В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад губернатора Н.Н.Дудова на заседании хозяйственного актива Магаданской области Назад
Доклад губернатора Н.Н.Дудова на заседании хозяйственного актива Магаданской области
Минувший 2005 год был отмечен для нас многими важными событиями. Прежде всего, он войдет в историю как год 60-летия Великой Победы. Мероприятия, которые были посвящены этой памятной дате в нашей области, в целом в стране, наглядно показали, что ветераны, труженики тыла не забыты.

И самое главное - есть стремление всех уровней власти, ныне живущего поколения осуществлять такую заботу и впредь.
Еще одним важным политическим событием в минувшем году стали выборы в областное законодательное собрание и местные органы самоуправления. Они характеризовались хорошей активностью избирателей и региональных отделений различных политических партий. Впервые на многопартийной основе сформирована областная Дума, которая уже доказала свою работоспособность и эффективность.
Кроме того, прошедший 2005 год знаменателен для нас посещением территории Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Проведенное под его руководством масштабное совещание по проблемам основной для нас золотодобывающей отрасли, безусловно, даст новый импульс ее развитию.
Что касается экономики, то в минувшем году достигнут положительный результат по большинству основных показателей.
Так, оборот предприятий и организаций области в действующих ценах превысил 40,4 млрд. рублей и вырос на 1
2,2 %. Валовый региональный продукт увеличился на 6,9 %. По объему производимой продукции на душу населения область вошла в первую десятку субъектов Российской Федерации.
Приятно отметить, что прирост объемов промышленного производства достигнут в большинстве отраслей. По добыче полезных ископаемых он составил 103,3 %, по обрабатывающим производствам - 102,7 %. Наиболее высокие темпы роста достигнуты в рыболовстве - 124,4 %.
Увеличился на 9,4 % внешнеторговый оборот области и составил 176,5 млн.долларов США. Оборот розничной торговли в товарной массе возрос на 7,1 %, на душу населения он вырос в сопоставимых ценах на 9,3 %. Оборот общественного питания составил 361 млн.рублей или 104,3 % к уровню прошлого года. Возрос на 14,1 % объем грузоперевозок, осуществляемый всеми видами транспорта, а также на 5,5 % грузооборот. Стабильно работали предприятия связи.
В прошлом году снизили производство тепла и электроэнергии предприятия энергетики. Не вышли на достигнутый уровень отдельные предприятия пищевой промышленности. Однако за счет производства товарной рыбной продукции индекс физического объема, в целом, в этой отрасли вырос на 2,5 %.
Снизился на 1,0 % объем производства продукции сельского хозяйства.
Дальнейшее развитие в 2005 году получил малый бизнес. Объем товаров и услуг, произведенный малыми предприятиями оценивается в сумме 8,6 млрд. руб., что составляет 114,9 % к уровню 2004 года.
Прибыль рентабельно работающих предприятий выросла в 1,3 раза и составила более 1 млрд.рублей.
Напряженная работа проведена по наполнению консолидированного бюджета. Впервые за многие годы по доходам он составил более 9 млрд. рублей, причем собственные показатели выросли на 12,9 % по сравнению с 2004 годом. Расходы бюджета также выросли на 16,9 %. Наибольший удельный вес составили расходы на образование - 18,6%, здравоохранение и спорт - 16,4%, социальную поддержку населения - 6,36 %. Всего на социальную сферу и финансирование социально значимых мероприятий направлено более 4,1 млрд. руб., что на 1,0 млрд.рублей больше, чем в 2004 году.
Все это не могло не отразиться на жизненном уровне населения.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2005 году составили около 11 тысяч рублей, в т. ч. в декабре - около 18 тысяч рублей и увеличились по отношению к аналогичному периоду соответственно на 14 и 26 %. Номинальная средняя заработная плата в 2005 года составила 14517,97 рублей, возросла относительно аналогичного периода прошлого года на 12,1%.
Средний размер трудовой пенсии по возрасту увеличился на 23,3 % и составил 4386 рублей.
Однако один из самых важных показателей - уровень реальных денежных доходов населения сохранился на уровне 2004 года.
Не произошло существенного улучшения демографической ситуации. Отмечается некоторое снижение уровня миграции - на 2,5%. Однако естественная убыль населения остается отрицательной. Несколько снизился уровень безработицы.
В целом прожитый год можно оценить позитивно. Он продемонстрировал устойчивое развитие экономического, научного, социального и культурного потенциала Магаданской области, свидетельствует о повышении интереса Президента России В.В. Путина, федеральных органов власти к будущему нашей территории.
В этом, прежде всего, заслуга трудовых коллективов, их руководителей, научно-технического и инженерного состава, финансовых институтов, большого и малого бизнеса, работников образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальных служб и правоохранительных органов, всего актива, присутствующего в этом зале.
Положительно сказалась на результатах работы консолидация и сотрудничество всех ветвей и уровней власти, общественно-политических сил. Благодаря этому в области царит здоровая социально-политическая атмосфера, позволяющая всем нам с оптимизмом смотреть в будущее.
Теперь хочу остановиться более подробно на отдельных отраслях нашего народно- хозяйственного комплекса, насущных задачах начавшегося 2006 года и перспективах.
Горнодобывающая промышленность продолжает оставаться локомотивом нашей экономики. В 2005 году предприятиями области добыто 23,7 тонны золота, более 707 тонн серебра, 518 тыс. тонн угля. По серебру и углю значительно на 8,5 и 6,2 % соответственно превышен уровень прошлого года. По золоту - отставание 367 кг. В 2005 году введена в эксплуатацию обогатительная фабрика на месторождении "Тидид", вышло на полную производственную мощность предприятие на месторождении "Нявленга", улучшились показатели на месторождении "Ветренское".
На Колымском аффинажном заводе за год переработано 300,5 тонн драгоценных металлов, что составляет 183 %, к уровню прошлого года.
В целом, предприятиями цветной металлургии показатели по поставкам и золота (+307 тн) и серебра (+10,8 тн) превышены, им удалось использовать благоприятную ценовую конъюнктуру на мировом рынке драгоценных металлов и добиться положительных результатов.
Новый дополнительный импульс развитию золотодобывающей отрасли придал приезд Президента Российской Федерации в г. Магадан Его поручения Правительству Российской Федерации заключаются в подготовке комплекса мер, способствующих наращиванию объемов добычи драгоценных металлов. В частности, в настоящее время на выходе Указ Президента, разрешающий вывоз золота и серебра с территорий особых экономических зон. Этот документ позволит повысить эффективность работы недропользователей, поставляющих металл на валютные биржи стран АТР, которые соответственно смогут значительно увеличить на Колымском аффинажном заводе объемы переработки золота и серебра, что приведет к расширению производства, созданию новых рабочих мест.
Чрезвычайно важны для нас и другие Поручения Президента России, особенно, связанные с созданием различной инфраструктуры - строительством высоковольтных линий электропередач, новых автомобильных дорог и другие.
В минувшем году налажена стабильная работа на заводе взрывчатых веществ, позволившая произвести 1,3 тыс. тонн взрывчатых веществ, что более чем в 2 раза превышает прошлогодний уровень.
Увеличился на 23% объем выпуска продукции на Магаданском механическом заводе. В 2005 году прошли успешные испытания и запущен участок по производству труб в ППУ изоляции. Спрос на эту продукцию определяется значительной потребностью в ней коммунальных предприятий.
Основной нашей задачей в базовой отрасли на ближайшую перспективу является сохранение добычи россыпного золота на уровне не менее 12 тонн и наращивание добычи золота из рудных месторождений.
Один из резервов по сохранению объемов добычи золота из россыпей заключается в рациональном использовании недр.
Посудите сами. По результатам проведенного департаментом природных ресурсов анализа, на территории области зарегистрировано 219 предприятий-недропользователей. Фактически работы в 2005 году осуществляли лишь 137, то есть 63 % от всех предприятий, имеющих лицензии на добычу драгоценных металлов. Из 718 лицензий, выданных на добычу драгоценных металлов, задействовано порядка 70 %.
Такое положение дальше недопустимо. И здесь администрация области совместно с территориальным агентством по недропользованию намерена занять жесткую позицию. Мы считаем, что неиспользуемые лицензии должны быть изъяты у нерадивых недропользователей и переданы тем, кто серьёзно намерен осуществлять добычу драгоценных металлов. А таких сегодня достаточно.
Перспективы развития добычи металлов из рудных месторождений связаны с реконструкцией и модернизацией предприятий на действующих месторождениях и вовлечением в освоение появившихся новых, в том числе большеобъемных.
Уже в 2006 году планируется завершение строительства опытно-промышленной фабрики на месторождении "Наталка" (ОАО "Рудник им. Матросова"), что позволит установить технологические параметры обогащения. С запуском в эксплуатацию рудника мы связываем перспективы увеличения добычи рудного золота, более чем в 2 раза, т. е до 50-60 тонн в год.
Также в этом году начинается подготовка к промышленному освоению новых рудных месторождений "Биркачан" (ОАО "Омолонская ЗРК") и "Сопка кварцевая" (ООО "Рудник Кварцевый"). Взято на контроль возобновление работ на золоторудных месторождениях "Игуменовское" (ОАО "Геоцентр") и "Павлик" (ОАО "ЗРК Павлик"), на серебряном месторождении "Гольцовое" (ЗАО "Аякс") и выход на полную производственную мощность обогатительной фабрики на месторождениии "Тидид" (ООО "Серебряная компания"). Даны указания департаменту природных ресурсов о проведении постоянного мониторинга за соблюдением лицензионных условий этими предприятиями. При нарушении ими сроков ввода в эксплуатацию объектов будет ставиться вопрос об изъятии действующих лицензий и выставлении их на аукцион.
Не меньшее внимание намерены уделить развитию минерально-сырьевой базы.
Из года в год увеличиваются объемы финансирования геологоразведочных работ. В 2005 году он составил 1,87 млрд. рублей. Отрадно, что горнодобывающие предприятия вкладывают немалые собственные средства в свое будущее развитие, за счет них было выполнено геологоразведочных работ на сумму 1,5 млрд. рублей.
Мы также намерены активно поддерживать предложения Федерального агентства по недропользованию, направленные на предоставление налоговых льгот компаниям, осуществляющим за счет собственных средств геологоразведочные работы по выявлению золотосодержащих месторождений. Такими являются, например, отмена налога на добавленную стоимость, введение понижающего коэффициента на добычу полезных ископаемых для горных компаний, внедряющих новые технологии отработки и извлечения золота из низкорентабельных месторождений и месторождений нетрадиционных типов, для малых предприятий, осуществляющих разработку мелких и средних россыпных и крупных месторождений золота, расположенных в сложных геолого-экологических и горно-технических условиях и другие.
В рамках областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области" в 2006 году планируется проведение научно-исследовательских и тематических работ за счет средств областного бюджета на сумму 25 млн. рублей.
За счет собственных средств недропользователей геологоразведочные работы будут продолжаться на месторождениях "Наталка" (ОАО "Рудник им. Матросова"), "Нетчен-Хая" (ООО "Л.Л. Голд") и "Джульетта" (СП ЗАО "Омсукчанская ГГК"). В 2006 году планируются геологоразведочные работы на перспективных участках "Дегдекан" (ОАО "Рудник им. Матросова"), "Ороч" и "Биркачан" (ОАО "Омолонская ЗРК"), "Нявленга", "Агат".
Федеральным агентством по недропользованию в 2006 году планируется проведение 127 аукционов и 5 конкурсов на получение права пользования недрами на территории области с целью геологического изучения недр и добычи драгоценных металлов, каменного угля.
Кроме добычи традиционных для области видов минерального сырья, перспективы горнодобывающей отрасли связаны с вовлечением в освоение месторождений новых видов полезных ископаемых.
Уже в феврале т.г. прошел аукцион на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи золота, меди и молибдена на рудопроявлении Перекатное, расположенном на территории Северо-Эвенского района. В 2006 году планируется выдать ещё 11 аналогичных лицензий.
В этом году будут проведены аукционы по известным нам месторождениям бурого угля Ланковское и Мелководнинское, по неметаллическим полезным ископаемым (базальт, известняк и облицовочный камень). Планируется вовлечение в отработку Уптарского месторождения вулканического пепла с целью получения порошка, используемого в технологическом процессе золото-извлекательных фабрик, и северо-западного участка Анмандыканского месторождения строительного камня (базальт) для производства строительного щебня.
Всё это придаст новый импульс развитию горнодобывающей отрасли Магаданской области.
Также в текущем году мы намерены вновь инициировать через Министерство природных ресурсов скорейшее проведение тендера на двух участках шельфа Охотского моря: Магадан 1, Магадан 2. Ещё к одному перспективному направлению можно отнести проведение геодезических и аэрофизических работ на выявление конкретных нефтегазовах структур в Ямско-Тауйском нефтегазовом перспективном районе. Их осуществляет Магаданская геологическая экспедиция. Как видите планы серьезные.
Вопросы устойчивого обеспечения территории электроэнергией и теплом были и остаются главными в нашей работе. Не прекращаются работы по техперевооружению и модернизации Колымской ГЭС, реконструкции линий электропередачи ВЛ-110 кВ Палатка-Магадан, ВЛ 154кВ - Палатка-Усть-Омчуг, текущего и капитального ремонта энергооборудования на Магаданской ТЭЦ и котельных области. Энергетики защищают свои производственные программы, исходя из необходимости повышения надежности работы энергосистемы.
На 2006 год на строительство Усть-Среднеканской ГЭС запланировано 990 млн. рублей, что значительно превышает уровень предыдущих лет. Однако, для ввода первого энергоблока в запланированный срок ежегодно необходимо финансирование в объемах не менее 1,8 млрд. рублей Наша задача - работать над увеличением финансирования. Одновременно необходимо начинать строительство линий электропередач для выдачи мощности Усть-Среднеканской ГЭС и обеспечения надежности энергоснабжения населения и экономики. Администрация области работает над включением этих проектов в перечень первоочередных мер по развитию производственной инфрастуктуры Дальнего Востока. К таким в энергетике относятся строительство ВЛ Оротукан-Магадан, ВЛ Колымская ГЭС-Омчак, ВЛ Дукат-Лунное-Арылах.
Это работа на перспективу. Но торопиться надо. Сегодня отсутствие энергетической и транспортной инфраструктуры безусловно тормозит осуществление новых инвестиционных проектов по освоению нашей территории.
Минувший год был благоприятным для предприятий рыбной отрасли. 47 предприятий обеспечили вылов более 100 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что на 32% превышает показатель 2004 года. Такого уровня отрасль достигла впервые за последние 15 лет. Рыбными предприятиями выпущено 86 тыс. тонн рыбопродукции на сумму 2,8 млрд. рублей. Среднедушевое потребление рыбы в области составило более 40 кг на человека в год, что в 4 раза превышает среднероссийский показатель.
Показатель бюджетной эффективности предприятий рыбной отрасли Магаданской области в 2005 году составил 7,2 тыс. рублей на одну выловленную тонну водных биоресурсов. Это почти в 2 раза выше среднего показателя по приморским субъектам ДВФО. В бюджетную систему и внебюджетные фонды рыбными предприятиями уплачено 766 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 267 млн. рублей.
Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса в нашем регионе как и, в целом, в России связаны с совершенствованием законодательной базы отечественного рыболовства, в том числе и по применяемым ставкам сборов за ресурсы, таможенным и транспортным тарифам, льготному кредитованию рыбодобычи, государственной поддержке судоремонта и судостроения, изменению действующих правил рыболовства.
На региональном уровне, к сожалению, этих вопросов не решить.
Работа всего нашего рыбного комплекса на последующий период будет направлена на оптимизацию структуры выделяемых квот и достижение полного уровня их освоения. Важнейшей задачей также будет обеспечение доступных цен на рынке морепродуктов для каждого колымчанина.
Как и прежде немало делается на территории для качественной подготовки к зиме. В прошлом году на эти цели привлечено более 200 млн. средств внебюджетного фонда особой экономической зоны, в том числе на погашение задолженности за электрическую и тепловую энергию, приобретаемую у "Магаданэнерго". Эти средства позволили предприятиям ЖКХ направлять собираемую с потребителей оплату за услуги на выплату заработной платы, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме.
В минувшем году на финансовую поддержку закупки топлива и электроэнергии было направлено более полутора миллиарда рублей, что позволило не только обеспечить досрочный завоз энергоносителей, но и сдержать рост тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг на уровне 24,7 %, при их росте в среднем по России на 30 %.
Результатом нашей работы можно считать обеспечение в проходящем отопительном сезоне стабильности в обеспечении всех населенных пунктов теплом и электроэнергией, за исключением Среднеканского района, в котором в силу различных организационных, кадровых причин должный режим наладить не удалось.
Стабилизация положения в жилищно-коммунальном хозяйстве области по-прежнему будет являться приоритетным направлением в нашей деятельности. Прежде всего необходимо решать серьезнейшие вопросы по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Надо признать, что тарифная политика в области сегодня не соответствует ни реалиям дня, ни законодательству. И мы должны проделать большую работу для того, чтобы она, с одной стороны, способствовала стабильной работе жилищно-коммунальных предприятий, оказанию ими качественных услуг для населения, с другой стороны, оплаты за эти услуги. Поэтому, как и в прошлом году на эти цели предусмотрено выделение из бюджета полутора миллиардов рублей. Но нельзя забывать, что в соответствии с требованиями областного законодательства мы можем субсидировать и оказывать бюджетную помощь предприятиям жилищно-коммунального комплекса только в объеме приобретаемого топлива для оказания услуг населению по теплу и горячей воде. Это очень важный аспект! Пользуясь присутствием в зале руководителей муниципальных образований и руководителей предприятий ЖКХ, хочу обратить ваше внимание на необходимость консолидации тех средств для закупки топлива, которые поступают от бюджетных организаций в виде оплаты за услуги ЖКХ. В этой оплате находятся, в том числе, средства на закупку топлива. Чтобы нам не сорвать следующий отопительный сезон, нужно принять все необходимые меры по аккумулированию этих средств и организовать приобретение топлива для нужд социальной сферы.
В свою очередь, мы будем продолжать прилагать все возможные усилия по стабилизации работы предприятий ЖКХ.
Большой объем капитальных строительно-монтажных работ запланирован практически на всех объектах ЖКХ в каждом из районов. Это строительство котельных в поселках Дебин, Омсукчан, окончание строительства электрокотельной в поселке Палатка.
В текущем году мы намерены провести большую работу по переводу котельных с жидкого топлива на уголь. Это позволит снизить тарифы на отопление и увеличить применение местных углей. Уже в этом году на проектирование угольных котельных в поселках Армань, Стекольный, Талон в бюджете ОЭЗ запланировано 6 млн. рублей.
Также планируется реконструкция и капитальный ремонт котельных в поселках Сеймчан, Ягодное, Оротукан, Северо-Эвенск, тепловых сетей и линий электропередач в поселках области, монтаж дымовой трубы на котельной в г. Сусумане, приобретение дизель - генераторов. На эти цели в бюджете внебюджетного фонда ОЭЗ предусмотрено 225 млн. рублей. Это серьезная помощь предприятиям ЖКХ районов области и г. Магадана, и она должна быть гарантией того, что руководители этих предприятий сделают все возможное по эффективному освоению средств и укреплению надежности теплоснабжения.
Большая работа была проведена в минувшем году в федеральном центре по сохранению режима Особой экономической зоны. Этому вопросу были посвящены мои встречи с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, министром финансов А.Кудриным, Министром экономического развития и торговли Г.Грефом, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Б. Грызловым и еще многие другие. Благодаря действиям депутата Государственной Думы В.А. Пехтина удалось частичное решение этого вопроса. Бороться было за что. Более 1 млрд. рублей благодаря действиям этого закона остается на территории и работает в ее интересах.
Наша задача добиться в федеральном центре продления действия этого закона в новой редакции. Новая редакция должна, в первую очередь, создавать условия для развития экономического потенциала региона и привлечения инвестиций в экономику. В новом законопроекте планируется предусматривать действие специального правового режима ОЭЗ на всей территории Магаданской области.
Меньше, чем за год нам нужно разработать и направить в Государственную Думу согласованный законопроект, который должен обеспечить новые возможности для инвестиционной привлекательности области .
Как я уже говорил, положительная динамика наблюдалась в минувшем году в малом бизнесе, который является основой потребительского рынка, вносит значительный вклад в экономику области. Здесь достаточно активно формируются эффективные рыночные условия, и многие адаптировались к ним. Численность занятых в малом бизнесе составила более 24,3 тысяч человек, а объем произведенной продукции и услуг оценивается в 8,6 млрд. рублей. Это на 14,9 % выше показателя 2004 года.
В области уже четвертый год работает Программа государственной поддержки малого предпринимательства. В рамках этой программы в 2005 году из средств внебюджетного фонда ОЭЗ субъектам малого предпринимательства были выделены средства на компенсацию 2/3 ставки рефинансирования по банковским кредитам на сумму более 2 млн. рублей.
Следует подчеркнуть, что область признана победителем двух федеральных конкурсов по поддержке малого бизнеса.
Наша задача - и впредь наращивать поддержку субъектов малого предпринимательства. В ответ ожидаем от него безусловного соблюдения законодательства, повышения социальной ответственности перед наемными работниками и потребителями его услуг и продукции.
В последнее время значительное продвижение вперед наблюдается на территории в использовании информационно-коммуникационных технологий. Рейтинг нашей области по индексу готовности регионов России к информационному обществу по итогам 2005 года достаточно высок - 23 из 88 субъектов федерации. Например, по телефонной плотности мы заняли 4 место, по числу ПК на 100 человек - 27, по доле пользователей интернета среди взрослого населения у нас 9-ое место.
Однако, по-прежнему надо признать, что уровень проникновения ИКТ остается недостаточным, есть над чем работать органам всех уровней власти.
На мой взгляд, необходимо с помощью информационных технологий наладить взаимодействие органов власти. Для этого нужно активнее создавать корпоративную телефонную связь со всеми органами государственной власти, наладить видеотелефонную и видеоконференцсвязь со всеми муниципальными образованиями.
В перспективе мы должны стать участниками проекта "Электронное правительство", иметь открытый доступ к электронным закупкам товаров и услуг для органов власти.
Всё это реально.
Положительная динамика наблюдалась в минувшем году на предприятиях связи.
Магаданским филиалом ОАО "Дальсвязь" продолжается реализация крупнейшего проекта по строительству сети нового поколения (NGN) в г. Магадане. Каждый житель г. Магадана уже в ближайшее время при желании может получить доступ к высококачественной телефонной связи, цифровому телевидению.
В декабре 2005 года введена в постоянную эксплуатацию спутниковая цифровая сеть с приемом сигнала через искусственный спутник Земли, что сделало доступным прием смешанных программ "Россия Дубль1" + ГТРК "Магадан" и "Радио России Дубль1" + ГТРК "Магадан" для 95% населения области. Продолжается строительство новой РПТС на сопке "Крутая" в г. Магадане. Это позволит увеличить количество телепрограмм в г. Магадане почти в 2 раза и улучшить качество вещания существующих и вновь вводимых программ путем увеличения зоны уверенного приема не только для населения г. Магадана, но и близлежащих - п.п. Ола, Гадля, Армань, Снежный.
В 2005 году силами областной телевизионной компании "ТВ-Колыма -Плюс" установлены ТВ ретрансляторы в посёлках Сокол, Уптар для расширения зоны уверенного приёма областной ТВ программы. Введенный в сентябре 2005 года в эксплуатацию спутник "Экспресс АМ11" (140#186; в.д.) позволит уже в первом полугодии 2006 года расширить зону уверенного приёма областного телевидения "ТВ-Колыма - Плюс" на всю территорию Магаданской области. В 2006 году планируется также строительство наземной станции спутниковой связи в п. Омсукчан.
В текущем году будут завершены работы по обеспечению всех населенных пунктов области универсальными услугами, а именно, по установке в них таксофонов, открытию пунктов коллективного доступа к сети Интернет в населенных пунктах с численностью более 500 человек. Таких пунктов будет 29. Тендер на эти работы выиграли предприятия "Дальсвязь" и "Почта России".
Планируется дальнейшее распространение в области сотовой связи, организация цифрового телевидения.
О повышении доступности жилья. Придание этому вопросу статуса национального проекта позволит изменить подход к решению жилищных проблем населения, и что особенно важно - эффективно использовать имеющийся уже опыт поддержки населения в вопросах приобретения жилья.
Предпринятые в областной администрации меры по поддержке строительной отрасли позволили в 2005 году получить первые ощутимые результаты.
При непосредственном участии фракции "Единая Россия" в Государственной Думе были привлечены значительные федеральные средства более 120 млн. рублей для строительства жилья с целью расселения колымчан из ветхих и аварийных квартир, что наряду с финансированием из других региональных источников позволило сдать в эксплуатацию жилые дома в п.Палатка и городе Магадане общей площадью 9-ть тыс. квадратных метров или 87 квартир.
Введена в эксплуатацию 1-я очередь дома-интерната "Ветераны Колымы" на Снежной Долине.
Строятся жилые дома в Ягодном, Северо-Эвенске, Магадане. Строители работают на многих объектах здравоохранения, таких как санаторий Талая, туберкулезное и инфекционное отделения в Северо-Эвенской ЦРБ, психоневрологический диспансер в Магадане.
Продолжается строительство терапевтического корпуса областной больницы, физкультурно-оздоровительно комплекса и крытой хоккейной площадки в городе Магадане.
Концепцией строительства в Магаданской области определены новые направления в строительстве жилых домов для снижения стоимости квадратного метра жилья, повышения его комфортности и доступности. Эти направления предусматривают монолитное строительство жилых домов с применением скользящей опалубки и малоэтажное строительство домов по канадской технологии. Уже в этом году мы приступили к реализации этих направлений.
Так, заводом крупнопанельного домостроения ведутся строительно-монтажные работы по возведению монолитных домов по улицам Дзержинского, Карла Маркса, Скуридина, Якутской в г. Магадане, а магаданским жилищно-строительным комбинатом производится обустройство цеха и монтаж оборудования, которое позволит в ближайшее время начать сборку деревянных конструкций и строительство 8-ми квартирных домов. Последняя технология особенно актуальна для решения вопроса по строительству жилья в поселках области.
Доля капитальных вложений в структуре расходной части бюджета Особой экономической зоны составляет сегодня 66 процентов, а это свидетельствует о том, что область уверенно наращивает темпы развития.
Однако жилищная проблема в нашей области, как и в целом по стране остается крайне болезненной. Средний износ инженерной инфраструктуры в коммунальном хозяйстве составляет более 70 %. В очереди на улучшение жилищных условий состоят более 4 тысяч семей. В области свыше 370 тыс. кв. метров ветхо-аварийного жилья, более 8 %.
По-прежнему для значительной части населения приобретение жилья остается не по карману. Для решения этой проблемы область участвует в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье". В его рамках на территории области внедряется механизм ипотечного кредитования.
Для повышения доступности ипотеки в администрации области разрабатывается программа предоставления субсидий на оплату первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита для малообеспеченных граждан. Магаданская ипотечная компания, созданная с участием администрации области и мэрии г.Магадана, планирует внедрять новый кредитный продукт: предоплату закладных, что означает увеличение прямых инвестиций в строительство. Это позволит сделать более доступным приобретение жилья для граждан со средним уровнем достатка.
Также для реализации областной целевой программы "Дом для молодой семьи" из областного бюджета было направлено 9 млн. рублей, что позволило уже в 2005 году оказать помощь 53 молодым семьям, которые уже вселились в собственные квартиры. Аналогичная программа будет действовать и в ближайшие годы.
Реализуя национальный проект "доступное жилье", область должна достичь объемов ввода жилья не менее 20 тыс. кв. м. ежегодно, начиная с 2006 года. За пять лет это позволит улучшить жилищные условия порядка 4000 -м семей.
Из года в год растут объемы инвестиций в строительство и реконструкцию дорог. В 2005 году освоено более 1 млрд. рублей. Реконструировано 25 км дорог на участках Палатка-Кулу-Нексикан и Герба-Омсукчан и более 69 погонных метров мостов. Отремонтировано 29 км автодорог, 3 моста, 12 водопропускных труб.
Эти меры позволили обеспечить в целом нормальное движение транспорта по дорогам области, хотя проблемы здесь остаются серьезные.
В текущем году средства на дорожное строительство возрастут более чем на 300 млн. рублей. Только на реконструкцию автомобильной дороги "Колыма" будет направлено более 450 млн. рублей, а на реконструкцию территориальных дорог более 700 млн. рублей. В 2006 году увеличено бюджетное финансирование на содержание и эксплуатацию территориальных дорог на 60%. Это позволит значительно улучшить качество работ на территориальных дорогах.
Положительные результаты достигнуты в отрасли - транспорт. О них я уже упоминал.
Однако есть и много проблем. Одной из главных на автотранспорте на сегодняшний день является изношенность подвижного состава. В течение 2005 года на обновление парка пассажирского транспорта было направлено 18,4 млн. рублей. Основная сумма инвестиций пришлась на обновление парка автобусов внутригородского и пригородного сообщения. Работа по обновлению парка будет осуществляться и в последующие периоды.
Ещё одной проблемой является обеспечение транспортного сообщения с отдельными посёлками области силами местной авиации.
И хотя сегодня внутрирегиональные авиационные перевозки пассажиров и грузов осуществляются 6-ю авиаперевозчиками, к сожалению, достичь положительного результата пока не удалось. Но определенные меры предпринимаются.
Для обеспечения транспортной доступности жителей отдаленных национальных сел Ольского и Северо-Эвенского районов возобновлены с 2004 года авиационные перевозки пассажиров и грузов. С этого времени в областном бюджете на эти цели предусматривается дотация в размере 4,0 млн. рублей.
Администрация области обратилась также в Правительство России о выделении из средств федерального бюджета для создания многопрофильной внутрирегиональной авиакомпании, оснащенной современными самолетами Ан-38 и двумя вертолетами Ми-8МТВ с целью надежного транспортного сообщения с посёлками области, обеспечения регулярных авиационных перевозок пассажиров и грузов, решения задач здравоохранения, охраны правопорядка, авиапатрулирования, развития туризма. Насколько это удастся - покажет время.
В настоящее время рассматривается возможность организации авиарейсов по маршруту "Магадан - Омсукчан - Магадан" в весенне-летний период с частотой - 1 рейс в неделю
В 2006 году в п. Омчак планируется закончить строительство и открыть постоянную посадочную площадку, которая будет принимать самолёты Ан-2, Ан-3, Ан-28 и вертолёты. Инициативу здесь проявило руководство рудника им.Матросова.
В рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы" (подпрограмма "Гражданская авиация") продолжается реконструкция аэропорта "Магадан" для обеспечения приема самолетов нового поколения. В 2005 году на эти цели выделено и освоено 43,2 млн. рублей. В 2006 году планируется выделение 162,6 млн. рублей. Почти в 4 раза больше. Наши усилия в этом году будут направлены на увеличение финансирования реконструкции аэропорта "Магадан".
ФГУП Авиакомпания "Мавиал" в 2005 году, оставаясь основным межрегиональным авиаперевозчиком, в настоящее время испытывает сложности в финансово-хозяйственной деятельности. В авиакомпании разработана "Программа выхода из кризиса и восстановления платёжеспособности в 2006 - 2008 г.г.", которая поддерживается администрацией. В ней, в частности, для повышения комфорта пассажиров, увеличения коммерческой загрузки и экономии топлива предусматривается обновление парка воздушных судов за счёт приобретения по лизингу современных типов самолетов - Ту-204-300, Ту-214, Як-42Д, эффективное использование возвращенных из аренды воздушных судов типа ТУ -154М, сохранение и значительное расширение географии полетов в города Российской Федерации во время отпускной кампании, возобновление маршрутов в зарубежные страны (США и Китай). Пользуясь присутствием руководителей различного уровня, призываю поддержать нашу региональную компанию в это трудное время, помочь ей обрести прежнюю стабильность и надежность.
Еще одной составной частью реального сектора экономики является агропромышленный комплекс.
Как вы знаете, проводимая в области аграрная политика на протяжении последних лет была направлена на всестороннюю поддержку сельхозпроизводителей всех форм собственности. Наше сельское хозяйство представляет собой многоукладную хозяйственную отрасль, в которой работают коллективные хозяйства, малые подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства, частники.
Вопрос сохранения агропромышленного комплекса в области не стоит. Учитывая особое географическое положение, отдаленность территории, жители области могут получать свежие и качественные продукты питания только от местных производителей. Для того чтобы их продукция была доступной по цене, из областного бюджета и средств Особой экономической зоны в 2005 году было выделено 65,3 млн. рублей, что в 2 раза больше уровня прошлого года. К сожалению, результаты работы предприятий АПК в минувшем году не радуют. Произошел рост производства яйца, цельномолочной продукции и оленьего поголовья. По остальным видам производства сельхозпродукции наметилось падение.
Резкий рост тарифов на топливо и перевозки ударил по всей экономике АПК. По итогам года все сельскохозяйственные предприятия убыточны.
Поэтому положение сельхозтоваропроизводителей остается тяжелым. Ясно, что без государственной поддержки эта отрасль в нашей области не выживет.
В агропромышленном комплексе нам предстоит решать целый ряд серьезных задач. В том числе:
- начать практическую реализацию национального проекта "Развитие АПК";
- не допустить снижения производства животноводческой продукции и обеспечить производство картофеля в размере 14,3 тыс. тонн, овощей открытого грунта 3,4 тыс. тонн в год.
- на базе фермерского хозяйства "Агро" создать участок по семеноводству картофеля. Это позволит обеспечить хозяйства и население области семенным картофелем высших репродукций, внедрением в производство новых перспективных сортов.
Минувший год обострил также многие другие проблемы, требующие решения. Это и резкий рост цен на энергоносители, особенно на жидкое топливо, из-за чего предприятия несут большие издержки.
По-прежнему негативное влияние на ситуацию в алкогольной промышленности и в производстве пива оказывает поток ввозимой из-за пределов области продукции, зачастую не лучшего качества.
Существенной проблемой остается изношенность основных фондов, недостаточный технологический уровень многих предприятий, нехватка оборотных средств.
Безотлагательно надо решать проблему задолженности по заработной плате. Наибольшая задолженность по ее выплатам отмечается в ЖКХ и на транспорте. В минувшем году совместными усилиями ее удалось сократить на 35,6 процентов. Но долги остаются внушительными - 86 млн. рублей.
Крайне актуальна проблема низкого по северным меркам уровня зарплаты. В 2005 году средняя заработная плата составила 14518 рублей. В промышленности она достигает 17252 рублей.
Но есть примеры, когда на промышленных предприятиях, предприятиях торговли, в малом бизнесе, в АПК зарплата составляет от двух до пяти тысяч рублей. Не секрет, что зачастую она выплачивается посредством так называемых серых схем.
В ближайшее время именно труд станет самым дефицитным ресурсом, поэтому недопустимо его обесценивание. Это уже тормозит развитие реального сектора экономики.
Нам всем вместе необходимо предпринять реальные шаги, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
Социальные планы администрации области опираются, прежде всего, на продуктивную и прибыльную работу реального сектора экономики и сбалансированный бюджетный процесс.
Прошедший год для бюджета области был напряженным, но положительный результат достигнут. Поступления собственных доходов в консолидированный бюджет выросли на 12,9 % и составили 4 млрд. 632 млн. рублей.
Все дополнительные средства направлены на решение областных проблем в социальной сфере. Финансовая помощь муниципалитетам возросла на 30 % и составила 3 млрд. 604 млн. рублей. Это позволило сбалансировать местные бюджеты большинства муниципальных образований.
Свою положительную роль в итогах бюджетной политики сыграли мероприятия по расширению доходной базы, управлению государственным имуществом, совершенствованию практики конкурсных закупок продукции для государственных нужд.
Основой бюджетной политики на перспективу будет являться создание условий для устойчивого развития региона. Приоритетным её направлением остаётся наращивание доходной базы, причём не за счет усиления налогового бремени, а путём обеспечения устойчивого экономического роста.
Региональная составляющая налоговой системы, в основном, сформирована. Однако представляется целесообразным, провести ревизию действующего областного законодательства в этой сфере и, в случае наличия достаточных экономических обоснований, внести предложения, направленные на укрепление доходной части консолидированного бюджета Магаданской области.
Полагаю, что следует критически проанализировать итоги предоставления участникам ОЭЗ налоговых преференций, оценить экономические, финансовые, социальные аспекты этой формы поддержки хозяйствующих субъектов.
Очень важно скоординировать действия контролирующих и надзорных органов федерального, регионального и местного уровней, действующих на территории области, в целях повышения результативности их работы в части пополнения бюджетов, повышения налоговой дисциплины и налоговой культуры.
Долговая политика должна быть направлена на снижение имеющихся обязательств территории. Этого, в определённой мере, удалось добиться в 2005 году. Однако её результатом должно стать не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и повышение кредитного рейтинга территории.
В текущем году администрации области, главам муниципальных образований, представительным органам придется работать в условиях изменившейся системы межбюджетных отношений. Это безусловное требование и Бюджетного кодекса Российской Федерации, и 131 Федерального закона.
Суть изменений - четкое разграничение полномочий между уровнями власти. С 2006 года консолидированный бюджет включает в себя уже 36 бюджетов муниципальных образований, а с 1 января 2008 года таких бюджетов будет уже 53.
В бюджеты включены только те расходы, которые имеют под собой нормативную базу.
Областной бюджет на 2006 год принят на основе полного пакета нормативных и законодательных актов, учитывающих новые межбюджетные отношения. При этом мы, безусловно, понимаем насколько недостаточны доходные источники большинства муниципальных и областного бюджетов. Но эта проблема, решение которой в полной мере в ближайшее время маловероятно. Поэтому тем более в этих условиях, недопустимо неэффективное и несвоевременное использование существующих финансовых ресурсов.
Наша с вами общая задача - ужесточить контроль за целевым расходованием бюджетных средств. В свою очередь, администрация области совместно с депутатским корпусом Магаданской областной Думы, будет и в дальнейшем последовательно и твердо ставить перед центром вопрос об увеличении финансирования мероприятий по реализации проведения реформы местного самоуправления. Конечная цель такой работы - сформировать такую систему, при которой изменение финансового положения муниципалитета будет зависеть, в первую очередь, от результатов его работы.
Кроме того, в ряду первоочередных мероприятий в части реализации 131 Федерального закона на 2006-2007 годы будет разработка и издание модельных правовых актов и оказание правовой, организационно-методической помощи муниципальным образованиям по ряду наиболее сложных направлений, в частности:
- в работе по подготовке Уставов муниципальных образований;
- консультирование по финансово-кредитным, имущественным вопросам, систематизации муниципальных нормативных правовых актов и привидения их в соответствие с федеральным и областным законодательством;
- по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
- в организации системы обучения муниципальных кадров.
При проведении реформы важно избежать противопоставлений между субъектом федерации и органами местного самоуправления. Необходимо в рамках упомянутого Федерального закона нам всем учиться находить компромиссы и сообща решать поставленные законодательством и самой жизнью сложные задачи. Иного пути сегодня просто нет. Уверен, что планируемый в апреле т.г. съезд (совет муниципальных образований) придаст новый импульс в решении практических задач по проведению реформы местного самоуправления на территории области.
Нами серьезно просчитаны меры по реализации 122 федерального закона. Как известно, он коснулся свыше 20-и тысяч колымчан, 7,5 тысяч семей.
Главным итогом этой работы является то, что удалось во многом избежать социальной напряженности, не ухудшить положение людей.
Усилена социальная защита инвалидов, только за счет областного бюджета почти на 50 млн.рублей выросли расходы на реализацию федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с Законом области "О мерах социальной поддержки старожилов Магаданской области" дополнительную ежемесячную выплату получали свыше 6 тысяч граждан преклонного возраста. В текущем году затраты областного бюджета на реализацию этого закона возрастут с 22-х до 29-и млн. рублей. Ежегодно пожилые граждане за счет средств Особой экономической зоны обеспечиваются бесплатными путевками в санаторные и оздоровительные учреждения области, свыше 8,5 млн. рублей из средств Пенсионного фонда Российской Федерации и 3,0 млн. рублей из Особой экономической зоны были направлены на оплату проезда к месту отдыха и по социальным нуждам в центральные районы страны.
В полном объеме выплачиваются детские пособия. Их размер увеличен в этом году почти в 2 раза. Получателями являются более 8 тысяч несовершеннолетних детей. На дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей, а таких в области 450, направлено 7,5 млн. рублей. Осуществляются выплаты семьям оленеводов при рождении ребенка.
С 2006 года начались ежемесячные выплаты семьям студентов на детей. Увеличены размеры помощи малоимущим гражданам и семьям с детьми до 500 рублей в месяц, а также проиндексирована на 9,3 % ежемесячная денежная выплата ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, ветеранам и старожилам Магаданской области.
В целях поддержки пенсионеров, нетрудоспособных граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов области, разработан областной закон, предусматривающий оплату проезда и провоза багажа при выезде на постоянное место жительства в центральные районы страны. На эти цели в бюджете предусмотрено более 6 млн. рублей.
Ключевым вопросом социальной политики остается охрана здоровья каждого жителя области.
Значительно улучшилось финансирование и материально-техническое обеспечение отрасли, расходы из бюджетов всех уровней возросли на 70,8% и составили около 1,8 млрд. рублей. В 2006 году ассигнования на здравоохранение из областного бюджета увеличатся еще на 12,4%.
Для приобретения медицинского оборудования из федерального бюджета в минувшем году было привлечено 60,2 млн. рублей. Полностью обеспечены необходимым оборудованием ряд отделений областной и центральных районных больниц. Продолжается реконструкция санатория "Талая".
Все центральные районные больницы области, онкологический диспансер, детская городская больница оснащены аппаратами ультразвуковой диагностики, планово заменяется морально устаревшее рентгенодиагностическое оборудование.
В областной больнице проводятся высокотехнологичные эндоскопические операции. Организован центр телемедицины. Это позволит в режиме реального времени проводить сложнейшие операции с участием ведущих специалистов-медиков страны. В ближайшие два-три года с появлением устойчивой спутниковой связи к этой программе будут подключены центральные районные больницы.
Для закрепления и привлечения специалистов в здравоохранении приобретено 35 служебных квартир для врачей ЛПУ областного подчинения, в первую очередь для приглашенных. Направлено 12,0 млн. рублей на установление доплат и надбавок высококвалифицированным медицинским работникам. Это позволило увеличить обеспеченность региона врачебными кадрами до 46,2 на 10 тыс. населения в 2005 году Что выше общероссийского показателя (45,5 на 10 тыс.населения).
Средняя заработная плата работников учреждений здравоохранения области в 2005 году увеличилась на физическое лицо до 9241 рублей (рост составил 54,6 % в сравнении с 2003 годом). В 2006 году средняя заработная плата по отрасли возрастет ещё на 25% и составит 11551 рублей.
Улучшилось лекарственное обеспечение ЛПУ области, как по объемам финансирования, так и по качеству ассортимента лекарственных средств.
Большие надежды на динамичное развитие здравоохранения администрация области возлагает в связи с реализацией национального проекта "Здоровье". Особое внимание будет уделено укреплению материально-технической базы службы первичной медицинской помощи. Из федерального бюджета на оснащение современным диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений и санитарным автотранспортом служб скорой медицинской помощи в рамках национального проекта будет привлечено 48 млн. рублей.
180 специалистов участковой службы - врачи-терапевты и медицинские сестры получают ежемесячные доплаты. В результате наших обращений в адрес руководства страны удалось решить вопрос о выплате доплат с учетом северного коэффициента.
Со второго полугодия такие надбавки получат также средний персонал фельдшерско-акушерских пунктов, врачи и средний персонал скорой медицинской помощи. На эти цели из федерального бюджета планируется 9 млн.рублей. Еще около 14 млн. рублей ожидается получить в текущем году из фонда социального страхования по родовым сертификатам. От 40 до 60 процентов этих средств будет направлено на дополнительную оплату труда медперсонала. С начала года уже выдано 400 сертификатов.
Кроме того, в рамках реализации национального проекта "Здоровье" предстоит создать в области эффективную систему:
- раннего предупреждения и диагностики заболеваний, безусловного выполнения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Магаданской области;
- укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, оснастить их современным медицинским оборудованием, создать надлежащие условия по оказанию медицинской помощи больным. Только на текущий год утверждено из всех источников финансирования на реализацию мероприятий по разработке ПСД, строительство и ремонтные работы - 121 млн. рублей,
- развивать на территории области высокотехнологичные виды медицинской помощи. Это позволит внедрить современные медицинские технологии в реанимационную и хирургическую службу области, расширить телемедицинскую сеть области; создать центр по современному лечению аритмий сердца при Магаданской областной больнице, внедрить технологии эндопротезирования больных с заболеваниями суставов и расширить применение эндоскопической хирургии.
- наладить охрану здоровья женщин и детей, больных с социально значимыми заболеваниями, профилактику инфекционных заболеваний, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
- укрепить кадровый потенциал отрасли здравоохранения, наладить их целевую подготовку, внедрить контрактную форму оплаты труда, совершенствовать механизм установления доплат за счет средств бюджетов всех уровней, обеспечить медицинских работников жильём.

Сегодня в центре образовательной политики нашего региона, как и в целом всей страны, стоит задача обеспечения доступного качественного образования.
За последние годы нам удалось заметно улучшить финансирование образовательных учреждений. Расходы на образование из областного бюджета возросли почти в 3,5 раза (с 102,1 млн. рублей в 2004 году до 344,6 млн. в 2006 году).
Более 24 млн. рублей областного бюджета направляется на различные виды доплат работникам образования.
Приоритетным направлением в системе образования является выявление и поддержка талантливой молодежи. Ежегодно около 50 тыс. рублей выделяются на стипендии губернатора, более 330 тыс.рублей аспирантам ВУЗов, для доплаты молодым специалистам - более 170 тыс.рублей, до 1 млн. рублей на проезд в отпуск к месту проживания в области.
Сохранена система дошкольного образования. На 1000 мест в дошкольных учреждениях приходится 1002 ребенка. Обеспеченность детскими садами одна из самых высоких в стране.
Более активно стала укрепляться материально-техническая и учебная база образовательных учреждений области. При этом информатизация образования крайне актуальна. Нас радует, что сегодня каждая школа имеет свой компьютерный класс. Поставлено компьютерное оборудование для школьных библиотек, для подготовительного отделения центра подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера при Северном международном университете приобретен компьютерный класс на сумму 1856,7тыс. рублей. Одновременно идет замена устаревших компьютеров в школах области. Впереди - организация обучения учителей и школьников Интернет-технологиям.
Сдвинулась с мертвой точки не решаемая многие годы проблема обновления учебной базы школ. В 2005 году приобретено оборудование для школьных кабинетов.
Осуществляется поэтапная замена школьной мебели в соответствии с утвержденной программой. В 2004-2005 гг. для школ Тенькинского, Ягоднинского, Сусуманского и Хасынского районов приобретена мебель на сумму более 3 млн. рублей.
Постоянно находится под нашим пристальным вниманием, система государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 году общие расходы на содержание одного воспитанника, находящегося в государственном учреждении, увеличились на 100 тыс. рублей и составили 390 тыс.рублей, т.е. рост почти в 2 раза.
Передача в ведение субъекта учреждений начального профессионального образования ставит перед нами задачу определения потребности регионального рынка труда в рабочих квалифицированных кадрах.
В учреждениях начального профессионального образования внедрен ряд новых рабочих профессий для ремонтно-строительного, жилищно-коммунального, горнодобывающего комплексов. Ежегодно рабочую профессию в них получают около 3500 человек за счет бюджетов всех уровней, более половины из них обучаются за счет средств областного бюджета.
В 2005 году на 12% увеличилось количество договоров на подготовку рабочих кадров, в 1,4 раза выросло число предприятий, предоставляющих места производственной практики. В целом на 20% увеличилось число выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных по рабочим профессиям на предприятиях города и области.
Практически 70% выпускников высшей школы, получив профессии горно-геологического профиля, трудоустраиваются на горнодобывающих предприятиях области.
В областном бюджете на 2006 год определены финансовые средства на подготовку кадров дефицитных специальностей. Только по заключенным между муниципальными органами исполнительной власти и администрацией вуза договорам в нашем университете обучаются 117 человек, из них 86 человек по педагогическим специальностям.
Однако подготовка кадров в системе высшего, среднего и начального профессионального образования пока не сориентирована на региональный рынок труда. Здесь еще предстоит многое сделать.
В 2005 году в области началась работа по осуществлению национального проекта "Образование".
В рамках его реализации из федерального бюджета будут выделены: на поощрение учителей 1,1 млн.рублей, на поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы 3 млн.рублей, на оплату труда классных руководителей 18,9 млн.рублей.
Для поощрения лидеров в школьном образовании ежегодные премии по 100 тыс. рублей будут вручены в этом году 11 учителям. Пять грантов по 60 тыс.рублей получат лучшие молодые педагоги.
Кроме того, сохранится областная надбавка учителям 1-11 классов за классное руководство, которая введена нашим областным законодательством, будут предоставляться гранты талантливой молодежи, назначаться и выплачиваться стипендии губернатора молодым ученым.
В текущем году планируется завершение работы по подключению школ области к сети "Интернет", получение из федерального центра школьных автобусов. На эти цели выделено 2,3 млн.рублей.
Наша общая задача обеспечить более широкое общественное участие в управлении образованием в рамках реализации национального проекта "Образование".

Такая специфическая отрасль, как культура и искусство, к сожалению, не вошла в число национальных проектов, однако её развитию уделяется постоянное внимание.
Финансирование отрасли из областного бюджета в минувшем году возросло на 11,5 %.
Планомерно укреплялась материальная база учреждений культуры, привлечены средства федерального бюджета в объеме 19,0 млн. рублей.
Все областные учреждения и большинство муниципальных учреждений культуры имеют доступ к сети "Интернет", обеспечены программами "Консультант плюс" и "Гарант".
Восстановлена киносеть области в четырех районах. В феврале т.г. начат кинопоказ в п.Ола, до конца квартала он состоится - в с.Тахтоямск. В плане намечено открыть кинозалы в г.Сусумане и п.Клёпка.
О стабильности в работе учреждений культуры и искусства свидетельствует то, что ежегодно проводятся областные смотры, конкурсы, фестивали, выставки, праздники народов Севера.
За минувшее время восстановлена практика гастролей областных учреждений культуры и искусства по районам области.
Особое внимание уделяется возрождению и сохранению культурного наследия коренных народов Севера, организации и проведению традиционно сложившихся в области национальных праздников.
Развивается самодеятельное творчество жителей области. Стабильно действуют и подтверждают своё звание 44 народных коллектива.
Основными направлениями в сфере культуры в дальнейшем будут являться:
-сохранение культурного наследия и культурного потенциала, обеспечение преемственности развития культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, выявление и становление талантливой молодежи в области музыкального профессионального искусства.
На протяжении последних лет мы активно поддерживаем обозначенную Президентом России политику содействия массовой физической культуре и спорту.
За два последних года в 4 раза увеличилось финансирование спортивно-массовых мероприятий, спорта высших достижений.
Более разнообразными стали формы привлечения к занятиям спортом населения области.
Создаются условия по доступности занятиями физкультурой детей и взрослых с ограниченными возможностями.
В сравнении с прошлым годом в три раза возросло число участников спортивно-массовых мероприятий различных слоёв населения.
Наряду с подъёмом массовости физической культуры и спорта в области успешно идет подготовка спортсменов высокого класса. Обеспечено финансирование участия команды области в зональных, всероссийских и международных соревнованиях.
Продолжается работа по укреплению материальной базы учреждений спорта. Для массовых занятий спортом и спорта высших достижений приобретён спортинвентарь на сумму 15,0 млн. рублей. В 2006 году запланировано приобретение спортинвентаря на сумму 5,0 млн. рублей.
В г. Магадане планируется строительство хоккейного комплекса с искусственным льдом (2006-2007 годы). На строительство спортивного комплекса "Колымский" в г. Магадане из средств ОЭЗ в 2005 году выделено и освоено 40,0 млн. рублей. В настоящее время решается вопрос с федеральным центром о строительстве еще двух физкультурно-оздоровительных комплексов, искусственного футбольного поля.
Не остался невостребованным богатый научный потенциал области. Ученые СВКНИИ РАН РФ, ООО "СВ Экология", Северного международного университета работали над очень важными для области проектами, закладывающими основы будущего развития Колымы: это научное обоснование разработки перспективных месторождений нефти, газа и бурых углей, а также решение насущных социально-экономических проблем в области трудозанятости коренных малочисленных народов Севера, развития ипотечного кредитования, миграционной политики, инноваций и многого другого. Это направление нашей деятельности будет развиваться.

В области проводится политика сохранения и развития информационного поля территории.
Реализация ежегодной целевой программы "Информационное обеспечение социально-экономического и общественно-политического развития Магаданской области" позволила осуществить проект создания и развития областного канала "ТВ-Колыма-Плюс", областного литературно - художественного, общественно - политического журнала территории альманаха "Колымские просторы", организовать издание молодежных изданий "Молодая Колыма" и "Светотени", поддерживать государственную региональную телевизионную компанию "Магадан".
В поле зрения администрации деятельность муниципальных средств массовой информации. В 2006 году планируется продолжить финансирование из средств Особой экономической зоны.
Важнейшее место среди направлений деятельности органов власти территории по-прежнему отводится решению проблем молодежи, особенно их занятости, трудоустройства и досуга.
Мероприятия в сфере занятости молодежи, нацелены, прежде всего, на развитие инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-методическую поддержку молодежных структур, а также укрепление творческих стремлений части молодежи к предпринимательской деятельности.
За последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений высшего и профессионального образования. Управлением по делам молодежи заключено Соглашение с Северным международным университетом в г. Магадане о сотрудничестве в целях содействия трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников высших профессиональных учебных заведений, в рамках которого проводятся семинары и тренинги по содействию занятости и трудоустройству молодежи. Ежегодно выпускаются справочники "Лучшие выпускники учебных заведений Магаданской области", распространяемые в учебных заведениях, библиотеках, общественных организациях города и области. Они также предоставляются руководителям учреждений, организаций и предприятий различных форм собственности с пожеланиями использования данного издания для формирования кадрового потенциала организации. Проводятся экскурсии старшеклассников на предприятия г. Магадан и области, семинары, инструктивные лагеря, ярмарки профессий и вакансий для молодежи, иные областные мероприятия в сфере трудоустройства и занятости молодежи.
В последнее время можно отметить рост интереса молодежи к культурно-досуговой жизни области. Молодежь принимает участие в различных программах, мероприятиях, акциях. конкурсах, соревнованиях и т.д.
Фестиваль "Российская студенческая весна" - яркий тому пример. Ежегодно в нем принимает участие до 300 молодых представителей различных учебных заведений, творческих коллективов и объединений. Победители достойно представляют область на Всероссийском фестивале.
Молодежь имеет возможность реализовать свой потенциал, участвуя в акции "Мы - граждане России!", областном сборе представителей детских общественных организаций и объединений области "Я - лидер", "Школа актива", посвящении в студенты, традиционном студенческом празднике "Татьянин День". Молодые семьи проявляют свой потенциал в Клубах молодых семей, на соревнованиях "Папа, мама, я - спортивная семья"и т.д.
Накоплен некоторый положительный опыт взаимодействия между органами власти и общественными объединениями территории, с ними ведется последовательный, конструктивный диалог, который строится на доверии и взаимопонимании.
В настоящее время в области зарегистрировано 461 - общественное объединение, в их структуре функционирует 18 региональных отделений российских партий.
В период проведения массовых избирательных компаний большинство из них активно участвует в общественно-политической жизни территории.
Отсутствие при этом фактов антиконституционной и противоправной деятельности, проявлений политического экстремизма с их стороны, свидетельствует о существующем конструктивном сотрудничестве с органами власти.
В целях улучшения взаимодействия с общественными организациями при губернаторе области работают координационные общественные советы и комиссии.
С их участием проводились экспертизы важных законодательных актов, готовились целевые программы, проекты с учетом многонационального состава населения и различного вероисповедания.
За истекший период успешно зарекомендовала себя грантовая поддержка деятельности отдельных общественных объединений, которые выиграли конкурс на лучшую социально-полезную программу.
В 2005 году такие гранты на сумму 680,6 тыс. руб. получали 19 организаций, в 2 раза больше чем в 2004 году.
Финансовая поддержка позволила активизировать участие организаций в общественно - политической жизни территории, ее социально - экономическом развитии, создать условия для комплексного решения вопросов социальной адаптации наиболее уязвимых групп населения, достичь определенных позитивных результатов деятельности творческих союзов, журналистов, повысить их роль и значимость в духовно - нравственном обновлении общества.
С помощью выделенных средств были открыты для граждан общественные приемные по различным правовым вопросам, проведена большая разъяснительная работа по реализации ФЗ No 122, 131.
Общественная организация инвалидов "Стремление" открыла компьютерный класс для инвалидов. Общественная организация писателей области провела семинар-совещание начинающих литераторов "Колыма-XXI век", организовала "Дни северной литературы" в Хасынском районе
Общественная организация "Колыма-Славутич" реализовала грант губернатора, начав работу по созданию музея украинской культуры в школе No 2. Создан этнографический музей родного языка коренных народов Севера в с. Гадля Ольского района. По инициативе прибалтийского землячества "Колыма-Балтия" организовано участие колымчан в благоустройстве и озеленении родного города. Состоялись другие значимые мероприятия в жизни этнических общностей и групп. Областные творческие союзы смогли продолжить практику участия в престижных салонах, международных выставках и достойно представлять в течение 3-х лет труд магаданских художников, мастеров косторезного искусства в центре страны, куда также при финансовой поддержке выезжали обмениваться опытом, повышать свои профессиональные знания магаданские журналисты.
В 2005 году 16 представителей общественных организаций Магаданской области приняли участие в региональной конференции в г Хабаровске по выдвижению кандидатур в состав Общественной палаты РФ.
Председатель Магаданской областной организации Союза художников России Кузьминых Константин Борисович вошел в состав Общественной палаты Российской Федерации.
Системной становится работа с общественными организациями в части развития и сохранения культуры, традиций представителей разных национальностей, проживающих на территории области. При поддержке администрации области прошли дни украинской, немецкой, латышской культуры, фестиваль "Территория дружбы".
Плодотворное сотрудничество осуществляется с областной ассоциацией коренных малочисленных народов Севера.
Результатом совместной работы являются целевые Программы, направленные на решение вопросов развития сел Ямск Ольского района, а также трудовой занятости коренного населения.
Администрация области конструктивно взаимодействует по данным вопросам с федеральным центром. В рамках выполнения федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2010 года" общий объем финансирования с учетом областного софинансирования составил в прошлом году более 32 миллионов рублей.
Органы власти активно поддерживают хозяйственную деятельность коренного населения. В прошлом году в регионе работало 25 хозяйствующих субъектов аборигенов и 26 родовых общин, обеспечивающих рабочими местами около 500 человек.
Одиннадцать хозяйствующих субъектов аборигенов и родовых общин получили для промышленного лова квоту в объеме 653 тонны лососевых видов рыбы. Для личных нужд аборигенам был разрешен вылов 883 тонн. Практически все они были освоены.
Для решения вопроса занятости коренного населения ежегодно осуществляется финансовая поддержка традиционной отрасли - оленеводства.
Оказывается определенное содействие формированию национальных кадров. За два последних года в Северный Международный университет поступило 66 представителей коренных народов Севера. В Институт технологий традиционных промыслов малочисленных народов России (г.Санкт-Петербург) принято 2 представителя КМНС.
Результат тесного взаимодействия администрации области с общественными формированиями региона показывает необходимость продолжения поддержки актуальных гражданских инициатив и в дальнейшем.
В последние годы наметились некоторые положительные тенденции в развитии социального партнерства.
Создано объединение работодателей, образована трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, заключено и действует трехстороннее соглашение между работодателями, профсоюзами и администрацией области. Несколько увеличилось количество заключенных отраслевых соглашений и коллективных договоров. Однако, если рассматривать эту проблему с точки зрения охвата такими договорами, то картина выглядит неутешительно. Ими охвачены лишь в 2,5 - 3,0 % организаций, только 20 % от общего числа занятых в отраслях экономики. На предприятиях с частной формой собственности всего 8 коллективных договоров с охватом 300 человек. Основная причина здесь одна - нежелание руководителей это делать. Однако не надо забывать руководителям всех рангов, что система социального партнерства в сфере труда в ходе своего развития превращается в действенный механизм регулирования трудовых и иных, связанных с ними отношений, обеспечивающих оптимальное согласование интересов работников, работодателей и государства.
Пользуясь случаем, ещё раз обращаю на это внимание всех работодателей.
Настоятельно требуют постоянного внимания вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. И такая работа на территории проводится. Указанная тема была предметом обсуждения на Совете территории, заседании администрации области, в областной Думе, коллегиях различных силовых ведомств. Есть ощутимые результаты этой работы. Положительным является то, что удается сохранить контроль за криминогенной ситуацией на территории. В области не допущено преступлений террористической и экстремистской направленности. Удалось значительно улучшить работу органов внутренних дел по раскрытию совершенных преступлений, есть позитивные результаты и по ряду других направлений.
На протяжении последних лет силовыми структурами в области успешно используются нестандартные, нетрадиционные формы работы с населением, это, прежде всего "телефонные линии доверия", открытые встречи руководства УВД области с жителями Магаданской области в г. Магадане и районных центрах области, это возрождение давно забытых, но хорошо зарекомендовавших форм работы с населением, как добровольные народные дружины.
В трех районах области народные дружины общей численностью около 80 человек уже приступили к повседневной совместной работе с милицией.
На территории области приняты и действуют областные Законы "Об административных правонарушениях в Магаданской области" и "Об административных комиссиях".
Кроме того, с целью улучшения указанной работы, существенного укрепления материально-технической базы органов внутренних дел приняты и действуют комплексные областные целевые программы:
- "О комплексных мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области на 2004 - 2006 годы".
- "Профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Магаданской области на 2005-2006 годы".
В настоящее время подготовлена и принята новая программа по усилению борьбы с преступностью на территории Магаданской области на 2006-2008 годы. В ней за счет средств внебюджетного фонда особой экономической зоны предусмотрены мероприятия по улучшению технической оснащенности органов внутренних дел области, включая и службу участковых уполномоченных милиции, а также приобретение и установку специального оборудования в общественных местах.
Вместе с тем, криминогенная обстановка по ряду направлений продолжает оставаться довольно сложной. Увеличивается и общий массив зарегистрированных преступлений. Так, по итогам минувшего года он вырос на 14,9 процентов и составил в абсолютных цифрах 4659 преступлений. Наблюдается значительный рост преступных посягательств на улицах и в общественных местах.
Это настоятельно требует от всех уровней власти принятия дополнительных мер, направленных на улучшение организации работы в борьбе с преступностью, в т.ч. таких, например, как создание в области многоуровневых комплексных целевых программ по профилактике правонарушений. Это позволит качественно улучшить координацию работы правоохранительных органов с органами государственной власти, муниципальными образованиями, с общественностью, трудовыми коллективами, в борьбе с такими негативными проявлениями как наркомания, алкоголизм, бродяжничество, незаконная миграция и одновременно будет оказывать позитивное влияние на адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы.


Уважаемые друзья!
В завершение хочу отметить, что проводимая в настоящее время реформа органов управления и работа по реализации национальных проектов - для большинства из нас совершенно новое дело, требующее сил, усердия и, конечно же, знаний. Это очень сложные и ответственные задачи. Надеюсь, что мы с вами с ними справимся.
Я искренне благодарю всех вас, всех колымчан за существенный вклад в развитие Магаданской области.
Мы с вами немало сделали, но еще больше предстоит нам сделать.
Позвольте пожелать вам больших успехов в работе.


Дата публикации: 02.03.2006

www.magadan.ru/news/gubernator.php?subaction=showfull&id=1141253705

Док. 315656
Перв. публик.: 02.03.06
Последн. ред.: 05.06.07
Число обращений: 542

  • Дудов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``