В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ Назад
ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ
Характер и жизненные принципы формирует, в первую очередь, семья. И главное - пример родителей: как поступают они? За что ругают, за что хвалят?


"Сделал себя сам" - эту фразу можно отнести к любому человеку. Потому что у каждого есть выбор: пойти погулять или почитать, сделать дело сейчас или отложить на завтра. Из таких мелочей и складывается характер.


Мне не разрешали одному ходить через дорогу - туда, где находился мой детский сад. Но я все равно туда бегал к друзьям. И однажды, когда я нарушил запрет, родители мне сказали: "Собирай вещи и уходи, живи, где хочешь". Мне было лет 5-6. Запомнил на всю жизнь


"Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу". Это действительно так. Я часто слышал эту поговорку от родителей, а сейчас и сам использую ее в воспитании своих детей.


В пионерском лагере мне нравилось потихоньку удирать в лес, мы ловили там ящериц, змей - конечно, никто не знал об этом. Но однажды пионервожатый сказал мне: "Ну, ты, лесничий! В лес ходишь - собери тогда шишки, чтоб красиво выложить номер отряда".


Мне повезло с родителями. Хотя отца я, порой, неделю не видел - он был начальником цеха на заводе имени Хруничева. Я очень гордился отцом. Когда мы шли с ним по родным Филям - с ним все здоровались. Мама тоже работала, но дома бывала больше, поэтому детьми, в основном, занималась она. Когда мы шалили - первое предупреждение было мамино, а если замечание делал отец - это уже было серьезно.


Если не слушаться учителей - потом научит жизнь, говорили мне родители. И были правы.


Я пошел в отца, он все - от табуреток до телевизора - делал и ремонтировал своими руками. У меня и сейчас дома есть ящик со всякими отверточками, шурупчиками. Времени, конечно, на все не хватает, но по мелочи могу что-то с удовольствием просверлить, починить, подрезать.


Уборка квартиры и чистка обуви для всей семьи были на мне и брате. Когда стал взрослее - я и окна мыл. А в школе, когда я был дежурным по уборке, классный руководитель говорил: "Вот повезет кому-то, когда Платонов женится! Так здорово убирает!". Я и до сих пор с удовольствием это делаю. Вообще я считаю, что к любому труду нужно относиться с интересом, творчески, тогда он будет не в тягость.


Вранье - это мое несчастье. Мама всегда смотрела мне в глаза и говорила: "Вовка, ты же не умеешь врать!" И я действительно все ей рассказывал. Но потом, когда стал взрослее, конечно, научился что-то недоговаривать: есть такие вещи, которые лучше не рассказывать.


Мне не раз было стыдно в детстве: как же я себя безобразно веду! Вот дедушка Ленин никогда так не делал! Он был послушным, умным, всегда поступал правильно! Но по мере взросления появились сомнения - не может же человек быть во всем положительным...


Мужчины не плачут - говорили мне, как и всем мальчикам. Но сохранилось фото, где я, маленький, реву на пеньке. Помню, что очень испугался этого корявого пенька - с какими-то дырками, муравьями. Но вообще "плакса" было очень обидное обзывание, и, конечно, при чужих я не позволял себе плакать.


В детстве я мечтал быть сыщиком, "опером", а попал в прокуратуру следователем. Это совершенно иная работа, ни в каких фильмах она достойно не показана. У нас все делают "менты" - или опохмелившиеся, или готовые вот-вот напиться. Это выдумки. Я расследовал тяжкие преступления - все происходит по-другому. В любом следствии есть мозги, и чем больше мозгов, тем удачнее следствие.


Мы со старшим братом по-прежнему дружны, сейчас вместе помогаем родителям - это святое.


Есть много теорий, как воспитывать детей. Недавно купил книжку, в которой говорится, что не надо детям говорить "нет" - во всех родительских словах должен быть минимум отрицания. Я пока не прочел ее до конца, но прочту обязательно. Есть необходимость.


Когда я воспитываю детей, стараюсь больше им объяснять и никогда не наказывать ремнем. Когда меня за что-то пороли в детстве, я думал: никогда своих детей пороть не буду! И почти сдержал обещание. Мудрость воспитания - в терпимости. Если хочешь сразу врезать - лучше досчитать до 10, понять, что ничего страшного не произошло и найти какие-то понятные, доходчивые слова.


Образование - это масса возможностей, которые открываются перед человеком. Знаю на своем опыте. Считаю, правильно говорят детям: потом делай что хочешь, но чтобы профессия за спиной была. В политике тоже важно, чтобы была возможность сказать: мне все надоело, мне с вами не по пути, я пошел заниматься другим делом, которому учился.


Я стал в четвертый раз отцом и в первый - дедом почти одновременно. Моему ребенку от второго брака - месяц, а у сына недавно родилась дочка. Говорят, что когда отец более умудрен опытом, то он уже по-другому воспитывает детей. Теперь проверю. Пока я этого не понял: сейчас тот период, когда только "агукаешь", моешь, кормишь, одеваешь, раздеваешь, говоришь ласковые слова. Конечно, условия теперь совершенно другие - не надо стирать пеленки (есть "памперсы"!), не надо ничего "доставать", не надо самому иголкой прокалывать дырку в соске, выясняя, того ли диаметра прокол.


Раньше грудного ребенка будили кормить, раз подошло время. Сейчас врачи говорят, что надо кормить, когда он проснется. Мне это нравится больше.


Интуиция - вещь великая, но я глубоко убежден, что для того, чтобы правильно воспитывать ребенка, нужно изучать чужой опыт. Может, не столько для того, чтобы повторить его, сколько для того, чтобы чего-то никогда не делать.


Гены - это какая-то невидимая база, которую невозможно пощупать, но она осязаема и дает какое-то проявление в жизни. А вот воспитание - это все остальное.


Лучшее воспитание - личным примером. Можно, конечно, лежа на диване у телевизора, спросить: когда ты последний раз читал? А можно читать вместе.


Если сразу все кладешь на место - то потом не надо выполнять двойную работу. У нас дома ножницы всегда лежали в одном месте. И если ты брал, то нужно было положить их только туда. В одном и том же месте стоял графин с водой. Это большое удобство - не надо искать. Когда потом меня мои дети спрашивали: где то-то, я всегда отвечал: там, куда ты положил. Правда, иногда, как бывший следователь, подключался к поискам.


Если в доме есть пианино, то ставить цель, что ребенок обязательно должен обогнать Моцарта, наверное, нет необходимости.


Всегда можно подметить, что ваш ребенок делает с удовольствием, а если так, то значит для него это не труд, он может этим заниматься и достигнуть многого в этом направлении. Так и талант может проявиться.


Родители обязаны научить детей быть самостоятельными. Это самое главное.


Лень - это страшная вещь. Детей надо приучать заставлять себя делать то, что нужно. Ребенок должен знать, для чего это нужно, а не просто копать "от забора до обеда".


"Сейчас" не должно длиться больше нескольких секунд: если сейчас - то сейчас.


Каким я хотел бы вырастить своего сына? - Порядочным и смелым.


"Если дети тебя не видят - покажи им справочник, где есть твоя фамилия. Это тоже неплохой процесс воспитания", - говорил мне коллега. Я с ним согласен.


Владимир Платонов,
председатель Московской городской Думы,
кандидат юридических наук, советник юстиции


http://www.platonovvm.ru/smi/article.php

Док. 321158
Перв. публик.: 06.06.06
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 350

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``