В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сила Татарстана будет прирастать людьми. Успех модернизации республики будут решать новые кадры Назад
Сила Татарстана будет прирастать людьми. Успех модернизации республики будут решать новые кадры
Вчера на тридцатом заседании Государственного Совета Республики Татарстан третьего созыва с ежегодным Посланием Государственному Совету РТ о внутреннем и внешнем положении республики выступил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Глава республики сформулировал основные цели и задачи, стоящие перед Татарстаном в области государственного строительства, экономики и в социальной сфере. "ВиД" публикует сегодня изложение выступления Президента РТ с некоторыми комментариями, которые показались нам необходимыми. С полным текстом Послания можно ознакомиться на официальном сайте Президента РТ, а также на сайте нашей газеты (www.e-vid.ru.)

Минтимер Шаймиев начал с развернутого сообщения о связях, налаживаемых Татарстаном с внешним миром, прозрачно заявив таким образом свое видение республики как участника глобального партнерства. По словам Президента РТ, Татарстан все в большей степени оказывается зависим не только от общероссийских дел, но и мировых процессов глобализации. Исходя из этого, Минтимер Шаймиев высказал тезис о том, что "целесообразно шире использовать возможности сотрудничества с европейскими регионами, выступать с предложениями совместной реализации региональных проектов и программ Евросоюза. Было бы желательно провести презентацию Республики Татарстан в структурах Европейского Союза в Брюсселе, а также Европейском Парламенте в Страсбурге. В рамках такой презентации можно организовать форум, посвященный опыту мирного сосуществования ислама и христианства в Республике Татарстан".

По словам Президента Татарстана, 2007 год станет годом проведения в республике крупных международных мероприятий, в первую очередь - Годового Собрания Совета Управляющих Европейского Банка Реконструкции и Развития, которое соберет в Казани представителей более 60 государств мира, известных мировых политиков, представителей деловых кругов. "Мы должны в полной мере использовать эту возможность для заключения новых контрактов, реализации инновационных проектов, привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики. Хорошим примером в этом смысле является взаимодействие со Всемирным Банком в рамках Меморандума о сотрудничестве, определяющем основные направления реализации социально-экономических проектов на территории Татарстана", - подчеркнул Минтимер Шаймиев.

Открытость мировым процессам имеет двустороннюю направленность. В контексте ближайшего вступления России в ВТО прозвучало высказывание Президента РТ о том, что иностранные компании захватывают российский рынок и оказывают влияние на экономическую ситуацию. "Мы должны реально осознавать положительные и отрицательные последствия глобализации", - отметил глава республики.

Позже он вернулся к "угрозам и вызовам" участия в ВТО. Серьезными "минусами" может обернуться вступление в ВТО для сельского хозяйства республики, сферы финансовых и страховых услуг, автомобиле- и авиастроения. Президент дал поручение правительству республики в ближайшее время разработать "стройную систему специальных мер по подготовке отечественных товаропроизводителей к предстоящим изменениям".

От вопросов взаимодействия с соотечественниками за рубежом и регулирования миграционных процессов Минтимер Шаймиев перешел непосредственно к взаимоотношениям республики с федеральным центром. Как известно, именно сейчас этот вопрос особенно болезненно воспринимается в республике вследствие недавнего отклонения Советом Федерации договора о разграничении полномочий. Глава республики напомнил собравшимся о "судьбоносном" договоре между органами государственной власти Республики Татарстан и Российской Федерации 1994 года и, в общем, отказался признать закрытым вопрос о принятии нового подобного документа.

"На сегодня новый договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан находится на стадии принятия, - заметил Минтимер Шаймиев. - Он лаконичнее предыдущего, тем не менее, вносит дополнительную стабильность в отношения с федеральным центром".

Президент Татарстана снова отказался от использования аллюзий и предпочел называть вещи своими именами, предъявив федеральному центру ряд претензий. "К сожалению, законодательство страны зачастую неоправданно жестко регулирует вопросы, относящиеся к ведению субъектов или находящиеся в совместном ведении. Целесообразно нашим депутатам в Госдуме более активно отстаивать рамочность таких законов", - заметил он. Далее глава республики сказал, что должна быть дана принципиальная политико-правовая оценка продолжающемуся процессу централизации финансовых ресурсов, когда вопреки принципам бюджетного федерализма объем налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет республики, сократился за последние годы более чем в два раза. "Удельный вес налоговых доходов, оставляемых Татарстану в текущем году, прогнозируется на уровне 38%. Такая политика может привести к срывам в реализации региональных социальных программ, затрагивающих интересы миллионов татарстанцев", - предупредил Минтимер Шаймиев.

Обратившись к блоку конкретных экономических вопросов, Президент Татарстана отметил, что в республике необходимо целенаправленно развивать четыре базисных кластера: нефтегазохимический, автомобилестроительный, авиационный и энергетический. По проблемам каждого из них Минтимер Шаймиев высказал ряд поручений в адрес министерств и ведомств республики. Он назвал причины медленного формирования кластеров, в том числе закрытость "якорных" предприятий в плане закупок и сбыта, а также их опасения, что создание кластеров приведет к неэффективному перераспределению ресурсов в пользу вновь создаваемых предприятий. Остановившись на перспективах отдельных предприятий, глава республики напомнил о ряде проектов, с которыми связаны большие надежды.

Так, он упомянул автосборочные проекты ОАО "Северсталь-авто". "К 2011 году планируется обеспечивать выпуск автомобилей ОАО "Северсталь-авто" до 190 тыс. в год, а общий объем инвестиций запланирован в размере 300 млн. долларов США", - напомнил Президент. Минтимер Шаймиев упомянул, что только в компонентное производство компания планирует вложить 100 млн евро, с тем чтобы довести уровень локализации за пять лет с 8 до 50%. Учитывая, что по мировым стандартам показатель локализации даже в объеме 40-45% считается предельно достижимым, подобные перспективы вызывают ряд вопросов. Как известно, в автокомпонентную базу входит 200-300 наименований, производство которых на территории республики не освоено. Только три татарстанских предприятия производят комплектующие к автомобилям, и реально расширить производство довольно сложно.

В связи с этим Минтимер Шаймиев поставил перед Кабинетом министров РТ задачу уже в текущем году подготовить план развития отрасли на долгосрочный период.

Он подчеркнул, что Татарстан располагает "уникальным конкурентным преимуществом, сильной базой нефтехимии и нефтепереработки, которые пока мы используем для этих целей абсолютно недостаточно".

Глава республики напомнил, что ОАО "КАМАЗ" в 2006 году реализовало 43,7 тыс. автомобилей "КАМАЗ", что на 34,1% превышает уровень 2005 года. Рост объемов производимой продукции сопровождается увеличением доли комплектующих изделий, поставляемых АО республиканскими производителями. Так, КАМАЗ приобрел в прошлом году комплектующих изделий на 24 млрд рублей, при этом доля поставщиков из Татарстана увеличилась за год с 28% до 33%.

С осторожным оптимизмом Минтимер Шаймиев отметил, что в автомобилестроительный кластер "втягиваются ведущие республиканские предприятия". В частности, в течение 5 лет ОАО "Алнас" инвестировало более 800 млн рублей в НИОКР и совершенствование технологий тормозных дисков и барабанов, ОАО "Татэлектромаш" в 2006-2007 годах дополнительно вкладывает около 600 млн рублей в расширение производства комплектующих, в ЗАО "КВАРТ" запущено новое оборудование для выпуска полимерных изделий для автопрома.

"В этих условиях совершенно непонятна позиция наших производителей шин (ОАО "Нижнекамскшина"). Несмотря на неоднократные поручения, они оказались неготовыми к комплектации нового модельного ряда "КАМАЗа", - подчеркнул М.Шаймиев.

Он сообщил, что вопрос производства в республике шин поднимает ОАО "Северсталь-авто". "Говорят, давайте осваивайте шины в Татарстане, мы будем брать их. А это ни много ни мало порядка

1 млрд рублей для шинников", - заметил президент республики. "Я считаю это стратегической ошибкой, которая может дорого обойтись самому шинному производству. Я прошу рассмотреть эти вопросы и при необходимости внести на рассмотрение Совета безопасности", - заявил он.

"В 2006 году холдинговая компания ОАО "Татэнерго" практически вступила в заключительную стадию создания целевой модели реформирования", - отметил Минтимер Шаймиев. По его словам, в текущем году необходимо проработать проекты создания совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества - имея в виду освоение в генерации технологии парогазового цикла. По данным главы республики, ее внедрение позволит на 20% сократить потребление газа в расчете на единицу производимой электроэнергии и, следовательно, откроет хорошие возможности для продажи электроэнергии на оптовом рынке, что сулит миллиарды и десятки миллиардов рублей дохода. "Вот где перспектива!", - воскликнул с воодушевлением Минтимер Шаймиев.

Так же эмоционально Президент осветил положение дел на потребительском рынке. По его словам, пришедшие в республику торговые сети не хотят продавать продукцию местных производителей. Особенно раздосадовало Минтимера Шаймиева то обстоятельство, что ритейлеры представляют на прилавках привозное мясо и яйца, - последние составляют до 100% объема. "Покажите населению, что это за завозное мясо? Тем более у нас птичьего гриппа нет", - возмущался он. Кстати сказать, эту проблему "ВиД" поднимал достаточно часто и подробно. Жаль, что данные по наличию продукции татарстанских производителей в крупных торговых сетях, представленные Президенту помощниками, не сопровождались информацией о реальных возможностях сельского хозяйства республики. Насколько местный агропром в состоянии произвести и поставить потребителю достаточное по количеству и устраивающее по качеству продовольствие? В развитие темы можно еще вспомнить о праве на выбор, которое является безусловной рыночной категорией. Платежеспособный спрос населения серьезно разнится, и упомянутый Президентом в положительном ключе "Эдельвейс" работает в иной ценовой нише, чем "дорогие" ритейлерские сети. Клиенты последних более придирчивы и тратят в магазинах более серьезные суммы, что, в конечном счете, создает ту самую налогооблагаемую базу, за расширение которой ратуют власти.

Следующей злободневной для населения темой, которой коснулся Минтимер Шаймиев, является ЖКХ. По словам главы республики, переход на 100-процентную оплату услуг и финансовое оздоровление отрасли позволили ей выйти на уровень безубыточности. "Однако это не значит, что проблема решена", - подчеркнул он: ЖКК стал безубыточным как отрасль экономики, но значительная часть населения республики по-прежнему получает субсидии на оплату ЖК услуг из бюджета. Президент не обошел вниманием скандал вокруг непомерного роста тарифов на тепло для части жителей Казани, в связи с чем сообщил, что львиная доля ответственности ложится на республиканскую энергетическую комиссию (РЭК), руководитель которой из-за этого был снят с должности. По словам Минтимера Шаймиева, решение по тарифам на тепло РЭК приняла, даже не поставив правительство в известность.

Коснувшись затем проблемы недоремонта жилых домов, с которой сталкиваются собственники, желающие принять многоквартирные дома в управление, Минтимер Шаймиев констатировал, что "несмотря на то, что в последние годы в два раза были увеличены объемы средств, направляемых на решение этой проблемы в республике, существенных изменений не произошло". Президент поручил Госсовету РТ совместно с правительством и муниципальными образованиями разработать и начать реализацию специальной республиканской программы, предусматривающей объединение средств населения, муниципалитетов, бюджета республики и потенциальных инвесторов для решения этой проблемы.

К задачам в сфере государственного управления Минтимер Шаймиев обращался в послании дважды - в самом начале, а затем ближе к концу выступления, выделив тему в отдельный блок. Как отметил Президент, новый кластерный подход к развитию экономики предполагает и иную организацию управления. "Должна быть команда единомышленников", - обратился он в первую очередь к Премьер-министру РТ Рустаму Минниханову, предположив, что тот в одиночку не справится, "даже если добавит к своим рабочим суткам 8 часов".

В то же время Минтимера Шаймиева серьезно беспокоит разрастание госаппарата. "За последние три года их (расходов на содержание чиновников. - "ВиД") удельный вес в структуре консолидированного бюджета вырос с 3,7% до 5,79% - более чем в полтора раза, заметил Президент, впрочем, оговорившись, что это может быть связано с созданием органов местного самоуправления. Он дал задание в течение трех лет, до 2009 года, при прогнозном росте бюджета сократить расходы на государственное управление таким образом, чтобы они составляли не более 3% в структуре консолидированного бюджета.

Особое внимание в послании уделено повышению качества жизни населения республики, совокупный интегральный показатель которого в 2006 году по сравнению с 2005 годом, увеличился, по словам Минтимера Шаймиева, на 8,5% (в предыдущем году рост составил 3%). Доля работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, сократилась на 41% (с 19,4% до 11,5%). Количество предприятий, где зарплата ниже минимального потребительского бюджета уменьшилось на треть, а доля занятых, получающих заработную плату ниже минимального потребительского бюджета - на 28% (с 52,6% до 37,7%). Удивляет, однако, что среди предприятий, где сохраняется еще на отдельных участках зарплата ниже минимального потребительского бюджета есть такие, как КАМАЗ и КВЗ.

В 2006 году средняя заработная плата по республике увеличилась на 28,1% и составила 8839,1 рубля. "Темпы роста заработной платы в республике были самыми высокими в Приволжском федеральном округе и выше, чем в среднем по Российской Федерации (24,5%), - сказал Президент. - Среднедушевые денежные доходы составили 9256 рублей в месяц и увеличились на 27,5% (23,5% в среднем по Российской Федерации)". Это подтверждается и ростом на 14,4% покупательской способности. Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума составило в 2006 году 338% и было самым высоким в ПФО.

Тревожный симптом - дифференциация доходов населения, ведь почти 40% всех денежных доходов сконцентрированы у самой обеспеченной его части. Хоть и незначительно, но увеличилась разница в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения - до 13,9 раза (13,6 в 2005 г.). Президент отметил, что сегодня 20% населения, относящегося к самой низкодоходной его части, имеет совокупный доход в размере 5,7% от общего объема всех доходов населения республики. 40% данной группы населения - пенсионеры, все остальные - трудоспособное население, занятое в экономике. С одной стороны, такое положение дел чревато нарастанием социальной напряженности, с другой - напрягает государство. Если работодатели недобросоветно исполняют свои обязанности по оплате труда работников, на государство ложатся дополнительные расходы. Сегодня 45% домохозяйств, имеющих в своем составе работающих граждан, получают субсидии по малообеспеченности на оплату жилищно-коммунальных услуг. Выходит, что подчас, оказывая работающему населению социальную поддержку, государство косвенно субсидирует предприятия. Правда, благодаря работе по легализации доходов число получателей субсидий снизилось на 15%. По мнению Президента, за счет бюджета нужно оказывать поддержку только тем социально уязвимым категориям населения, которые не могут самостоятельно улучшить свое материальное положение.

Низкой остается средняя заработная плата бюджетников, у которой работодатель - государство, в среднем по республике она составляет всего 6308 рублей. "Принимая во внимание складывающуюся ситуацию и планируемые Российской Федерацией в 2007 году инициативы, Правительству республики необходимо разработать организационно-финансовые механизмы по принципиальному изменению уровня заработной платы в бюджетной сфере, обеспечив доведение ее до уровня не менее 80% от средней по экономике к концу 2008 года. Сейчас это соотношение составляет около 70 процентов", - сказал М.Шаймиев.

Как известно, основой повышения заработной платы является производительность труда, которая и остается одним из важнейших показателей экономической эффективности производства и его конкурентоспособности. На протяжении последних лет, отметил Президент, темпы роста производительности труда в республике по видам деятельности, производящих товары, опережали темпы в видах деятельности, оказывающих услуги. В то же время в целом рост реальной заработной платы опережал рост производительности труда. Так, в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост производительности труда в целом по экономике республики по предварительным данным составил в сопоставимых ценах 106,4. Но далеко не все республиканские крупные предприятия достигли среднереспубликанского уровня производительности труда. В число 30 предприятий с наибольшей выработкой на одного работающего вошли малые предприятия, что подтверждает их высокую эффективность и конкурентоспособность.

Естественно, Президент уделил серьезное внимание приоритетным национальным проектам. В частности, он говорил о своем видении будущего образования в республике. "Подготовлены и согласованы с Советом Безопасности республики решения о создании образовательного кластера республики в составе 14 вертикально-интегрированных образовательных "цепочек" - "школа-профтехучилище-вуз-предприятие", в рамках которых устанавливаются партнерские кооперационные отношения между системой профессионального образования и бизнес-сообществом, создается реально действующая многоуровневая система подготовки специалистов. Это должно повысить привлекательность начального и среднего профессионального образования в глазах молодежи, поскольку они получают рабочую профессию в стенах высшего учебного заведения. Работодатели в этих вертикально-интегрированных образовательных "цепочках" должны иметь не только право решающего голоса, но и определять общую стратегию их развития", - сказал М.Шаймиев.

По сути, образовательные кластеры, что называется "хорошо забытое старое". Именно таким образом готовили рабочих и специалистов в СССР. С той лишь разницей, что тогда все расходы несло государство, а теперь значительная их часть перекладывается на работодателей. При этом возникают две опасности: первая заключается в том, что уже сейчас работодатели поднимают разговор об ускоренной подготовке рабочих - за три месяца или за полгода. Но в советские времена перед системой профобразования ставилась двойная задача - выучить рабочего и воспитать личность. Сейчас же воспитание оказывается в стороне. А нужен ли производству рабочий, в котором не воспитаны ответственность, любознательность? Вторая опасность в том, что выпускник училища, в которого вложены немалые средства, на производство не придет. Видимо, необходима правовая база, которая как-то урегулирует эти проблемы.

Касаясь профессиональной подготовки технических специалистов, Президент сказал, что "эта задача должна решаться напрямую с крупными работодателями, которые могут точнее сформулировать запрос в отношении уровня подготовки будущих специалистов и содержания обучающих программ. В связи с этим, Министерству экономики и промышленности, Министерству образования и науки, Министерству труда и занятости РТ необходимо в текущем году с учетом запланированных масштабных проектов подготовить совместные перспективные обучающие программы между крупными инвесторами, работодателями и вузами, а также программы стажировок будущих специалистов на предприятиях республики, представляющих лучшие практики в производственной сфере. Также необходимо внести уточнения и привлечь работодателей как к формированию планов Правительства по грантовой поддержке обучения, переподготовки специалистов, так и к софинансированию на паритетных началах части программ для перспективных специалистов и учащихся".

Минтимер Шаймиев с удовлетворением напомнил о программе грантовой поддержки одаренной студенческой молодежи, лучших преподавателей, государственных и муниципальных служащих: "Из бюджета республики было выделено 100 млн рублей. На обучение в лучшие вузы и научные центры Российской Федерации, США, Великобритании, Франции, Германии и Швейцарии было направлено 558 человек. Они привносят в республику не только самые современные знания, но и, самое главное, обширные деловые контакты". Первые участники этой программы уже вернулись в республику и могут применить полученные знания.

Кроме того, на взгляд М.Шаймиева важно с умом использовать кадровый потенциал, который имеется в СНГ. Он высказал мнение, что необходимо разработать на уровне правительства республики целевую программу привлечения молодежи из этих стран для учебы в университетах Татарстана, а также привлечения в республику квалифицированной рабочей силы.

Эта идея получила развитие и в следующем тезисе, высказанном главой республики: по мнению Минтимера Шаймиева, найдется немало молодых специалистов за пределами Татарстана, которые охотно переедут в Казань, например, если дать им возможность получить жилье на условиях татарстанской социальной ипотеки. Таким образом, отметил Президент, мы можем получить приток высококвалифицированных кадров в сфере высоких технологий, в том числе информационных, обострится здоровая конкуренция, которая пойдет во благо республике. Минтимер Шаймиев заявил, что в 2007 году ставится задача увеличить объемы обеспечения жильем по Программе социальной ипотеки до 8500 семей (в том числе, не менее 1500 семей в сельской местности), а к 2009 году необходимо выйти на общую сдачу жилья в 10 тыс. квартир ежегодно. Такой подход к одной из самых болезненных для молодых специалистов проблем, жилищной, сделает республику привлекательной для востребованных в экономике кадров.

Вообще, тема пополнения "кадрового потенциала" Татарстана стала едва ли не ключевой в Послании. В том же контексте в начале выступления Минтимер Шаймиев говорил и о том, что в 2007 году в Казани планируется провести Съезд народов Татарстана, а затем Всемирный конгресс соотечественников ("взаимодействие с соотечественниками является важной частью работы руководства Татарстана, о чем говорит мое участие во втором Всемирном конгрессе соотечественников, прошедшем в октябре 2006 года в Санкт- Петербурге"), и когда формулировал поручение Кабинету министров РТ ускорить принятие Республиканской программы на 2007-2012 годы по оказанию содействия добровольному переселению в Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом.

При этом глава республики подчеркнул: "Требуют особого внимания изменения в законодательстве, регулирующие отношения с иностранными гражданами и миграционный учет; важно организовать системный контроль выполнения новых требований по организации регистрации и трудоустройства иностранных граждан, не допускать проявлений на этой почве конфликтов".

В этой работе, полагает М.Шаймиев, немаловажная роль принадлежит Всемирному конгрессу татар со штаб-квартирой в Казани, который активно работает с Министерством иностранных дел Российской Федерации, с правительственной комиссией и Международным союзом российских соотечественников.

Здоровье также относится к приоритетам республиканской стратегии повышения качества жизни. В 2006 году в республике за медицину взялись всерьез, на модернизацию государственных специализированных учреждений здравоохранения и приоритетного национального проекта "Здоровье" было направлено более 5 млрд рублей, причем республиканские средства, около 3 млрд рублей - на развитие высокотехнологичной медицинской помощи, а федеральные - для развития первичного звена медицинской помощи. Упор был сделан на высокие технологии. Концентрация сил и средств на выполнении обеих программ позволила открыть Межрегиональный клинико-диагностический центр и инфекционную больницу, полностью реконструировать и оснастить 51 операционную и 130 реанимационных мест в Республиканской клинической больнице, Детской республиканской клинической больнице, Казанском онкологическом диспансере, научно-исследовательском центре "Восстановительная травматология и ортопедия", республиканской офтальмологической больнице, приобрести медицинского оборудования на сумму 1,7 млрд рублей (в результате шесть ведущих учреждений стали обладателями полного комплекта современного диагностического оборудования), приобрести 265 единиц санитарного автотранспорта и два вертолета санитарной авиации. Республиканские мощности по проведению высокотехнологичных операций выросли в 2 раза, созданы условия для снижения количества послеоперационных осложнений до 20 процентов. В целом в 2006 году дополнительно к бюджету (14,7 млрд рублей) привлечено из всех источников финансирования на здравоохранение 6,24 млрд рублей.

"В результате всех работ за прошедший год более чем на 5% сократилась смертность населения. Это более 2,5 тысячи сохраненных человеческих жизней. Снизилась материнская смертность, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, травм, отравлений и несчастных случаев, онкологических заболеваний. Установилась заметная динамика снижения инфекционных заболеваний. В то же время, несмотря на то, что младенческая смертность является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации, допущен ее рост на 5,1 процента", - сказал Президент.

Одной из важнейших задач здравоохранения в истекшем году была реализация Программы дополнительного лекарственного обеспечения. Здесь произошли существенные изменения. Федеральными и республиканскими льготниками получено бесплатных медикаментов на 1,95 млрд рублей, что на 72% больше чем в 2005 году. Эта мера позволила повысить качество и эффективность амбулаторного лечения, сократить число госпитализаций на 7,2 процента. По мнению Президента, гарантированное обеспечение медикаментами - проблема непростая. С одной стороны, без лекарств не обойтись, с другой - формируется избыточное потребление. Поэтому нужно как можно быстрее сформировать нормальный механизм распределения лекарственных препаратов.

Как всегда проникновенно Минтимер Шаймиев говорил о проблемах детей и стариков. Он сообщил, что в республике проживают 742 тыс. граждан пожилого возраста, в том числе 112 тысяч - одиноких или одиноко проживающих. 1900 из них завершает жизнь в домах престарелых. Причем 700 из этого числа имеют детей и внуков. Можно, конечно, предъявить к ним претензии: что же вы детей так воспитали? Но упреками делу не поможешь. Значит, нужна разработанная Правительством республиканская программа "Пожилым татарстанцам - достойную и гармоничную старость". Это тем более важно, что эта возрастная группа год от года увеличивается.

По мысли Президента программа должна быть ориентирована не только на экономическую поддержку, но и на то, чтобы социальный, профессиональный опыт пенсионеров оказался востребован. Это потребует создания базы данных пожилых людей, отражающей их физическое состояние, профессиональную компетентность, культурные, духовные, этнические запросы, семейное положение. В соответствии с этим нужно будет подготовить целевые социально-культурные пакеты, включающие льготные билеты или социальные контрамарки, абонементы различной длительности на посещение концертов, премьер, музеев и др. мероприятий; привлекать пенсионеров к созданию кружков по интересам, творческих коллективов (хоровых, народных инструментов и др.), курсов передачи профессионального опыта (садоводство, домашние животные, кулинария, строительство, народные промыслы и др.) молодежи, неблагополучным детям, заинтересованному населению.

В связи со складывающейся демографической ситуацией также должны быть проработаны варианты привлечения граждан пенсионного возраста в трудовую деятельность, создание "банка времени" - неполной занятости и взаимопомощи. Необходимо реформировать и действующую систему социального обслуживания. В ней обязательно надо предусмотреть ответственность детей за социальное обслуживание своих родителей. "В республике есть опыт работы с пожилыми гражданами", - сказал Президент. - Так, в Балтасинском районе нет необходимости иметь дома для престарелых людей. Все старики там окружены вниманием".

М.Шаймиев обратил внимание на необходимость гуманизации социальной сферы. Нужно так работать, чтобы ни один человек, нуждающийся в помощи, не оставался без внимания. В качестве примера он привел опыт социальной работы казанской еврейской общины. Здесь в курсе проблем каждой еврейской семьи потому-то успевают вовремя оказать помощь и материальную, и моральную. Порой ведь человеку важно просто услышать доброе слово.

М.Шаймиев уделил внимание и роли семьи в обществе. Сейчас в виду демографических проблем общество особенно тревожат сиротство, беспризорность. Выход видится в усыновлении брошенных детей. Республика, не дожидаясь решений федерального центра, с 1 апреля 2006 года вдвое повысила размер денежного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях. В этом году пособие составляет 4201 рубль на дошкольника и 4877 рублей на школьника. Принятые меры помогли передать в семьи 2017 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1600 ребят еще ждут усыновления. Сейчас, по мнению Президента, важно ускорить принятие пакета нормативных правовых актов по развитию института семьи, даже, как он выразился, культа семейных традиций и ценностей.

Оценивая деятельность правоохранительных органов, Президент отметил успешную борьбу с организованными преступными группировками: "благодаря скоординированным совместным действиям правоохранительных органов успешно расследованы резонансные уголовные дела о преступлениях, совершенных организованными преступными группами. В результате обезврежены и преданы суду лидеры и участники групп, оказывавших существенное влияние на криминогенную обстановку не только в республике, но и за ее пределами. Положительным итогом этой работы следует считать и то, что в прошедшем году значительно сократилось количество заказных убийств, преступлений с использованием огнестрельного оружия". По словам Минтимера Шариповича, преступные сообщества не торопятся теперь внедряться в нашу республику.

Он так определил задачи правоохранительных структур: "Не снижая набранных темпов, правоохранительные органы должны в 2007 году более эффективно противодействовать дальнейшим попыткам проникновения организованной преступности в экономические сферы, в структуры крупных бюджетообразующих предприятий, криминализации рынков природных ресурсов, товаров и услуг".

"Начатая в республике борьба с коррупцией приносит свои результаты, она будет только усиливаться. Ведется спокойная, но непримиримая работа, особенно во властных структурах. Кто с этим столкнулся из властей предержащих, они знают, и, по-моему, желания ни у кого не будет больше на что-то подобное идти", - сказал он.

М.Шаймиев заявил, что в связи со вступлением России в 2007 году в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) в Татарстане должны быть разработаны дополнительные меры.

В частности, по его словам, необходимо "предусмотреть ограничения для занятия госдолжностей лицами, имеющими или имевшими весомые рычаги влияния в какой-либо сфере экономической деятельности", а также проводить "регулярную горизонтальную ротацию кадров, к примеру, раз в 4 года".

Кроме того, сказал М.Шаймиев, необходимо наказывать чиновников, которые не сообщили об известных им фактах коррупции, сократить перечень платных услуг в госучреждениях и подведомственных им организациям, а также проводить анкетирование предпринимателей для составления рейтинга чиновников и контролирующих служб.

М.Шаймиев отметил, что коррупция процветает в госорганах, обладающих контролирующими функциями.

"Где много чиновников, особенно с надзорными функциями, - там и должностные преступления, это уже не требует доказательств. Только за 2004-2006 годы зафиксированы коррупционные действия 56 сотрудников территориальных органов федеральных служб, потому что они оставили за собой надзорные функции", - сказал он.

Оценивая Послание Президента РТ в целом "по горячим следам", надо отметить, что оно было пронизано уверенностью в том, что Татарстану по силам достойно ответить на вызовы времени и продолжить поступательное движение.

Время и Деньги

Док. 315022
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 324

  • Шаймиев Минтимер Шарипович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``