В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пискунов: Вице-премьер Иванов приступает к реформе `оборонки` Назад
Александр Пискунов: Вице-премьер Иванов приступает к реформе `оборонки`
Вице-премьер Сергей Иванов, уже длительное время осуществляющий военную реформу, судя по всему, приступил и к реорганизации оборонной промышленности. Суть предполагаемых изменений в том, чтобы подчинить работу ВПК нуждам российской армии, скоординировать реформы армии и военно-промышленного комплекса.
Пока же, как отмечают многие военные эксперты, российский ВПК живет достаточно обособленной жизнью. Как заявил "Военно-промышленному курьеру" аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, в то время как руководство Минобороны "проделало огромную работу по систематизации взглядов на характер будущих войн, форм и методов современной вооруженной борьбы, перспективную дислокацию и облик российских Вооруженных Сил, перспективы "оборонки" в концептуальном плане просматриваются слабо". По мнению аудитора СП, регулярно проверяющего оборонные расходы госбюджета, в отечественном ВПК "ведомственные и внутрикорпоративные интересы зачастую ставятся во главу угла как при решении вопросов кооперации производства, так и при формировании директорского корпуса. В результате, при резком увеличении расходов на государственный оборонный заказ, темпы роста объемов продукции снижаются, а цены по ряду образцов оружия превышают мировые".
Сейчас речь идет о том, чтобы за Минобороны четко закрепить функцию осуществления единой военно-технической политики как составной части политики военной. Пока же, как признают эксперты, военное ведомство в значительной мере идет в своей военно-технической политике на поводу у ВПК. Тот же А.Пискунов отмечает, что на Минобороны необходимо возложить "реализацию научно-технических заделов в части формулирования тактико-технических требований и тактико-технических заданий к средствам вооруженной борьбы, а не только в части технических предложений от промышленности по модернизации и развитию традиционных видов вооружения".
За последние 15 лет отечественный ВПК пережил немало реформ, единственным бесспорным результатом которых стало лишь то, что этот комплекс уже перестал быть "избыточным". Вскоре после ликвидации в 1997 году министерства оборонной промышленности все отрасли ВПК были поделены между пятью государственными оборонными агентствами. Над этими ведомствами, обладавшими, кстати, довольно ограниченными полномочиями, стоял Минпром во главе с вице-премьером И.Клебановым, вырабатывавший общую политику реорганизации ВПК. Сводилась она к тому, чтобы на базе "оставшихся в живых" оборонных предприятий создать несколько десятков крупных холдингов, которые бы со временем стали самодостаточными с экономической точки зрения и потому взяли бы на себя в значительной мере функции "самоуправления" оборонным комплексом.

Под эти цели была разработана соответствующая федеральная целевая программа с немалым объемом бюджетного финансирования, которая, впрочем, была успешно провалена. Фактически единственными примерами успешной интеграции в "оборонке" стали холдинги, созданные при непосредственном участии отнюдь не Минпрома и правительства, а президентской администрации ("Сухой", "Алмаз-Антей").
В 2004 году с затеей холдингостроения фактически было покончено. Оборонные агентства (кроме Роскосмоса) расформировали, почти вся "оборонка" перешла в ведение Роспрома. Его глава Борис Алешин, кстати, не раз уже сетовал, что курировать едва ли не всю отечественную промышленность, включая ВПК, - задача прямо-таки непосильная.

И вот назревает новая реформа оборонной отрасли. Пресса уже успела оповестить о чуть ли не возрождении Миноборонпрома. Эксперты, впрочем, относятся к этому варианту достаточно скептически, хотя и не отвергают его полностью. Тот же А.Пискунов говорит, что сейчас рассматривается вопрос о выделении из состава Минобороны органа управления, ответственного за формирование и реализацию государственного оборонного заказа по типу американского ARPA (Advanced Research Projects Agency). Скорее всего, возрастет роль и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, возглавлять которую будет пока премьер Михаил Фрадков, а не Сергей Иванов, как об этом сообщалось ранее.
Кстати, не только в США, но и во многих других странах общую военно-техническую политику производителей вооружений определяют в первую очередь военные ведомства. У нас же "оборонкой" в той или иной мере руководят сейчас сразу несколько государственных структур: Минобороны в лице службы вооружений (она разрабатывает гособоронзаказ), подведомственная тому же Минобороны федеральная служба гособоронзаказа (она контролирует его выполнение) и Роспром (ответственен за производственно-экономическое состояние оборонных отраслей). Ну, а при семи няньках, как известно, дитя остается без присмотра.

www.km.ru

29.11.2005


Док. 324254
Перв. публик.: 29.11.05
Последн. ред.: 22.06.07
Число обращений: 366

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``