В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Штопор от пробок нужно искать сообща Назад
Штопор от пробок нужно искать сообща
Столичные депутаты предлагают восстановить дорожные фонды, быстрее править закон об ОСАГО и КоАП, реализовать многие другие меры, способные обуздать заторы. Немалую помощь в этом, считает спикер Московской городской думы Владимир ПЛАТОНОВ, могут оказать и... рядовые водители.

В борьбе с пробками, которые буквально захлестнули мегаполис, не может быть мелочей. Некоторые "рецепты", как говорится, лежат на поверхности. И тут мы надеемся на помощь всех тех, кто за рулем. Кому, как не им, лучше знать родной город и его транспортные проблемы, ведь большинство изо дня в день совершают поездки по привычным маршрутам. Если вы видите где-то непорядок, свои предложения, скажем, по изменению схемы организации движения (на городском и "своем" районном уровнях), о ликвидации лишних или, наоборот, введении нужных поворотов, установке дорожных знаков, указателей; замечания о неработающих светофорах и т.д. направляйте по электронному адресу МГД: или письмом на мое имя: Москва, Петровка, 22, Платонову В. М. Мы обязательно передадим всю эту информацию в УГИБДД, затем внимательно выслушаем аргументы сотрудников ГАИ "за" и "против", после чего будут приняты конкретные решения.

Но одной Москве не справиться

Вот еще пример того, как относительно простые решения способны хоть в какой-то степени снизить остроту ситуации. До 31 марта следующего года, как сообщил глава столичного Департамента ЖКХ Артур Кескинов, в городе не будут разрывать дороги для ремонта инженерных коммуникаций (исключение - аварийные работы), а убираемый зимой снег грузовики станут вывозить с улиц исключительно с полуночи до пяти утра. То есть именно в то время, когда в городе меньше всего машин.
Впрочем, кардинально решить проблему пробок (хотя каждый шажок вперед - уже маленький прогресс) только собственными силами столице, к сожалению, невозможно. Это не только мое мнение. К такому выводу пришли участники недавних депутатских слушаний, на которые были приглашены представители УГИБДД, дорожники, проектировщики, страховщики, многие другие специалисты и эксперты. Москве необходима реальная помощь федеральных властей, Госдумы РФ, куда мы в ближайшее время направим целый ряд конкретных предложений. Вот суть некоторых из них.

Новые трассы требуют денег

Долгие годы личный автомобиль в нашей стране вопреки расхожей фразе был именно далеко не всем доступной роскошью. Однако с конца 1990-х в России грянул настоящий автобум. И прежде он всего аукнулся Москве, чья дорожная сеть, основы которой закладывались еще в сталинские времена, не рассчитана на нынешние транспортные потоки.
В течение последних нескольких лет столичный автопарк ежегодно пополнялся как минимум 150 тыс. автомобилей, а вскоре эта цифра, согласно прогнозам, достигнет 500 тыс.! В итоге при сегодняшних темпах дорожного строительства вскоре действительно может наступить коллапс.
Скажу честно, городские власти очень много делали и делают, чтобы его не допустить. Представьте, что было бы, если бы в мегаполисе в свое время не реконструировали МКАД, позже не ввели в строй Третье кольцо? Ситуация многократно усугубилась бы. Сложа руки администрация Москвы не сидит и сейчас. Прокладывается скоростной Звенигородский пр-т, который свяжет Новорижское ш. от МКАД с центром города. На подходе сооружение Четвертого транспортного кольца, дублера Кутузовского пр-та, обустройство въездами/выездами суперсовременных ММДЦ "Сити" и технопарка "Нагатино-ЗИЛ"... В "загашнике" специалистов НИиПи Генплана Москвы и другие масштабные дорожные проекты (в их числе - дублеры практически всех крупнейших радиальных магистралей, вторые этажи автотрасс над железнодорожными путями и т.д.), которые городу необходимы как воздух.
Реализацию многих из них можно было бы начать гораздо раньше (и это необходимо было делать!), но столице в последние годы катастрофически не хватало денег. Дело в том, что прежде существовали так называемые территориальные дорожные фонды, причем чем больше в каком-то регионе было машин, тем значительнее он пополнялся, а полученные деньги шли на сооружение и реконструкцию автотрасс.
Однако по иронии судьбы в конце тех же 90-х оппоненты сочли, что самые "моторизированные" Москва и Питер в итоге слишком жируют, и сумели убедить правительство, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации отменить соответствующий налог и ликвидировать фонды. Что в результате? Темпы сооружения дорог резко упали не только в двух столицах, но и по стране. Короче, в проигрыше оказались все. Поэтому мы намерены добиваться востановления (иной вопрос - в какой форме) этих фондов.

Бросают машины где попало

Однако только дорожным строительством, даже очень масштабным, от постоянных пробок Москву не избавить. Возьмем закон об ОСАГО. Многие видели в автогражданке настоящую панацею, но... Раньше при мелких авариях водители зачастую просто рассчитывались друг с другом прямо на месте ДТП, после чего разъезжались. Теперь же ждут прямо посреди улицы, порой по часу и больше прибытия инспектора ГИБДД, - иначе не получишь страховую компенсацию (в итоге количество оформляемых протоколов увеличилось в столице почти втрое - до 1200 в день!). Это приводит к новым дорожным заторам. Конечно же, нужно как можно быстрее вводить так назывемый европейский протокол, службу аварийных комиссаров, которые смогут "пробиваться" через те же заторы к месту ДТП на мобильных мотоциклах.
Нужно также сурово карать тех, кто бросает своих "железных коней" в два-три ряда на проезжей части (в том числе на трамвайных путях), прямо на остановках общественного транспорта, препятствуя движению других автомобилей и наземного общественного транспорта - опять пробки! В Москве это стало настоящим стихийным бедствием, а смешной штраф в 50 руб. по сути провоцирует автовладельцев на подобные нарушения. Час "официальной" парковки стоит почти столько же, а нарвешься ли еще на наказание - неизвестно: к каждой неправильно припаркованной машине гаишника, чтобы тот дожидался водителя, не приставишь. Между тем на Западе с этим делом просто: подошел человек в униформе, прикрепил под дворники соответствующий штрафной квиток, и все - будь добр платить. Почему мы постоянно идем своей особой дорогой?

Опыт Лондона не подойдет

Вместе с тем не хотел бы, чтобы у кого-то сложилось впечатление: вот, мол, столица умывает руки, перекладывая ответственность за доставшие всех заторы исключительно на "федералов". Не дожидаясь изменения законодательства (а это, как показывает практика, дело не такое скорое), городские власти, службы и ведомства должны предпринимать максимум от них зависящего в борьбе с пробками сегодня. Здесь и строительство новых станций и веток метро, в первую очередь на обделенных транспортными связами окраинах города (кстати, Москва ежегодно вкладывает в развитие подземки 15 млрд руб., а федеральная казна - 1 млрд, хотя раньше соотношение было 50 на 50), и прокладка маршрутов скоростных трамваев, и перевод, где необходимо, улиц на одностороннее движение, и оборудование основных трасс компьютерными системами, автоматически регулиующими на них и прилегающих улицах автомобильные потоки и создающими тем самым водителям "зеленую волну" (на Волоколамском ш., где подобное внедрено, количество пробок, по данным ГАИ, уменьшилось на 20%), и многое другое.
Все эти планы должны стать частью транспортной стратегии, которая четко определит, что мегаполису необходимо, а что противопоказано. Вот, к примеру, одни предлагают сделать въезд в центр Москвы, как в Лондоне, платным, другие - понастроить здесь подземных паркингов. По моему мнению, столице не подходит ни тот, ни другой рецепт. В первом случае, учитывая русский менталитет, водители найдут лазейки, чтобы тем или иным способом "объехать" выставленные на их пути шлагбаумы: в итоге ни ожидаемого экономического эффекта не получим, ни пробок не уменьшится. Ну а второй вариант лишь осложнит ситуацию в часы "пик", когда водители, скажем, после окончания рабочего дня, забрав свои машины из подземных гаражей, в массовом порядке двинутся на ближайшие улочки и магистрали.

Помогут ли Москве спецполосы?

Считаю, несомненным приоритетом в центре города должны пользоваться пешеходы и общественный транспорт. Однако, чтобы это благое пожелание стало явью, необходима, в частности, продуманная программа массового строительства перехватывающих парковок. Не только на подступах к Третьему кольцу (недавно открывшийся паркинг на Гагаринской пл.), но и на периферии мегаполиса - около конечных станций подземк", транспортно-пересадочных узлов, железнодорожных остановок. Причем цены там не должны кусаться, а кое-где постой и вовсе может быть бесплатным. Поставил машину на прикол, а дальше пересаживайся на метро, автобус или троллейбус.
Чтобы автовладельцы предпочли общественный транспорт своим "железным коням", автобусы, троллейбусы должны передвигаться по городу гораздо быстрее, чем автомобили, а не ползти черепахой, как сегодня. Каким образом этого добиться? Выделять для общественного транспорта отдельные полосы движения (кстати, пилотные проекты вскоре намечено "запустить" на участке от пл. Гагарина до Большого Каменного моста, а также на Ленинградском пр-те и Волколамском ш.). В итоге пассажиры поедут с ветерком, если... на "чужие" полосы не рванут на своих машинах и любители быстрой езды.
Конечно, спецполосы можно отгородить от остальной проезжей части высокими бордюрами, но по чисто техническим причинам сделать это возможно далеко не везде, к тому же без "разрывов" в них, предназначенных, скажем, для уборочной техники, не обойтись... Кажется, все просто. Штрафуй нарушителя так, чтобы мало не показалось. Увы, в КоАПе такое наказание пока не прописано. Вот и получается, хорошее начинание может забуксовать. Как видите, даже здесь, по всей видимости, требуется правка федерального законодательства, без изменений которого, подчеркну еще раз, не обойтись.

http://www.platonovvm.ru/smi/detail.php?ID=1184

Док. 321136
Перв. публик.: 16.11.06
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 404

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``