В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ответы Президента РД на вопросы иностранных журналистов, заданные в ходе встречи 20 марта 2007 года Назад
Ответы Президента РД на вопросы иностранных журналистов, заданные в ходе встречи 20 марта 2007 года
Суссана Нинивара, газета "Хельсингин саномат" (Финляндия):
- В Москве очень распространено мнение, что ситуа&-ция с безопасностью в Дагестане хуже, чем в Чеченской Республике. Так ли это на самом деле?

Муху Алиев: - Проблема безопасности суще&-ствует и в Дагестане, и на Северном Кавказе, и в России. Она существует и в европейских странах, США и других странах мира. Но почему-то обращают внимание только на Северный Кавказ, на Чечню, на Дагестан. Я думаю, что нет никаких оснований для таких заявлений. Обычно так говорят люди, которые стремятся выдать желаемое за действительное. Но я хочу их разочаровать: ничего подобного здесь нет! В этом вы можете сами убедиться во время своего пребывания в республике. Конечно, совершаются преступления, в том числе различными террористическими организациями, подпитываемыми из-за рубежа. Но с этими проблемами сталкивается весь мир. Сегодня на Северном Кавказе и в Дагес&-тане общественно-политическая ситуация позволяет любому инвесто&-ру свободно прийти и работать здесь с минимальными политическими рисками. Самые заинтере&-сованные люди в том, чтобы в Чечне была стабильность, - это мы, соседи - дагестанцы. Если там беспокойно - и здесь хорошо не будет, и наоборот. У нас в республике можно и работать, и жить, и строить. В Дагестане живут десятки тысяч чеченцев, которые еще не вернулись в Чечню. Значит, здесь не так уж и плохо, если они живут в Дагестане.

Стивен Бойкевич, Агентство "Франц-пресс" (Франция)
- Какую роль должен играть ислам в политической и социальной жизни республики и как бороться с религиозным экстремизмом?

- В Дагестане более 80% населения испо&-ведуют ислам. Здесь есть и христианство, есть и иудаизм. Во время посещения Дербента вы сможете побывать в Соборной мечети. Кстати, в эти дни у нас находится боль&-шая делегация Совета муфтиев России.
Ислам в Дагестан пришел с VIII века. Отсюда он начал рас&-пространяться по России. Он играл и играет самую положительную роль в жизни Дагеста&-на, в объединении наших народов, укреплении их дружбы. У нас самые добрые, хоро&-шие отношения с предста&-вителями мусульманского духовенства. Органы государственной вла&-сти и местного самоуправления оказывают им всестороннюю поддержку.
В Дагестане сейчас функционирует около 2 тысяч мечетей, в одной только Махачкале более 70 мечетей. Если посчитаете, такого количества мечетей нет даже во всем соседнем Азербайджане. В республике свыше 14 исламских вузов, выходят три исламские газеты, на дагестанском телевидении два раза в неделю идут передачи, которые готовит Духовное управление мусульман Дагестана. На хадж в прошлом году выехало из Дагестана более 13 тысяч чело&-век. У нас проживают много известных и уважаемых в мусульманском мире шейхов.
Однако после развала Советского Союза, открытия всех границ, в республике начали появляться сторонники так называемого "чистого ислама". Вначале это были иностранные миссионеры, а потом и наши молодые люди, прошедшие учебу в ряде ближневосточных стран. Это привело к конфликту, столкновениям между сторонниками традиционного и "чистого" ислама. С ваххабистами, с теми, кто не признают конститу&-цию, органы власти, мы открыто боремся и будем бороться, потому что их идеология - это идео&-логия войны, и они признают только язык автоматов. Именно с идеологией ваххабизма были связаны войны в Чечне и нападение в 1999 году на Дагестан банд международных террористов. По их трактовке, в светском государстве нет места исламу. Но эта идеология не подходит дагестанскому народу, не отвечает его интересам. Дагестанский народ и духовенство будут с ним активно бороться. Внутри ваххабизма очень мало людей, осознанно отстаивающих его принципы. Основная масса - люди, не нашедшие себя в этой жизни, и если мы им не помогаем, не поддерживаем, они пополняют ряды боевиков. Поэтому мы снова возвращаемся к экономическим вопросам, к необходимости создания новых рабочих мест, особенно для молодежи. Этим можно выбить базу у радикальных, экстремистских течений и религиозного экстремизма.

Олег Болдырев, телерадиокомпания "БИ-БИ-СИ" (Великобритания):
- В одном из своих интервью Вы использовали фразу "зоологический период". Что Вы имели в виду и что Вы можете рассказать о борьбе с коррупцией в Дагестане?

- Коррупция есть во всем мире, даже в самых развитых странах. Бесспорно, есть она и в России, и в Дагестане. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются и дагестанские предприниматели, и инвесторы, собирающиеся вкладывать свои средства в развитие экономики Дагестана.
Ликвидировать коррупцию как явление невозможно. Но максимально ограничить ее масштабы и ареал распространения - вполне реально. Для этого нужно проводить соответствующую кадровую политику, принимать на работу не воров, а нормальных чиновников, с которых потом и спрашивать. Во-вторых, должна быть открытая, доступная и прозрачная власть, понятная своему народу. В-третьих, должны быть развитые институты гражданского общества, в первую очередь, средства массовой информации, которые не пропустят ни одного факта коррупции. И, наконец, нужны высокопрофессиональные правоохранительные органы, которые сами не были бы заражены коррупцией.
К глубокому сожалению, все эти составляющие в Дагестане находятся на стадии формирования, очищения и реформирования. Вступая на эту должность, я столкнулся с каким-то "зоологическим периодом", когда надо было для решения вопросов пользоваться силой, мускулами, а не умом, способностями или политическими дискуссиями. Вы спрашиваете, я отвечаю. Но если я не могу ответить, я же не должен в вас стрелять.
Мы выбирали открытым голосованием 526 глав муниципальных образований, депутатов 516 сельских собраний, выбирали глав районов и городов, республиканский парламент. Около 16 тысяч человек использовали свое пассивное избирательное право. Да, во время выборов имели место ряд инцидентов, в том числе и трагического характера. Да, это очень плохо, но это же не означает криминализацию всей общественной жизни, когда в республике проходят такие многоуровневые выборы.
Разве можно проводить выборы там, где неспокойно, нестабильно? Как правило, во время любых выборов существующие проблемы обостряются. А в Дагестане проблем много. Республика многонациональная, и здесь есть практически любая известная в мире проблема межнациональных отношений. Это проблемы коренных народов, разделенных народов, малочисленных народов, вынужденных переселенцев, беженцев, проблемы репрессированных и депортированных народов и т.д. Вот в маленькой Бельгии три народа, тоже много проблем, может, они решаются более цивилизовано, чем здесь, где 14 коренных народов и 16 этнических групп. Вот нам предстояло избрать парламент, в котором все титульные народы были бы представлены. При этом федеральный закон не содержит механизма регулирования этих вопросов. Но нам надо обязательно учитывать этот момент, так как если все народы Дагестана не будут представлены в республиканском парламенте, значит, будут сомнения в его легитимности. Мне представляется, что при всех этих сложностях мы выдержали экзамен и достойно вышли из ситуации.

Адриана Юреа, телевидение Румынии (Румыния):
- Как вы считаете, насколько для рядово&-го дагестанца важна та или иная партийная идеоло&-гия или партии образуются чисто по этнонациональному признаку?

- В этом году три региона - Санкт-Петербург, Московская область и Дагестан - впервые в России про&-водили выборы по пропорциональной сис&-теме. Это тоже говорит о том, что ситуация в республике относительно стабильная. Это очень сложно - проводить выборы по пропорциональной системе в условиях Да&-гестана, при отсутствии механизма федерального регулирования национальных отношений. Я хочу сказать - и это не только мое впечатление - у нас еще нет политических партий в полном смысле этого слова. Нынешний период - это только период зарождения и укрепления партий. А если говорить о выборах, то это была не борьба идеологий, программ, идей, направленных на улучшение экономики, общественной жизни, это больше была борьба между конкретными личностями.
Что касается самих партий, то один из выводов прошедшей избирательной кам&-пании заключается в том, что нам необходимо вне&-сти серьезные поправки в законодательство о партиях. Наверное, чтобы человек избирался от какой-нибудь партии, он должен находиться в ее рядах определенный срок. А у нас человек смотрит не на саму партию и ее программу, а на то, насколько легче ему будет пройти в парламент. Что касается второго вопроса, то у нас нет мононациональных партий, так как для того, чтобы пройти в парламент, за партию должны проголосовать во всем Дагестане, а не только в одном районе.

Адель Смис, Агентство "Франц-пресс" (Франция):
- Когда вы пришли к руководству республикой, в вашей программе в качестве основных задач были упомянуты снятие с должностей коррумпированных чиновников и тех силовиков, которые используют чрезмерно жестокие меры в борьбе с террористами. Какова поддержка Федеральным центром ваших инициатив в борьбе с негативными явлениями в обществе?

- Для того чтобы бороться с любым явлением, его надо обозначить. Я сказал, что коррупция - это беда, с которой надо бороться. Конечно, еще рано делать оптимистические выводы и говорить, что мы ее победили. Но считаю, что мы находимся на правильном пути. И тем, кто говорит, что ничего не изменилось, хочу напомнить, что в прошлом году впервые за последние де&-вять лет были возбуждены уголовные дела и осуждены руководители муниципальных органов власти. Был осужден на восемь лет глава районной администрации. Возбуждены уголов&-ные дела на одного из исполняющих обязанности прокурора района, еще десятки дел на работников вузов.
Но я считаю, что это только начало. Повторяю, победить коррупцию очень трудно, но для того чтобы максимально минимизировать ее, нужно, чтобы заработали все ин&-ституты государства и гражданского общества.
Что касается терроризма и террористов, то в своем Послании Народному Собра&-нию РД я говорил о том, что нам в своей работе надо перенести акцент с силовых методов на профилактику терроризма. Надо проанали&-зировать корни, выявить причины возникновения терроризма, в том числе соци&-ально-экономические, и духовные. Хочу сказать, что серьезные изменения про&-изошли в Дагестане. Если в 2005 году по сравнению с 2004 годом было совершено в пять раз больше терактов, то в 2006 году их число сократилось на 66%, по сравнению с 2005 годом. Это значит, что лучше стали работать правоохранитель&-ные органы, больше стало с них спроса, координации в их работе, взаимодействия с общественностью. В то же время успокаиваться рано, по&-тому что и в этом году имели место дерзкие преступления. Мы знаем, что хотя террористическое подполье серьезно ослаблено, но террористы не успокоились, не успокоились и их покровители за рубежом. Мы должны быть начеку, и в этом направлении мы получаем полную поддержку из федераль&-ного центра. Не было случая, чтобы Президент России, Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, другие федеральные министерства и ведомства нам отказывали, наоборот, они нам очень активно помогают. Если сравнить бюджет Дагестана 2007 года с бюджетом 2006 года, инвестиционные программы и всю ту помощь, которую оказывает федеральный центр, то эти показатели в три раза больше, чем в прошлом. Но я считаю, что поддержка будет более действенной, если мы сами будем работать хорошо.

Герман Краузе, радио АРД (Германия):
- Как Вы оцениваете заявление Геннадия Зюганова о том, что в ходе выборов в парламент Дагестана были допущены фальсификации?

- У Зюганова и любого, кто проигрывает, должно хватить мужества не только критиковать избирательную систему и выборы в Дагестане, но и самому критично посмотреть на себя, на то, как работает его партия. Многие высказывания Зюганова о массовой фальсификации выборов в Дагестане и каком-то терроре - это настоящая демагогия. Ничего подобного здесь не было. В республику приезжали представители КПРФ, они имели возможность ознакомиться с тем, что происходит в республике.
После окончания выборов представители многих партий, в том числе КПРФ, "Патриоты России", ЛДПР представили ряд протоколов со своими претензиями, замечаниями и заявлениями о нарушениях. Избирательная комиссия РД их проверила. Все нарушения были исправлены. Да, нарушения были, но это не основание, как того требовала партия СПС, для отмены или переноса выборов.
По моим данным, и КПРФ, и "Патриоты России" преодолели 7-процентный барьер. Сегодня я встречался с лидерами всех партий - и с теми, кто выиграл, и теми, кто проиграл, - и спрашивал, есть ли у них претензии. Они их высказали, однако все подписали обращение о том, что выборы в целом прошли в соответствии с российским избирательным законодательством, допущенные нарушения устранялись, согласились с общей оценкой выборов и пообещали, что на выборах в Государственную Думу ФС РФ постараются допускать меньше нарушений. Если подвести итоги выборов, то можно сказать, что этот тяжелый экзамен мы выдержали и сделали шаг вперед в развитии демократии, формирования основ гражданского общества в республике. Мне представляется, что пришли обновленные кадры, люди, которые готовы решать задачи, стоящие перед республикой в ближайшие 4 года.

Дэвид Науэр, газета "Тагес ун Цайгер" (Швейцария):
- Расскажите об инвестициях в дагестанскую экономику, есть ли среди инвесторов иностранцы? Какая часть республиканского бюджета дотируется из Москвы?

- Да, есть и зарубежные, и отечественные инвесторы. В области освоения шельфа Каспийского моря, где, по оценке ученых, есть и нефть, и газ, активно работает немецкая компания "Винтерсхалл" совместно с российской компанией "ЛУКОЙЛ". Некоторые социальные объекты на территории Дагестана - это объекты, которые построила немецкая компания. В этом году запланировано освоить миллиард рублей на разведку нефти и газа на севере Дагестана.
"Лукойл" в основном работает на Каспии. В этом году эта российская компания тоже начнет изыскательские и геолого-разведывательные работы на шельфе Каспия.
Подписан договор с французской компанией "Стайнхёрти" о строительстве стекольного завода. Председатель Правительства РД Шамиль Зайналов подписал соглашение с одной из китайских фирм о строительстве в республике цементно-помольного комбината.
И зарубежным, и отечественным компаниям в республике есть работа и в сфере производства строительных материалов, и возведения малых ГЭС. Так, с еще одной французской компанией "Микадими" подписано соглашение о проектировании и привлечении инвесторов для строительства малых ГЭС. Это очень хороший проект, авторами которого являются дагестанские энергетики. Малые ГЭС по проектам наших ученых строятся не только в Дагестане, но и за его пределами.
Консолидированный республиканский бюджет РД составляет 33 млрд. рублей. Из них собственные налоговые и неналоговые поступления составляют около 7 млрд. рублей. У нас высокодотационный регион. Но в прошлом году мы собрали налогов на 1,6 млрд. рублей больше, чем в 2005 году, и наша задача выйти из группы высокой дотационности, в которую Дагестан попал из-за войны в Чечне. Нам даже пришлось перенести железную дорогу в обход Чечни, потому что никто не мог по ней ехать с 1994 по 1998 год. Вся экономика республики обвалилась из-за этого. Из-за войны в Чечне нам пришлось перенести газопровод, линии электропередач. Республике, по оценкам специалистов, война в соседней Чечне обошлась минимум в 11-12 млрд рублей. Если нет экономики, нет и налогов. Нет значительных налоговых поступлений и от одной из главных отраслей народного хозяйства республики - сельского хозяйства. Задача органов государственной власти и местного самоуправления - поднять экономику, привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, расширить налоговый потенциал.

Метте Риса, газета "Афтеннпостен" (Норвегия):
- Собирается ли Дагестан быть более независимым от Москвы?

- Мы никогда не собирались и не собираемся быть независимыми от Москвы. Это противоречит нашей политике, мы один из субъектов российского государства. И в начале 90-х Дагестан был одной из немногих национальных республик, не объявивший о своем суверенитете. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов говорил: "Дагестан добровольно в состав России не входил и добровольно из ее состава не выйдет".
Что касается контроля за природными ресурсами, вопросов собственности, конечно, случаются споры о том, кому что принадлежит - федеральному центру, республике или муниципальному образованию. Но эти вопросы мы решаем нормально, цивилизовано, в рабочем порядке. И пока не было прецедентов, чтобы вопреки интересам Дагестана Москва принимала какие-то решения.

Александр Белявский, радио Румынии (Румыния):
- Какие сейчас отношения между Дагестаном и Чечней? Играет ли "чеченский фактор" какую-нибудь роль в жизни Дагестана?

- У нас и во время войны были хорошие взаимоотношения с Чечней. В 1994 году во время первой чеченской войны более 200 тысяч чеченских беженцев жили в домах у дагестанцев. Причем дагестанцы не требовали за это ни одной копейки, ни от государства, ни от кого-либо. В 1994 году мы считали, что нельзя силой решать этот вопрос и не допустили введение федеральных войск через дагестанскую границу. Нет у нас с Чечней и спорных вопросов - ни территориальных, ни каких-либо иных.
Нападение на Дагестан, которое было совершено в 1999 году, - это вина не чеченского народа, а тех бандитов, международных террористов, засевших тогда в Чечне. Они рассчитывали, что и Дагестан смогут втянуть в сферу своего влияния. Нападение было совершено в горных районах, где не было ни войск, ни пограничников, и дагестанский народ дал отпор этим бандитам. Отношения между Дагестаном и Чечней нормальные, но чеченский фактор, конечно, сказывается. Однако сегодня ситуация в соседней республике меняется к лучшему. Мы заинтересованы в том, чтобы дела там шли хорошо, чтобы чеченские беженцы, проживающие в Дагестане, смогли вернуться к себе домой. Сегодня в Чечне работает большое количество дагестанских строителей, помогает строить жилье, восстанавливать объекты.

Тесса Шишковиц, журнал "Профиль" (Австрия):
- А Ваши отношения с Рамзаном Кадыровым тоже хорошие?

- Да. В Дагестане лучше знали отца Рамзана Кадырова - первого президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова, и он хорошо знал Дагестан. Он принес извинения дагестанцам за то, что в 1999 году бандиты с их территории напали на Дагестан. Мы с уважением относимся и к выбору депутатов чеченского парламента и Президента России. И будем все делать, чтобы помочь и Президенту Чечни, и чеченскому народу в деле восстановления республики.




20.03.2007
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=131&p=documents&categ=7

Док. 328795
Перв. публик.: 20.03.07
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 457

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``