В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Шашечки` в законе Назад
`Шашечки` в законе
Официальным таксистам в столице предоставят льготы, а нелегальных будут штрафовать. С подробностями - спикер Московской городской думы Владимир ПЛАТОНОВ

Проблема такси в городе - острейшая. Появилась она не сегодня, а существовала по сути всегда. Даже в советские времена, когда профессия таксиста была весьма престижной, таковых в Москве все равно не хватало. Единственный момент, когда предложение, что называется, превышало спрос, и перевозчики сами ловили клиентов, возник разве что в 1977-м (я как раз вернулся из армии). Впрочем, связано это было лишь с тем, что тогда вдруг вдвое взлетела стоимость услуги - с 10 коп. за 1 км до 20.
Затем грянула перестройка, началась "дикая" приватизация таксопарков. И систему, требовавшую реформации, попросту разрушили (кстати, последний таксопарк был построен в столице перед Олимпиадой-80 - в 1979 году). В итоге в начале 90-х в Москве грянули настоящие таксистские войны. Помните, некоторые перевозчики организовали, зачастую под силовыми крышами, собственные "сообщества" и оккупировали самые "хлебные" места около вокзалов, аэропортов, а пробовавшим туда сунуться чужакам поначалу прокалывали колеса, не понявших же "намека" покалачивали?

"Леваки" правят бал

Нельзя сказать, что городские власти сидели сложа руки, они пытались навести хоть какой-то порядок. В городе была создана служба "Новое такси", на сегодня появилось еще несколько подобных компаний. В результате в настоящее время в Москве - примерно 5 тыс. легальных таксистов, хотя в начале 2005-го насчитывалось всего 3,5 тыс. Однако их бизнес серьезно подрывают леваки: по некоторым данным, нелегальным извозом в столице с разной интенсивностью ( остановитесь у края проезжей части и к вам устремятся машины) занимаются около 40 тыс. человек. Чаще всего они (много иногородних, а то и приезжих из бывших республик СССР) плохо знают мегаполис - доходит до того, что, лишь тронувшись в путь, спрашивают у пассажира, как добраться по указанному адресу, разъезжают на машинах, не только не прошедших техосмотр, но давно просящихся в утиль, грубо нарушают ПДД, ведь главное - побыстрее доставить пассажира и "срубить" за день побольше денег. Все это чревато серьезными авариями. Плюс "бомбилы" не платят в столичную казну налогов, а значит, могут демпинговать. В этих условиях противостоять конкурентам легальным таксистам чрезвычано трудно. Короче, куда ни кинь, всюду клин. Леваки, причем некоторые на машинах с шашечками, работают исключительно на себя, а потребитель получает некачественные услуги.
Более того, никто не гарантирует человеку, остановившему в темное время, а то и средь белого дня "попутку", что до дома он доберется живым, не будет ограблен, изнасилован. Здесь уместно вспомнить недавний судебный процесс над москвичкой Александрой Иванниковой, которая еще в декабре 2003 года, сопротивляясь сексуальным домогательствам, зарезала водителя, который поздним вечером завез ее в темный переулок и попытался надругаться. Подобные случаи не единичны, причем не только в столице. К примеру, аналогичный произошел в том же декабре 2003-го в Волгограде. Или возьмем дело калининградского маньяка, который, подрабатывая частным извозом, за пять лет убил как минимум девять человек, в том числе 12- и 13-летних девочек, и попался лишь после того, как последняя жертва, получив серьезные ранения, все-таки сумела вырваться из машины.
Сколько подобных преступлений остается нераскрытыми, остается только догадываться. В Москве ежегодно пропадают без вести около двух тысяч человек. Не исключено, многие из них неосмотрительно сели в машины согласившихся подвезти "добрых дядей"...

Кнутом и пряником

В августе 2006 года в Мосгордуму поступил проект закона "О такси в городе Москве". Для его обсуждения мы провели депутатские слушания с участием различных специалистов и экспертов. В итоге выяснилось: документ содержит преимущественно общие декларации. Естественно, его отправили на доработку. Недавно к нам пришел уже обновленный законопроект. Что он предусматривает?
Столичные власти будут предоставлять официальным перевозчикам и службам заказа такси налоговые и арендные льготы, а также оказывать им различного рода информационную поддержку. Кроме того, в мегаполисе около самых людных мест - те же вокзалы, аэропорты, гипермаркеты - намечено создать сеть городских стоянок для такси (притротуарных и оборудованных диспетчерскими пунктами, ограждениями, средствами связи и контроля въезда/выезда), доступ на которые "нелегалам" будет заказан.
Однако, чтобы получить право на такие привилегии, компаниям или индивидуальным предпринимателям придется выполнить ряд требований, гарантирущих качество и безопасность услуг. Машины (исключительно с левым рулем и удовлетворяющие экологическим нормам не ниже Евро 2) необходимо оснастить электронными таксометрами и кассовыми аппаратами, выдающими чек, на борта нанести "шашечки" и надпись "Московское городкое такси", установить на крыше световое табло. Помимо того, в салонах должны висеть таблички с указанием времени начала и окончания работы, тарифов, сведениями о сидящем за рулем (плюс его фотография), номерах телефонов самого перевозчика и контролирующих организаций и т.д. Наконец, к управлению намечено допускать лиц с водительским стажем не менее трех лет, хорошо ориентирующихся в Москве, годных к работе по состоянию физического и психического здоровья (регулярно придется проходить медосмотр).
Всех соответствующих данным требованиям сотрудники будущего "уполномоченного органа" (сначала он будет в структуре исполнительной власти города, а затем, по всей видмости, ему на смену придет саморегулирующаяся организация занятых в этой сфере бизнеса людей, готовых блюсти "честь мундира"), призванного координировать в столице таксомоторные перевозки, занесут в реестр. Список будет публиковаться на специальном интернет-сайте.
Ну а тех, кто маскирует свои машины под "официальные" такси -украшает шашечками и прочей не положенной левакам атрибутикой, законопроект предлагает наказывать рублем. Для юридических лиц штраф определен в 100-500 минимальных зарплат, для физических - в 10-25.

А вот в Англии...

Как считают эксперты, для нормального обслуживания городу требуются как минимум 22 тыс. такси. Цифра, считаю, вполне достижимая, причем отнюдь не в далекой перспективе. За счет создания новых таксомоторных предприятий, увеличения автопарка действующих, выхода из "тени" в легальный бизнес индивидуалов, ведь после вступления закона в силу эта сфера услуг станет более цивилизованной, и у многих москвичей, наверное, пропадет желание ловить на дороге "автокота в мешке".
Впрочем, поступивший в Мосгордуму документ скорее всего придется корректировать. Будучи в Англии, наблюдал такую картину: по Лондону разъезжают велосипедисты с картами британской столицы. Поинтересовался, кто такие? Выяснилось - кандидаты в таксисты. Для того, чтобы стать профессионалами, они должны учиться больше года, сдать очень жесткий экзамен - в частности, на доскональное знание города (затем и нужны карты) - и многое другое, даже умение... принимать роды. После "допуска к рулю" таксисты приносят присягу честно исполнять профессиональные обязанности королеве Великобритании: не обманывать клиентов, ездить кратчайшим путем и т. д.
Некоторые элементы зарубежного опыта, несомненно, пригодятся и нам. Например, в отношении того же экзамена на знание столичных улиц и магистралей. Кроме того, по моему мнению, явно мал прописанный в законопроекте трехлетний водительский стаж.

Не Москвой единой

Однако, чтобы кардинально решить проблему, усилий одной столицы, конечно, недостаточно. Необходима поддержка российских властей и законодателей. Какая? К примеру, по возрождению лицензирования в этой сфере автобизнеса, принятию общефедеральных закона о такси и санкций в отношении нелегальных перевозчиков (кстати, Уголовный кодекс РФ позволяет конфисковывать у них автомобили, если бы их действия лицензировались).
Пакет инициатив на сей счет мы примем при доработке столичного законопроекта. Каким он будет "на выходе", сказать пока сложно. Ясно одно: "зеленым огонькам" срочно нужны перемены.


http://www.platonovvm.ru/smi/detail.php?ID=1259


Док. 321123
Перв. публик.: 26.01.07
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 531

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``