так далее. Понимаете, народ сегодня, представители коренного населения, у нас бурятский народ, конечно же, встревожен тем, не потеряем ли. И когда это будет законодательно закреплено, лучше на федеральном уровне, но как минимум на уровне краевом, я уверен, люди просто-напросто успокоятся. Вот их тревожит больше гуманитарная, национальная составляющая. Их меньше тревожит, что они, скажем, будут поглощены какими-то крупными холдингами.

- Понятно. А все-таки политическая составляющая? Потому что все равно существует местная элита, и понятно, что в новой конфигурации Забайкальского края этих людей на постах должно стать в два раза меньше. Есть такие опасения у руководителей местных органов власти, у руководителей органов исполнительной власти?

ГЕНИАТУЛИН: У Забайкалья есть своя специфика: здесь более сотни наций и народностей живет. И вот у меня даже в администрации люди пяти национальностей, 11 человек, начиная с метиса, скажем, губернатора самого. Поэтому этой проблемы нет. Подход один: либо ты профи, либо ты не профи. Вот поверьте, здесь так. Мне иногда не верят, где-то в центре говорят: ну так не бывает. Нет, поверьте, это бывает так, потому что иначе у нас нельзя, у нас просто людей не так много, которые могли бы выполнять эффективно эту работу, тут выбирать не приходится, какого цвета у тебя волосы, есть у тебя усы или нет, или татарин ты, или русский. Здесь приходится просто находить профессионалов, и они выполняют эту задачу. Кстати, в Агинске то же самое происходит. И если там внимательно посмотреть, поизучать, там очень много русских, башкир, татар, кто возглавляет школы, занимается в комитетах и департаментах управленческой работой. Поэтому там все, как в доме Облонских.

- В успехе референдума, конечно, уже можно не сомневаться, поскольку, вы говорите, и поддержка населения есть, и все направления объединения прописаны. А как будут совмещены экономические, социальные и иные программы, которые уже реализуются в этих регионах? И в первую очередь, может быть, это касается финансирования национальных проектов.

ГЕНИАТУЛИН: Как и по всей стране, конечно же, реализация национальных проектов идет, я сказал бы, идет неплохо. Но не по всем направлениям, может быть, одинаково и так, как нам хотелось бы. В целом хочу сказать, что это очень интересная, очень правильная идея, особенно в части кричащих вопросов, связанных и с молодой семьей, и со здравоохранением, и с образованием. На Дальнем Востоке, в Восточной Сибири эти проблемы наиболее обострены.

Конечно же, сложности есть, и связаны они только с тем, что во многих проектах приходится участвовать в форме самофинансирования. То есть если выделяется какой-то объем средств из федерального бюджета, то обязательно предусматривается софинансирование и областных, краевых бюджетов. Поэтому и удельный вес федеральной помощи зависит от того объема, на который можем рассчитывать мы. В этой связи, конечно, не очень выигрышно, может быть, Читинская область в целом смотрится. Естественно, нас никак не может удовлетворить, что всего 128 семей у нас по программе "Молодая семья" в этом году. Правда, можно сказать, что это год такой пилотный, отрабатываем технологии, на будущий год уже более 200 семей запланировали. Но все равно это не те темпы, которыми хотелось бы шагать в реализации этого проекта. Но тем не менее первая ласточка есть, и я думаю, что это будет осуществляться достаточно успешно.

Хочу отметить, что очень-очень неплохо идет реализация национального проекта "Здоровье". Из запланированных более 670 миллионов рублей мы практически уже на 81 процент, а именно на 542 миллиона рублей получили оборудования. Здесь и высокотехнологическое оборудование, и автомобили "скорой помощи", их 56 единиц уже на территории получили. В принципе сегодня по регионам только цифры, пожалуй, разные, а в целом все достаточно эффективно работает.

- Я хотела бы вернуться к проекту доступного жилья, потому что мне кажется, что наиболее сложный для регионов - это вопрос именно жилья. Значительная часть, мне кажется, в Читинской области ветхого жилья.

ГЕНИАТУЛИН: Очень правильно. Я сейчас назову, у меня эти цифры очень хорошо держатся в памяти, потому что это действительно большая проблема, вы очень точно подметили. И связана прежде всего вот с чем. Я уже говорил о том, что мы край непростой, у нас очень много федеральных структур. И получилось так, что за 10 последних лет мы почти 9 миллионов квадратных метров приняли от федеральных структур и иных хозяйствующих субъектов, которые просто освободились от этого жилья. И надо сказать, что, к сожалению большому, это жилье, мягко говоря, не в лучшем виде было передано нам. А значительная часть этого жилья просто ветхая, и дискуссии по отдельным домам даже до сих пор продолжаются, просто там, честно говоря, принимать нечего. Если, скажем, пятиэтажный дом заселен в шахматном порядке, то есть из 60 квартир 20 заселены, а остальные - просто нет жителей, как его можно эксплуатировать и к какой категории его можно отнести? А в целом цифры такие. Вот из 20 миллионов квадратных метров почти миллион 700 тысяч квадратных метров - это ветхое, официально признано, ветхое и аварийное жилье, это более 3,4 процента от общего объема жилья. Конечно же, это огромная цифра, и такой объем жилья ликвидировать в один присест просто-напросто не удастся.

- А за счет каких резервов пытаетесь это делать? Понятно, что есть местное финансирование, есть бюджетное финансирование. А насколько для инвесторов это привлекательно - вкладывать туда деньги совместно с региональными властями?

ГЕНИАТУЛИН: Мы сейчас очень большую работу с инвесторами проводим, но это удается только по городам, конечно. У нас не так много крупных городов, самый крупный - Чита, чуть более 300 тысяч, и следующий большой город - это всего лишь 50 тысяч населения. Поэтому инвесторы эффективно участвуют в ликвидации ветхого и аварийного жилья только, по существу, в городе Чите, где действительно ветхое жилье под новую застройку сносится, на этом месте возникают новые красивые дома, люди тем самым решают свою проблему, а мы решаем проблему ветхого жилья.

К сожалению, чем меньше городов на территории, тем более глубоко зарыта эта проблема и дольше она будет решаться. И, на мой взгляд, на будущие времена неплохо было бы целевой направленности программу ликвидации ветхого жилья сделать на том же уровне, с той организационной работой, которая разворачивается сегодня вокруг национальных программ. Может быть, даже и объявить именно это направление, такое направление, как ликвидация ветхого и аварийного жилья, национальной программой. Мы когда были на 1000-летии Казани, мы очень порадовались за нашего коллегу Минтимера Шаймиева. Поверьте, если бы регионам хотя бы часть таких денег удалось аккумулировать из федерального бюджета, как в Татарстане, в Башкирии тоже очень много в этом направлении сделано, поверьте, мы бы тоже двинулись примерно такими темпами, как там. Там было просто приятно смотреть. Я скажу прямо, я искренне позавидовал тому, что сделано там. Хотя у нас сегодня есть все возможности, есть строительная индустрия, есть кадры для этого, и мы могли бы кратно больше вводить сегодня жилья, сносить ветхое и аварийное жилье. Но сюда инвестора просто так не привлечешь, тут нужны большие-большие государственные средства.

- Один из наиболее болезненных для современной России вопрос миграционной политики. А уж тем более в вашем регионе, мне кажется, поскольку вы граничите и с Китаем, и с Монголией. И может быть, для вас важны проблемы не миграции на постсоветском пространстве, а как раз миграции из дальнего зарубежья. Так ли это?

ГЕНИАТУЛИН: Знаете, сразу хочу сказать следующее. Чем ближе к центру, тем больше поднимается тема экспансии некой на Дальнем Востоке и, в частности, в Забайкалье. Несколько преувеличено, прямо скажу. Мы активно сотрудничаем с нашими соседями, особенно с Китайской Народной Республикой, в части привлечения инвестиций и рабочих рук. Точнее, пока рабочих рук и инвестиций, вот так правильнее будет сказать. Скажем, в пиковые времена, а это макушка лета - середина июля, у нас до 14 тысяч человек работает из Китая. Вот сейчас в декабре, например, осталось полторы тысячи. То есть они все выполнили свои задачи - кто в строительстве, кто в растениеводстве, и отправляются снова домой.

- То есть это вахтовый метод такой?

ГЕНИАТУЛИН: Вахтовый, да, очень правильно вы подметили. Такой международно-вахтовый метод, скажем так, работы. Он действительно сегодня уже реально обозначился и эффективно используется. Более того, тут по нашей области принято очень мощное решение по развитию горнорудной базы и железных дорог, порядка 41 миллиарда рублей будет выделено только на строительство железной дороги, пять горно-обогатительных комбинатов будет крупных строиться. Конечно же, нам рабочие руки нужны. У нас сейчас уже реально не хватает большого количества рабочих рук, практически во всех сферах деятельности. Хотя, если посмотреть статистику, вроде бы 14 тысяч служба занятости фиксирует безработных. Но, к сожалению, и совершенно со знанием дела, позвольте заверить вас, говорю, реально сегодня у нас рабочих рук не хватает. Вот эти 14 тысяч - это некая, так сказать, проблемная категория нашего населения, с которой нам приходится работать, но рассматривать их сегодня как эффективные трудовые ресурсы, к глубочайшему сожалению нашему, не приходится. Поэтому тема привлечения рабочих рук, цивилизованная форма миграции - это вещь очень важная для Забайкальского края, и без этого мы не сможем развиваться дальше просто.

- В бюджете на будущий год, я смотрела документы вашей областной Думы, вы предложили заложить больше средств на поддержку правоохранительных органов. Это означает, что криминогенная ситуация в регионе вас волнует? Или это плановое увеличение?

ГЕНИАТУЛИН: Это плановое, это связано с удорожанием прежде всего. Расстояния огромные, территория нашего края чуть поменьше Франции. Представляете, какие масштабы? Две границы - не формальные границы, не внутренние границы - настоящие границы, китайская и монгольская, где надо по-настоящему охранять. От границы и плюсы есть, и минусов хватает, то есть мы дополнительно еще несем нагрузку, связанную с криминализацией, с приграничной торговлей. Никуда от этого не уйдешь. Все территории, которые имеют внешнюю границу, к сожалению, с этой проблемой сталкиваются. Поэтому те средства, которые сегодня выделяются из областного бюджета, они недостаточны для того, чтобы на хорошем качественном уровне правоохранительные органы, особенно органы внутренних дел, выполняли свои функции. Надо технически переоснащать, да и видеонаблюдение требуется, и системы сканирования требуются новые. То есть надо шагать в ногу со временем, иначе мы совсем отстанем. Ведь те, кто работают в преступной сфере, к сожалению, технически превосходят нас зачастую. Мы не собираемся увеличивать число сотрудников, поверьте мне, нет такой цели. Речь идет только о повышении качества технического оснащения, об обеспечении деятельности правоохранительных органов. Вот с чем связано, собственно говоря, увеличение средств из бюджета на поддержку правоохранительных органов.

Радио Маяк

Док. 312330
Перв. публик.: 12.12.06
Последн. ред.: 30.05.07
Число обращений: 729

  • Гениатулин Равиль Фаритович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``