В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Следующий договор Москвы с РФ должен учитывать специфику столицы Назад
Следующий договор Москвы с РФ должен учитывать специфику столицы
Прошел год со дня избрания Московской городской думы
четвертого созыва. В декабре 2005 года впервые депутаты
избирались не только по одномандатным округам, но и по
партийным спискам, образовав в ее составе три фракции -
"Единая Россия", КПРФ и "ЯБЛОКО - объединенные демократы".
Итоги первого года работы трехпартийного городского парламента
в интервью "Интерфаксу" подводит председатель думы Владимир
Платонов.

Владимир Михайлович, Вы возглавляете Московскую городскую
думу более 12 лет. Кому как не Вам виднее, что изменилось в
работе думы за последний год? Насколько оправданным оказался
переход к выборам части депутатского корпуса по партийным
спискам?

Существует две системы: мажоритарная система, когда
депутаты избираются по одномандатным округам, и
пропорциональная система. Согласно Конституции, половина
депутатов Государственной думы избирается партийным спискам,
половина - по мажоритарной системе. У регионов было право не
менее 50% депутатов избирать по партийным спискам, и каждый
субъект Федерации подошел к этому вопросу творчески. Мы
решили, чтобы не "травмировать" москвичей, сохранить 15
мажоритарных округов, которые знают как округа для выборов в
Госдуму, и 20 депутатов избирать по партийным спискам. Есть
регионы, где все законодатели избираются по партийным спискам,
например, Санкт-Петербург, какие-то новации готовятся в
Московской области.
Мы, я уверен, навсегда ушли от однопартийной системы,
которая ни к чему хорошему не привела. Многопартийная система
все дальше углубляется, расширяется.
Если, например, раньше партии "просыпались" где-то за год
до выборов, то теперь каждая партия, если рассчитывает
серьезно заниматься политикой и побеждать на выборах, должна
заниматься добрыми делами круглый год, все время. И от этого
зависит успех. Но каждый это делает, как умеет.
Так что теперь в думе вопросы стали быстрее
рассматриваться, потому что депутаты, объединенные позицией
фракции, не тратят лишнее время. Все горячие обсуждения, споры
перешли на заседания комиссий, фракций. Фракция принимает
решение, как будет голосовать по какому вопросу. Основной
центр тяжести работы перенесен в комиссии. Рассмотрению
вопроса на заседании думы предшествует как минимум заседание
комиссии, а может быть и два, и три заседания, круглые столы -
пока документ не будет готов для внесения на рассмотрение
думы. Поэтому у нас пленарные заседания стали короче, хотя
вопросов рассматриваем по-прежнему много. Раньше на пленарных
заседаниях были вопросы, где выступали 10-15 депутатов. Хотя и
теперь даже если есть мнение фракции, а тема очень важная,
могут выступить от фракции три-четыре или даже все депутаты.
Ограничений нет. Если вопрос понятен, не вызывает активной
политической борьбы, то время его рассмотрения в зале
заседаний занимает меньше.
Роль, значение партии возрастает и дальше будет
возрастать. То есть мы создаем нормальную систему, когда
партии борются, когда каждая партия, придя к власти, как
минимум исполняет взятые на себя обязательства делать жизнь
лучше. Если дальше она не развивается, не делает жизнь лучше,
ее представители не получают достаточной поддержки на
следующих выборах, и к власти приходят другие.

Сколько и каких правовых актов принято Московской
городской Думой за минувший год?

За год работы дума приняла более 450 документов: 63
закона, 236 постановлений, 139 постановлений о принятии
проектов законов и законов, 28 обращений, два заявления.
Приняты ряд жилищных законов, городские законы об
энергосбережении, о продовольственной безопасности, об
оказании адвокатами бесплатной юридической помощи и многие
другие. Приняты также несколько городских целевых программ, в
ноябре приняли бюджет города на 2007 год. Летом дума приняла
заявление в связи с ситуацией в поселке Бутово.

Вы не раз выступали с инициативой отзывать депутатов, не
исполняющих должным образом свои обязанности. По каким
критериям, Вы считаете, депутат должен быть отозван из
парламента?

Проблема в том, что для отзыва депутата, избранного по
мажоритарной системе, надо провести антивыборы. Полностью:
объявлять выборы, проводить агитацию. Это очень затратно. С
расширением парламентского корпуса, избираемого по партийным
спискам, возможность влиять на плохо работающих парламентариев
все больше шансов. И сейчас уже могут досрочно прекращаться
полномочия депутата, избранного по партийному списку. Я
считаю, что в российском законодательстве должны быть
критерии, по которым оценивается деятельность работы депутата
в парламенте. Есть партии, в списки кандидатов в депутаты
которых человек попадает только из-за того, что он внес деньги
в партийную кассу. Например ЛДПР, которая не скрывает этого.
Для того, чтобы не было какого-либо произвола, решение о
досрочном прекращении полномочий депутата должны быть
объективны. Показателями работы депутата, на мой взгляд,
должны стать, во-первых, его присутствие на заседаниях думы,
второе - участие в голосованиях, третье - прием населения, и
четвертое - его взаимоотношения с партией. Если депутат
покинул партию по какой-либо причине, то, считаю, с него
должны быть сложены полномочия.
Закон, регулирующий досрочное прекращение полномочий
депутата, мы планируем рассмотреть в начале 2007 года.

Насколько Государственная дума учитывает в принятии
федеральных правовых актов законодательные инициативы Москвы?

Это нормальная система, когда Госдума в работе по
вопросам совместного ведения обязана выяснить мнение субъектов
Федерации. И мы вносим поправки. У нас есть богатый опыт и
жизненный, и законодательный по всем аспектам. По 122-му
закону (замена социальных льгот денежными компенсациями - ИФ)
наши поправки были частично учтены. Предлагаемые нами
изменения в Жилищном кодексе Госдума учла не все, и вот сейчас
буксует проведение жилищно-коммунальной реформы. Не учтен был,
в том числе, и наш опыт, в частности, по системе страхования,
опыт по перепланировке - какие санкции надо вводить.
Иногда наши поправки учитывают, иногда нет. Обижаться на
это сложно, поскольку специфика Москвы порой непонятна очень
многим и не востребована в регионах. Поэтому мы считаем, что
решение многих вопросов может передаваться нам на основании
договорных отношений между Москвой и Российской Федерацией. В
2008 году заканчивается 10-летний срок подписания подобного
договора, и нужно готовить следующий договор, дающий Москве
возможность учитывать свою специфику.

С какими новыми инициативами намерены еще выступить
столичные депутаты?

Только с теми, которые приносят пользу. Так, подготовлена
инициатива, которая запрещает журналистам упоминать или
указывать национальность потерпевшего, подозреваемого,
обвиняемого, осужденного. Это не просто блажь какая-то. Это
практика многонационального государства. Известны случаи,
когда обычные столкновения: разборки, пьяные драки
заканчивались смертельным исходом, а после того, как
журналисты указывали национальность виновного или погибшего,
начиналось противостояние национальностей. А это недопустимо в
многонациональном государстве.
Кроме того, наша законодательная инициатива находится в
рамках действующей Конституции. По ней гражданин сам
определяет, указывать ему или не указывать свою национальность
- это его право. Я думаю, нас поддержат с этой законодательной
инициативой. Она внесена мной и, думаю, фракция "Единая
Россия" меня поддержит.

Эта инициатива касается изменений федерального
законодательства. А какие городские правовые документы
Московская городская дума намерена принять в ближайшее время?

В первом квартале 2007 года мы планируем, например,
рассмотреть проекты жилищных документов: "Основы жилищной
политики", проект документа об оказании финансовой поддержки
собственникам жилья по оплате услуг управления многоквартирных
домов, их содержанию. Кроме того, мы рассмотрим проект
московского закона "О такси", "Об архивном деле в Москве", о
приемной семье, об административной ответственности за
нарушение порядка использования городских бюджетных средств и
многие другие законопроекты.

Расскажите подробнее о намерении обязывать организаторов
концертов указывать на афишах, будет ли использована
фонограмма

В ближайшее время мы порадуем москвичей. Это чисто
московская инициатива, и я надеюсь, что мы в начале года ее
примем. Мы хотим обязать организаторов культурно-массовых
мероприятий указывать, насколько на мероприятии используется
фонограмма.
Проблема вот в чем заключается. Это как выйти замуж:
"Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть". Закон
принять несложно, но закон должен быть работающим.
Самым сложным будет решить, на кого возложить контроль
исполнения закона, как этот контроль должен применяться, какая
техника для этого нужна, какое наказание нужно для
нарушителей. Вопрос очень сложный и нам нельзя ошибаться. Если
мы введем это, надо чтобы была гарантия, что ни на одном
концерте в Москве люди не будут обмануты. Разрабатывая
документ, мы работаем в рамках федерального закона "О защите
прав потребителей". Хороший закон, которым научились
пользоваться еще не все российские граждане, в том числе
москвичи.

Есть случаи отмены судебными инстанциями городских
законов, как например, это произошло с законом об ограничении
размещения объектов игорного бизнеса. Как Мосгордума будет
бороться с заведениями, в которых распространяются наркотики,
после отмены закона, позволяющего наказывать их руководителей?

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ
по иску одного ООО признала, что мы превысили свои полномочия,
приняв еще 1999 году закон "Об административной
ответственности за попустительство незаконному обороту или
незаконному потреблению наркотических средств или психотропных
веществ". В федеральном законодательстве нет таких полномочий,
таких наказаний и процедур.
Мы продолжаем судится в следующих инстанциях, при
необходимости дойдем до президиума Верховного суда. Дождемся
окончательных решений, используя все возможное по судебной
процедуре, а дальше будем думать: или новый закон принимать,
или выходить с законодательной инициативой в Госдуму.
Но невзирая ни на что, исполнительная власть продолжает
бороться с этим злом, и, если выявляются какие-то случаи
продажи наркотиков в заведениях, находят параллельные причины
для наказания виновных. Я считаю, что наш закон был эффективен
и позволял несколько лет органам наркоконтроля бороться с этим
злом. Представитель Федеральной службы наркоконтроля
рассказал: недавно зашли на одну дискотеку, и все стали из
карманов сбрасывать - пол был усеян таблетками и шприцами,
собрали все это, а наказать владельцев заведения за
попустительство не могут.
Но я надеюсь, что у этого заведения появятся неприятности
по линии, например, санэпидстанции, пожарного надзора. Но на
основании отмененного закона сделать уже ничего нельзя.

Расскажите, пожалуйста, об еще одной законодательной
инициативе - профилактике другого вида зависимости -
игромании.

Уже установлено, что люди попадают в зависимость от
игорного бизнеса. Это рассматривают как заболевание, оно имеет
свой квалифицирующий признак в системе заболеваний
международной системы здравоохранения.
Но мы в городе занимаемся профилактикой игромании уже
сейчас, убирая игровые аппараты из общественных мест, проводя
работу в школах, рассказывая о вреде игры.
Насколько мне известно, исполнительная власть сейчас
готовит проект закона для внесения в городскую думу о мерах
профилактики, связанных с этим заболеванием. Мы делаем все для
этого, теперь меры будут описаны законом.

Не потеряет ли свою актуальность этот закон после вывода
всех игорных заведений в стране в четыре специальные зоны?

Сам я не играю. Не знаю, что будут делать люди, попавшие
под зависимость: будут ли они выздоравливать или будут искать
место, где смогут удовлетворить свои пристрастия никуда не
уезжая. Я опасаюсь появления "теневого" бизнеса.
Неудачное законодательство сделало пиво доступнейшим
напитком, исключив его из разряда алкогольных напитков. И
когда пивной алкоголизм стал реально угрожать государству,
запретили употребление пива в общественных местах, и эта норма
с трудом прививается. Люди уже привыкли.
Точно так же с игорным бизнесом: когда у нас с 2002 года
можно было удовлетворять свои желания сыграть на любом углу, в
любом месте, а теперь хотят запретить.
Я считаю, что государство, принимая такое важное решение,
должно также продумать систему, позволяющую исключить широкое
развитие ухода в подполье игорного бизнеса. Хочу напомнить, к
чему могут привести и приводят запреты: в США "сухой закон"
повлек широкое развитие организованной преступности, у нас
запреты на алкоголь послужили толчком к развитию употребления
наркотиков.
Здесь надо быть очень осторожными и подготовить систему
защиты, тем более, что время есть: специальные игорные зоны
заработают только через несколько лет.

Вы регулярно ведете прием населения. С какими проблемами
чаще всего обращаются к депутату москвичи?

Диапазон обращений очень большой: это и жилищные
проблемы, и нарушение прав человека; привлечение к
ответственности, с которой люди не согласны, либо судебные
решения, которые не устраивают. В последнем случае мы
разъясняем, что вмешиваться не можем, и добиться
справедливости гражданин может в суде, если считает, что прав,
но помогаем юридическими консультациями.
За год из обращений граждан, поступивших ко мне, примерно
треть касаются жилищных вопросов, столько же по гаражам. Около
20% обратившихся недовольны тем или иным строительством и
благоустройством. А остальные обращаются по вопросам
транспорта, быта и многим другим вопросам.

К депутатам обращались и обманутые соинвесторы
строительства жилья...

Это проблема не только Москвы, но и очень многих
регионов. Московские власти, как всплыла эта проблема, сразу
встали на защиту обманутых людей.
В Москве сейчас эта проблема решена за исключением тех
случаев, где имело место не просто неумение строить, а были
чисто мошеннические схемы и уголовно наказуемые деяния.
Вопрос непростой, люди недовольны, но мы не имеем права
компенсировать вред, причиненный в результате совершенного
уголовного преступления.
По вопросу обманутых дольщиков в Московской городской
думе были слушания, были совместные действия с исполнительной
властью. Сейчас расследуется 36 уголовных дел, связанных с
недобросовестными застройщиками.
На законодательном уровне исполнительная власть должна
оперативно контролировать долевое строительство и своевременно
реагировать на нарушения. Этот вопрос нужно передать в ведение
субъекта РФ уполномоченному органу исполнительной власти.
Через нашего представителя в Совете Федерации соответствующая
поправка была внесена, а затем учтена Госдумой - были внесены
изменения в федеральный закон "Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости". Это один из примеров оперативной работы
Мосгордумы.
Мэрия регулярно проводит работу с участием депутатов по
обманутым дольщикам. По состоянию на 1 декабря специальной
комиссией контролируется 89 проблемных строительных объектов.

Кроме контроля властей, как еще можно защитить дольщиков
от обмана?

Во Франции, например, деньги от граждан принимаются
пропорционально работам, выполненным строителями. Есть
"нулевой" цикл - можно, например, 20% принять, есть два этажа
- 30%. Но чтобы сделать подобное у нас необходимо менять
федеральное законодательство, на уровне Москвы мы не можем
этого сделать.
Вообще система должна быть немного другая - государство
должно сбрасывать несвойственные ему функции контроля. Я
считаю, что со временем это отойдет к саморегулируемым
организациям, которые объединяют, например, строителей,
инвесторов, девелоперов. И у нас есть примеры работы подобных
организаций - объединены нотариальные службы, в
саморегулируемые организации объединены адвокаты. Государство
им дает определенные полномочия, и они сами их реализуют. Я
гарантирую - если бы лет 5-8 назад была создана
саморегулируемая организация строителей, случаев обмана
дольщиков могло бы не произойти. Строители никогда не
допустили бы к работе, к занятию серьезным вопросом фирму-
однодневку.

Какую пользу приносят встречи депутатов Мосгордумы со
своими коллегами из законодательных собраний регионов РФ,
зарубежных государств?

Это общение помогает нам. Активное сотрудничество идет и
по линии исполнительной власти. Где бы мы не были, мы всегда
встречаемся с нашими коллегами-парламентариями, приглашаем к
нам. Каждая встреча пополняет копилку знаний положительных,
отрицательных - все равно это интересно. Я всегда говорю, что
власть должна быть мудрой. Умный всегда найдет выход из любой
сложной ситуации, мудрый никогда не попадет в ту ситуацию, из
которой умный найдет выход. Вот власть должна быть мудрой. И
чужой опыт, и свой помогают нам быть мудрыми.
Мы смотрим законы, нормы, разработанные нашими коллегами,
они изучают наше законодательство. Примеров много.
Мосгордума подписала документы о сотрудничестве с
представительными органами с более чем двадцатью регионами
России (с Краснодарским краем, Вологодской областью,
Республикой Башкортостан и другими), 10 документов подписано с
органами регионов стран СНГ и Балтии (в том числе с Верховным
советом Крыма, представительными органами Киева, Донецка,
Риги), а также с органами представительной власти более чем
десяти городов и регионов дальнего зарубежья (Пекин, Бавария,
Сеул, Бейрут и другие).
Так, в Германии, общаясь с коллегами из парламента земли
Северный Рейн - Вестфалия, с которой подписан протокол о
сотрудничестве, мы выяснили: имея совершенную многопартийную
систему, они столкнулись с тем, что люди голосуют за партии, а
дальше не идут на выборы, возможно, партии примелькались. И
теперь там проводят эксперимент: в кандидаты руководителей
небольших районов, городов, поселений каждая партия выставляет
высококлассного, известного профессионала, даже не члена
партии, будучи уверена, что он принесет пользу.
Мы будем внимательно изучать этот опыт. Но законодательно
мы не можем заставить партию выдвигать человека - не члена
партии.

Когда начнет действовать молодежная палата при
Мосгордуме?

Палата должна быть сформирована в начале следующего года.
Необходимые документы приняты, она формируется, и мы готовимся
к совместной работе с молодежью.
Молодежная палата - это не орган власти. Мы посмотрели,
что законодательно не можем создать альтернативный молодежный
парламент, парламент престарелых или еще что-то такое, что
противоречит Конституции. Но у нас есть возможность привлекать
в качестве экспертов любых специалистов, и молодежная палата
станет экспертно-консультативным органом.
То, что в молодежной среде есть уникальнейшие люди - не
сомневаюсь. Их осталось найти партиям. Молодежь очень активна.
Лучше молодых направлять на хорошее, на доброе, чтобы как
можно раньше они узнали, что такое власть, как она работает,
чтобы они учились работать во власти. Нас сменят люди, которым
сейчас 16-20 лет. Общество должно готовить молодое энергичное
поколение, которому передастся власть. Молодежь должна быть
мудрой, должна учиться мудрости. Чем раньше молодые люди
начнут это делать, тем лучше.
Вообще, парламентской деятельности никто не учит. Люди
избираются в парламент, и через год или два понимают, для чего
они избрались депутатами и как работать. Некоторые и за четыре
года так и не понимают, куда они попали и для чего, и они
уходят. Поэтому мы создаем такую систему парламента, чтобы
депутат всегда мог получить всестороннюю квалифицированную
помощь по любому из рассматриваемых вопросов.

http://www.platonovvm.ru/smi/detail.php?ID=1233


Док. 321130
Перв. публик.: 20.12.06
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 396

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``