В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Закон - не закон? Что разграничили думцы в отношениях Татарстана и федерального центра Назад
Закон - не закон? Что разграничили думцы в отношениях Татарстана и федерального центра
Юрий АЛАЕВ, "ВиД"
В пятницу в ходе утреннего пленарного заседания Госдума РФ рассмотрела Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном и приняла... не очень понятно что.

Согласно официальному сообщению, был принят закон "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти РТ". Однако при внесении этого вопроса в думу депутаты 226 голосами "за" утвердили предложенный коллегой Валерием Рязанским (фракция "Единая Россия") оригинальный порядок его рассмотрения: без процедуры первого, второго и третьего чтений, сразу в целом. Однако Регламент ГД РФ предусматривает такое только применительно к постановлениям Думы, но не к законам (см. статьи 118-125). Так что принято - закон? Или постановление?

Открываю сайт Госдумы РФ, читаю: "Утреннее заседание Госдумы 9 февраля 2007 года. Председательствовал вице-спикер Олег Морозов. (...) Блок "Ратификация договоров": О проекте федерального закона No 357306-4 "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан"". Ах вон оно что, - депутаты ратификацией занимались! Ну, тогда все становится понятнее, ведь ратификация так и осуществляется: "да" - значит да, "нет" - значит нет, какие могут быть первые-вторые чтения, а равно и направления законопроекта на отзывы в законодательные собрания регионов, что было бы необходимо, если бы документ рассматривался как регулирующий предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.

Но если речь идет о ратификации Договора между РТ и РФ, то тогда сам договор должен иметь международно-правовой статус, ибо ратификация, как известно, есть утверждение международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

То есть последовательность такая: "уполномоченные" Путин и Шаймиев подписали согласованный в рабочих группах сторон текст договора 4 ноября прошлого года (между прочим, аккурат в День народного единства), дума, потянув, сколько можно, время (вынесение на пленарную сессию дважды переносилось Советом ГД), ратифицировала договор, приняв соответствующий закон, теперь он должен быть представлен на рассмотрение Совета Федерации (сенаторы намерены вынести решение, как сообщил "Интерфакс" со ссылкой на аппарат СФ, на своем ближайшем заседании 2 марта), а затем, в случае одобрения верхней палатой ФС РФ, поступить на подпись Президенту РФ.

Несмотря на громкую риторику спикера Совфеда Миронова, нет сомнений, что его палата вынесет положительное решение (о том, откуда такая уверенность - ниже), а уж сомневаться в том, что, поставив свою подпись под договором между РТ и РФ один раз, Путин поставит во второй, и вовсе не приходится. Так что, Татарстан де-юре возвращает себе статус субъекта международного права и вновь открывает путь к "параду суверенитетов"? Насчет возвращения и парада - вряд ли. Скорее, история с подготовкой нового договора между РТ и РФ имеет смысл прецедента, подготовки политико-правовой почвы для подписания аналогичного по форме договора между органами госвласти РФ и Чечни. Попробую пояснить, что имею в виду.

Начнем с содержания нового договора между РТ и РФ.

Широко известно, насколько длительной и напряженной была подготовка его текста, а результат? Татарстанская сторона на самом высоком уровне публично признает, что договор не дает республике никаких преференций, а в частных беседах говорит попросту, - что по сравнению с договором 1994 года нынешний выхолощен. Сохранено требование знания двух госязыков - и русского, и татарского - для претендентов на пост Президента РТ, право делать вкладыши в паспорта на татарском языке с гербом РТ для желающих, право органов госвласти Татарстана оказывать "по согласованию с Правительством РФ" поддержку и содействие соотечественникам. Прописано, что Правительство РФ и Кабинет министров Татарстана заключают соглашения, предусматривающие "совместное решение вопросов", связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана и по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Госдуму. Само по себе неплохо, но надо помнить, что кое-что из закрепленного в договоре (например, записи на языке титульной нации в паспорте и актах гражданского состояния) было правилом в автономных республиках, в Татарии в том числе, и в пору СССР, а остальные позиции договора все-таки куда ближе к полномочиям национально-культурной автономии, чем к международной правосубъектности.

Теперь - о форме политико-дипломатического преподнесения договора. В канун юбилея Президента РТ широко распространились ожидания, что Путин приедет в Казань на празднование 70-летия Шаймиева с подписанным новым договором. Приехал, наградил как редко кого, сказал такие прочувственные слова, каких мало кто от нынешнего Президента России удостаивался, но - без договора. И не потому, что это (вкупе с вручением высшего ордена) могло показаться кому-то чуть ли не капитуляцией Москвы перед Казанью. Просто тем самым Владимир Владимирович сказал городу и миру, а также Минтимеру Шариповичу и - апарт такой - Рамзану Ахмадовичу: "Nothing personal, only business".

Другими словами: ни у кого не должно возникнуть и мысли, что Чечня - не в составе России или что эта республика есть некий исключительный субъект федерации, - вот, смотрите, ранее мы такое же (по форме, повторюсь) подписали с Татарстаном. В то же время и у чеченского лидера не должно возникать иллюзий, что ему удастся выйти за определенные пределы, несмотря на свои позиции в Чечне и на имеющее место быть (или кажущееся) личное предрасположение Президента России.

Что касается опасений насчет очереди из других республик в составе РФ, которые чуть ли не завтра побегут требовать от Московского Кремля индивидуальных договоров... Чтобы требовать, надо иметь какие-то серьезные основания, не в виде смешных аргументов насчет специфических особенностей регионов (у кого же их нет), а хотя бы в виде четко регулируемого электорального потенциала в сочетании с реальной экономической мощью. А главное, может быть, - это проекция роли и значения той или иной республики вовне. Здесь, как ни крути, Татарстан выделяется безоговорочно, - именно он и его бессменный руководитель постсоветского периода олицетворяют толерантную исламскую составляющую России. Фактор, приобретающий дополнительное значение в контексте корректировки приоритетов страны во внешней политике в свете усиливающейся конфронтации с США.

Из всего этого, однако, не следует, что договор РТ-РФ останется незыблем в течение отведенных ему 10 лет действия (согласно "одобрительному" закону, принятому Госдумой), - увы, течение и завихрения времени в России непредсказуемы. Не удивлюсь, если при определенных обстоятельствах какой-нибудь гражданин годика через полтора-два обратится в Конституционный суд РФ с жалобой на неправомочность комментируемого сегодня договора и одобрившего его закона - как раз в силу особенностей принятия документов, на которые я обратил внимание в начале этих заметок, и КС признает правоту гражданина.

...Вот в этой подвешенности и есть настоящий нерв происходящего. Когда тактические вопросы внутренней политики вынужденно решаются по принципу "здесь и сейчас", принципы уходят на второй план, но дело поставлено так, что их, принципы, всегда можно вновь поднять на щит и развернуть ситуацию с точностью до наоборот. Впервые, насколько можно судить из провинции, по поводу договоров центра и субъектов "в порядке исключения" велась столь длительная и упорная борьба в недрах собственно кремлевской администрации, а как следствие, впервые единороссы в думе оказались в абсолютном противоборстве со всеми остальными фракциями и даже в своих рядах не сумели организовать единодушное голосование. Оселок, однако. Заставляющий думать, насколько на самом деле гарантирована преемственность сегодняшней российской политики.

Что они при этом говорили

А сейчас - отчет о том, как принимался в думе закон, одобривший договор между РТ и РФ, и комментарии главы татарстанского парламента, - по сообщениям "Интерфакса".

"За" проголосовали 306 депутатов (при необходимом минимуме в 226 голосов), 110 были против, один воздержался.

Срок действия договора - 10 лет. Его реализация не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Представляя проект соответствующего закона в Госдуме, полномочный представитель Президента РФ в нижней палате парламента Александр Косопкин заявил, что данный договор полностью соответствует Конституции РФ и российскому законодательству в целом.

"Каждое положение данного договора есть результат длительного и скрупулезного согласования позиций", - подчеркнул полпред президента.

Отвечая на вопросы депутата из Башкирии Михаила Бугеры относительно возможности подписания аналогичного договора с Башкортостаном, А.Косопкин сказал: "Все субъекты равны". Если Башкортостан, по его словам, докажет, что у него есть определенные особенности, то, "вполне возможно, будет принято соответствующее решение".

В свою очередь, член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков (фракция "Единая Россия") выразил опасение, что принятый сегодня законопроект о разграничении полномочий между федеральным центром и органами власти Татарстана в перспективе может привести к развалу Российской Федерации.

"В самом пессимистическом варианте это может повлечь развал Российской Федерации или как минимум серьезное ослабление российского государства", - сказал Г.Гудков журналистам.

Он отметил, что другие субъекты Федерации захотят для себя тех же преференций, которые закон предоставляет Татарстану. "Мы опять наступаем на те же грабли, что в свое время сделала и администрация бывшего президента России Бориса Ельцина. Убежден, что вслед за Татарстаном Чечня и Башкирия, а затем и другие национальные республики потребуют предоставить им такие же привилегии", - сказал депутат.

Он отметил, что "отказ в подобных соглашениях другим субъектам однозначно спровоцирует напряженность в отношениях между федеральным центром и этими субъектами, что в будущем может привести к более тяжелым последствиям, вплоть до локальных конфликтов".

"Я полностью поддерживаю мнение, высказанное спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, который заявил, что данный договор может спровоцировать "парад суверенитетов", - сказал Г.Гудков.

В ходе обсуждения проекта закона четыре фракции из пяти (за исключением "Единой России") заявили, что выступают против утверждения договора с Татарстаном.

В частности, фракция КПРФ обратила внимание на то, что этот документ не был направлен для обсуждения в субъекты РФ и их мнение в отношении подобного разграничения полномочий неизвестно.

"ЛДПР категорически против любых договоров с любыми республиками - мы живем в единой Российской Федерации", - заявил член фракции ЛДПР Сергей Иванов.

Он показал депутатам карту России, из которой вырезал все национальные образования, и предложил посмотреть, что останется от страны в случае, если углубятся центробежные процессы, которые, по его утверждению, стимулирует утверждение подобного договора.

По словам представителя фракции "Родина" (Народная воля-СЕПР- Патриоты России) Сергея Глотова, утверждение договора ни в коей мере не укрепляет целостность РФ - это выгодно региональной элите. "Мы - за экономический рост, культурное и экономическое процветание в Татарстане, но мы против этого договора. Мы за Конституцию России и ее строжайшее выполнение", - подчеркнул он.

В свою очередь член фракции "Справедливая Россия-Родина" Владимир Никитин заявил, что этот договор создает "нездоровую конкуренцию" между регионами и потому его нельзя поддерживать".

Со своей стороны член фракции "Справедливая Россия - Родина" Дмитрий Рогозин, комментируя журналистам решение Госдумы об утверждении договора с Татарстаном, заявил, что он расценивает его как "попытку пересмотра основ российской государственности". По утверждению парламентария, "договор создает опасный для суверенитета прецедент, он не более чем ширма, за которой скрывается логичный следующий шаг - выведение Чечни из состава РФ".

По словам Д.Рогозина, если партия парламентского большинства в лице "Единой России" решила поддержать этот договор, то она должна отдавать отчет в том, что тем самым окончательно дискредитирует себя в глазах не только современников, но и будущих поколений.

* * *

В руководстве Татарстана рассчитывают на то, что одобренный Госдумой договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой не вызовет больших споров при прохождении в Совете Федерации.

"Этот договор, накануне одобренный большинством голосов в Госдуме, является абсолютно чистым с точки зрения действующей Конституции и законодательства РФ. И мы надеемся на то, что документ не будет при прохождении в верхней палате парламента вызывать споры по каким-то политическим моментам", - сказал в субботу в интервью "Интерфаксу" глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.

При этом он отметил, что в республике знают о позиции спикера верхней палаты Сергея Миронова, назвавшего договор "неправомочным и политически нецелесообразным", а также заявившего, что он будет голосовать против этого документа.

В этой связи Ф.Мухаметшин напомнил, что предварительно, до рассмотрения в Госдуме, проект договора был направлен в Совет Федерации из правового управления верхней палаты, так как и из профильного комитета по региональной политике Совета Федерации были получены положительные заключения на документ.

Глава Госсовета напомнил, что договор был направлен в Федеральное собрание главой государства. "Нам было интересно накануне послушать суждения оппонентов этого договора, но должен сказать, что их аргументы строились не на юридико-правовых нормах, а исходили исключительно из политических соображений. Все разговоры о том, что этот договор, дескать, подарок к юбилею президента Шаймиева, либо же он приведет к развалу и ослаблению РФ, несостоятельны", - заявил Ф.Мухаметшин.

Он подчеркнул, что документ подготовлен на базе действующего законодательства и не выходит за рамки Основного закона страны. Прежний договор от 1994 года был направлен, как и новый, на объединение РФ и развитие страны по федеративному пути. Более того, подчеркнул спикер, благодаря договору "было снято напряжение тех лет и документ внес большую лепту в экономическое развитие России в целом".

"Благодаря новому договору Татарстан также внесет свою лепту в построение новой демократической России и в укрепление экономического потенциала страны", - сказал Ф.Мухаметшин.

Обосновывая право республики на заключение подобного договора, он пояснил, что, в соответствии с Конституцией РФ, любой из субъектов имеет право на такого рода отношения с федеральным центром, если тот или иной субъект имеет "какие-то особенности экономического, социального или исторического характера".

"Говорить в данном случае о каких-то особых преференциях Татарстану неправильно", - добавил Ф.Мухаметшин. По его словам, Татарстан в рамках договора получает определенные полномочия, связанные, в частности, с разработкой старейших месторождений природных ресурсов, затраты на добычу которых в республике несоизмеримо выше, чем в других регионах страны.

Кроме этого, в договоре зафиксировано положение, в соответствии с которым налог на НДПИ будет рассматриваться правительством республики и правительством РФ перед принятием бюджета на очередной финансовый год и соответственно вноситься в Госдуму.

"Целесообразной и оправданной является и норма, закрепленная в договоре, в соответствии с которой кандидат на пост Президента обязан знать два государственных языка - татарский и русский. Это положение также укладывается в норму действующего законодательства и такой подход является благом для всех народов, проживающих в Татарстане", - считает Ф.Мухаметшин.

"С этим договором, если он пройдет следующий этап рассмотрения в Совете Федерации и будет подписан Президентом страны Владимиром Путиным, у нас появляется еще одна возможность показать оппонентам наше желание строить новую Россию, федеративную, демократическую, правовую на базе действующей конституции", - заявил он журналистам в субботу в Казани.

Касаясь вопроса о позиции думцев от Башкирии, глава Госсовета РТ высказал сожаление о том, что депутаты Госдумы от Республики Башкортостан проголосовали против договора. "Они, по-моему, тоже хотят получить такой договор, но при этом подставляют ногу тем, кто идет впереди, а первому всегда труднее". По мнению Ф.Мухаметшина, со стороны депутатов от Башкортостана такое поведение было не очень дальновидно.

Несмотря на это, председатель Госсовета Татарстана высказал предположение, что в случае рассмотрения в Госдуме аналогичного договора между федеральным центром и Башкортостаном, депутаты от Татарстана, "может быть, будут более разумными".

Время и Деньги

Док. 315035
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 04.06.07
Число обращений: 298

  • Шаймиев Минтимер Шарипович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``