В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Медведев. От национальных проектов - к макроэкономике? Назад
Дмитрий Медведев. От национальных проектов - к макроэкономике?
Выступая на пленарном заседании "Конкурентоспособная Евразия - пространство доверия" Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев говорил не только о ПНП. Хотя был разговор и о них.
..."Сегодня мы проводим модернизацию нашего национального образования, хотим создать новую, открытую систему образования, которая впитает в себя все те достижения, которые были у классической, в том числе советской, системы образования и обогатить ее мировой системой образования...Россия хочет добиться международной прозрачности и сопоставимости своего образования".
...Чтобы сохраняться в тех пространствах, которые нам исторически даны, существует потребность создания крупных центров...У агломераций должна быть особая социальная, образовательная и культурная роль.
....Главное - выполнить поставленную Президентом РФ задачу и ежегодно строить жилье из расчета один квадратный метр на каждого россиянина. Это позволит сделать жилье действительно доступным и комфортным".
Уже вполне узнаваемые, сформировавшиеся концептуальные посылки, за которыми много работы, много проблем, но процесс, что называется, "пошел".
Но были и новые сентенции.
Дмитрий Медведев заявил, что видит задачу кабинета министров в том, чтобы в полной мере использовать накопленный за последние годы экономический потенциал для продвижения реформ.
"...У России хорошие экономические перспективы...У российской экономики очень хорошие темпы роста".
Д.Медведев присоединился к мнению С.Иванова, что по размерам ВВП к 2020 г. страна может войти в пятерку крупнейших экономик мира. А ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составит около $30 тыс. в ценах 2005 года.
Рост за 15 лет - пятикратный. Да, это серъезное заявление.
Иванов заявил об этом, также выступая на Петербургском международном экономическом форуме. "Россия займет лидирующие позиции на рынках высокотехнологичной продукции как минимум по 4-6 позициям, здесь ее доля составит в пределах 10%".
...Прежде всего это касается ядерной энергетики (атомные реакторы и технологии), авиастроения (гражданского и военного), судостроения (ледоколы, научные суда, газовозы, суда для освоения шельфа и класса "река-море"). Это также производство ракетоносителей и космических аппаратов, программное обеспечение и нанотехнологии. (Отставники и преемники. Екатерина Шохина "Эксперт Online"/9 июня 2007).
С.Иванов, в свою очередь, коснулся проблематики Д.Медведева - растут диспропорции в доходах населения, жилищная проблема и неразвитость инфраструктуры не позволяют подавляющему числу российских граждан двигаться за образованием и работой из региона в регион.
Любопытно, что оппонировал С.Иванову и Д.Медведеву А.Кудрин. По его словам, только к 2060 г. Россия станет шестой экономикой мира и обгонит Германию и Францию по объему ВВП. И еще А.Кудрин полагает, что поддержка государством отраслей не связана с их успехом. В США господдержка меньше, чем в России, а развитие гораздо лучше. Надо отпустить экономику в свободное плавание.
Это уже прямой вызов отождествляемой с С.Ивановым линии на огосударствление ряда важнейших отраслей экономики.
Правда, С.Иванов пояснил, что часть акций формируемых государственных холдингов со временем поступит в свободное обращение, и они станут привлекательными для инвестиций, в том числе стратегических. Зачем тогда "городить огород"?
Что касается действительной поддержки государства, то она весьма своеобразна.
В рамках этого же Международного экономического форума вице-президент корпорации Boeing Скот Карсон и гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов подписали соглашение о приобретении Аэрофлотом 22 самолетов Boeing 787 Dreamliner на общую сумму почти в $3 млрд.
Это крупнейшая сделка по импорту иностранных воздушных судов за всю историю гражданской авиации России. (Алексей Хазбиев. Boeing восстановил трансатлантическое партнерство /"Эксперт Online". 9 июня 2007).
Вот вам и поддержка отечественного авиапроизводителя!
Аэрофлот начал выбирать поставщика дальнемагистральных самолетов летом 2005 года, объявив соответствующий тендер. Предпочтительным было предложение Airbus нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета A-350.
Airbus намеревался наряду с продажей реализовать масштабную программу производственной кооперации на условиях разделения рисков. В соответствии с этой программой доля России в проектировании и производстве лайнеров A-350 была определена на уровне не менее 5%. Российские специалисты должны были участвовать не только в производстве отдельных комплектующих, но и в их разработке, а также в послепродажном обслуживании самолетов. А после того как проект A-350 окупится, участвующие в нем компании - получать прибыль в соответствии со своими взносами.
В апреле 2007 г., после того как правительства Франции и Германии отказались допустить Россию к управлению EADS (владеет Airbus), в которой нашей стране принадлежит более 5% акций, российские власти вновь начали переговоры с Boeing. В обмен на получение контракта Россия потребовала от Boeing ряд уступок, касающихся участия американцев в проекте создания регионального самолета Sukhoi SuperJet-100.
Объем заказа был увеличен вдвое и разделен поровну между Airbus и Boeing. Соглашение о приобретение лайнеров "Аэрофлот" подписал в марте 2007 г. с европейцами.
Словом, гражданское авиастроение не скоро еще восстановится в России. Если вообще восстановится при подобном подходе.
Кстати, в конце мая 2007 г. Boeing подписал контракт с авиакомпанией "Сибирь" на поставку 15 лайнеров Boeing 787 и опцион еще на десять таких машин на общую сумму $2,4 млрд.
Теперь по поводу судостроения. В конце марта 2007 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), в которую войдут государственные активы в области судостроения и судоремонта. Приоритетным направлением деятельности ОСК станет производство новой техники с ликвидацией перекоса в сторону военной продукции. (Виктор Цукер. Корабелам протрубили сбор / Эксперт Северо-Запад, No13 (315), 2 апреля 2007 г.)
Согласно указу, ОСК будет зарегистрирована до конца июля 2007 года в Санкт-Петербурге, при этом 100% акций корпорации остается в федеральной собственности. Внутри ОСК создаются три дочерних компании по территориальному принципу: Западный центр судостроения (Петербург), Северный центр судостроения и судоремонта (Северодвинск), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (Владивосток).
Все верфи и судоремонтные заводы, существующие в форме ФГУП, будут акционированы, а затем их акции внесут в уставный капитал центров. Госпакеты акций в частных компаниях поступят в распоряжение соответствующих территориальных центров.
Стоимость Стратегии развития судостроительной промышленности до 2015 г. превышает 171 млрд рублей.
Специалисты недумевают, почему в ОСК собрали все профильные госпредприятия, как успешные, так и бесперспективные. Совместная работа таких разных по эффективности предприятий ни к чему хорошему не приведет.
Основная идея - переложить ответственность за ликвидацию нерентабельных производств на плечи руководства ОСК. Неужели это нельзя было сделать по-другому?
Руководители успешных заводов, научившиеся зарабатывать самостоятельно и выстроившие эффективные схемы кооперации со смежниками, не стремились к объединению. Так, генеральный директор ФГУП "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров говорил о том, что самое приемлемое решение для его предприятия - чтобы оно оставалось самостоятельным и работало по собственной программе. Он соглашался лишь на расширение практики кооперирования.
Так или иначе, дело сделано. Предполагается, что новая продукция будет разрабатываться в Петербурге (здесь расположены все основные конструкторские бюро), а затем ее головные образцы построят на предприятиях Северной столицы или Северодвинска. Возможность тиражировать новую продукцию получат все подходящие для этого верфи, купив пакет конструкторско-технологической документации.
Руководству ОСК придется отработать схему взаимодействия с частными предприятиями, скорее всего в форме частно-государственного партнерства.
Проблема усугубляется тем, что рынок массовой гражданской продукции находится под контролем компаний Республики Корея, Японии, КНР. Наш судпром не только неконкурентоспособен на мировом рынке, он теряет даже внутренний рынок. В ближайшие два года по заказам российских судоходных компаний за рубежом будет построено около 50 судов на сумму более $1 млрд, тогда как в РФ - не более 30.
Предполагается, что удасться закрепиться на некоторых узкоспециализированных нишах мирового рынка. В гражданском флоте это в первую очередь атомные ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, арктические танкеры и газовозы, нефте- и газодобывающие платформы.
Что касается ВМФ, то здесь наилучшие перспективы у НАПЛ и некоторых видов надводных кораблей - фрегатов и корветов.
Эти рынки весьма и весьма невелики. И расти им особенно не с чего.
Словом, усиление присутствия государства в судостроительной отрасли не сулит ничего хорошего, если иметь в виду нынешний кризис российского судостроения из-за резкого ослабления его конкурентоспособности.
Западноевропейский опыт показывает, что спасение судостроительной отрасли, оказавшейся в тяжелом положении, ее адаптация к реалиям мирового рынка требуют активного, долгосрочного и добросовестного сотрудничества между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом наиболее быстрых результатов достигают страны, где государство как собственник сокращало свое присутствие в отрасли.
Своей главной задачей правительства этих стран видели создание благоприятных условий хозяйствования, которые позволяли бы бизнесу с наименьшим ущербом проводить реорганизацию, реструктуризацию и модернизацию производства, а также содействовать цивилизованной консолидации в отрасли. Другая важная миссия государства в рамках европейского ГЧП - поддержка национальных товаропроизводителей (от негласной выдачи прямых субсидий на реорганизацию и модернизацию до вполне законного обеспечения производителей госзаказами, в том числе крупными и регулярными военными контрактами). (Не изобретать дредноут. Редакционная статья./ Эксперт Северо-Запад, No13 (315), 2 апреля 2007 г.).
27 апреля 2007 г. президент Владимир Путин подписал указ о создании компании "Атомэнергопром". Новый госхолдинг объединит гражданские предприятия отрасли, работающие по всей цепочке производственного цикла - от добычи и обогащения урана до машиностроения, строительства АЭС и производства электроэнергии в России и за рубежом. (Ирина Малкова, Ольга Петрова, Иван Малиновский Путин запустил цепную реакцию /Ведомости, 28.04.2007 г.)
В уставный капитал будут внесены госпакеты акций около 30 компаний, крупнейшие из которых - экспортер ядерных материалов "Техснабэкспорт", производитель ядерного топлива ТВЭЛ и "Атомэнергомаш", консолидирующий наиболее значимые активы атомного машиностроения. Окончательно уставный капитал новой компании будет сформирован к январю 2008 г. после акционирования 55 ФГУПов, находящихся под управлением Росатома. Их акциями будет оплачена вторая эмиссия "Атомэнергопрома".
Стоимость активов "Атомэнергопрома" оценивается в $40-50 млрд с перспективой роста стоимости компании до $100 млрд через два года.
"Атомэнергопром" станет конкурентом действующих альянсов на мировом рынке.
Крупнейшим игроком на нем пока остается Toshiba (капитализация - $24,3 млрд). Еврокомиссия одобрила поглощение Toshiba англо-американских компаний Westinghouse и BNFL USA (входят в британскую государственную компанию British Nuclear Fuels)
Toshiba является международным поставщиком энергетического оборудования, в том числе для АЭС. При этом значительная доля атомного оборудования компании предназначена для кипящих ядерных реакторов, расположенных преимущественно в Азии, тогда как Westinghouse в основном специализируется на водяных реакторах.
Westinghouse строила большинство АЭС в США. Выручка компании в 2005 году составила $1,78 млрд при прибыли в $153 млн.
Westinghouse конкурирует с российскими компаниями в сфере поставок ядерного топлива и на рынке строительства АЭС. В частности, компания, также как и российское ЗАО "Атомстройэкспорт", претендует на подряды по строительству АЭС в Китае. Кроме того, Westinghouse в течение последних лет осуществляет пробные поставки топлива для украинских АЭС, где почти 100% потребностей атомной энергетике обеспечивает российское ОАО "ТВЭЛ".
Альянс французской Areva ($37,8 млрд) и немецкого Siemens ($108,6 млрд) вскоре может усилить свои позиции за счет партнерства с Mitsubishi ($36,4 млрд).
Объявить о стратегическом партнерстве могут General Electric ($368,5 млрд) и Hitachi ($25,9 млрд).
После недавних заявлений президента России Владимира Путина и президента США Джорджа Буша о необходимости увеличения роли ядерной энергетики и о создании международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла для третьих стран многие страны берут курс на развитие ядерной энергетики.
В данном случае решение достаточно понятное. Благо, что предполагается построить ряд АЭС в рамках программы развития российской атомной энергетики.
Единственное замечание - успешные мировые компании - частные. И ничего, живут, развиваются.
Думается, что Д.Медведев присматривается к реальной экономике, благо что опыт Газпрома ему вполне кстати.
Частное? Государственное? Жизнь рассудит. Только иногда поспешные решения очень непросто исправлять.

Владимир Спасибо
2007-06-14
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 319910
Перв. публик.: 14.06.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1024

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``