В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов: `Во власти есть представитель каждого гражданина - это ваш депутат` Назад
Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов: `Во власти есть представитель каждого гражданина - это ваш депутат`
Вот уже 13 лет Владимир Михайлович Платонов возглавляет столичный парламент. За это время работа Мосгордумы - правопреемницы советского Моссовета - стала более открытой, более продуктивной, интересной москвичам. Немалая заслуга в популяризации деятельности московской Думы и самого председателя МГД. Владимир Платонов не устает повторять: выбирая депутатов, граждане выбирают свою судьбу и будущее любимого города на ближайшие 4 года. Он всегда готов к общению с журналистами, освещающими работу законодательного органа Москвы, потому что уверен: чем больше достоверной информации о Мосгордуме будет в прессе, тем больше москвичей придет на очередные выборы. Вот и корреспондента "Круга жизни" Владимир Михайлович встречает радостной улыбкой:

- Я вам скажу как родной: работать с парламентом - это высший пилотаж в журналистике! Мне кажется, о деятельности исполнительной власти рассказывать гораздо легче, они все время на виду: что-то сказали, и тут же это сделали. А вот донести до москвичей, что делают эти 35 человек, собирающие раз в неделю, обсуждающие что-то, на первый взгляд невнимательно слушающие докладчика, ходящие по залу, листающие какие-то документы... Тяжело рассказывать москвичам о том, что это за люди - депутаты Мосгордумы, и что он них зависит. Я могу сказать одно: никто не может заменить исполнительную власть, правительство Москвы, но никто не может подменить и депутатов. Каждая из ветвей власти имеет свои полномочия, которые очень важны, и без этих двух составляющих жизнь в городе давала бы огромнейшие сбои.

- А по каким вопросам законодательная власть чаще всего взаимодействует с исполнительной? Каковы трудности и радости этого взаимодействия?

- Вы знаете, не существует вопросов, которые бы мы не решали вместе. На самом деле власть в городе одна - городская. И все, чем живет Москва, происходит только благодаря нашим совместным усилиям. Когда есть "боевые" противостояние - это не работа, а надуманная борьба.
Разного рода конфликты с исполнительной властью у нас происходят постоянно, практически по любому законопроекту. Но решаются эти конфликты спокойно: голосованием, внесением поправок, мэрским вето и депутатским преодолением этого вето... Скандалов, которые позорили бы наше сотрудничество, никогда не было, постараемся их избежать и в будущем. Во всяком случае, все 13 лет существования Мосгордумы нам хватает на это мудрости.

- Что за эти годы, Владимир Михайлович, изменилось в работе Думы? И как эти изменения повлияли на жизнь в городе, на вашу личную жизнь?

- Для начала расскажу о том, что, слава Богу, не изменилось. Не изменилась Конституция в той части, которая определяет полномочия субъектов федерации, не менялись основные документы, которые определяют регламент работы законодательного органа. Поэтому работа в парламенте ведется конструктивно и плодотворно.
Но поменялось тоже очень многое. Менялись люди: в общей сложности за 13 лет москвичи избиратели в депутаты 70 человек. Кто-то из них работал 4 года, кто-то уже 13, но таких осталось немного, буквально 6 человек. Это те люди, которые ответственны перед москвичами за все, что происходит в городе. Менялось законодательство, порой очень резко. Но уверен, что жизнь москвичей от этих перемен стала только лучше.
Что касается изменений в моей личной жизни, то я стал еще больше следить за тем, что говорю и что делаю. Раньше, когда я работал в прокуратуре Киевского района Москвы, на мне была ответственность за судьбы конкретных людей, которых я должен был защищать. Сейчас я в ответе за тех людей, чьи интересы я представляют в Думе от своего избирательного округа - это более 450 тысяч москвичей. Это огромнейшая ответственность, при которой у меня нет права на ошибку.

- Владимир Михайлович, как бы вы оценили результаты работы Думы в 2006 году?

- Оценку деятельности Думы дают москвичи, когда приходят на выборы. Вводить цифровые показатели в нашу работу невозможно. Есть законодательные инициативы, которые готовятся один день, а есть бюджет города, работа над которым ведется полгода. Как тут посчитать эффективность и КПД?
Мы приняли много важных документов, но самое главное - это был первый созыв, выборы которого прошли на фоне борьбы партий. Если раньше различные партии договаривались между собой, сколько мандатов от какой партии будет представлено в МГД, то на этот раз это была настоящая борьба, была самокритика, были дебаты. Выборы состоялись и теперь в столичном парламенте работают три фракции от трех политических партий: "Яблоко", КПРФ, Единая Россия. Есть вопросы которые нас объединяют, и не вызывают никаких сомнений - мы голосуем одинаково. Но есть проблемы, которые нас разделяют, на которые у всех свой взгляд. В Мосгордуме иногда происходит спор сторон, но никогда не бывает личностных конфликтов, мне ни разу не пришлось останавливать заседания из-за каких либо столкновений, оскорблений и прочего. Это, я считаю, заслуга не только данного состава МГД, но и тех москвичей, которые избрали людей, настроенных на работу, а не на скандалы и интриги.

- Москвичам можно сообщить, что политическая обстановка в Думе не повлияла на результативность работы депутатов?

- Отрицательно не повлияла. А положительно очень даже повлияла! Если первые годы работы в Думе мы за целый день на заседании успевали рассмотреть 6-7 вопросов, то сейчас это количество вопросов мы рассматриваем за 3 часа утреннего заседания. Интенсивность работы парламента повысилась, просто центр тяжести принятия решений переместился из зала заседаний во фракции и в комиссии. Теперь без обсуждения на комиссиях, без круглых столов, без общественного обсуждения мы даже не включаем вопрос в повестку дня. Это нигде не прописано, но стало уже традицией, которую мы поддерживаем по договоренности. Основные споры между коллегами разгораются на комиссиях и на заседаниях фракций, а приходя в зал заседаний все депутаты уже знают как надо голосовать.

- Звучит как-то странно: знают, как надо голосовать.

- Это нормальная практика в любом государстве, где парламент сформирован по партийному принципу. Мы к этому стремились и только так и должно происходить. У партии должна быть своя позиция, с которой она выступает и за которую она отвечает перед избирателями. Депутаты объединены фракциями, именно внутри фракций разгораются все споры, там каждый может высказать свое мнение. Но мы обязаны сформировать единую позицию, которую донесем до других фракций на заседании. Если вопрос сильно задевает коллег, то несколько депутатов могут выйти и выступить на заданную тему со своим мнением. В 1995 году я был в Париже, знакомился с работой французского парламента и тоже спрашивал: а какой интерес слушать эти высказывания, если результат заранее известен, не формальность ли это? Мне объяснили, что задача руководителя парламента именно в том, чтоб во время обсуждения были услышаны все мнения. Вполне возможно, что чье-то мнение настолько убедит большинство, что первоначальное решение "принять" или "не принимать" будет исправлено. Но даже если голос того или иного депутата ничего не изменит, он все равно должен прозвучать. Поэтому на первых же заседаниях в 2006 году депутаты из фракций "Яблоко" и КПРФ были приятно удивлены: они увидели в Мосгордуме то, чего не было в Госдуме, где слово предоставляется только одному представителю от фракции. Преимущество нашего небольшого парламента в том, что у нас есть время по любому вопросу выслушать при необходимости каждого из 35 депутатов.

- А над какими законопроектами депутаты МГД будут работать в 2007 году?

- В первом квартале планируется рассмотреть 61 вопрос. Большая часть из них - это не новые законопроекты, а внесение изменений в уже действующее городское законодательство. Но есть и вновь написанные законы: "О казне города Москвы", "О такси в городе Москвы", "О приемной семье". Планируется внесение изменений в Жилищный Кодекс РФ, в городской закон "О тишине", в закон "О статусе депутат МГД", окончательное принятие закона "О профилактике наркомании в городе Москве".
Вот еще: законопроект "О творческих деятелях литературы и искусства" - этот документ внесен комиссией по культуре МГД, закон "О музейном фонде и музеях города Москвы"... Надо сказать, что если закон внесен на рассмотрение в МГД, это еще не значит, что он будет принят. Он может полностью измениться, вплоть до названия. Но это лишний раз показывает творческий подход депутатов к работе.

- Вы упомянули закон "О приемной семье". Это значит, что в 2007 году столичный парламент будет уделять столько же времени и сил социальной составляющей нашего законодательства, как и в предыдущие годы?

- Безусловно! Почти половина нашего бюджета идет на социальную помощь москвичам. С одной стороны этим можно гордиться, но с другой - это весьма грустная цифра. Она говорит о низком социальном уровне большой группы москвичей, но в то же время и о том, что соцзащита - приоритетное направление в работе городских властей. Что касается закона о приемной семьи, то мы считаем, что самое лучшее для детей брошенных, оставшихся без родителей - оказаться в приемной семье, поэтому намерены стимулировать приемных родителей.
Социальная незащищенность - бич всего нашего общества. Но Москва, как впрочем, и другие города "миллионники", сталкиваются с этими проблемами в первую очередь. Любой наш законопроект в этой сфере - эксперимент. Мы стараемся не употреблять этого слова, ведь никто не любит, когда над ним ставят эксперименты. Но радует то, что наши эксперименты дают положительные результаты. Поэтому я считаю, что те законы, по которым живут москвичи - это пилотные проекты для федеральных программ, по этим законам должны жить и все россияне.

- А в чем еще особенности столичного законодательства?

- Ну, например, мы неоднократно выходили за рамки административного наказания, памятуя о том, что в городе есть очень богатые люди, и они должны раскошеливаться за те нарушения, которые допускают при выгуле своих домашних животных.
У нас были и другие прекрасные новации. Когда еще не было Жилищного Кодекса РФ, в Москве действовал закон, регулирующий перепланировку квартир. В народе его называли "О запрете перепланировки", но на самом деле он просто регламентировал этот процесс. Практика показывала: если граждане пострадали от соседского ремонта, то сначала годами судятся, а потом всю жизнь ждут компенсации. Вот мы и ввели совершенно новый экономический институт страхования - наказали гражданам, затевающим капитальный ремонт своей квартиры или собрать подписи всех соседей или застраховать свой ремонт. Тогда, в случае обрушения или потопа, пострадавшим все компенсирует страховая компания, и не будет этого многолетнего издевательства над человеком. Действующий ЖК РФ отменил наш закон, но мы думаем, нам удастся убедить федеральные власти, чтобы положительный опыт Москвы был использован.

- Но чем обусловлены новации нашего законодательства? Ведь не секрет что многие субъекты РФ живут по законам, спущенным "сверху", плывут по течению и не предпринимают никаких попыток улучшить жизнь на своей территории.

- Давайте не будет осуждать субъекты федерации, у них свои проблемы, которые нам не понятны. Так же как и им, порой, не понятны наши проблемы. Депутатами работают обыкновенные люди, как могут так и работают. Парламентская деятельность прозрачна: мы изучаем чужой опыт, другие регионы изучают опыт Москвы. Но мы живем в одной стране и ведем совместную работу по улучшению жизни в этой стране. Москва и Санкт-Петербург долгие годы были фасадами страны, сюда было направлено больше внимания, здесь был сосредоточен научный, учебный промышленный потенциал страны. Первые кооперативы, малые предприятия, первая тонкая прослойка среднего класса - все это в Москве развивалось раньше. Не секрет, что многие ждали, когда власти отрегулируют рынок, а мы этот рынок строили сами.

- Владимир Михайлович, вы постоянно призываете москвичей более серьезно относиться к законодательной власти, участвовать в выборах. Вам видны результаты этих призывов?

- Я уверен, что москвичи с большим вниманием стали относиться к Московской городской Думе, и явка на выборы - прямое тому доказательство. Даже журналисты стали освещать нашу деятельность куда чаще. На первом заседании у нас было аккредитовано 5-7 журналистов, сейчас - 57. Соответственно, благодаря информации возрастает и интерес к нашей работе. Мне говорят: вот столько-то москвичей ничего не знает о деятельности Мосгордумы. Но, вы знаете, не 100 процентов населения страны подозревает о существовании Аллы Пугачевой, а она все равно поет.
Через какое-то время люди обязательно поймут, что любые выборы определяют путь, по которому город, страна будут идти ближайшие 4 года. К тому же, и исполнительная власть теперь избирается депутатами. Таким образом, выбирая депутатов, вы косвенно выбираете и руководителя исполнительной власти субъекта РФ. В нашем случае - мэра Москвы.

- Вы считаете, что о деятельности Думы узнают благодаря средствам массовой информации, а не потому, что депутаты стали лучше работать?

- Результаты работы власти граждане чувствуют, становится ли им жить лучше или хуже. А журналисты просто должны доходчиво об этом рассказывать, что в результате принятия решения данного нового закона получают москвичи. Я могу смело предположить, что если б у нас в парламенте еженедельно происходили драки, то журналистов было бы больше. Но мы не деремся, а наша работа все равно интересует вас. А вы ведь для кого работаете? Для москвичей, которые являются нашими избирателями!
Я помню, как мы, новоявленные депутаты Мосгордумы, собрались на первое заседание. Многие понятия не имели куда попали, никто из нас не был законодателем. Среди нас было 6 депутатов Моссовета, 6 депутатов районных советов, за плечами у всех был жизненный опыт. Но как законодатели мы были никакие, так же как и само законодательство города Москвы! Сейчас на выборах приходят люди, у которых уже есть потенциал, накопленный в Думе. И бесспорно наша работа стала интереснее, поэтому к ней возрастает и внимание журналистов, а следовательно - и интерес избирателей.

- И все-таки, как депутаты работают непосредственно с населением? Или эта форма работы уже не актуальна?

- Это всегда было, есть и будет актуально. Как раз сейчас я работаю над законопроектом "Об отзыве депутата", в нем говорится что одна из причин, по которым депутат может прекратить свои депутатские полномочия - это отказ от приема избирателей.
Прием нужен для того, чтобы помогать людям, а еще он позволяет слуге народа не отрываться от жизни. В процессе общения с избирателями депутат получает достоверную информацию о происходящем, о работе чиновников, о работе милиции и прокуратуры. И все это является составной частью его работы , его инициатив в дальнейшей работе. Общение с избирателями - важнейшая часть работы депутата. И любой человек, который занимается политикой, никогда не выбросит из своего арсенала этот способ общения с людьми.
Порой, вести прием бывает очень тяжело. Люди приходят разные, с разными вопросами. И не всегда получается эти вопросы решить, ведь депутат не волшебник и помочь может не всем и не во всем. Но иногда удается быть волшебником, решать неразрешимые казалось бы проблемы. Чаще всего правовые. Например, женщина в течении двух лет пыталась доказать что она невиновна, с моей помощью это удалось сделать за месяц.
Сейчас мы с коллегами разрабатываем систему - как донести до каждого москвича, что он может обратиться к депутату. Многие действительно не знают о работе депутата и не подозревают, что власти есть представитель каждого гражданина - это их депутат.

- Не боитесь, что после такого признания вашу приемную штурмом брать будут?

- После каждого вступления в СМИ количество обращений действительно увеличивается. Но мы справляемся, никому не отказываем. Другое дело, что не каждому удается помочь, но я еще раз напоминаю: мы не волшебники, мы - ваши представители во власти.

- Владимир Михайлович, вы считаете, достаточно ли у нас в городе законов, которые бы четко регулировали наиболее острые проблемы столичной жизни: жилье, транспорт, образование, здравоохранение.

- Мы начинали писать законодательство города Москвы с нуля. Первые законы были направлены на самые животрепещущее проблемы - сбор налогов, бюджет, жилищные проблемы. Потом появились законы о выборах, об избиркоме, о референдуме - сейчас это уже один Избирательный кодекс Москвы.
Могу сказать, что сейчас все самые острые вопросы в городе регулируются московским законодательством. Потому и законов, вносимых впервые, стало намного меньше, чем в первые годы деятельности Мосгордумы. Вы знаете, каждый закон имеет свою жизнь, он рождается, активно работает, затем перестает действовать или изменяется. Любой закон регулирует какое-то направление жизни страны, города. Жизнь вносит коррективы, и как можно быстрее эти изменения должны появляться в законе. Проблема соинвесторов, например, не была законодательно решена, поэтому появились обманутые дольщики, и стало ясно, что надо как можно быстрей разрабатывать соответствующий закон. Профессиональный парламент при помощи законов закрывает лазейки для любого рода преступлений - это и есть наша главная задача.

- Сейчас стало модно работать с молодежью. Вот и Мосгордума, вслед за правительством Москвы, решила обзавестись Молодежной палатой...

- Это не мода, а необходимость. Мы с молодежью работали всегда. На заре нашей деятельности в 1996 году к нам приходили представители молодежных организаций и спрашивали: когда появится закон, защищающий наши права? Мы отвечали: у нас сейчас задача в первую очередь защитить людей пожилых, которые действительно нуждаются в нашей поддержке. Поэтому в первую очередь мы принимали законы, которые помогали выжить социально незащищенным слоям населения Москвы.
Сейчас ситуация изменилась, и все без исключения начали заниматься молодежью, заговорили об упущенном поколении. Любые органы власти сегодня так или иначе работают с молодежью. И Мосгордума не исключение. Мы создали Молодежную палату, но это не альтернатива действующим депутатам, которые избраны москвичами, а потому никакой замене не подлежат. Мы пошли другим путем и решили, что молодые люди могут участвовать в работе Думы в качестве экспертов. В нашу Молодежную палату вошли представители всех партий, депутаты от которых работают в МГД, представители органов местного самоуправления, студенчества, профсоюзов, рабочего класса. Мы попытались охватить все слои молодежи и создали условия, чтоб их работа была продуктивна и профессиональна.

- А что бы вы посоветовали юношам и девушкам, мечтающим о карьере депутата?

- Мечтать не вредно. А если серьезно, требования к кандидату в депутаты предельно просты. Во-первых, ему должно 21 год - этого возраста рано или поздно достигают все. А еще у кандидата не должно быть не снятой судимости, он не должен состоять на учете у психиатра и нарколога. Вот и все.
Но чтоб стать депутатом, надо понравиться избирателям или завоевать уважение партии, от которой собираешься баллотироваться. А вот для этого надо много трудиться. Чтобы молодому человеку было легче работать депутатом, у него за спиной должен быть какой-то жизненный опыт. Я рад, что мое депутатство не состоялось в студенческие годы, что я стал народным избранником, когда у меня за плечами была школа, завод, армия, университет, работа в прокуратуре, частная юридическая практика. Этот жизненный опыт позволил мне стать депутатом. Чем больше навыков человек приобретет в жизни, тем легче ему будет доказать, что только он может достойно представлять интересы огромного количества граждан во власти. А потом надо постоянно подтверждать веру граждан в тебя конкретными делами.
Я и сегодня, являясь председателем городской Думы, продолжаю свою законотворческую деятельность. Разрабатываю и вношу законопроекты, и мне самому интересно находить в жизни города моменты, которые еще не отрегулированы законом. Я получаю от этого удовольствие. А когда человек получает удовольствие от своей работы - это значит, что он на своем месте.

http://www.platonovvm.ru/smi/detail.php?ID=1260

Док. 321124
Перв. публик.: 26.01.07
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 533

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``