В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Хлопонин: `Молодежь и власть: диалог о будущем`. Стенограмма Интернет-конференции губернатора Красноярского края Александра Хлопонина Назад
Александр Хлопонин: `Молодежь и власть: диалог о будущем`. Стенограмма Интернет-конференции губернатора Красноярского края Александра Хлопонина
Добрый день. Мы начинаем онлайн-конференцию губернатора Красноярского края Александра Геннадьевича Хлопонина. Сегодня по всей стране отмечается День молодежи, поэтому совершенно не случайно тема нашей беседы обозначена как "Молодежь и власть: диалог о будущем".

За прошедшие несколько дней на адрес hloponin@newslab.ru поступило более трехсот вопросов, и, как выяснилось, нашу молодежь волнует весьма широкий спектр проблем. Интернет-конференция транслируется в режиме реального времени, а видео-, аудиозапись и стенограмма будут размещены на сайте http://online.newslab.ru. Продолжительность конференции составит полтора часа. По ходу разговора к нам присоединятся ребята, специально собравшиеся в Красноярском государственном университете, чтоб пообщаться с губернатором, там сейчас находится наш сотрудник Александр Назаров.

Присутствующие здесь журналисты будут иметь возможность задать свои вопросы Александру Геннадьевичу в завершение конференции, а пользователи сети смогут присоединиться к нашему разговору в любой момент. Вопросов было много, и некоторые из них повторялись, все, что пришло заранее, мы постарались разбить на разные блоки. Лидером по числу упоминаний стали проблемы образования и тема Национального университета, что совершенно неудивительно.

- Вопрос: студенты, обучающиеся в вузах, на базе которых откроется Нацуниверситет, попадут в него автоматически или будут организованы дополнительные испытания?

А что значит - дополнительные испытания?

- Не знаю.

Процесс формирования нацуниверситета по времени достаточно длительный. Он будет формироваться в течение 5-7 лет. Он включает в себя создание не только новых образовательных технологий, но и огромную строительную площадку, строительство кампусов для преподавателей и студентов, общежитий, и так далее. Модель организации Нацуниверситета будет заключаться в том, что все без исключения студенты, которые сегодня учатся в вузах, которые войдут в состав Нацуниверситета, получат дипломы нового университета. В обязательном порядке они будут продолжать свое обучение в Нацуниверситете. Набор на новые образовательные дисциплины будет продолжаться планомерно. Первый курс, например, 2007 года, по плану должен быть набран на новые образовательные технологии и модели. И постепенно этот потенциал будет наращиваться и развиваться. Планируется система бакалавриатов и магистратуры, это означает, что поступившие ребята будут иметь возможность или сдать дополнительные экзамены и перевестись на первый курс нового университета, а ребята, заканчивающие пятый курс, могут пойти в магистратуру. Для ребят будут открыты все возможности, чтобы получить образование по новым стандартам в вузах, которые сейчас существуют. Никаких революций там происходить не будет.

- Могли бы вы сделать прогноз, кто может возглавить национальный университет? И почему Александр Усс от этого места отказался?

Я, честно говоря, впервые слышу, что кто-то от чего-то оказался. И тем более вообще-то это бесперспективное дело - комментировать чьи-то слова. Я думаю, что вы сами можете задать вопрос Александру Викторовичу, почему он оказался. (Он сказал: что его возглавит другой, более достойный человек - Вед.) Достойных людей у нас много. Я не хотел бы комментировать Александра Викторовича. Но главный вопрос в другом. В том, что вуз будет организован в принципиально новой форме, в том числе и управленческой. В вузе будет введена должность президента, будет ректор, будет Попечительский совет, рядом с вузом будет создан фонд, который будет обеспечивать не только текущее финансирование, но и новые технологические площадки. Поэтому я думаю, что этот вопрос ещё преждевременный. У нас в Красноярске достаточно квалифицированных преподавателей, руководителей, ректоров, профессоров, достойных занять эту должность. В конечном итоге будет тендер, конкурс. Кто победит, кто будет признан международными экспертами подходящим на эту должность, тот и возглавит высшее учебное заведение.

- Звучала цифра в 40 тысяч студентов национального университета. Где они будут жить и в каком здании учиться?

Мы все время пытаемся забежать вперед. Хотя и об этом уже думаем. Потребуется, по разным оценкам, свыше 15 млрд. рублей инвестиций. Они потребуются для строительного комплекса, который будет организован на базе площадок, расположенных в районе Академгородка. Необходимо создать условия, для того чтобы и студенты, и преподаватели жили и учились в нормальных условиях. Сегодня проект по строительным площадям самого университета практически завершен. Там предполагается не просто новая библиотека, а новый научный центр, производственные площадки, где можно испытывать новые современные технологии. Планируется строительство общежитий, где студенты могли бы разместиться, планируется создание нормальных условий для размещения преподавательского состава. Без этого создать что-то качественное и современное невозможно.

- Вот два вопроса, я думаю, их объединить, потому что они пересекаются немножко. Первый - не считаете ли вы, что произойдёт просто смена вывески на некоторых ВУЗах и всё останется по-прежнему, или, что еще хуже, экономисты и юристы вытеснят и биологов, и физиков? И будет ли при национальном университете филологический факультет, или этот факультет КГУ и еще ряд таких же не особо востребованных просто исчезнет?

Опять подход немного неправильный. Нельзя просто взять и объединить четыре ВУЗа и сказать, что мы создали новый университет. Прежде всего, если мы говорим, что создается Национальный университет, это значит, у этого университета должно быть место на образовательной карте Российской Федерации, в чем-то он должен быть номер 1 по отношению ко всем другим высшим учебным заведениям. Более того, этот ВУЗ должен быть конкурентоспособен на мировом уровне, он должен котироваться среди крупнейших мировых ВУЗов мировой образовательной системы.

Исходя из этого, мы говорим - давайте посмотрим, в чем сегодня Красноярский край конкурентоспособен. Где изюминка? Кого мы будем в основном готовить как специалистов высочайшего класса, которые были бы востребованы не только в Российской экономике, не только в развитии Красноярского края, но и в Сибири и на дальнем Востоке, в странах Юго-Восточной Азии, в Европе, то есть в мире. И здесь плавно мы подошли к базовым направлениям. Ещё раз говорю, бакалавриат и магистратура. Магистратура - уже готовит топ. Здесь, конечно, наше преимущество, безусловно, это энергетика. Разная - гидроэнергетика, атомная энергетика, углеводородное сырье, всё, что с этим связано. Это, безусловно, вопросы, касаемые цветной металлургии - мы сегодня одни из самых конкурентоспособных. Это, безусловно, вопросы, касаемые космоса - развитие и стратегии новых технологий в этой области. Это лес и технологии, всё, что с этим связано.

Но это не означает, что у нас не будет гуманитарного блока, который, безусловно, должен готовить своих специалистов. Вот когда говорят про филологов, мы просто должны понимать, кого, какого качества мы должны выпускать специалистов, которые будут востребованы. Филолог - это не просто вот пришёл и дальше потом размышляет над сутью, содержанием, историей возникновения языка и так далее. Если мы сегодня будем готовить специалистов, которые будут знать культуру, востоковедением заниматься, они будут понимать, скажем, наших партнеров из стран Юго-Восточной Азии - если мы будем готовить специалистов в этой области, то у ВУЗа тоже будут перспективы. Поэтому обязательно гуманитарные профессии будут в этом ВУЗе, как одни из самых ключевых, одни из самых знаковых и важных. Филологический будет факультет, либо это будет из филологического факультета трансформированный - востоковедение и все, что с этим связано. Или это будет история, культуры, традиции, наших соседей, наши традиции - я думаю, что в обязательном порядке будет.

Но я не эксперт в этой области, для этого и будет создан на промежуточном этапе так называемый международный профессиональный аудит, который и должен провести исследование на соответствие сегодняшних образовательных программ международным стандартам, требования, запросам, не только с точки зрения бизнеса, но и запросам, которые сегодня вообще существуют в экономике. Суть заключается в том, что мы хотим, чтобы студент, который заканчивает Национальный университет, оказался востребованным, чтобы за ним была очередь, чтобы у него не было проблем с трудоустройством. А это может дать только высочайшее качество знаний, которое сегодня требуется и в новой российской экономике, и на международном уровне. Поэтому это эксперты будут определять.

- Никита Бондарев, студент, Красноярск. Возможно ли какое-либо решение с проблемой блата в университетах? Дело в том, что бюджетные места часто занимают люди, которые часто толком не знают, что они делают в вузе. Появляются на занятиях в лучшем случае раз в месяц, каждый год берут академические отпуска, а талантливые люди, имеющие по итогам всех сессий оценки "отлично" вынуждены оплачивать обучение из собственного кармана. Такой вот плач.

Это не плач. Это на самом деле вскрываются острые проблемы внутри самой системы образования. Я всегда говорил и считаю, что российская система высшего образования очень консервативна, закрыта и непрозрачна для всех, но решить этот вопрос возможно только одним способом. Это создание гражданских институтов, институтов гражданского общества в системе образования. Когда в вузах будут появляться нормальные качественные попечительские советы, в которые будут входить представители крупного бизнеса, общественных организаций, которые как раз смогут отслеживать и контролировать эти процессы, то постепенно это будет снижаться, cходить на нет.

Дальше немаловажным фактором должна стать государственная, так называемая грантовая программа. В чем ее смысл, как это во всех международных вузах западных происходит и существует: если парень или девушка учатся на отлично, действительно, как говорят, что они сдают сессии на одни пятерки, то государство в виде грантов может предоставить им либо бюджетное место, либо за студента оплатить его образование, обучение и дальше отслеживать его дальнейшее движение и будущее. Поэтому мы планируем ввести в Красноярском крае так называемую грантовую программу для тех наших студентов, ребят которые учатся на отлично, действительно стараются знания получить, приобрести. Это целый комплекс, нельзя просто взять и поменять завтра.

Потом вы знаете, когда мне задают такие вопросы, я говорю: "Ну можно мне написать, вот напишите, преподаватель Пупкин взял у меня столько-то денег за то, что я сдал сессию". Ну напишите! Так никто ж не пишет. Все боятся, что кого-то выгонят, кого-то притеснят, а почему - потому что каждый студент сам по себе в отдельности, он как подумает, что я с этой бюрократической машиной сейчас должен столкнуться, меня скорее всего затопчут, меня выгонят из вуза, чем я добьюсь какой-то правды, добьюсь какой-то истины.

Но если вузовская молодежь будет объединяться, будет создавать общественные организации, если они не сами по себе будут, а рядом с ними будут другие общественные организации... Мы же создаем, например, в Красноярске Гражданскую ассамблею, Гражданскую палату. Почему она не может взять на себя функцию контроля за тем, что происходит в системе образования, за тем, что происходит в школах, в интернатах, в высших учебных заведениях. Почему процветает у нас иногда коррупция, взяточничество. Только сами люди могут переломать, перебороть эту ситуацию.

- Вопрос из Назарово. Что ожидает молодежь из сел и малых городов, могут ли они получить высшее образование, не имея денег на учебу, будет ли сохранено бесплатное высшее образование?

Бюджетное высшее образование было, есть и будет. Это прямая обязанность государства. И есть четкое понимание, что государство обязано вкладывать деньги в образование - во все виды, во все уровни образования. Вопрос в другом: в количестве бюджетных мест, которые нам сегодня необходимы и требуются для российской экономики, для России в целом.

Мы должны просто понимать, что происходит. Количество студентов с каждым годом становится меньше в силу объективных причин в силу демографических процессов, которые происходят, а количество бюджетных мест все росло, росло и росло. И на сегодняшний день идет борьба между вузами за студентов. Как они борются? Открывают филиалы, так сказать затаскивают студентов, отказываются от ЕГЭ, чтобы можно другими способами было регулировать эти процессы. Но я могу сказать так: в Cоветском cоюзе, когда у нас студентов было гораздо больше (у нас были еще союзные республики), количество высших учебных заведений было меньше. Второе: количество бюджетных мест было меньше, чем сейчас и я вам на сто процентов говорю, что когда государство идет к тому, чтобы привести количество бюджетных мест в соответствие запросам и потребностям, довести до тех стандартов, что были раньше, мы кричим о том, что у нас сокращаются бюджетные места. Ничего у нас не сокращается - процент сокращения у нас самый низкий по России.

Другое дело, я, в чем могу согласиться, что сегодня федеральное агентство иногда должно спрашивать хотя бы с регионов - какого рода бюджетные места нам нужны? Нужно нам сегодня столько инженеров в области энергетики или нам сегодня нужны такие специалисты в области юриспруденции и так далее. Если мы говорим о сокращении бюджетных мест, то мы говорим, вдумайтесь, какие места сокращаются? Непрофильные! Вот, например, в педагогическом университете могут сократиться бюджетные места экономистов, юристов и так далее. Это их не профиль - система образования должна готовить другие профессии, но что касается базовых профессий, тех, что они должны готовить, там никаких сокращений не будет проходить, так что это надо внимательнее в эту тему вникнуть. А что касается молодых ребят, еще раз повторяю, это система грантовая. Которая должна существовать. Если молодой парень, девушка учатся в школе на отлично и стремятся к тому, чтобы получить знания, государство обязано их поддержать. И не важно как: бюджетное или не бюджетное место, платное или бесплатное, государство должно дать грант на то, чтобы эти молодые люди из нашей глубинки могли получить образование.

- Что сегодня ожидает средние профессиональные учебные заведения малых городов - Назарово, Ужур, Ачинск, Шарыпово и так далее?

На самом деле, сейчас очень хорошие перспективы и будущее у наших профессиональных технических учреждений. Это связано с тем, что мы сейчас выстраиваем очень серьезную содержательную программу вместе с представителями крупного бизнеса, заказчиками, которые уже подготовили перечень квалификационных требований к профессиям, кадрам, которые сегодня необходимы для того, чтобы их завлечь на наши промышленные площадки, на производство. И профтехучилища будут перестроены именно в этом направлении, мы будем готовить тех специалистов, которые уже востребованы. Пример - "Роснефть", "Транснефть", энергетики "ГидроОГК", "Газпром" и другие компании. Мы договорились, что они на базе наших профтехучилищ будут создавать специальные курсы. Мы будем перестраивать училища под те заказы и профессии, которые необходимы, чтобы ребята сегодня оказались востребованы. Особенно это актуально в связи с тем, что срок службы в армии будет сокращен до года в ближайшее время - не будет такого большого разрыва и потери в профессиональном уровне для наших молодых ребят. Мы сегодня заинтересованы в создании рабочих профессий, чтобы ребята могли получать достойную зарплату и трудоустраиваться.

Уже четыре училища в этом году перейдут на новые образовательные программы как раз для подготовки специалистов для развития зоны Нижнего Приангарья и всего, что с этим связано. Города, которые были перечислены, в них как раз и надо готовить наших ребят специалистов.

- На связи государственный университет. Выпускник экономического факультета КГУ спрашивает: при создании команды, Вы больше внимания уделяете личным качествам или профессиональным? И какие личные качества вы цените в людях?

Конечно, объективности ради нужно сказать, что поначалу больше мы опирались на те кадры, которых мы знали, с кем уже работали. Тут больше личностный фактор. Фактор доверия, фактор уверенности в том, что ты сможешь решать серьезные задачи, опираясь на тех людей, которых ты знаешь. Это связано ещё и с тем, что до определенного периода времени зарплата госслужащего не стимулировала, чтобы молодые кадры приходили работать в систему госучреждений. Плюс эта огромная бюрократическая машина, в которой молодым ребятам просто неинтересно работать. Постепенно - и подняв зарплату на довольно высокий уровень, и перестраивая систему госуправления, мы переходим на конкурсную систему подбора кадров, где основным критерием будет являться профессиональные качества тех или иных молодых ребят. При этом тот фактор, который называется "опыт работы", меня интересует меньше всего. Для меня главное - инициативность молодого человека, умение эффективно генерировать идеи и их реализовывать, доводить до конечной стадии. Поэтому на сегодняшний день уже показатель достаточно высокий: свыше 30% сотрудников в администрации края - ребята до 30 лет. И дальше эта категория будет увеличиваться кратно, потому что за ними будущее. Но самый главный критерий отбора - я его называю "креатив" - умение генерировать идею, объединять вокруг себя команду, быть активным, уметь спорить и дискутировать. А профессионализм придет.

- На связи государственный университет. Какой из молодежных проектов или акций последнего времени произвёл на вас большое впечатление и почему?

А вы по бумажке читаете вопросы? (Смеётся) Ну, конечно же, я сразу могу сказать, что меня восхитило и подкупило молодёжи Красноярского края - то, что 90 процентов тех проектов молодежных, которые проходят, они проходят в основном по инициативе, или главными, скажем, создателями, генераторами этих идей выступает сама молодежь. Это и молодёжный форум, и "Виват, Россия!", и самое большое и мое любимое мероприятие в Красноярском крае - Студенческий бал. Я помню, как он начинался, а начинался он у вас, в Государственном университете, если вы помните, на такой площадочке, где вы скромно пытались сами станцевать. Но в связи с тем, что это была ваша инициатива, ваша идея, наша функция была просто вас поддержать, и дальше развивать, развивать, развивать, развивать. Я очень интересно в интернете прочитал после Студенческого бала о желании создать негубернаторский бал. Очень жалко, что он не пошёл. Но на самом деле, я думаю, что если еще появятся такие предложения, я и эту идею поддержу. Я вообще поддерживаю любые идеи, которые касаются классных, современных форм развития молодежи. Поэтому много у нас сегодня проходит молодежных мероприятий, и моё любимое - Студенческий бал.

- Есть вопрос, я опережу немного события, по Cтуденческому балу. Спрашивают, началась ли подготовка к следующему, и ожидается ли что-нибудь новенькое.

Вот опять в самом вопросе заложена бомба. Началась ли подготовка? "Я не знаю, хочу вас спросить, вы начали подготовку по Cтуденческому балу?". Я-то здесь причем! Еще раз говорю, что вы сейчас должны сами что-то сделать, придумать новую идею этого бала - база и основа должна остаться та же, традиционная, которая была вами придумана - бал красивый, замечательное, красивое мероприятие. Но новую идею придумать и предложить... Чем быстрее придумаете и предложите, тем быстрее начнется подготовка, а все остальное-то легче всего сделать. Так что вас спрашиваю. Вопрос: началась подготовка или нет? Не знаете? Начинайте!

- Меня зовут Олег, я студент КГУ, экономического факультета, МЭО.

(Смеется) МЭО, наши ребята.

- Насколько вашему успеху как бизнесмена, как политика, помогло образование, личные качества, семья и друзья. Распределите, пожалуйста, в процентном соотношении.

Вы знаете, я почему затрудняюсь ответить на этот вопрос. Вот в этом, я вам могу честно сказать, лежит проблема нашей сегодняшней молодежи. Я абсолютно убежден, что молодой человек или девушка, в 17 лет поступившие в вуз, не в состоянии спрогнозировать свое будущее на пять лет. Вот в возрасте 17 лет мы еще не знаем, где мы хотим быть, поэтому, как правило, мы в вузы попадаем потому что либо родители порекомендовали, либо туда легче попасть, чем в другое высшее учебное заведение, либо нам просто в армию не хочется идти, а там есть военная кафедра, вот поэтому мы любыми способами должны туда попасть. То есть нами двигает абсолютно другая мотивация, абсолютно не та, которая нужна.

Почему западная система образования разделена на две части? Потому что через 3 года у парня или у девушки начинает формироваться мировоззрение. Он понимает, где ему интересно, где он может применить свои силы. Получив степень бакалавра, он принимает решение: а я хочу стать экономистом и магистром в области экономики. И тогда он берет и смотрит, а какое высшее учебное заведение на сегодня дает такое знание в области экономики, которое потом позволит мне легко трудоустроиться. И двигается. Это может быть Москва, Санкт-Петербург, это может быть любое другое заведение. Нами же двигали совсем другие эмоции, совсем другие ощущения. Поэтому, первый курс я вообще не помню, я честно могу сказать. Первый курс у меня прошел в КСП, в походах и так далее. После первого курса ушел в армию. После армии я пришел, уже начинаешь осознавать, начинаешь задумываться, о том, что делать. Ну, восстановился на свой факультет. Потом женился сразу же. Семья сыграла роль? Абсолютно точно сыграла, потому что надо семью содержать. Поскольку семью надо содержать, приходилось после занятий работать, подрабатывать. И вот у нас целая команда была ребят - мы все уезжали, подрабатывали, бревна грузили, сортировали, цементом занимались, торговали цементом на базах, всё по полной программе у нас было. Потом кооператив создали, джинсы варили, то есть студенческая жизнь... Потому что семью надо было содержать еще. Но при этом обязательным условием, конечно, было знание. Нельзя одно подменить другим, нельзя либо работать, либо учиться. Потом очень многое зависит от преподавателя. У нас очень хорошие были преподаватели, которые просто действительно создавали условия, мотивации. Нас всегда называют "мальчики с золотыми ложками". Это тоже надо учитывать. Потому что мы попали в такую систему волн, которые проходили по России. Первая волна - развал, вы помните, дефолт в России происходил. Это только-только начали создаваться коммерческие банки, только-только начала создаваться эта система и мы имели возможность себя на практике применить и попали в эту струю, поэтому мы уже на третьем курсе занимались бизнесом, пытались применить свои знания к этим процессам. Сегодня сложнее уже.

Сегодня рынки устоявшиеся, конкуренция очень высока, сегодня просто так создать компашку, которая будет посредником - она уже не эффективна. Сегодня другие задачи происходят. Поэтому в совокупности все - это набор: это и семья, это институт... А у нас в институте друзья - это тоже семья, мы до сих пор дружим, общаемся именно в том кругу в котором мы вместе заканчивали вузы. Первый банк мы создали, вообще, пришли все ребята, которые учились вместе с нами в одной группе, это "мэовцы" были, то есть это всё в совокупности, то есть нельзя что-то одно вычленить, что это плохо, а это хорошо. Поэтому, я думаю, что всё имеет значение, всё играет роль.

- Екатерина Морозова, автор молодежной инициативы, директор студклуба: на заседании правительственной комиссии вы поддержали идею новой стратегии молодежной политики государства, озвученную министром образования и науки Фурсенко. Вопрос такой. Почему именно эта стратеги развития вам интересна. Каким образом вы её можете поддерживать и будете поддерживать.

Ну вообще вопрос очевиден. То, что ключевая роль - это роль молодежи в экономке региона - даже не обсуждается. И вообще, я считаю, что важно то, насколько вы сегодня будете в состоянии захватить это. Я не оговорился, захватить это во всех областях. В области подготовки кадров, в области формирования среды, это самое важное, в области создания тех же рабочих мест, инициативных групп, которые могли бы... Именно от вас зависит что-то, иначе не вы, придут другие, другие захватят.

Как пример могу вам привести нашу любимую финансовую академию, которую я заканчивал, факультет международной экономики. Вот ребята, двадцать человек приехало, вы знаете, они были в Красноярске, встречались, общались с другими студентами, другими ребятами. Позавчера я получил бумагу от ректора, они написали заявление, они все хотят приехать в Красноярск. Когда я им задал вопрос: "Вы что, с ума сошли вы же из Москвы, зачем вы в Красноярск?". Они говорят, вы ничего не понимаете, мне они говорят, вы вообще все тут не понимаете, что происходит в России. Они говорят, Москва, конечно, красивая и большая. Тусовки хорошие, дискотеки открываются новые. Но. Нереальная конкуренция. Вот у вас здесь непаханое поле. Вот здесь если сегодня дать возможность нам создать здесь инновационную площадку, дать возможность взять кредит хотя бы... Нам ничего не надо, мы сами поднимем, мы сами все сделаем. Мы договорились с ними так, что я состыкуюсь с красноярскими ребятами. 50 на 50. Вот 20, 50% будут красноярцы, 50% они. Готовы, давайте. Любую инновационную площадку вам отдаю. Попробуйте, сделайте, примите себя. У нас сегодня, мы не знаем, да, мы не развиваем строительные технологии, вот строим коробки, ничего нового не происходит. Давайте, попробуйте. Это молодежная инициатива.

Главное в том проекте, который предлагается сегодня по молодежной политике - это поддержка и финансирование молодежной инициативы, другого нет. Вот иждивенчество, я всегда был против иждивенчества. Это просто паранойя, как пережиток прошлого. Другое дело, что помочь создать условия, помочь приобрести жилье, помочь быть самостоятельным, помочь создать строительную площадку. Или там просто площадку, помочь создать условия, помочь открыть счет, помочь получить кредит. Вот это функции государства, но не в коем случае не за вас работать, не навязывать вам молодежные движения, не придумывать за вас эти молодежные движения, не быть вашим ПАПОЙ. Знаете, как у нас сейчас принято, власть - это папа, а вы там дети. Вот доведем детей до пенсионного возраста. Такого не должно быть, это все старые лозунги, пережитки прошлого. А вот научить вас, показать, что сегодня существует - вот реальная вещь. Вы должны ездить на международные форумы, вы должны смотреть, что происходит там, куда двигается мир в XIX веке.

Вот поймите, я просто еще один пример вам хочу привести, если интересно. Мы сегодня с вами очень много говорим, беседуем, встречаемся. Менеджер, Менеджер. Менеджер, менеджер. Давайте сегодня готовить менеджеров. Мы еще до сих пор не начали готовить Менеджеров профессиональных. Да, мы говорим, что абсолютно новая профессия, которой у нас нет в России, которую просто не готовят - это маркетолог. Это все, что касается маркетинга. У нас сегодня голяк в этой области. Найти сегодня современного, высокого класса человека занимающегося маркетингом в любой области ну просто невозможно в России. У нас нет таких даже кафедр. У нас об этом даже еще не думают. На Западе это одна из самых ключевых профессий. Нельзя создать бизнес, не зная рынка. Мы должны понимать, как он должен размещаться, где должны продавать продукцию. Так вот на последнем питерском форуме, где как раз приехали крупные иностранные профессора в области экономики. Они говорят одну такую вещь, очень интересную. Они говорят: никогда не задумывались, что англичанин никогда не может стать французом или француз никогда не станет итальянцем или, говорит, что бы немец стал испанцем? Ну трудно себе это представить, тяжело, да? Но все вы легко можете себе представить что каждый из перечисленных, может стать американцем. Почему? Потому что Америка - это не государство. Это идея. Вот они создали идею, в которой ты можешь быть любой национальностью, любого вероисповедания, нам без разницы. Главное - мозги. Нам главное, чтобы ты приехал и что-то создал, надо, чтобы ты был креативен. То же самое происходит в бизнесе. Если раньше были монополии, такие как Билл Гейтс, например, создал, "Кока-кола" - их можно сколько угодно приводить. Эти бизнес-монополии существовали по 10-15 лет, пока появились другие там технологии, другие компании. Пока Силиконовая долина, пока программисты - десять лет у них была монополия.

Сейчас любая идея существует не больше 2-3 лет. Нельзя себе представить, что сейчас можно произвести минеральную воду, а рядом появится другая минеральная вода по другим технологиям на этом рынке. Любая технология существует 2-3 года. Сегодня весь мир, весь бизнес ищет не менеджеров, которые должны заниматься оптимизацией расходов, сокращения затрат, а креативных людей, которые способны генерировать, создавать идеи. Это XIX век. Это все по-другому. Сегодня конкуренция идей. И когда они делают образовательный процесс даже в вузах, они делают мотивационные игры. Они смотрят? какие ребята могу генерировать вокруг себя команду, какие могут сформировать идею. Пусть даже самую глупую, самую плохую. Но если ты в состоянии генерировать этот набор идей, из 10 идей у тебя 1-2 обязательно выстрелят. И вот погоня, гонка идет именно за такими людьми. Все в другой плоскости, мы в XIX веке живем. Про это не надо забывать, не надо жить старыми стандартами, мерками. Для меня самое важное - это молодежная инициатива. Вот это готов поддерживать и развивать, но иждивенчество - я категорический противник, вот это не переделать, буду стоять до конца.

- На связи Красноярский госуниверситет. Меня зовут Спиридонова Мария, я выпускница КГУ и представитель Золотого кадрового резерва.

А у нас Серебряный есть, интересно? Нет? Ну ладно, я просто спросил. (Смеется).

- Что предпринимается властями для предотвращения утечки умов молодых специалистов с высшим образованием за рубеж. В частности, сейчас очень многие едут в Китай.

Вот я хочу просто понять - что за утечка умов? Вы знаете, если талантливая звездочка появляется у нас на небосклоне и мы будем пытаться удержать ее в Красноярском крае, запирая любыми способами, то, поверьте, она из звездочки превратится уже не в звездочку, а непонятно во что. Или - что надо сделать, чтобы сегодня Хворостовского загнать в Козульку, чтобы он там остался, лишь для того, чтобы не было утечки талантливых людей? Талант должен двигаться и развиваться по всему миру. У нас глобализация, у нас XXI век, талант движется туда, где для него лучше созданы условия, где он может творить и создавать что-либо. Поэтому, безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы наша талантливая красноярская молодежь осталась у нас. Я искренне говорю - мы будем работать над этим, нужна этапность.

Мы сегодня работаем на федеральном уровне - мы говорим - если мы хотим, чтобы в Сибири что-то развивалось, а не просто мы превратили ее в сырьевой придаток и всё - мы должны Сибири дать преференции. Но не льготы, а именно преференции. Если у нас дешевая энергетика - не надо ее приравнивать к европейской части и делать ее рыночной, такой, какая она сейчас там. Ведь это наше конкурентное преимущество. Если мы хотим, чтобы молодежь к нам приехала - давайте молодых специалистов до 30 лет освободим вообще от всех налогов, пусть они зарабатывают, развиваются, создают семью. Давайте дадим им возможность купить по ипотеке жилье. Это те условия, которые мы будем создавать уже со следующего года. Мы прошли апробацию, и пока только коснулись темы молодой семьи, и уже у нас есть очень хорошие показатель: на следующий год по ипотеке для молодой семьи мы выйдем на цифру около тысячи кредитов. Но надо думать не только о молодой семье, не должны мы искусственно людей загонять в брак, хотя это и хорошее дело, тем не менее, мы должны создать благоприятные условия.

В обязательном порядке до следующего года появится программа для наших талантливых ребят. Но они тоже должны что-то предложить со своей стороны. Нельзя просто сказать "Я Золотой кадровый резерв", "Я талантливый! Дай мне все, что я хочу!!!", - это неправильно. Он должен придти и сказать - "Я готов у вас делать вот это, это и это, условия мне создайте, чтобы мне было интересно у вас остаться". Всё! Я завтра же на своей стороне дам все, что ему интересно. Должна быть дорога с двусторонним движением. А не так, что "я еще ничего не сделал, но я уже Хворостовский! И ты мне обязан что-то дать!". Покажи сначала, что ты можешь дать. Мне кажется, должно быть так.

- Вновь вопросы от пользователей интернет. Вопросы по трудоустройству, с разных точек зрения. Сейчас очень сложно найти работу молодым девушкам. Даже с высшим образованием она может устроиться в лучшем случае официанткой или продавщицей. Эту проблему должна решать сама девушка, или государство может ей помочь?

- Иван из Канска спрашивает: Вы не раз говорили, что есть смысл вернуть систему распределения выпускников вузов по местам работы, но на деле пока ещё никакого распределения нет. Появится ли такая система в национальном университете?

Никакой системы распределения быть не должно. Студент - это тот же продукт нашего образования, который должен быть конкурентоспособным и должен быть востребованным на рынке. И когда мы получаем невостребованный продукт, который надо десять раз переобучить по другим программам и технологиям, то этот студент и не может найти себе место, трудоустроиться. Поэтому сегодня образование должно быть перестроено. Система высшего образования должна трансформироваться под те запросы, которые существуют у бизнеса, в обществе и тому подобном. Пока этого не произойдет - все бесполезно. Если же все хотят распределения - то тогда, наверное, мы просто не понимаем, какое государство мы строим. Нужна ли молодежи демократия, нужна ли молодежи свобода. Если будет жесткая система распределения, мы жестко скажем - ты пойдешь улицу подметать, а ты пойдешь автобус водить. И вообще нам высшее образование не нужно, потому что нам не хватает рабочих мест. Но если ты хочешь получить образование, ты сам ищешь ту систему, которая конкурентна, а вот моя задача - как государства, помочь тебе построить так эту систему образования, увязать её с бизнесом, чтобы ты как специалист был востребован.

Что касается девушек, честно говоря, даже не думал. Я для себя никогда не распределял студентов на парней и девушек. Наверное, девушкам всегда было сложней. Это так и есть, потому что мы - государство российское - ещё очень патриархальное государство. Я сам ловлю себя на мысли, когда еду за рулем и вижу за рулем женщину - "убийца на дорогах". Задаюсь вопросом - почему так думаю - и ответа нет. У нас жутко патриархальное государство, у нас очень тяжело пробиться во власть женщине, девушке, если она талантливая. Но то, что мы сейчас пытаемся создать - молодежные инициативы - талантливые девушки могут выходить и выбиваться в первые ряды. Я считаю, что для этого создается больше условий. У нас все ещё впереди!

- Вопрос из Дудинки. Предполагается ли в ВУЗах краевого центра создание благоприятных условий для поступления абитуриентов из Таймырского и Эвенкийского автономных округов?

Я не понимаю, что такое благоприятные условия...

- Ну, какие-нибудь преференции.

Но преференции должны создавать для чего? Если мы говорим о том, что ВУЗ даёт качественное образование, и ты можешь после ВУЗа трудоустроиться куда угодно - вот, создали условия. Если ты талантлив, то, безусловно - Таймыр и Эвенкия у нас подпадёт под грантовую программу, где талантливые ребята пойдут в обязательном порядке. Есть такая модель, которая называется целевой набор - это когда мы готовим специалистов, которые потом нужны нам для того, чтобы они работали там, на территориях. Но это ограниченный выбор - когда ты, собственно говоря, обязан будешь отработать там, где государство считает, что ты ему больше всего нужен три года. А потом можешь идти куда угодно трудоустраиваться. Есть, безусловно, сегодня на Таймыре и в Эвенкии очень перспективные зоны развития, особенно в области нефтедобычи и нефтепереработки, развития газовых месторождений, золотодобычи, леса, цветной металлургии. Поэтому конечно, сегодня молодые ребята и специалисты с Таймыра и Эвенкии должны двигаться в этом направлении и получать образование. Это надо совместить с заказами с предприятий, и я думаю, что всё это решаемо, и в этом плане преференции все будут созданы, пожалуйста. Мы готовы, мы всегда рады видеть и ждём вас в Красноярске. Я не делю таймырцев, эвенкийцев, красноярцев - это одна наша большая семья. Высшее образование для всех - не для отдельных избранных, а для всех должно быть доступно!

- Если бы вы попробовали представить себя на месте среднестатистического выпускника вуза, не краснодипломника, не отличника, а просто выпускника, испытывали ли бы вы оптимизм, глядя в будущее?

Я - да. Я никогда не был сверхотличником. И на самом деле опять все заключается в инициативности, в стимулах и в мотивации, которая у человека существует. Вообще я могу честно сказать: не знаю ни одного руководителя крупного предприятия, ни одного современного топ-менеджера, который был бы отличником высшего учебного заведения. Такого нет просто по определению, apriori. Обычно отличники (я не знаю, как вы их называете, мы их яйцеголовыми называли, я не знаю, у кого как там сейчас терминология), как правило, дальше шли в науку, они шли в аспирантуры, они шли по пути создания инновационных технологий и так далее. А ребята, которые, как вы говорите, среднестатистические, но при этом энергичные, агрессивные, которым интересна и тусовка, и коллективы, и они креативны в создании неких проектов, как правило, эти ребята становились менеджерами, шли дальше по топ-менеджменту в предприятиях, именно в этих направлениях. Если есть желание, то главное, я считаю, что главное - внутренне состояние и агрессивность внутренняя, а все остальное - это ерунда.

www.online.newslab.ru, ИА "КНьюс"

Док. 314476
Перв. публик.: 27.06.06
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 449

  • Хлопонин Александр Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``