В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Молодежь 2007`. Стенограмма оnlinе-конференции губернатора края Александра Хлопонина Назад
`Молодежь 2007`. Стенограмма оnlinе-конференции губернатора края Александра Хлопонина
Доброе утро. Мы начинаем online-конференцию губернатора Красноярского края Александра Геннадьевича Хлопонина. Сегодняшний разговор пойдет о том, чем живут, о чем мечтают и к чему стремятся молодые люди в крае и за его пределами. К нам присоединятся студенты двух красноярских вузов, которым в ближайшем будущем предстоит объединиться в Сибирский федеральный университет - Красноярского госуниверситета и технического университета. В ходе прямых включений они смогут задать свои вопросы губернатору лично, а я буду озвучивать вопросы, пришедшие на адрес hloponin@newslab.ru.

Первый вопрос, я понимаю, интересует не только студентов и молодежь: скажите, правда ли что НЛО, который упал под Енисейском - это был студенческий отряд марсиан? Почему об этом скрывают информацию? Будут ли они помогать строить Богучанскую ГЭС.

Хороший вопрос такой. Самое интересное: как раз проходило заседание правительства 30 ноября, и ко мне подошел вице-премьер, сказал две новости интересные. Первая: оказывается, товарища, который в Лондоне умер, отравили красноярцы. Так сказать, вывезли этот полоний из Красноярска. А второе - что у нас там упал неопознанный летающий объект. Я не думаю, что это якобы НЛО, которое мы до сих пор найти не можем, это марсианский студенческий отряд. Думаю, это по распоряжению президента и в рамках одной из программ "Д", которая называется "Демография", приехала группа поддержки для увеличения численности наших красноярцев. Как раз эта проблема у нас.

То есть они будут поднимать рождаемость?

Да, если мы сами медленно справляемся.

Вопрос от Константина: объясните, пожалуйста, на простом языке, в чем суть стратегии государственной молодежной политики? И что конкретно почувствует рядовой молодой балбес Петя Иванов в результате этой политики? Известно, что у нас есть собственный краевой проект закона о молодежной политике. Что это за проект?

Давайте начнем с того, что Петя не должен быть балбесом, потому что если быть балбесом, то молодежная политика пройдет стороной. А основная стратегия в области молодежной политики, то, конечно же, здесь главная задача - это получение инициативы наших молодежных организаций и самой молодежи.

Вся программа молодежной политики направлена на поддержку развития инициатив со стороны молодежи в различных отраслях, как в области использования талантов нашей молодежи, так и непосредственно в оказании содействия в трудоустройстве, поддержка молодых семей и так далее. Основной источник молодежной политики - это модель так называемой грантовой системы, которая позволяет предоставлять победителям различных конкурсов и олимпиад краевые и государственные гранты. Это позволяет нашим ребятам развиваться и самореализовываться, двигаться по жизни уверенно. Это и есть основная цель молодежной политики.

Вопрос из Назарово: Как вы оцениваете деятельность молодежного движения "Единой России" "Молодая гвардия"? По-вашему, это возрождение комсомола? Или же это попытка использовать настроения молодежи в своих политических амбициях?

Ничего общего ни с первым, ни со вторым. Я, так сказать, категорический противник возрождения того классического комсомола, но желание и стремление ребят активно участвовать в политической жизни, в том числе, через "Молодую гвардию", всячески приветствую. И я считаю, что как раз это возможность ребят через руководящую политическую организацию и в крае и в России на сегодняшний день отстаивать свои собственные интересы. Здесь еще раз хочу повторить, что, к сожалению, если взять реальную модель государства, она состоит из главного базового принципа, это когда государство, общество, - оно разделено на две основных категории, это бизнес и общество, которое структурировано в виде общественных организаций, в виде гражданских общественных организаций. И именно две этих, если хотите, структурированных общества, ставят задачу перед государством. Если в бизнесе как-то сегодня бизнес-сообщество структурировано, через различные РСПП, "Деловую Россию" и другие общественные организации, и они сегодня напрямую взаимодействуют с властью, пытаясь поставить задачи, обозначить приоритеты, и сегодня уже есть итоги этой работы.

Вы знаете, что есть частно-государственное партнерство, это и "Корпорация развития", которые сегодня создаются.

То общество, гражданское, очень слабо структурировано. И сегодня, к сожалению, нам приходится, периодически время от времени сверху подталкивать общественность, к структурированию самой себя. Это на самом деле, наверно, и вызывает определенное отторжение, но если мы не поможем людям структурироваться, то тогда и говорить о демократическом гражданском обществ6е достаточно сложно. Это первое.

Второе, что касается цивилизованного общества, как называется молодежная политика. Еще раз повторюсь, молодежь самоорганизуется в общественные фонды, многочисленные гражданские институты, в том числе представители бизнеса, власти, через систему фондов стимулирует развитие этих молодежных организаций, а государство лишь регулирует направленность этих молодежных организаций в сфере контроля нераспространения антигосударственных теорий, невозникновения фашизма и других экстремистских организаций, которые могли бы действительно подорвать авторитеты истории, страны на международном пространстве, да и не создать межнациональную рознь на территории государства. Поэтому мы к этому только, идем, только стремимся. Поэтому я не вижу ничего общего между молодогвардейцами и попыткой возрождением комсомола.

Поэтому у нас помимо молодогвардейцев существуют еще движения различного рода, движения "Наши", - вы знаете, в Красноярске есть молодежный форум, в котором активно участие ведут ребята различных политических партий, поэтому ничего общего не вижу. Ну и чтобы как-то подытожить тему политики - назовите, пожалуйста, молодых, на ваш взгляд, перспективных политиков.

Да у нас их очень много, я всех перечислять не буду. Те, на кого я особое внимание на сегодняшний день обращаю, я считаю, что это ребята очень активные. Просто я не хочу никого обидеть.

У нас если я неделю не встречаюсь с одной или с двумя молодежными организациями, с активистами, с ребятами, то я считаю, что неделя прошла бесполезно. Но, тем не менее, мне очень понравилось, как ребята сами подхватили инициативу, как ребята сами развивают такое направление, как студенческие отряды. Я вообще считаю, что они уже достигли очень качественного большого уровня. Они сегодня уже без помощи администрации выходят на, скажем, наших руководителей крупных промышленных предприятий. Ребята уже ездили за рубеж на подготовки зарубежного строительного отряда, поэтому много ребят у нас талантливых. Возьмите у нас любое направление у нас есть талантливые, качественные, содержательные ребята.

Политическая активность молодежи - необходимо ли ее стимулировать, и если да, то каким образом? Многие молодые люди полностью игнорируют любые выборы - как можно их убедить в необходимости этого?

На первую часть вопроса я уже постарался ответить. Стимулировать молодежь нужно за счет грантов. Что касается выборов, то мне кажется, что использовать такие инструменты как давление, пытаться заставить молодых ребят идти на выборы - бессмысленное занятие. Должен быть выстроен диалог с молодежью в различных формах. Диалог с властью и представителями различных партий, объединений с целью привлечь на свою сторону молодежь.

На сегодняшний день в Красноярском крае молодежь достаточно активна и ребята объединяются не с помощью государства, насильно, а сами по интересам. Вы знаете, у нас есть и патриотические движения, и политические молодежные организации, у нас сегодня самое мощное, самое сильное в России студотрядовское движение. Это как раз и есть молодежные инициативы, которые возникают снизу. Не говорю ещё про такие качественные вещи, как студенческий бал - IQ"бал, КВН и ряд других направлений, экстремальные виды спорта, например. В различных областях ребята начинают самореализовываться, объединяться. И через поддержку инициатив можно пытаться убедить наших ребят, что от их активности зависит, насколько в дальнейшем будут развиваться эти направления и движения. Убедить их. что для развития им необходимо участвовать в политической жизни края и всей страны. Я думаю, что только такие формы могут быть приемлемы.

Уважаемый Александр Геннадиевич, у меня вопрос на тему национальной вражды. Как вы относитесь к недавнему случаю в красноярском кафе, когда около 20 человек кавказской национальности избили двух русских, одному из них оторвали ухо. Наряд милиции на место приехал, однако вмешиваться не стал, и никого не задержал. Это все по свидетельствам одного из пострадавших. Дайте краткую оценку этому случаю и в целом, как и в чем вы видите решение подобной наболевшей проблемы. Не ждет ли Красноярск участь Кондопоги в ближайшем будущем?

Я здесь сразу хотел бы попросить не смешивать эти две вещи - национальную принадлежность и сам факт криминального происшествия, которое имело место непосредственно в кафе. К сожалению, можно констатировать, что на сегодняшний день у нас по-прежнему встречаются в различных отдаленных точках и города Красноярска, и Красноярского края факты, явно граничащие с криминалом, граничащие с уголовным преступлением.

Могу привести, скажем, факт, когда один из руководителей нашего алюминиевого завода возвращался домой, и его избили у подъезда, отобрали деньги, и явно люди не кавказской национальности. Поэтому суть не в национальности, а в самом факте совершения преступления. И в этой части неважно, русский - нерусский ли ты, кавказской национальности или любой национальности, ты совершил преступление.

Беспокоит факт, и я его обязательно проверю, - если милиция в этой части никоим образом не контролировала и не урегулировала процесс, то я думаю, что Александру Владимировичу Горовому уже сегодня станет известно об этом факте, и будет соответствующее разбирательство по поводу бездействия правоохранительных органов.

Но ни в коем случае, я категорически настаиваю, что не надо вмешивать в такие события национальную принадлежность и тем более принадлежность к какой-либо религии. К сожалению, в семье не без урода - в любой национальности существуют дегенераты, которые позволяют себе такого рода поступки и выходки. Я бы не стал мешать одно с другим.

Я всегда обращаю ваше внимание - мы же аплодируем и гордимся, когда Сайтиев приносит золото не только в копилку Красноярского края, но и в копилку Российской федерации. Здесь почему-то никто не начинает размышлять - как же так, представитель кавказской национальности нам завоёвывает золото для Красноярского края? Считается, тут всё хорошо. Поэтому еще раз, давайте не мешать эти две вещи - я считаю, что ничего общего между ними не существует. И тем более - у нас не просто невозможно повторение Кондопоги, но, зная красноярцев и зная Красноярский край, я просто в это не верю. Мы этого не допустим, и у нас этого не произойдет.

На связи Красноярский технический университет. Дмитрий Токарев: Уважаемый Александр Геннадьевич, вот у меня к вам вопрос не как к губернатору Красноярского края, а как к человеку, который уже многого достиг в этой жизни. Скажите, глядя с высоты вашей карьерной лестницы, глядя на нас, на людей, находящихся на начале нашего жизненного этапа, что нужно сделать и как быть, чтобы достичь хотя бы тех же успехов, которые достигли вы?

Спасибо за скромность, скромную оценку моей деятельности. Ребята, я думаю, что не существует в этой жизни такой формулы, которую я сейчас вот вам выдам и если вы точно по ней пойдете, то вы достигнете хотя бы таких же успехов, как губернатор Красноярского края.

Думаю, что самое важное на сегодняшний день, для каждого из вас - определиться в своей жизни с мотивацией. Вот вы поступили в вуз, и вы должны для себя четко сформулировать мотивацию: зачем вы это сделали, и что вы хотите достичь по завершению. На сегодняшний день у вас возможностей, с одной стороны, больше, а с другой стороны, меньше. Конечно, в непростой, мутный период, переходный период, в котором Россия была тогда, было с одной стороны легче и достигать, и зарабатывать, и получать возможность самосовершенствования, нежели чем сегодня. Но с другой стороны, уровень техники, уровень возможностей сегодня гораздо выше, чем был тогда.

Если вы для себя сегодня четко сформулируете, еще раз говорю, зачем вам это нужно, и если будете в день хотя бы час времени думать по этому поводу, вы много чего сможете достичь в этой жизни. Еще раз повторюсь: возможностей сегодня в Красноярском крае гораздо больше, чем в той же Москве. Сегодня как раз тенденция обратная. Поэтому я думаю, что это самый главный вывод, который можно сделать на сегодняшний день.

Мое имя Машков Константин и у меня к вам следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, а как создание Сибирского Федерального университета соотносится с вашими личными целями и задачами?

В отношении Сибирского федерального университета мои личные цели и задачи лежат исключительно в плоскости позиционирования места и роли Красноярского края на географической карте России - хотелось бы, конечно, не только России, но и далеко за ее пределами.

Речь идет не только о Сибирском университете, речь идет о комплексе важнейших задач, которые я для себя на сегодняшний день ставлю. Безусловно, это можно пойти с момента объединения трех территорий, дальше двинутся в сторону проекта Нижнего Приангарья как одного из крупнейших территориальных и промышленных кластеров на территории Российской Федерации. Инвестфонд, который около 50% федеральных средств выделил именно в Красноярский край. Речь идет о создании Сибирского федерального университета, как университета XXI века или третьего тысячилетия, как его сейчас называют. Это очень серьезная задача и без вас мы ее тоже не сможем решить. Здесь все должны в это дело впрячься, если хотите, и действительно сделать университет университетом третьего тысячелетия, который бы работал не только в интересах Красноярского края, но работал бы далеко за пределами края, сначала Сибири, а дальше выходил бы на сопредельные рынки в области не только подготовки студентов, но и в области тиражирования технологий, которые бы разрабатывались в этом университете.

Это и кардиохирургический центр. Если кто-то думает что кардиохирургический центр - это исключительно здание, в котором будет проводиться большое количество операций высококлассными хирургами, то это лишь незначительная толика, верхушка этого айсберга. На самом деле, для меня кардиохирургический центр - это база для развития медицинской науки и мы должны достичь этого во всех точках Красноярского края и за его пределами. Мы знаем, что в Германии сильнейшая медицина в области генной инженерии. Мы знаем, например, что в Китае сейчас самая лучшая медицина в области еще таких-то технологий - я небольшой специалист в медицине. Вот я хочу, чтобы все знали, что в Сибири и в Красноярске есть самые высочайшие технологии в области операций на сердце. И что не дай бог, если у человека случилась проблема, люди могли бы приезжать сюда. Сочетание самого центра, новейших технологий и научных разработок - вот что для нас должно лежать в основе.

Поэтому университет вписан очень большими буквами именно в стратегию развития Красноярского края на ближайшие 10-15 лет. И от того, как динамично он будет развиваться, будет зависеть в том числе и ваше будущее.

Меня зовут Стажок Александр. Александр Геннадьевич, скажите, на Ваш взгляд, какая форма студенческого самоуправления самая лучшая? И как Вы относитесь к студенческим профсоюзам?

Я очень не хочу никого обидеть. Я думаю, все формы хороши, если они достигают какой-то цели. И профсоюзы студенческие - это очень хорошая идея, потому что есть переговорная площадка между государством и студентами в области защиты их прав и интересов. У молодежных движений и организаций, которые развиваются непосредственно в институтах, может быть огромное количество форм, к примеру, наши IQ"бал и движение стройотрядов. Мне все-таки больше нравится не политическая идеология, а идеология, направленная на созидание, на инициативу студентов. В этой части, я считаю, что именно стройотрядовское движение, также как и патриотическое и политическое движения, как и профсоюзы, - все эти движения хороши, если они достигают определенных целей и объединяют вокруг себя максимальное количество студентов. Поэтому любые формы самоуправления в данной ситуации очень качественны и эффективны.

Сейчас в студенческих общежитиях катастрофически не хватает мест. Хотелось бы узнать, будут ли для студентов Сибирского Федерального университета строить новые общежития?

Безусловно. Университет, как мы его называем, третьего тысячелетия, должен иметь современный кампус, который должен включать в себя не только здание самого университета, научно-образовательный центр, современную библиотеку, современный спортивный комплекс. Этот университет должен иметь нормальные качественные условия для жизни студентов. Это современное общежитие, которое должно соответствовать всем нормам и стандартам проживания. Общежитие не только для студентов, но и для преподавателей, которые будут приезжать к нам. Если мы с вами поставили перед собой такие амбициозные задачи, и если мы хотим, чтобы у нас преподавали не только наши преподаватели, но и приезжали специалисты с мировыми именами - им же здесь надо будет где-то жить, для них тоже должны быть созданы условия. То же самое и студенты. Мы хотим сюда приглашать не только студентов из Красноярска, но и со всего края, и со всей Сибири и далеко за её пределами. Если мы начнем готовить в этом университете и студентов-иностранцев, то потом они будут приезжать к себе и внедрять те технологии, которые у нас разрабатываются. Технологии, которые мы их будем производить. Потому условия для проживания - ключевые.

Только не надо нам ставить такую задачу - дайте нам завтра общежитие, и тогда все у нас будет хорошо. Вопрос должен быть по-другому. Давайте мы модель выстроим. Сегодня федерация готова нам давать в течение трех лет 7 миллиардов рублей. Можно на эти деньги построить общежитие, но мне кажется, на эти деньги мы должны вложить в создание технологий для получения качественных современных знаний.

Параллельно будут ещё два источника финансирования. Это и краевой бюджет, это и фонд, который будет существовать при университете. В нем будут участвовать крупные финансово-промышленные группы, работающие на территории Красноярского края, а также те предприниматели и даже студенты и выпускники, которые могут даже рубль положить в этот фонд. Вот эти средства должны быть направлены на развитие и строительство тех мощностей, о которых мы говорим, причем уже в ближайшее время. Далее мы говорим, что все таки высшее учебное заведение - это не просто возможность окончить университет и получить диплом, это возможность студента участвовать в научной жизни нашей страны и участвовать в создании тех технологий, которые будут тиражироваться, продаваться и работать. Вуз должен уметь зарабатывать за счет тех технологий, которые будут разрабатываться в университете, а также за счет фондов различных и так далее. Возможность качественно и эффективно использовать федеральные средства - это ключевая задача.

Но вы абсолютно правы, что не хочется приходить в разваленное общежитие и называться "Сибирским университетом третьего тысячелетия". Конечно, внешний вид тоже играет роль. Встречают по одежке.

Александр Геннадьевич, у меня такой вопрос. Планируется ли улучшать жилищные условия студентов в общежитиях в рамках формирования СибФУ? Ведь известно? что наши общежития далеки от всевозможных стандартов жилищных условий, что планируете делать в наших общежитиях?

Стройки, а как вы хотите. Я вам могу сказать. Мы привыкли, у нас была такая идеология: Иванушка дурачок, который на печке катался, по щучьему веленью. Сейчас взмахну рукой, завтра у вас новое общежитие. Так не будет, к сожалению. Мы будем его строить. Если бы вы зашли в интернет и внимательно посмотрели распоряжение Правительства, вот там четко прописано, какие цели и какие задачи стоят, и в том числе там и капитальное строительство указано. Поэтому под эти цели мы должны утвердить программу в Правительстве, из федерального бюджета будут выделять средства именно на капитальное строительство наших общежитий. Работаем сейчас над этим.

Здравствуйте, Валерия Репина. Александр Геннадьевич, у меня к вам такой вопрос, опять-таки о Сибирском Федеральном университете. По какому принципу был избран головной вуз?

Никаких преимуществ никому в этой части не уделялось, и мы здесь не ведём дискуссию о том, какой вуз лучше или хуже. В данной ситуации по количеству кафедр и по объему студентов было выбрано то учреждение, вокруг которого с юридической, правовой точки зрения было бы эффективно всё объединить. Но вы обратите внимание, что ведь вуз-то не будет у нас называться КГУ, Красноярский государственный университет - а Сибирский Федеральный Университет. Все вузы, объединившиеся и объединяющиеся, абсолютно равны в рамках этого университета. Здесь нет никому приоритета.

Мария Коллегова. Я хотела бы узнать, будет ли для студентов организован льготный транспорт между корпусами, разбросанными по всему городу?

Как сами решите. Опять-таки, это вопрос непосредственно вузовской жизни. Вот я, конечно, понимаю, что у нас с вами еще очень небольшой опыт изучения принципов организации, самоуправления в современных вузах, которые на сегодняшний день существуют. Я поэтому все время немного пытаюсь и с преподавателями дискутировать, когда мне говорят, что уровень текущего финансирования должен исходить из принципа соотношения профессорско-преподавательского состава к студентам. Вчера вот было большое расширенное совещание.

Могу сказать, что Израильский университет, один из самых сейчас ведущих вузов, вот там, скажем, студент-бюджетник, учится на бюджетном месте, стоит для государства 12 тыс. долларов в год. А студент-платник, который приходит собственно на платное образование, стоит 7 тыс. долларов в год, то есть платит 7 тыс. долларов в год за платное образование. Другими словами, невыгодно брать на платное образование студентов. И основной акцент государством делается на бюджетные места.

Так вот, когда мы говорим 12 тысяч на студента, мы понимаем, что туда входит огромный комплекс расходов, которые берет на себя вуз и государство. Это может быть что угодно. И содержание спортивных комплексов, и общежитие и, в том числе, транспортное взаимодействие, может быть, внутривузовский льготный проездной билет. Это взаимодействие непосредственно уже между государством и самим вузом, который будет развиваться. Это фонды. Вот сегодня, например, в израильском вузе фонд создан, в который вносят средства в этот фонд как выпускники этого университета, начиная от одного доллара, так и крупные компании, он превышает 10 миллиардов долларов на сегодняшний день. И эти средства расходуются непосредственно студенческой общественностью на те цели, которые перед собой ставят и студенты, и преподавательский состав. Ребята, нам к этому надо прийти. Нам этому надо учиться. И если вы думаете, что я всю жизнь в этом варился и всю жизнь пытался или учился или умею жить в такой модели, то вы заблуждаетесь. Я хочу, чтобы как раз вы, сейчас, люди, которые имеете больше чем я возможностей по времени находиться и в интернете, и общаться, и ездить (а в этом мы вам готовы помогать), вы сами должны привносить что-то новое, подсказывать, как это лучше всего делается.

Мне бы хотелось, чтобы вуз не сверху был вам навязан чиновниками, а чтобы этот вуз вы сами создавали вместе со своими преподавателями вместе с современной наукой, технологией. Поэтому, считаете, что проездной билет нужен, ну давайте проездной билет... Не знаю, до проездных билетов не опускался. Еще до тапочек давайте опустимся при входе в университет. Чтобы тапочки выдавали с улицы, с мороза. Не знаю... Хотя такое есть в ряде университетов.

Спасибо большое, Александр Геннадьевич.

Илона, у нас есть еще немного времени?

Да, еще 5 минут есть. Если есть желающие задавать вопросы - пожалуйста. Может быть, Александр Геннадьевич хочет что-то спросить у студентов?

Я?

Да.

Собственно говоря, я в курсе всех событий, которые происходят в вузах, единственное, что я хочу спросить, у вас, вот откровенно, вы откуда берете информацию по созданию университета? Вот сколько у вас непосредственно со студентами проходило совещаний, где бы преподаватели и непосредственно представители власти рассказывали о идее и принципах, что происходит вообще с университетом? У меня сложилось ощущение, что на уровне высшего руководства идут какие-то обсуждения, а дальше, даже до простых преподавателей информация не доходит и каждый раз мы повторяемся в ответах на вопросы. И это мешает, в том числе и вам активно участвовать в создании университета.

Насколько вы у себя, как вы говорите, через ваше самоуправление, участвуете в процессе создания университета. Именно это очень важно. Ребят, кто хочет ответить?

Знаете, Александр Геннадьевич, действительно, информации нам сейчас дают не сильно много по Сибирскому университету, в основном мы все узнаем через профсоюзную организацию. Многие люди из руководства считают, что рассуждать о чем-то на данном этапе еще рано, потому что вот недавно только был подписан указ и вообще с января только мы будем Сибирским федеральным университетом, как я знаю. Поэтому, соответственно, информации нам много никто не дает, говоря, что еще рано.

Ребята, услышал вас, с января будет уже поздно, вы уже там будете. Собственно говоря, мне хотелось бы, чтобы вы раньше в этом активно участвовали. Давайте с вами договоримся? Я вот беру на себя обязательство, если вы в состоянии самоорганизоваться, и готовы выйти с инициативой, чтобы мы с вами не только по интернету, а напрямую пообщались. Я знаю, что у меня в пятницу будет встреча в КГУ со студентами.

Я готов приезжать к вам, встречаться и общаться, только чтобы это была не группка в 5-10 человек, а соберите большую аудиторию, выходите к преподавателями, выходите ко мне с инициативой, я готов к вам приезжать, общаться, рассказывать вам, объяснять, вместе принимать решение. Давайте, я готов в этом участвовать.

Вы знаете, очень интересное предложение, думаю, мы обязательно соберемся.

Мы прощаемся с техническим университетом, продолжаем отвечать на поступившие вопросы пользователей интернет.

Илья Олейников: После объединения края с Таймыром и Эвенкией территориальное пространство Красноярья на порядок увеличилось. При этом население в крае уменьшается с каждым годом. Какие Вы видите перспективы заселения и обработки территории объединенного субъекта федерации?

Да, кроме марсиан, у нас есть, безусловно, и внимание к обработке территорий. Мне очень нравится это слово - "обработка", у нас непахотные земли и, тем не менее, его употребляют. Какое-то оно нечеловеческое. Сегодня реально стоит задача по поводу распределения и трудовых ресурсов, и производительных сил, и производственных отношений на территории объединенного края. Мы сегодня говорим, что огромная часть территорий, расположенных на севере и присоединенных к Красноярскому краю - это богатейшая наша земля, особенно в области природных ресурсов. Мы сегодня говорим о том, что даже сам факт объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра значительно повысил капитализацию и снизил территориальный риск самого Красноярского края. Край сам по себе стал более инвестиционно привлекательным, потому что он стал богаче исходя не самой территории, а их тех природных ресурсов на территориях, которые к нам пришли.

Но это абсолютно не означает, что мы на сегодняшний день должны использовать территорию только для эксплуатирования наших природных ресурсов и полезных ископаемых. Поэтому мы сегодня говорим о том, что мы создаем на территории Красноярского края значительное количество промышленных кластеров, в рамках которых, используя эти природные ресурсы, будут строиться научные предприятия в области нефтехимии, газохимии, лесохимии, горной переработки, наукоемких технологий. Мы планируем создание свободных экономических зон, которые должны развиваться в определенных отраслях и областях, туристических и рекреационных зон. Это все требует привлечения трудовых ресурсов, соответствующего качества и квалификации. Отток, который мы сегодня имеем в Сибири, связан с рядом причин, кстати, в том числе, он связан и с заблуждением значительного количества наших молодых ребят и специалистов, которые считают, что в Москве они могут лучше найти работу.

На самом деле, проблема решается несколькими способами. Безусловно, государство должно создать условия для повышения рождаемости и для изменения демографической ситуации. Но эффект от этой программы мы с вами увидим только лишь лет через 10-15. На этот период времени мы должны сегодня использовать все возможные ресурсы, в том числе - привлечение наших соотечественников, россиян, которые оказались за пределами РФ, но готовы вернуться и уже имеют достаточную квалификацию для работы в тех или иных бюджетных отраслях. Мы говорим о том, что самое важное условие для того, чтобы люди к нам стали приезжать, - это достойная зарплата и создание условий для проживания и работы. В рамках этого на сегодня мы начинаем реализовывать большое количество качественных программ, касающихся и доступного жилья, и ипотечного кредитования, в том числе и молодых семей.

В любом случае, территория станет инвестиционно и интеллектуально привлекательной, и вообще привлекательной для проживания в случае, если мы обеспечим людей достаточным количеством рабочих мест, а зарплата будет достойной. Вот основная задача для решения этой проблемы лежит в этой плоскости. И этим нужно активно и скрупулезно заниматься каждый день, и над этим мы ведем работу.

Уважаемый Александр Геннадиевич! Вам не кажется, что современный выпускник вуза плохо знает тот край, где ему предстоит работать? И отсюда вопрос - может, стоит во всех вузах ввести обязательное изучение истории Красноярского края - особенно современной - чтобы студент представлял особенности развития региона? Хотя бы для того, чтобы знать, какие специалисты (знания, умения) востребованы сейчас и какие будут нужны в будущем.

Я не могу спорить с этим утверждением. Я не проводил социологические опросы, но не считаю, что выпускники наших вузов плохо знаю историю Красноярского края. Может быть, нет смысла делать такой акцент на вузы. Ведь в вузе идет акцент на специализацию, это подготовка молодого человека к будущему. А вот в школах, возможно, в меньшей степени уделяют внимание к изучению своей истории, или если наши ребята, приходя в вуз, не знают истории Красноярского края - это, конечно, плохо. Я думаю, что региональный компонент в вузе - это возможный предмет, но все-таки основной акцент должен быть в школе. Тем более, что в истории Красноярского края много вех и событий, история наша вообще многогранна и интересна, но я думаю, что акцент должен быть сделан на систему общего образования. А дальше это самообразование студента. Я бы не стал сделать акцент в вузе на региональную компоненту, связанную именно только с историей Красноярского края.

Виталий, студент: Александр Геннадиевич, что будет происходить с НЕ государственными высшими учебными заведениями в результате образования Сибирского федерального университета? Не ожидается ли их сокращение, все-таки доучиться хочется.

Ни о каком сокращении и государственных высших учебных заведений, и негосударственных высших учебных заведений в связи с появлением Сибирского федерального университета не планируется. Единственное, что я могу сказать, в связи с образованием и созданием Сибирского федерального университета мы задаем очень высокую планку качества к подготовке специалистов. И самый главный результат, который будет на выходе, это рынок, это спрос на студентов из того или иного вуза. Если на сегодняшний день cтуденов Сибирского университета будут расхватывать, будут разбирать с большим желанием, нежели из других вузов, то это проблема других вузов, которые должны тоже начинать кардинально пересматривать свои, в том числе образовательные программы и повышать качество подготовки студентов. Поэтому ни о каком сокращении речь не идет вообще. Это не стоит ни в планах Министерства образования, ни каких-то задачах и стратегиях и тактиках Красноярского края. Поэтому лишь усиливается конкуренция в области качества подготовки знаний, подготовки специалистов.

На прошлой интернет-конференции вам задавала вопрос дизайнер Ирина, которой вы обещали помочь. На эту конференцию она нам тоже прислала сообщение, но, в основном, с благодарностями за то, как вы ей помогли. И вот мы подумали, что она будет у нас небольшим роялем в кустах и пригласили её в студию.

Ирина: Добрый день. Качан Ирина, дизайнер одежды. Я хотела бы сказать, что на самом деле те люди, которые находятся по ту сторону, просто задают вопросы и потом теряются где-то во времени, на самом деле с нами тоже происходит что-то. И если я тогда задавала вопрос как мне поступить, молодому дизайнеру, что мне делать, то сейчас за это время я уже достигла кое-чего в Красноярске, я позиционируюсь как дизайнер, к которому ходят люди, который участвует и побеждает в международных и региональных конкурсах. Поэтому мы тоже растём, инициативы проявляем. И теперь мне бы хотелось задать вам такой вопрос - касаемо моей дизайнерской сферы, я для себя конкретные цели и задачи поставила, и мне они понятны. Но я знаю, что на сегодняшний день у меня есть друзья, такие же целеустремленные люди, у которых есть проекты, которые им не хватает сил продвинуть или в жизнь, в реальность воплотить. Как, куда им можно обратиться продвинуть эти проекты, чтобы они начали реализовываться?

Ирочка, всё дело в том, что у нас действительно за последний год объём обращений молодых ребят, которые не могут сориентироваться в этом пространстве, исключительно не с точки зрения идеологии, а с точки зрения элементарных финансовых возможностей на первом этапе - обращений таких очень много поступает. И мы уже приходим к пониманию того, что мы хотим создать либо в рамках нашего департамента по экономическому развитию и планированию, либо в области моложенной политики, сейчас думаем, где, департамент по работе с населением, который бы занимался как раз созданием или оказанием помощи молодежным инициативам. То есть, речь идёт не только о грантах, когда молодой человек побеждает за счёт своей идеи в красноярском молодежном гранте - а речь идёт о том, что если есть интересная идея, инициатива, то помочь ему и с юридической, и с финансовой точки зрения помочь ему организовать это дело.

Вот мы сейчас думаем, и я думаю, что к Новому Году уже такое решение примем, и молодые ребята будут приходить в этот центр, чтобы получить возможность получить все документы, всю информацию, чтобы ему оказали содействие именно в организации этих бизнес-инкубаторов, бизнес-процессов, которые существуют. И более того, мы под это даже готовы в рамках инвестфонда закладывать средства, оказывать помощь, налаживать взаимодействие с банками, которые тоже готовы поддерживать молодежные инициативы. Есть такая задумка у нас, потому что обращений очень много.

Ирина: Замечательно, что у многих есть специальность, есть образование, есть проекты, и возможность все это организовать. Спасибо.

Но вообще-то, честно говоря, я бы на месте наших студентов это организовал. Я бы уже сегодня самими студентами, с нашей помощью, безусловно, создал бы такой центр. У нас же есть ребята, которые учатся на экономических факультетах, на юридических факультетах, которые, создав этот центр при поддержке администрации, могли бы ещё и зарабатывать. Могли бы, на самом деле, помогать в организации того или иного предприятия. Опять, не хочется сверху навязывать, надо, чтобы ребята сделали это сами.

Спрашивает Василий Васильевич, безработный: Я с отличием окончил техникум по специальности "карбюраторщик", затем поступил в КрасГУ на специальность "история". Вуз оканчивать не стал принципиально - там уровень обучения был гораздо ниже, чем в техникуме. Зачем нам столько вузов, которые в итоге выпускают дипломированных бездарей? По-моему, нужно больше техникумов и ПТУ, иначе через 10-15 лет наша промышленность просто загнется.

Я не знаю, что мне сделать... Кивнуть головой...

Долой дипломированных бездарей?

Неправильно. Я вообще считаю, что чем больше ребят будут получать высшее образование, тем больше возможностей, и главное - интеллектуальных возможностей будет открываться перед красноярцами. Когда мне кто-то сообщает о том, что надо сокращать или закрывать количество высших учебных заведений, я категорически против. Я считаю, что никогда не поздно получить высшее образование. Другое дело, каким образом и кто к этому высшему образованию будет приходить. Кто-то приходит к этому высшему образованию через школу, кто-то приходит к этому высшему образованию через трудовую деятельность, рабочую деятельность, кто-то получает образование заочно, кто-то получает образование, там, учебное образование высшее... Любой формы самообразование и образование, они положительны и позитивны.

То, что касается техникумов. Полностью поддерживаю сказанную реплику или замечание. То, что сегодня система среднего технического образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования должна быть кардинальным образом изменена и должна быть адаптирована как можно в ближайшие сроки, адаптирована к тем потребностям, которые сегодня у нас существуют и не только в пищевой промышленности и в рестораторской деятельности, к сожалению, где основная масса техников на сегодня сконцентрирована на этой деятельности (там, кстати спрос, квалификационные требования сегодня в большей степени обозначены), а именно подготовка тех специалистов, которые сегодня могут после среднего профессионального образования или начального профессионального образования уже трудоустроиться на наши крупные промышленные предприятия, на наши объекты, те, которые сегодня строятся, и в дальнейшем будут развиваться, такая задача стоит.

Позавчера мы проводили совещание по поводу развития этой системы образования. И мы говорим, что на сегодняшний день те 80 учреждений образования, которые существуют, надо кардинальным образом менять. Мы закладываем сегодня огромные деньги на модернизацию и капитальный ремонт, технологическое оборудование наших учреждений профессионального образования. Мы сегодня говорим о том, что кадры - это очень важная область специализации, важная область подготовки специалистов. Если сегодня в техникумах мы не будем иметь высококвалифицированные кадры, если мы не свяжем эти процессы с самой системой бизнеса, бизнес-сообщества, если бизнес сам не поймет, что ему выгоднее, эффективнее готовить кадры здесь и брать их к себе на работу, естественно уже подготовленными, если бизнес не сформулирует в ближайшее время основные требования по каждой профессии, которая существует, трудно будет потом на самом деле искать виноватых будь то в системе высшего профессионального образования, будь то в системе среднего профессионального образования.

Поэтому такое решение принято, я больше того скажу: бизнес готов. И сегодня подписано уже три соглашения с крупными компаниями: с "Роснефтью", с "Норильским никелем", с "Русским алюминием". Сейчас ведем переговоры с угольной компанией, с РЖД подписывается соглашение, с атомщиками, с другими предприятиями, которые готовы формировать заказ и которые готовы участвовать в развитии нашего профессионально-технического образования. Я думаю, что мы переломим эту ситуацию и создадим условия, когда ребятам будет интересно и выгодно уходить, после девятого класса идти получать профессию, начинать получать достойную заработную плату, а при желании иметь возможность поступления и получения высшего образования. Я бы все-таки не разрывал эти две части. Я считаю, что высшее образование - оно правильное, оно должно быть.

Как вы думаете, хватает ли нынешней стипендии красноярским студентам, и будет ли стипендия в Национальном университете выше, чем в других вузах? И вдогонку, какую стипендию и заработную плату вы считаете нормальной?

Я скажу по-другому. Мне никогда в институте не хватало стипендии. Я точно также, как и сегодняшние студенты, безумно любил ходить на дискотеки, точно также безумно любил тусоваться, иногда, так сказать, в свободное время выпить пива или сходить в закусочную с ребятами, и мы ходили в походы. Но я никогда не просил денег у родителей, объясню почему, потому что у меня отец сам детдомовский и у отца был принцип: в этой жизни ты сам выбирал для себя, принимал решения, поэтому принимал решения и сам зарабатывал. Даже когда у отца была машина "Волга", когда в Москве "Волгу" было увидеть достаточно сложно, мне разрешалось даже в студенческие годы ее лишь помыть, больше меня так сказать не подпускал к этой машине на пушечный выстрел.

Тем не менее, это не мешало нам, ребятам после института ездить подрабатывать, это не мешало нам создавать предприятия уже на четвертом курсе, это не мешало мне жениться. На втором курсе я уже имел достаточную мотивацию, чтобы учиться и содержать свою семью. Поэтому нет такой цифры, где можно было бы сказать: дайте мне стипендию не тысячу двести рублей, а дайте мне пять тысяч рублей, мне будет достаточно. То же самое про заработную плату. Нет такой планки, где можно сказать: достаточно. Чем больше у тебя растет доход, тем больше у тебя растут потребности, это уже доказано всеми социологиями, которые существуют. Самый важный критерий - это соответствие твоего дохода твоему труду. Главное - чтобы ты мог получить удовлетворение от того, что вложил свою компетенцию, и на эту компетенцию ты получил достойную своей компетенции заработную плату. Вот этот критерий принципиальный и важнейший. Поэтому я думаю, что вот ответа такого прямого нет.

Но то, что сегодня, как мы их называем, минимальный размер оплаты труда, или бюджет прожиточного минимума абсолютно не соответствуют потребностям и реалиям жизни это очевидно. И то, что я крайний сторонник ухода от тарифной сетки и перехода на так называемые отраслевые соглашения, в бюджетной сфере, - я считаю, что это единственный способ выхода из этой ситуации. До тех пор, пока мы будем все с вами всю жизнь зависеть от тарифной сетки, мы никогда не изменим ситуацию с точки зрения качественного роста заработной платы. Потому что тарифная сетка за собой тащит огромные бюджетные расходы. Потому что именно по тарифной сетке по минимальному размеру оплаты труда рассчитываются все показатели, начиная от штрафов и заканчивая административными взысканиями и все что с этим связано. Поэтому я думаю, что здесь предстоит кардинально изменить систему, методику оплаты труда. В том числе и стипендии.

Наверное, чтобы подытожить тему образования: вопрос про образовательные кредиты - фантастика это или реальность, появится ли в Красноярске возможность получить этот кредит. Вопрос: будет ли в национальном университете нулевой курс, на котором смогли бы обучаться школьники, желающие стать студентами, и будет ли этот курс на платной или бесплатной основе?

Я не знаю, кто задал этот вопрос, но прямо в корень, то есть так сказать прямо в точку попадание. Первое - что касается подготовки к поступлению в Сибирский федеральный университет. Одной из важных задач, которые мы формулируем при создании университета - это формирования сигнала для общего образования. Что такое сигнал для общего образования? Качество ребят и студентов, поступающих в Сибирский федеральный университет, должно соответствовать уровню и названию этого университета. Сегодня существуют различного рода модели в мире, вот например моя дочь. Она оканчивала так называемую систему международного бакалавриата, это что означает? Это означает что она прошла всю нашу систему образовании российскую, но начиная с последнего класса она учится на один год дольше, то есть все ее сверстники поступили уже в российские вузы, она же на 1 год дольше учится для поступления в определенный набор высших заведений, который существует во всем мире. Да, она потратила на 1 год больше, но она потом сдала экзамены по международным стандартам и сама поступила в это высшее учебное заведение. Кстати, там система блата и договоренностей не работает вообще. Там сдал экзамен и там документ ушел в Европу, только через 2 месяца ты получаешь ответ, насколько ты соответствуешь тем требованиям, стандартам, которые предъявляют определенные вузы. Готовы мы сегодня вводить такую систему? Я думаю, что преждевременно об этом говорить, но тем не менее об этом надо задумываться, и действительно надо помогать не через модель подготовки дополнительных занятий с преподавателями, которая абсолютно непрозрачна, и, на мой взгляд, является элементом коррупционности, которая сейчас существует, а как раз нужно создавать модели, позволяющие детям начиная с 9 класса или с 10 класса проходить специализированную подготовку для поступления в такого рода высшее учебное заведение. Эта конструкция должна существовать. А первая часть какая была этого вопроса?

Нулевой курс и образовательные кредиты.

Образовательные кредиты - это не фикция. Я считаю, что если на федеральном уровне этот процесс будет затягиваться, то мы в бюджете Красноярского края введем модель образовательных кредитов. Сама сложность этого процесса заключается в определении критериев - кто имеет право на получение так называемого образовательного кредита? То есть человек должен соответствовать определенным требованиям и стандартам. Тогда мы готовы под государственный заказ образовательные кредиты.

Сейчас мы подготовку ведем, я надеюсь что уже со следующего года мы уже первый эксперимент в этом направлении запустим. Кстати, как пример, мы уже в этом году в Красноярском крае открываем так называемую систему международного бакалавриата в первой гимназии. Мы планируем открыть тут систему международного бакалавриата, только в отличие от Москвы, где это абсолютно частная школа и где все платят деньги непосредственно за обучение в международном бакалавриате, мы делаем проект государственный, таким образом, что ребята имеют по конкурсу поступить на систему международного бакалавриата. Дальше ребята будут учится на год больше в Красноярске.

И дальше ребята будут иметь возможность поступить не только сдав экзамены, могут поступить в любой международный вуз с которым подписана система международного бакалавриата, соответствующее соглашение. Это свыше там 50 вузов по всему миру.

Но возникает вопрос, а вдруг ребята не сдадут или не будут соответствовать, не получится у них сдать экзамен в международное учебное заведение. Тогда мы подписываем такую систему, чтобы ребята, отучившись на год больше в международном бакалавриате, имели возможность поступить в определенное количество российских вузов. К ним относится на сегодняшний день уже это МЭШ, не МЭШ, а как это... Высшая школа экономики, которая находится в Москве, эта школа принимает. Мы надеемся, что это будет Сибирский федеральный университет, который подпишет соответствующее соглашение. Это МГИМО, которое уже подписало соответствующее соглашение, это Финансовая академия, которая подписала соглашение. Теперь дальше, вот представим, что наши красноярцы поступили в Школу экономики. Возникает самый интересный вопрос, туда надо доехать, там надо жить, там надо платить порядка 7 тысяч фунтов стерлингов в год за обучение. И вот здесь мы хотим как раз для наших красноярских ребят, которые прошли высочайший отбор, ввести систему образовательных кредитов. В рамках которых они подпишут базовые условия, по которым они после получения образования вернутся к нам и как минимум 3 года отработают в красноярском крае по той профессии, которую получат зарубежом. Поэтому мы уже здесь разрабатываем систему образовательных кредитов.

Вас приветствует Красноярский государственный университет, студенты которого пожертвовали занятиями, чтобы задать вам несколько вопросов.

А что значит "пожертвовали"? Вам за это двойки поставят?

(молчание) Здравствуйте, меня зовут Андрей. Как Вы смотрите на то, чтобы в нынешнем 2007 году провести Российский слет студенческих отрядов в Красноярске?

Я смотрю на это положительно, вопрос в том, как вы на это смотрите. Мы готовы его проводить, мы уже с ГО и ЧС проработали вопрос проведения такого слета по количеству до 5 тыс. человек. Вопрос заключается во времени и в том, насколько наш Красноярский студенческий отряд готов взяться за организацию этого процесса. Если вы хотите, чтобы я взялся за организацию, то я против этого. Если вы готовы - то я, в свою очередь, могу вам помочь его провести.

У нас как бы уже есть договоренность с городами о проведении слета в Красноярске, мы бы хотели узнать ваше мнение по этому вопросу.

Мое мнение такое - меньше 5 тыс. человек даже не планируйте.

Все понятно. Вопрос из Красноярской медакадемии.от представителя будущей краевой студенческой организации, в которую пока входят студенты КГУ и медакадемии. Поддержите ли вы создание краевой молодежной организации? Как можно с вами встретиться, чтобы обговорить этот вопрос детально?

Вы сказали, что вы хотите создать организацию, но не сказали, какую. Если вы скажете, что организация будет поддерживать тех, кто за фашизм выступает, то я вас не поддержу. Должна быть мотивация, цели должны быть у организации. Все зависит от того, какие задачи вы ставите.

Второй момент. Если это организация, которая будет насчитывать в своих рядах достаточное количество сторонников, большое количество инициативных ребят, безусловно, я готов встречаться. Есть несколько площадок, в рамках которых я готов встречаться и всегда встречаюсь. Начиная от нашего форума гражданский инициатив - Гражданская ассамблея, где собираются молодежные движения, которые вырабатывают свои позиции, включая молодежный форум, где встречаются политические движения. А также мы периодически проводим встречи с молодежными организациями, чтобы обсудить инициативы.

Есть также вузовские площадки, на которые я периодически приезжаю и мы встречаемся, общаемся с ребятами, и там можем обсудить ваши идеи. Только пока на вопрос - мы хотим создать - отвечу "создавайте", можно ли встретиться - отвечу "можно".

Приедете к нам в медакадемию на нашу конференцию?

С удовольствием. Давно не был в медакадемии. Но при одном условии. Я уже сегодня обмолвился в двух словах. Я хочу, чтобы медицина в Красноярском крае имела интересное направление развития в области науки. Можете передать ректору, я хочу с ним поговорить о кардиохирургическом центре, и о возможности развития научной базы на базе кардиохирургического. А параллельно потом вместе пообщаемся со студентами. Давайте. Я готов.

Роман Колосов, Красноярский госуниверситет. Хотелось бы задать следующий вопрос - я по роду своей деятельности очень часто сталкиваюсь с грантовыми конкурсами различными. И зачастую приходится отдавать предпочтение иностранным грантодателям, потому как их бюджет зачастую гораздо больше, чем бюджеты, которые предлагает администрация Красноярского края. И хотелось бы узнать, будет ли в будущем увеличение бюджетов у конкурсов, предлагаемых администрацией края?

Сразу могу вам сказать - не верьте. Это всё-таки неправильная информация. Все гранты, которые представляет западные грантодатели, как вы их назвали - похоже на гранатометателей - они мизерные, на самом деле. И они-то как раз сейчас упрашивают нас, администрацию Красноярского края, и нашу краевую молодежную организацию, Краевой комитет по молодежной политике, включить их в наши грантовые программы. На следующий год только по молодежи у нас свыше 150 миллионов рублей выделяется на гранты. Одна из самых больших грантодателей, как вы говорите - это территория Российской Федерации в области молодёжи. Другое дело, что если вы считаете, что наши гранты разбиты на очень мелкие гранты, которые не дают возможности реализовывать качественные, большие и интересные проекты - то давайте посмотрим и обсудим. Но то, что мы сегодня предоставляем гораздо больше грантов, чем иностранные общественные организации - поверьте, это так.

Добрый день, Александр Геннадьевич, у меня следующий вопрос. Я студентка факультета филологии и журналистики госуниверситета. Меня зовут Инна Берман. Я поступила в Красноярский государственный университет, а выпущусь уже, видимо, из Сибирского федерального университета. Будет ли мой диплом котироваться в той же степени, что и студента, который поступал в СибФУ и выпустился из него же?

Вот вы такой вопрос задаете, потому что вы филолог. Я прекрасно понимаю. У меня очень много друзей филологов и я всегда боюсь с ними общаться, потому там невозможно с ними договориться по понятиям, что называется (смеется). Очень трудно на общем языке разговаривать.

Вы прекрасно понимаете, что ваш диплом будет, с одной стороны, котироваться, потому что это диплом нового университета, но с другой стороны, к нему будет настороженное отношение до тех пор, пока рейтинг самого высшего учебного заведения Сибирского Федерального университета не выйдет на уровень тех задач, которые мы перед собой поставили. Безусловно, на сегодняшнем уровне котировка вашего диплома будет соответствовать котировке Красноярского государственного университета. Но вот что для вас такое котироваться?.. Я, допустим, работодатель. Я спрашиваю: "Вы какой вуз окончили?". Вы говорите: "Сибирский федеральный университет". Показываете мне диплом. Я прекрасно отдаю себе отчет, что на сегодняшний день он не стал тем вузом, о котором мы говорим. Вот ему предстоит стать. Но я вас оцениваю по уровню... Я знаю, что в этот Сибирский федеральный университет вошли такие сильные вузы как Красноярский государственный университет и другие наши примы. Соответственно, исходя из этого, я котирую ваш диплом для себя вот в этих пределах, в этих границах.

Как только Сибирский федеральный университет станет Федеральным университетом, получит в котировке признание на уровне Российской Федерации, а дальше на уровне зарубежной, тогда, соответственно, ваш диплом через пять лет будет котироваться гораздо выше, чем котируется сегодня. Это же очевидно.

Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Петр Самицкий, факультет филологии и журналистики. Вот я хочу продолжить одну из тем. Я считаю, что в студенческой среде сложилось информационное голодание, связанное с национальным университетом. На моем факультете много людей не знают, что такое СФУ и зачем он нужен. Как вы считаете, почему такая проблема существует? И как вы относитесь к тому, чтобы именно студенты-журналисты формировали имидж СФУ и его информационное поле? И у нас есть ряд идей по этому поводу.

Ребята, я очень положительно к этому отношусь. Почему такая ситуация возникла, отвечу. Безусловно, система высшего образования, чем дальше от Москвы, тем она более консервативна. Есть и моральное опасение, в том числе, у профессорско-преподавательского состава, вообще, когда образуется что-то новое, всегда вокруг этого возникают слухи, недопонимание, недоверие... И действительно, вот вы представьте, что в Красноярском государственном университете существовали свои какие-то традиции, существовала какая-то своя система отношений. И вдруг вам говорят, сейчас этого всего якобы не будет, а произойдет что-то новое. Только что это новое - еще никто не объясняет, пока какие-то догадки на уровне неопределенных чиновников в Москве эта тема зарождается. Тот же профессор или преподаватель, приходя к вам, зачастую просто боится сказать, боится ошибиться, потому что он должен быть уверен - что он думает, то и произойдет.

Дальше есть объективные причины и субъективные причины, по которым понятно, что когда приходит новое, то старое иногда уходит. Да? Так сказать, и не все, собственно говоря, готовы согласиться с теми требованиями, которые будут предъявляться непосредственно к университету. Более того, если сегодня там молодому преподавателю есть возможность переподготовиться, переквалифицироваться, получить образование и вписаться в новую систему образования, то тот же профессор, который говорит: "А я не хочу, я считаю, что я только прав", будет против этого. Он будет считать, что категорически не согласен. То есть много объективных причин, по которым сегодня, к сожалению, информация не спускается вниз.

Но, тем не менее, дальше нам, что называется, дорога заказана. Непосредственно решения приняты на всех уровнях, и университет будет создаваться. Еще раз говорю, без студенчества, без молодежи, без возможности вашего активного участия в этих процессах, без информации, мы дальше не двинемся. Поэтому если вы сами будете активно участвовать и в формировании программ, и также активно будете участвовать и в информационном поле, я вас только готов в этом деле поддерживать. Давайте выходить с инициативой, давайте предлагайте. Я думаю, что мы будем даже нуждаться в вашей помощи. Потому что среди студентов точно так же нужно распространять информацию, доводить ее до каждого студента. Вообще это должно стать нашей гордостью. Вообще-то по большому счету я всегда говорю, что мы немного недооцениваем... И то, что произошло сегодня фактически считайте, что Красноярскому краю дан шанс стать лучшими.

Воспользуемся этим шансом - будем лучшими. Не воспользуемся этим шансом - мы будем иметь то, что имеем. Не более того.

Хотелось бы от лица студенческого коллектива пригласить Вас на празднование студенческого Нового Года, который состоится 23 декабря возле студенческих общежитий. Будет весело, приходите!

Я постараюсь, правда, 23 числа у нас тоже будет празднование Нового Года...

Можем совместить!!! (все смеются)

Я знаю, что в пятницу буду у вас в университете, поэтому давайте там это и обсудим.

Скажите, пожалуйста, из каких источников можно почерпнуть информацию о новом университете? Где брать информацию о самом университете? Что-то есть в интернете, а где ещё? Может быть книга какая-то уже есть?

Книгу мы договорились, что вы сами напишите. Что касается источника, на сегодняшний день только два документа существует об университете. Это распоряжение правительства и приказ министерства образования по срокам создания этого университета. Дальше никакой другой официальной информации не существует. четырех вузов, а также у назначенного ректора сибирского университета Евгения Александровича Ваганова. Но сегодня уже сформирована рабочая группа, в которую входит много специалистов, и ректорская группа, и международные эксперты и так далее. Я, кстати, вам рекомендую от имени студенчества сейчас собраться вместе, как студенчество, обратиться к Ваганову с просьбой о том, чтобы он включил вас активно в работу или предоставлял вам всю необходимую информацию.

Ситуация такая - техническое задание (ТЗ) на формирование программы образования и развития Сибирского университета должно быть сформулировано к концу следующей недели. На базе ТЗ рабочая группа, которая называется "Северо-Запад", в которую включены, в частности и международные эксперты, уже приступают к работе. К 25 числу они должны уже предварительно эскиз этой программы выдать в Министерство образования, в Минэкономразвития и в Минфин. До 15 января уже окончательная версия программы (основных этапов развития) должна быть подготовлена. 31 января на заседании правительства должны быть рассмотрены предложения по программе развития университета на 5 лет. Дальше идет сама проработка этой программы, и уже набор студентов будет осуществляться в сентябре. То есть я назвал основные этапы, как это все будет реализовываться. Ваше активное участие я могу гарантировать - можете ссылаться на меня. Единственное, это не должно быть так, что 15-20 студенческих организаций, с утра до вечера будут трясти эту рабочую группу, мешать ей. А вот собраться и выбрать актив и участвовать в этой работе - это ваше справедливое требование, тогда вы бы сами понимали, о чем идет речь. А дальше, понимая, какие основные положения программы разрабатываются, вы должны не только рассказывать своим коллегам студентам, вы должны ещё и помогать.

Я не могу сейчас ответить на вопрос, какие гуманитарные профессии должны не просто сохраниться, а получить основные места. Будет бакалавриат и магистратура. Причем бакалавриат может включать большое количество профессий и специальностей, на которые мы на первоначальном этапе будем готовить студентов. Но там главное - это модуль. Когда одновременно в модуль можно включить, прошу прощения, за может быть недостаточную компетенцию, но в модуль можно включить все что угодно, и экономику и филологию. А что касается магистратуры - это качественная специализация по определенным профессиям, которые будут востребованы на рынке. Этим мы должны здесь активно заниматься. Например, на недавней встрече с ректором МГИМО мы обсуждали перспективы. Они готовы на базе даже нашего университета разработать модуль по востоковедению. Все, что связано с культурой, идеологией и развитием наших соседей с востока - Юго-западной Азией. Очень много идей и предложений, и главное их сформулировать это не моя функция, это должны делать профессионалы, поэтому давайте участвовать.

Овчинников Александр, молодежная группа "Новые стратегии": Александр Геннадьевич, мы понимаем, что один из базовых залогов успеха федерального университета, это новые образовательные технологии. Как вы считаете, нам следует инвестировать в развитие образовательных технологий, которые развиваются здесь, в Красноярске, или закупать их за границей и как-то их здесь адаптировать? И считаете ли вы, что в Красноярском крае существуют инновационно-образовательные центры, которые могут работать на уровне федерального университета?

Спасибо за вопрос. Я категорический противник импорта исключительных западных технологий. Я считаю, что в каких-то направлениях, скажем в экономической школе, не буду сейчас никого обижать, существуют, действительно, конкурентные преимущества западных технологий. И там они эффективнее адаптированы к рынку. Я думаю, что эти вещи мы должны заимствовать у них и на самом высоком уровне. Но что касается инновационных технологий в области науки и техники, атомной энергетики и промышленности и в других отраслях, - мы не уступаем им ни капельки, мы уступаем, может быть в методологии преподавания, но в содержательно аспекте мы ни на чуть-чуть им не уступаем. Поэтому когда я говорю о подготовке, переподготовке наших специалистов, преподавателей, я ни в коей мере не ставлю задачу отправлять их учиться за рубеж. Я ставлю задачу сорганизоваться и переподготовиться, повысить квалификацию в России, в тех наших высших учебных заведениях, которые готовы сегодня представить современные технологии, которые уже развиваются на сегодняшний день. У нас есть свои технологии, есть свои площадки, есть свои инновационные площадки. Надо этим только заняться.

Давайте я вам простой пример приведу, то, что меня немного расстроило. Вот смотрите, многие из вас включили телевизоры, и видели, когда президент страны Владимир Владимирович задал такой вопрос: ребята, мы, начиная со следующего года разворачиваем орбитальную группировку по системе ГЛОНАСС. Эти спутники, эту систему, разрабатываем мы в Красноярском крае на НПО ПМ имени Решетнева. Президент задал вопрос, а кто наземной группировкой будет заниматься и кто не военную часть, а гражданскую часть будет развивать? И почему-то вдруг выясняется, что это убегает все в Санкт-Петербург и Москву, в то время, как мы у себя могли бы вместе с западными компаниями, с западными технологиями, на базе нескольких наших предприятий, НПО ПМ, радиозавода, создать этот прибор. Тем более, что основная сложность в чипах, которые в это прибор должны закладываться. Делаем, запускаем эти спутники самые новейшие, которые могут работать не только в системе ГЛОНАСС, но даже в той новой системе, которая еще только разрабатывается в Европе, но почему-то какой-то дядя будет за нас это все делать, а мы с вами опять в стороне находимся от этих процессов. Вот что меня, собственно говоря, напрягает и раздражает. В то время как мы с вами должны пригласить этих же японцев и корейцев, которые давно уже эти чипы разработали. И сборку, и всю наземную часть и все технологии разрабатывать и делать у нас и стать крупнейшим центром по производству этих приборов, которыми могут пользоваться не только корабли, самолеты. На собачку повесил этот прибор, и ты знаешь в любой момент, где твоя собачка гуляет, на жену повесил, знаешь, что она никуда не уйдет, сел на компьютер нажал, видишь, к кому она пошла. Слушайте, почему мы сами этого не можем делать, не понимаю.

Мы прощаемся с госуниверситетом, продолжаем отвечать на вопросы пользователей интернет. Что в Красноярском крае вызывает у вас особую гордость? А что, наоборот, считаете позором края?

Гордость вызывает, безусловно, общение с людьми и понимание того, что все на сегодняшний день стремятся и хотят сделать наш край лучше. Поэтому многократное общение с людьми, во всех отраслях. Не только с молодежью - молодежь вообще для меня отдельная гордость. Ребят, я вам пообещаю, что я с вами - если вы не предадите, то мы с вами до конца пойдём и перевернём много чего в крае. Поэтому молодёжь - это отдельный, особый предмет моей гордости. В Красноярске молодёжь сильнейшая, поверьте, я в этом абсолютно убеждён. Что касается раздражения, то тут, как и во всей России - дураки и дороги, эти две проблемы. Поверьте, Красноярск не исключение.

На каких языках вы говорите?

Говорю я по-русски. А еще, если честно, в совершенстве владею английским и немного - французским: могу читать.

Любили ли вы подраться в детстве и в молодости? Какой, на ваш, взгляд самый эффективный способ разрешения конфликта?

Подраться! Кто в детстве не любил подраться? Моя последняя драка была в рядах Вооруженных Сил. После этого я уже давно повзрослел и считаю, что самым эффективным методом решения любого конфликта являются переговоры и диалог. Более того, если ты идешь с девушкой, и ты видишь, что создалась очень критическая ситуация, при которой, ну, тебя провоцируют на драку, ты должен думать не о том, как тебя оскорбили и обидели и как полезть в эту драку, а сделать так, чтобы обезопасить девушку. Поэтому в этой части даже профессионалы, которые работали в девятом управлении в УВД, охранники, даже их обучают, что ты должен унижаться, должен вставать на колени, просить пощады, прощения, делать все, что угодно, для того чтобы обезопасить того человека, которого ты любишь. Но ровно в тот момент, когда ты понимаешь, что человек находится в безопасности, значит, делай что хочешь. Поэтому переговоры - это единственный способ достижения цели. И я считаю, самый эффективный.

Где вы одеваетесь? Есть ли у вас свои предпочтения в одежде?

У меня очень ограниченное время, особенно для походов по магазинам. Вообще, кстати патологически не люблю ходить по магазинам, это меня всегда раздражало. Слава богу, моя жена это понимает. Я всегда, когда иду в магазин, знаю, что хочу купить. Вот но тем не менее я безусловно общаюсь и работаю со стилистами, я безусловно, так сказать, каждому человеку должен соответствовать его стиль, стиль его одежды. Я вот если так хотите, в области пиджаков, костюмов, считаю что фирма No1 для меня, по крайней мере - это "Бриони", я там шью костюмы, покупаю костюмы, с периодичностью раз в 2 года они приезжают ко мне, и по мне шьют. Галстуки тоже, рубашки тоже.

Следите ли вы за тем, что происходит в сфере молодежной культуры города? Посещаете ли вы какие то выступления, концерты, спектакли, в каких ночных клубах в Красноярске вы бывали, говорят вас можно встретить в "Че Геваре"?

Если меня можно встретить в "Че Геваре", это хорошо, на самом деле, это значит, что я нашел время, я такой же, как все человек, иногда тоже хочется пойти в клуб, но обычно я туда хожу, когда ко мне приезжают друзья - тот же Макаревич из "Машины времени", Ярмольник. На самом деле, у меня не столько времени и возможности ходить по ночным клубам и заведениям, к сожалению. Тем не менее, молодежные тусовки я стараюсь посещать и меня можно на них увидеть. В ближайшую субботу я буду на КВНе. С большим удовольствием туда пойду и посижу, пообщаюсь с ребятами.

Вы по-прежнему изредка играете в "Героев меча и магии" или, может, у вас появилась новая любимая игра?

Сейчас я уже практически не играю в "Героев меча и магии", я отстал, потому что появились игры другого уровня. Периодически играю в шахматы с компьютером, пытаюсь подражать Крамнику, а вообще времени практически на игры нет, честно могу сказать.

А как Вы планируете отмечать Новый Год? И будете ли Вы дарить кому-нибудь свиней?

Свинью можно только подложить. Я собак и зайцев тоже никому не дарил, и свинью никому дарить не собираюсь. А что касается Нового Года - смотря, что вас интересует, если "где" - то могу ответить, что не в Куршавеле, если вас интересует "с кем", то могу сказать, что с семьей - родителями, женой и дочкой.

Спрашивает Митя Остачук. Александр Геннадьевич, может быть у Вас не будет времени ответить на мой вопрос, но мне очень хочется узнать Ваше мнение. Почему, когда я знакомлюсь с девушками и пытаюсь их позвать на свидания, то они никогда не идут, то они заняты, то еще что-то. Почему так происходит? Мне кажется, современные девушки стали больше заняты карьерой, а личная жизнь у них на последнем месте... Вот как ухаживать за девушками, так, чтобы результативно?

Э-э-э.. (Все смеются) . Хороший вопрос... Я могу только из собственного опыта рассказать историю. Когда я был в стройотряде, мой товарищ, Михаил Дмитриевич Прохоров, тоже тогда студент, мы с ним вообще всегда рядом были, он два метра ростом, я метр с кепкой, мы с ним вместе ходили. Это, на самом деле, очень удобно - я всегда в институте говорил - если хотите найти меня, смотрите под потолок, а потом резко вниз - там я. Это был очень хороший ориентир. Так вот, он влюбился в одну девушку, и вот однажды вечером на какую-то тусовку пришел с ней. А ушел с ней я. Вот такая история. Наверное, я был более настойчивее, может быть, более агрессивным, но самое главное... Да не знаю я, как ответить на этот вопрос, честное слово! Если ты любишь человека, ты должен сделать все, чтобы доказать, что ты его любишь. Если ты любишь девушку, надо быть просто целеустремленным и настойчивым, в пределах разумного, конечно, чтобы это не граничило с паранойей. Если девушка почувствует в тебе мужчину - это самое главное, почувствует, что ты уверенный в себе человек, я думаю, что все получится. Главное - быть более целеустремленным, чем девушка!

Вам не показалось, что у сегодняшнего общения были довольно узкие рамки? Всё сводилось к Университету, к тому, что рядом, как будто других проблем нет.

Не знаю, мне не показалось. Вы ваш вопрос по-другому сформулируйте.

На что рассчитывали? Какие вопросы вы предполагали, что будут задавать? Вопросы те, которые всегда больше всего волнуют. Если ребята все из этих ВУЗов, и их волнует вопрос создания университета, то это очевидный вопрос, потому что это их будущее. Если вы думаете, что кто-то кого-то ограничивал, то задайте вопрос организаторам. Я вот пришёл, и, как говорится, стреляйте - то, что знаю, то ребятам и отвечу. Ещё раз говорю, мы ограничены во времени. Завтра у меня будет общение в Государственном Университете, и там могут быть и другие вопросы, и на другие вопросы будем отвечать. Нет, всё нормально, я считаю.

А почему есть такое стремление к халяве, чтобы стипендии повышали, все вопросы решили, а сами ничего делать не будем?

Да откуда я знаю, почему у вас такое стремление к халяве? У всех людей есть стремление к халяве, это нормальный процесс. В вашем вопросе глубже, я понимаю, лежит проблемка одна - нас не учат со школьной скамьи к мотивации. Я побывал на уроке, мне показывали, точнее, урок в японской школе, и там с младших классов идут мотивационные игры. Предмет математики, к примеру, преподаётся через мотивационные игры, когда ученики пытаются построить домик, построить какую-то модель - вот это мотивация. И тогда, когда человек выходит потом в жизнь, он понимает, что сверху ничего не падает, что не надо ни у кого просить, но - вот по такой конструкции он может создать себе будущее. То же самое с теми играми, что сейчас придумывают - вот заходите в группу какую-нибудь студенческую и говорите "Вот вам 20 кубиков, соберите из них дом". Вы сразу можете увидеть, собственно говоря, кто и как может организовать этот процесс - это есть мотивационные игры, и вы сразу увидите, что есть люди инициативные, а есть пассивные, есть люди, готовые взять на себя организационные функции, а есть и те, кто готов быть исполнителями. Все же люди абсолютно разные. Поэтому и мотивации, и вопросы могут быть разные. Кто-то говорит - Ну слушайте, дайте мне нормальную зарплату, и мне достаточно. А кто-то скажет - Нет, я хочу большего, и готов сам всего добиваться. Система образования пока ещё не адаптирована к новым требованиям. Это не такой простой вопрос.

Есть ли проблема в том, что студенты хотят получить диплом, а не знания?

Я не думаю. Я думаю, что в любом случае студент хочет получить будущее. Каждый из наших ребят-студентов всё-таки хочет для себя каким-то образом построить дорогу в завтрашний день. Поэтому я думаю, что под вопросом диплома не надо из ребят делать идиотов. Всё равно каждый из ребят пытается для себя ответить на главный вопрос - А что я хочу от жизни завтра получить? Смогу ли я этого достичь через диплом, через то образование, которое я сегодня имею? Я считаю, что мы постепенно, пусть даже чуть медленно, но от потребительского отношения переходим как раз к инициативе. У нас это сдвинулось очень серьёзно.

Смотрите ли вы телевизор и какая у вас любимая программа?

Какая у меня любимая программа? Телевизор я смотрю очень редко, на самом деле. В перерывах иногда. Но если где-то какие-то серьёзные события или новости происходят, тогда действительно включаю. А так в основном прочитываю Интернет, в основном там читаю все новости. KNEWS очень люблю в плане информации - не в плане рекламы, а в плане того, что могу базовые вещи для себя выяснить. Потому что дальше, если начинаются проблемы, перехожу к другим информационным агентствам, и у них также смотрю, аналитические справки читаю.

Александр Геннадьевич, можете ли что-нибудь об IQ"бале рассказать, как он будет проходить, будет ли отличаться от предыдущих?

Ну, во-первых, он безусловно будет. Во-вторых, то, какой он будет по качеству, зависит от студентов. И я знаю, что уже сейчас развернута очень большая работа, что сегодня в ВУЗах уже собираются предложения. Дальше на конец декабря выходим по предложениям касательно самой организационной части бала, чтобы было не хуже - ведь планка задана уже очень высокая. Поверьте, хуже он не будет, это точно. Лучше - должен быть лучше.

А сами принимаете участие?

Конечно.

Каким образом?

Ну сейчас вам всё расскажи. Я пока принимаю участие в организационном плане. Я контролирую, чтобы действительно была активность со стороны студентов, чтобы ребята сами в этом участвовали. Чтобы не мы навязывали инициативу, а чтобы именно от них шла эта инициатива. Поверьте мне, это очень хорошая традиция, и ребята уже об этом знают, и сами присылают вопросы. Я думаю, у нас очень хорошее будет мероприятие.

Мы завершаем нашу конференцию. Коллеги, спасибо за работу. Всем спасибо за внимание.


ИАА "Информбюро"


Док. 314444
Перв. публик.: 07.12.06
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 493

  • Хлопонин Александр Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``