В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рейман: Связь между прошлым и будущим Назад
Леонид Рейман: Связь между прошлым и будущим

В XXI веке Россия обязательно будет страной самых современных средств телекоммуникаций - в этом уверен недавно назначенный председателем Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям Леонид РЕЙМАН. Наш корреспондент встретился с ним и попросил поделиться своим видением проблем и перспектив развития отрасли.

- Леонид Дододжонович, когда пытаешься охватить взглядом круг проблем, курируемых Госкомитетом по телекоммуникациям (Гостелекомом), невольно напрашивается мысль о слишком больших контрастах в отрасли. С одной стороны, вы регулируете отношения в таких суперсовременных сферах, как Интернет или мобильная связь. А с другой стороны, вам приходится иметь дело с традиционной - проводной - телефонной сетью, находящейся во многих регионах страны в плачевном состоянии. Как, по вашему мнению, будут развиваться эти столь различные секторы телекоммуникаций, какую позицию здесь займет Гостелеком?
- Да, телекоммуникационная сфера очень обширна и разнообразна - не только в нашей стране, но и во всем мире. Наряду с традиционными системами связи с поразительной быстротой появляются и завоевывают свое место в отрасли и принципиально новые, суперсовременные телекоммуникационные системы. У людей постепенно меняется и само представление о коммуникациях. Сейчас в это понятие входит не только передача голосовых сообщений, что обеспечивалось ранее только телефонной связью, но и цифровых данных, в том числе и через Интернет, телевизионных программ, мультимедийной информации.
Сейчас уже с уверенностью можно говорить, что через какое-то время человечество вступит в такой этап своего развития, когда различий между видами коммуникаций не будет. Начнется этап создания универсальных коммуникаторов, взаимопроникновения и в итоге слияния радио, телевидения, телефона, различных систем передачи данных. Все это сделает жизнь людей более комфортной и принципиально изменит весь образ жизни и условия труда.
Конечно, нельзя допустить, чтобы наша страна отставала от этого процесса. Нам необходимо четко понимать, каким образом в стране должны развиваться традиционные системы связи и как именно лучше всего внедрять новые разработки. Все эти процессы необходимо координировать - это, кстати, одна из функций Гостелекома.
- Так что конкретно нужно сделать нашей стране для того, чтобы не отстать?
- В принципе то же, что делается и в других странах, - вкладывать деньги в отрасль. Причем хочу подчеркнуть, что речь идет не о бюджетных деньгах, а о привлечении частных, в том числе иностранных инвестиций.
С моей точки зрения, важно заниматься как модернизацией того, что у нас уже есть и от чего едва ли мы сможем отказаться в ближайшем будущем - например, городских телефонных сетей, так и создавать условия для масштабных инвестиций для внедрения новых технологий и систем связи.
;- А можно ли как-то оценить необходимые нам объемы инвестиций в телекоммуникационную сферу?
- Да, такие подсчеты велись многими специалистами. По некоторым оценкам, необходимый объем инвестиций превосходит 80 млрд. долларов. На мой взгляд, эта сумма завышена, однако, даже по самым скромным подсчетам, которым можно верить, необходимо проинвестировать в российские телекоммуникации не менее 20 млрд. долларов за ближайшие 10 лет.
- Немалые деньги. Но стоит ли, на ваш взгляд, овчинка выделки? Не проще ли пустить эти деньги, коль скоро они придут в страну, например, в находящуюся в тяжелейшем состоянии промышленность?
- Да в том-то и дело, что все наши расчеты и мировой опыт развития телекоммуникаций однозначно показывают: без развития современных систем связи, без поддержания в нормальном состоянии тех сетей, которые мы имеем, никакое промышленное развитие невозможно. Как невозможно оно, скажем, без дорог или электричества. В мировой практике нет примеров, чтобы возрастал ВВП, а качество связи оставалось на прежнем уровне. Это абсолютно взаимосвязанные вещи. Более того, не будем забывать, что каждый рубль, вложенный в телекоммуникации, непременно обернется отдачей в несколько рублей, причем отдачей не такой уж отдаленной. Когда говорят, что телекоммуникации - своего рода локомотив экономики, никакого преувеличения в этом нет.
Я помню очень показательный случай в Петербурге. Это было несколько лет тому назад, когда в городе начиналось производство прохладительных напитков одной известной во всем мире фирмы. Строительство производственных объектов - а в них планировалось вложить несколько десятков миллионов долларов - началось с вагончика в чистом поле, к которому был протянут кабель волоконно-оптической связи. Так что нет связи - нет бизнеса, нет развития производства и промышленности в целом.
- Итак, ясно, что связь может стать одной из основных отраслей, опираясь на которую наша страна наконец выйдет из тупика. Как ясно и то, что без создания соответствующих условий на рынке такие деньги в телекоммуникационную сферу, тем более от иностранных инвесторов, не придут. Что нужно сделать, чтобы инвесторы поверили нам?
- Не так много, как это может показаться на первый взгляд. Самое главное, необходимо создать единые правила игры, которые бы не изменялись на протяжении достаточного для реализации того или иного проекта периода времени. Этого пока нет, что провоцирует конфликты на рынке. Кроме того, эти правила должны стимулировать инвестиции. У нас, например, сейчас ситуация такова, что лицензия на строительство волоконно-оптической линии выдается сроком на 5 лет, а срок ее окупаемости - не менее 7 лет. При таких условиях ни один банк не выдаст кредитов. Таких примеров, к сожалению, множество.
- То, что государство должно регулировать правила подобной игры, очевидно. В противном случае будут происходить конфликты, как пример можно привести противостояние в секторе сотовой мобильной связи. Некая группа компаний даже написала в адрес вашего Госкомитета открытое письмо, где утверждает, что очередная лицензия одному из крупнейших участников рынка - их общему конкуренту - была недавно выдана с явными нарушениями процедуры.
- Это именно то, о чем я только что говорил - необходимо упорядочивать правила игры. Лицензирование является одним из инструментов, позволяющих сделать это. А такое письмо в комитет в самом деле поступило. Речь в нем идет о дополнениях к лицензиям компании "Вымпелком" по трем регионам страны на предоставление ею услуг сотовой связи GSM в диапазоне 1800. Письмо подписано представителями компаний, которые тоже претендовали на получение таких дополнений.
Госкомитетом проводится по письму всесторонняя проверка. Ее результаты будут обнародованы. И если мы найдем какие-либо нарушения, приведшие к ущемлению честной конкуренции, Госкомитет откорректирует предыдущие решения (принятые, к слову, еще до моего назначения председателем Гостелекома) так, чтобы справедливость была восстановлена, вплоть до приостановки действия выданных дополнений к лицензии, о которой идет речь.
- И все же мобильная и пейджинговая связь сейчас находятся в авангарде развития телекоммуникаций в России. И именно они, по всей видимости, станут одним из важных секторов приложения тех самых необходимых нам инвестиций. В какой мере Госкомитет может влиять на их развитие?
- Мобильная связь, несмотря на кризис 1998 года, продолжает бурно развиваться. По прогнозам, число пользователей мобильной телефонии к концу года превысит 1 миллион. Координирующая роль государства, о которой уже было сказано выше, здесь весьма велика. Так, лицензирование деятельности компаний помогло обеспечить честную конкуренцию, каждой из них дано право работать в строго определенном радиочастотном диапазоне, не мешая конкуренту.
Были случаи, когда некоторые участники рынка специально создавали помехи на линиях своих конкурентов. Но для пресечения подобных действий существует Госсвязьнадзор, который призван контролировать исполнение лицензий и соответствие их условиям в деятельности компаний.
То, что зарубежные инвестиции в телекоммуникационную сферу России, в частности в мобильную связь, нарастают, это благо. Особенно, если учесть, что после августовского кризиса немногие отрасли нашей экономики могут похвастаться обильными инвестиционными реками из-за рубежа. Тем не менее этот процесс надо тщательно регулировать, последовательно отстаивая права национальных производителей и операторов связи. Этим занимался и будет заниматься Госкомитет.
- Можно ли говорить о том, что определенные средства для развития телекоммуникаций появятся и благодаря введению так называемой повременной платы за телефон? Эта инициатива в свое время вызвала много вопросов. Не могли бы вы вкратце пояснить, в чем ее суть и есть ли реальная необходимость ее введения?
- Мера эта, с одной стороны, вынужденная и в то же время самая справедливая. Посудите сами: почему те, кто использует домашний телефон в коммерческих целях - диспетчеры-надомники, торговые агенты по недвижимости, рекламе и продаже товаров, платят за телефон столько же, сколько должны платить, например, пенсионеры? Если плата за телефон одна и та же и при этом кто-то говорит 30 минут в месяц, а кто-то - в сотни раз больше, значит, телефоны последних фактически оплачиваются теми же пенсионерами. Это следствие уравниловки! Введение повременного тарифа за пользование телефонами позволит дифференцировать оплату.
- Но как раз этого дифференцирования и опасаются наши граждане...
- На самом деле для опасений нет оснований. Опыт нескольких регионов страны, где уже введена повременная оплата, показывает, что малообеспеченным слоям населения не приходится платить за телефон больше обычного. Больше платят те, кто едва ли не круглосуточно сидит на телефоне, обзванивая своих клиентов или принимая от них звонки.
Важна не сама форма повременной оплаты, а стоимость минуты телефонного разговора. Тариф будет рассчитываться так, чтобы среднестатистический гражданин платил бы по новой системе столько же, сколько и сейчас.
- Таким образом, введение новой системы платы за телефон среди прочих мероприятий позволит связистам получить средства на развитие своей отрасли. Когда же нам следует ожидать введения телефонной "повременки"?
- Это вопрос не ко мне, его решают местные власти. Московская мэрия, скажем, приняла решение о введении повременной оплаты пока только для коммерческих структур. Когда придет черед государственных организаций и населения - это зависит, повторюсь, не от Госкомитета по телекоммуникациям.
- Сейчас много вопросов возникает у пользователей сети Интернет, которые занимают телефонные линии едва ли не круглые сутки. Как быть с ними?
- Здесь необходимо понимать: проблема не в том, как платить за доступ в Интернет, а в способах подключения к нему. Я поясню. Подключение к Интернету происходит в основном через обычные телефонные сети. При этом страдают и телефонные сети, и пользователи Интернета, и абоненты телефонных сетей. Сети зачастую не выдерживают такого взаимопроникновения. Однажды в Нью-Йорке Интернет перегрузил всю телефонную сеть, и она полностью прекратила работу - никто не мог никуда позвонить.
Полагаю, что доступ в Интернет следует производить через отдельные транзитные сети. Это другая услуга, и тарифы за нее должны быть другими, менее высокими. Кстати, подобный перевод предусмотрен в рамках одной из генеральных схем, разработанных в рамках нашего Госкомитета.
- Будем надеяться, что всем планам, о которых вы рассказали, суждено сбыться. Успехов вам на новом посту.
- Спасибо.

Беседу вел
Александр ДЫМКОВЕЦ.

http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0918/333.htm


Док. 318479
Перв. публик.: 18.09.99
Последн. ред.: 10.06.07
Число обращений: 519

  • Рейман Леонид Дододжонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``