В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Сметанин: Вопросы остаются, но дело не ждет Назад
Валерий Сметанин: Вопросы остаются, но дело не ждет
Плюсов в реализации нацпроекта "Развитие АПК" много, но и проблем достаточно

Реализация нацпроектов - ответственная работа, которую федеральные власти возложили на региональные правительства, департаменты и простых людей. Задача перед ними стоит поистине фундаментальная. Ведь улучшать положение и в образовании, и в сельском хозяйстве, и в здравоохранении не так легко, как кажется на первый взгляд. Помимо проблем, с которыми сталкиваются федеральные чиновники, на местном уровне существует также масса нерешенностей, которые приходится разгребать уже региональным властям.

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ НАЦПРОЕКТ

Так, например, реализация нацпроекта "Развитие АПК", помимо желания всех причастных к этому делу, имеет еще и много проблем, с которыми столкнулась именно Ивановская область. В Ивановской области сельское хозяйство всегда было в тяжелом состоянии - все-таки почвы в большей степени не такие плодородные, как, например, в черноземной зоне России, регион у нас дотационный, поэтому сводить концы с концами получается не всегда. Мешают те проблемы, без решения которых "здоровой" реализации проекта не получается.
Федеральные власти по мере сил и возможностей поддерживают реализацию нацпроекта на территории Ивановской области. Так в прошлом году на развитие АПК региону было перечислено 77,4 млн. руб. Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2002 году была проведена реструктуризация их долгов. Сейчас требуется проведение новой реструктуризации, которая облегчит работу селянам. Эти меры позволили повысить кредитоспособность сельхозпредприятий, но не в такой степени, в какой хотелось бы.
Подходить к каждому региону с одинаковой линейкой нельзя. Регионы можно сравнить с людьми. Как не бывает двух одинаковых людей, так и каждый регион имеет свои индивидуальные особенности. Разве можно сказать, что сельское хозяйство в Краснодарском крае и в Ивановской области имеет одни и те же проблемы? Конечно же, нет. В любой области найдутся свои трудности, которых избежали соседи. Поэтому и распределение федеральных средств должно быть соответствующим: нельзя выдавать областям, как подачки, несколько десятков миллионов рублей, когда заведомо знаешь, что решающими в корне проблемы они все равно не будут. В разрешении фундаментальной проблемы нельзя обойтись полумерами. И первому Председателю Правительства РФ Д. Медведеву, курирующему нацпроекты, необходимо учесть, что если стоит задача добротно помогать регионам и кардинально исправлять ситуацию в сельском хозяйстве, то подходить к решению этого вопроса необходимо серьезно.
Потому что именно сейчас люди загорелись возрождением села, восстановлением разрушенных ферм и поредевшего стада крупного рогатого скота. Они поверили, что государство действительно заинтересовалось притихшими за долгие годы деревнями и хочет их восстановления. Они жаждут работы, но для восстановления нужны деньги, а их как не было, так и нет. Малых сумм, которые выдают, всегда не хватает. Потому что разделить "денежный пирог", который дарит нам федеральное Правительство, на все фермерские и личные хозяйства невозможно. Достанутся только крошки. Так вы, не скупясь, выделите области 500-800 миллионов на развитие, и вы увидите, как поднимется все и оживет. Ведь в Ивановской области уже есть сдвиги.
Конечно, все равно на селе заметно оживление. Селяне давно мечтали о том, чтобы деревня восстанавливалась молодыми грамотными специалистами, которые бы вложили в нее не только свою душу, но и знания. Потому что многие труженики не могут обращаться с современной техникой. Есть вопросы и с разработкой целых животноводческих и растениеводческих направлений, которые сейчас просто необходимо осваивать. И все это сделать под силу только молодым рукам и светлым умам, которые, к сожалению, не появятся на селе без предоставления им жилья.
Но в этом направлении властями области также проводится работа: подготовлена бюджетная заявка в части строительства и приобретения жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе. В текущем году из областного бюджета предусмотрено выделение средств на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности в сумме 2 млн. рублей, которые можно будет получить в виде субсидий на безвозвратной основе.
Размер субсидий составит до 40 % расчетной стоимости строительства или приобретения жилья. Из федерального бюджета доведены предварительные лимиты в объеме 1,7 млн. рублей. В 2007 году планируется ввод 801 кв. м. жилья и улучшение жилищных условий 12 молодых семей и семей специалистов, которые недавно пришли на село. Заявки поступили пока от 33 молодых специалистов и молодых семей.

ВМЕСТЕ
С ЛЮДЬМИ
Есть и другие проблемы, которые без поддержки Министерства сельского хозяйства РФ также победить нельзя. Так, например, сейчас срок предоставления кредитов по национальному проекту на строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных комплексов составляет 8 лет. Но так как суммы, которые получают заемщики в банке, достаточно большие, то необходимо увеличить срок возвращения кредита с 8 лет до 12-15 лет, особенно по проектам с суммой кредитования свыше 50 миллионов рублей. Так селянину жить будет намного легче, и он сможет эти годы не только "работать на кредит", но и приобретать еще технику, корма, выплачивать зарплату работникам, производить продукцию и получать пусть и небольшую, но прибыль от своего строящегося хозяйства.

ИНИЦИАТИВА
ПОМОЖЕТ
ПРОЕКТУ
Сейчас кредит в банке предоставляется только на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений, но почему-то отсутствует возможность приобретения комплексов. Почему нельзя выдавать долгосрочные кредиты на приобретение животноводческих комплексов, включая долгострои. Ведь это менее затратный способ, чем, например, строительство! Но если уж делать, как говорится, все всерьез и надолго (как это задумало федеральное Правительство), то надо открыть "все границы", разрешить все способы улучшения состояния села. Потому что пользы это принесет намного больше. Ведь у хозяйственников появится выбор.
Предоставление такого кредита даст возможность сохранения имущества слабых и зачастую неплатежеспособных хозяйств. Так как если они разорятся, то при процедуре банкротства их хозяйство могут приобрести крупные собственники, которые будут инвестировать средства в экономику нашей области. Таким образом, можно убить сразу двух зайцев: сохранить хозяйство и привлечь в регион крупного инвестора, который будет возрождать Ивановскую землю.
Для нормального функционирования нацпроекта необходимо создание равных рыночных условий, которых мы сейчас, к сожалению, не наблюдаем. Для сравнения: в 1990 году, чтобы купить 1 тонну дизельного топлива, нужно было продать 200 литров молока, сегодня на те же самые цели требуется уже 2,7 тонны молока. На приобретение одного трактора в 90-м году нужно было реализовать 10 тонн молока, а сегодня - 55 тонн. Нужно поддерживать местного производителя и ограничивать ввоз импортных продуктов. Тогда все сельское хозяйство будет расцветать.
Получается, что в нацпроекте много несомненных преимуществ, которые местные власти улавливают и стараются не упустить. Но есть и проблемы, которые федеральному Правительству не видны невооруженным взглядом. Они выявляются только на местном уровне, тогда, когда их начинают опробовать на деле, на конкретном примере. И уже тогда возникают методы постепенного реформирования сложившейся системы реализации нацпроекта. И метод проб и ошибок, который применяют местные власти, самый действенный и правильный, потому что проблему сразу можно скорректировать и поправить все огрехи.

Екатерина Поливанова, газета "Иваново-Пресс" No 24 от 12 июня 2007 года


Док. 323867
Перв. публик.: 12.06.07
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 321

  • Сметанин Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``