В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСГОРДУМЫ: `МОСКВИЧИ ГОТОВЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ ДВОР И СВОЙ ПОДЪЕЗД` Назад
ВЛАДИМИР ПЛАТОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСГОРДУМЫ: `МОСКВИЧИ ГОТОВЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ ДВОР И СВОЙ ПОДЪЕЗД`
В ноябре в центре Москвы прошел знаменитый "Правый марш", все чаще происходят столкновения и преступления на почве национальной нетерпимости . Действительно ли в Москве растет межнациональная неприязнь и что делают городские власти для того, чтобы обезопасить жизнь москвичей корреспонденту "Москвы" Александру ПАВЛОВУ рассказал председатель Мосгордумы Владимир Платонов.


"Преступник не имеет национальности"


Владимир Платонов: Москва - мегаполис, где живет более 10 миллионов человек. Бывают страшные дни, когда в день совершается по шесть и более убийств. Бывают дни, когда, слава богу, никого не убивают. Очевидно, что нам пока не удалось остановить преступность, но говорить категорично о том, что в городе растут националистические настроения, наверное, не стоит. Сейчас в СМИ указывают национальность потерпевших, преступников и даже подозреваемых, что не совсем правильно. Вообще подобная информация о преступлении, пока приговор суда не вступил в законную силу, не должна становиться достоянием СМИ. Раньше газеты не акцентировали внимание на национальности преступника или пострадавшего и, как следствие, было меньше поводов для различных спекуляций. Это мудро для многонационального государства, так как преступник не имеет национальности. В правоохранительных органах до 1996 году учет национальностей преступников не велся. Были данные, конечно, но их можно было найти только в личный карточках учета преступников.


Москва: Что делают столичные законодатели, чтобы остановить рост националистических настроений?


Платонов: Мосгордума еще в 1996 году вышла с законодательной инициативой в Госдуму с предложением принять закон о борьбе с экстремизмом. Документ был внесен с названием "О борьбе с фашизмом". Но позже мы пришли к выводу, что и суть, и название документа надо менять. Властям необходимо бороться с любым экстремизмом - национальным, религиозным, партийным - вид не имеет значения. Надо бороться с идеологией, которая способна причинять людям боль или дестабилизировать общество. Кстати, соответствующие статьи расходов уже есть и в городской целевой программе по профилактике правонарушений на 2006-2010 годы.


"Нелегалов надо легализовывать"


Москва: Многие связывают рост национального экстремизма в Москве с наплывом граждан из бывших республик СССР. Действительно ли количество нелегальных мигрантов скоро приблизится к критической отметке, за которой может последовать взрыв?


Платонов: Эту проблему надо решать и чем скорее, тем лучше. Решить ее можно одним способом - легализовать трудовую миграцию. Гастарбайтеры забирают у москвичей рабочие места, уклоняются от легальной регистрации, не платят налоги и дают взятки должностным лицам, чтобы ее получить. Причем страдают обе стороны. Гастарбайтеры становятся бесправными: они не могут рассчитывать на правовую, медицинскую, социальную помощь. Многих это толкает на преступления. Более 50% зарегистрированный преступлений совершено приезжими. Большинство из них - бытовые: гастарбайтер приехал, денег нет, надо что-то выпить, где-то жить, что-то поесть...


Москва: Но как легализовать многомиллионную армию гастарбайтеров?

Платонов: Опыт есть. В советское время в Москву ежегодно привозили до 200 тысяч рабочих, которых тогда называли "лимитчиками". Для них были созданы нормальные условия работы: временная прописка, возможность получить медобслуживание, комнату в общежитии и, не дай бог что произойдет, пенсию по инвалидности. Нам надо дать приезжим рабочим, причем тем специалистам, которые действительно нужны городу, возможность нормально жить и работать. Конечно, при этом они будут платить налоги в наш бюджет. Эти деньги мы могли бы потратить, скажем, на профессиональную переориентацию москвичей.


Москва: В первом номере "Москвы" мы опубликовали программную статью депутата Мосгордумы Москвина-Тарханова о том, как решить проблему миграции. В частности, он предлагает привлекать наемных рабочих из бывших советских славянских республик. Как вы к этому относитесь?


Платонов: Сейчас это и происходит. К нам едут гастарбайтеры из стран СНГ, а это все бывшие союзные республики, кроме Прибалтийских республик, Грузии и Туркмении. Если запросить статистику окажется, что это именно те регионы, откуда раньше привозили людей по лимиту.


"Правый марш" - это провокация националистических сил"


Москва: В декабре 2005 году на выборах в Мосгордуму впервые участвовали политические партии. Серьезное беспокойство вызвал запрет митингов и массовых мероприятий в канун выборов. Политическая оппозиция обвинила "Единую Россию" в нарушении конституционных прав. С чем этот запрет был связан?


Платонов: Здесь нет никакой политики. Де факто выборы в Мосгордуму по партийным спискам проходили и раньше. Не секрет, что в 1997 году политические силы договаривались между собой. В 2001 году четыре партии - "Отечество", "Единство", СПС и "Яблоко" - с согласия друг друга провели 35 своих депутатов в Мосгордуму, поделив округа, чтобы не создавать ненужной конкуренции. Поводом же для запрета послужила демонстрация 4 ноября 2004 года, которую в прессе назвали "правым маршем", а общественность обвинила власти в попустительстве фашистам и националистам. Буквально через неделю мы провели слушания в Мосгордуме по этому поводу, где выяснили, что подобные провокации могут последовать и в дальнейшем. А "правый марш" - это провокация националистических сил, так как на той демонстрации националистические лозунги появились одновременно с представителями западных телекомпаний.


Москва: Тем не менее, ужесточение городского законодательства, касающегося проведения митингов и массовых шествий, продолжается. По просьбе начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина Мосгордума в данный момент активно работает над законом "Об обеспечении условий реализации прав граждан РФ в Москве на проведение митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирований", запрещающий проведение массовых мероприятий с 23.00 до 8.00. Кроме того, по новому законопроекту организаторы митингов должны визировать у властей все лозунги. Это не политическая цензура?


Платонов: Это инициатива принадлежит не только милиции, но и столичным депутатам, так как сама жизнь подталкивает внести в законодательство соответствующие изменения. Кроме того, Мосгордума вносит в Госдуму свои поправки к федеральному закону, который регулирует проведение массовых мероприятий. Мы считаем, что государство должно гарантировать гражданам реализацию конституционного права на свободу слова и волеизъявления, но мы же должны действовать в интересах всех людей, которые живут в городе. Мы не можем допустить, чтобы шествие привело к трагическим последствиям. Поэтому на митинге должна быть 1000 человек, если организаторы заявили эту цифру, а не десять тысяч, чтобы, скажем, не было давки. Лозунги тоже не могут меняться.


Москва: Пункт нового закона о лозунгах дает милиции право разогнать колонну солдатских матерей, если к ней пристроятся фашисты?


Платонов: Нет. В данном случае с помощью организаторов митинга милиция изолирует посторонних людей. Акцию прекратят только в том случае, если организаторы будут поощрять присутствие посторонних сил. Мы за то, чтобы демократические институты не использовались непорядочными людьми в своих интересах. На Первомай неизвестные люди с националистическими лозунгами попытались присоединиться к митингу коммунистов на Театральной площади, но КПРФ заняло жесткую позицию, изолировав пришельцев с помощью милиции, после чего мероприятие продолжилось. На Западе милиция охраняет митинги, предотвращая столкновения разных политических сил, беря демонстрантов в плотное кольцо. И в этом никто не видит нарушения конституционных прав. Мы добиваемся того же.


"Журналисты писали, что общественники - это стукачи"


Москва: Городская Комплексная программа профилактики правонарушений и безопасности граждан на 2006-2007 годы, которая была принята недавно, поможет борьбе с преступностью и терроризмом?


Платонов: Москве есть чем гордиться - эта программа предусматривает решение практически всех вопросов связанных с безопасностью жизни в городе. В ней очень много направлений. Борьба с преступностью - это не деньги, выделенные на следственные изоляторы, собак или лошадей. Преступность - это явление социальное, поэтому мы выделяем немалые средства на социальную работу с населением. В том числе и с несовершеннолетними, чтобы криминальная армия не пополнялась московскими подростками. Конечно, мы продолжаем поддерживать милицию финансово: профессиональные кадры - это залог успеха и их надо беречь. В милицию пока еще большая текучесть кадров. А в криминальной среде преступники всю жизнь оттачивают свое мастерство. В итоге получается, что мальчишкам приходится противостоять профессионалам в своем деле, в распоряжение которых не часть бюджета, а вся теневая экономика, не законодательная база, а полная свобода действий.


Москва: Полтора года Москву теракты обходят стороной. С чем это связано?


Платонов: Здесь много причин. Более энергично с терроризмом стали бороться чеченские правоохранительные органы с бандитами на местах, уверен, что улучшилась оперативная и агентурная работа наших спецслужб. Заметьте, что в Москве много сделано для профилактики таких преступлений: любое место массового скопления людей - театр, выставка, концерт - оснащены системой металлоискателей. Но самое главное орудие против подобных преступлений - своевременная информация.


Москва: После теракта на Дубровке Москва срочно "рекрутировала" общественных помощников милиции - возродили народную дружину, пункты общественного правопорядка. Эта система работает?


Платонов: Форм сотрудничества граждан с правоохранительными органами гораздо больше. Это - и дежурные по подъездам, и внештатные помощники милиции, и добровольные помощники ГИБДД. Журналисты писали, что пункты сбора активистов общественного правопорядка - место сбора стукачей, но это глупость. За границей, между прочим, на демонстрациях, где участвуют по нескольку тысяч человек, широко привлекается общественность: люди надевали яркие жилеты с соответствующими надписями, чтобы помогать полиции. И никто их не называет стукачами или полицаями. Москвичи, вступив в эти организации, продемонстрировали нам, что они готовы охранять свой двор, свой подъезд.


"На 15 тысяч москвичей будет один нотариус"


Москва: Мосгордума выступила с интересными инициативами, которые должны облегчить жизнь законопослушным и незаконопослушным москвичам. Сначала - о незаконопослушных. Столичные депутаты предложили ввести домашний арест для подсудимых, не представляющих опасность для общества (например, для подследственных по экономическим преступлениям). Закон готов?


Платонов: Мудрость власти не в наказании, а в профилактике. Домашний арест существовал до революции. Скажем, офицеров было принято в большинстве случаев подвергать не тюремному, а именно домашнему аресту: они считали делом чести соблюдать его условия. В современной России эта мера пресечения появилась недавно, но уже активно применяется, и время, проведенное под домашним арестом перед судом, засчитывается в срок заключения. Находится дома перед судом выгодно и подследственным и, что важно, государству: налогоплательщикам не надо платить за охрану, содержание и питание подследственного. Сейчас, конечно, понятия о чести другие, но на нарушителей всегда найдется свои умельцы. Мы предложили надевать арестованным в специальные браслеты, которые будут подавать сигнал, если человек покинет дом и которые нельзя снять.


Москва: Здесь много нюансов. Подследственный имеет право на прогулку. Как быть с этим?


Платонов: Зону можно расширить до пределов двора. Есть и более дешевый способ. Вневедомственная охрана, имеет возможность установить сигнализацию на дверь любой квартиры: перед тем, как выйти на улицу человеку, находящемуся под домашним арестом, придется позвонить в неведомственную охрану, и поставить милиционера в известность о своих планах. По возвращении домой процедура повторится, но в жесткие временные сроки.


Москва: Мосгордума приняла закон о нотариате в Москве. Новый документ поможет москвичам, стоящим в очередях на оформление документов?


Платонов: Закон принимался не для нотариусов, а для москвичей. Новый закон впервые в истории России установили критерии: на 15 тысяч москвичей теперь будет приходится один нотариус. В начале девяностых, когда я занимался проблемами нотариата, в этой сфере была жесткая борьба и были погибшие. Тогда в Москве было всего 300 с лишним нотариусов, которые не хотели появления конкурентов. Теперь управление юстиции по Москве, исполнительная власть и нотариальная палата будут решать, сколько нотариусов нужно городу. Увеличится население - эти три органа решат, на сколько увеличить количество нотариусов. Проблем будет меньше - это точно.
Помимо этого, новый закон вводит еще различные нормы, регулирующие деятельность нотариусов: вводятся единые часы приема, устанавливается, что нотариус обязательно должен иметь свой кабинет, приемную и так далее. Воспользовавшись федеральными нормами, мы упорядочиваем эту важнейшую сферу юридической помощи населению, а значит, тем самым уменьшаем возможности для злоупотреблений и нарушений закона.

http://www.platonovvm.ru/smi/detail.php?ID=1098

Док. 321164
Перв. публик.: 18.05.06
Последн. ред.: 16.06.07
Число обращений: 385

  • Платонов Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``