В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Президента РД Муху Алиева агентству Интерфакс, 20 марта 2007 года Назад
Интервью Президента РД Муху Алиева агентству Интерфакс, 20 марта 2007 года
Выборы в Дагестане стали серьезным испытанием для региона, важным шагом в развитии демократии, формировании основ гражданского общества

Муху Гимбатович, выборная компания, прошедшая в 14 субъектах федерации, в Дагестане сопровождалась скандалами, покушениями на чиновников и политиков, похищениями кандидатов в депутаты. С чем связано такое обострение ситуации, на Ваш взгляд?

Эти выборы стали серьезным испытанием для республики, для всех органов государственной власти, муниципальных образований, для всех избирательных комиссий. В этот период мы все работали с максимальной нагрузкой. И хочу отметить сразу, что экзамен этот мы выдержали. Сделан важный шаг вперед в развитии демократии, формировании основ гражданского общества. Что касается скандалов, преступлений, они, к сожалению, имели место, но их было значительно меньше, чем в любые предыдущие выборы, хотя по сложности нынешние выборы ни в какое сравнение не идут с теми, которые проходили у нас в постсоветское время.
Похищен кандидат в депутаты Народного Собрания Омар Магомедов, пока правоохранительные органы не располагают данными о его судьбе. Было совершено покушение на главу регионального отделения партии "Патриоты России" и на министра внутренних дел республики. Совершенно очевидна цель всех этих преступлений - накалить общественно-политическую обстановку в Дагестане накануне выборов, а если удастся, то и сорвать их. Но организаторам этих преступлений не удалось достичь цели, и дагестанцы не поддались на провокации, продемонстрировав высокую политическую и избирательную активность.
Много говорилось о скандальной ситуации вокруг СПС, по поводу снятия партии с выборов. Проблемы у них возникли в ходе регистрации, и представители СПС обратились в суд. Верховный суд на республиканском, а затем и федеральном уровне, подтвердил правомочность принятого избиркомом Дагестана решения о снятии СПС с выборов. Руководители этой партии на федеральном уровне первыми закатили истерику, что в Дагестане выборы надо перенести, отменить. Во-первых, это не дело федеральных партий, какими бы авторитетными они ни были. Во-вторых, не мешало бы более критично относиться к себе и к своим региональным отделениям.
Хочу еще раз подчеркнуть: независимо от всех трудностей, ошибок, отдельных преступлений, имевших, к сожалению, место, в целом выборы у нас прошли в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством. Ситуация в республике стабильная, и прошедшие выборы это еще раз наглядно продемонстрировали.

Чем примечательны были эти выборы для Вашей республики и как Вы оцениваете их итоги?

Дагестан, как уже говорилось, впервые проводил такие сложные, совмещенные, четырехуровневые выборы. Мы выбирали 525 глав муниципальных образований, поселений. На эти места претендовало более 2 тысяч человек, причем все главы поселений выбирались всенародно.
Мы выбирали 513 сельских собраний. За мандаты депутатов в них боролись более 6 тыс. 700 человек. Мы выбирали глав муниципальных образований районов и городов. И здесь была очень жесткая конкуренция. Мы выбирали депутатов всех райгорсобраний. И здесь на эти мандаты претендовало более 3 тыс. человек. И, наконец, мы выбирали новое, реформированное Народное Собрание. Раньше в Народном Собрании был 121 депутат, сейчас будет 72. Выборы эти впервые в республике проводились по партийным спискам на пропорциональной основе. И, заметьте, все это происходило в один день.
Было еще одно новшество. Впервые в трех самых крупных городах республики - Махачкале, Дербенте и Хасавюрте, на которые приходится примерно 25% избирателей, - на выборах была апробирована новая система обработки бюллетеней (КОИБы).
По предварительным итогам голосования можно говорить, что в парламент республики прошли три партии: "Единая Россия", "Справедливая Россия" и "Аграрная партия". Немного не дотянули до 7% КПРФ и партия "Патриоты России". Тем не менее, у них еще есть шанс преодолеть 7-процентную отметку. Надо дождаться окончательных результатов.

КПРФ недовольна исходом выборов и заявляет о фальсификации итогов по Дагестану. Насколько такие утверждения соответствуют действительности?

Довольных проигравших редко где можно найти. Заявления лидеров компартии о том, что в Дагестане попирают демократию, руководство республики разрушает сложившийся политический баланс сил, что в день выборов шла массовая фальсификация итогов - это демагогия. Только фантазеры, полностью оторванные от земли и от того, что происходит в регионах, могут позволить себе разглагольствования о возможности в Дагестане из-за выборов событий, аналогичных событиям начала 90-х годов в Чечне. Видимо, их ничему не научил Дагестан 1999 года.
Что касается конкретных нарушений, допущенных на отдельных избирательных участках, то избирательное объединение компартии представило эти данные лишь 14 марта к концу дня. То же самое без крика, шума сделали и "Патриоты России". Их предварительное рассмотрение в республиканской избирательной комиссии показало, что в целом ряде случаев, действительно, допущены грубые нарушения. По ним будут приняты все необходимые меры. Возможно, оба эти избирательные объединения преодолеют 7% барьер. Но мы будем разбираться с каждым нарушением и привлекать к ответственности виновников. Кстати, прокуратурой республики возбуждены три уголовных дела. Никто не уйдет от ответственности. Мы будем подводить итоги этих выборов, чтобы на будущих выборах не повторились те нарушения, которые имели место. Но эти недостатки не меняют в целом общей картины и общих результатов.

Муху Гимбатович, учитывая столь сложные выборы, как с точки организации, так и с точки зрения проведения, какие проблемы выявились?

Есть проблемы, и одна из них, на мой взгляд, достаточно серьезная. Речь идет о том, что региональные отделения партий мало чем отличаются друг от друга по своим программам и идеологии. Поэтому избирателям зачастую трудно сориентироваться. У многих кандидатов в депутаты слабое представление о предвыборной агитации как конкуренции программ, политических проектов, концепций о путях развития республики, решении назревших социально-экономических вопросов.
Агитация, пропаганда в основном велись на личностном уровне с обещаниями решить наболевшие вопросы поселений, районов и т.д. С другой стороны, несовершенство законодательства дает возможность для разного рода конъюнктурщиков из числа политиков менять партийную принадлежность. Утром он может быть в одной партии, в обед в другой, а вечером в третьей. То есть каждый ведет себя исходя из того, где ему выгодней и проще получить мандат депутата. Такой порочной практике, нам представляется, надо положить конец. Если человек состоит в конкретной партии, то должен состоять в ней хотя бы два-три года, иначе вся эта беготня из одной партии в другую просто дискредитирует саму партийную систему.
Другой не менее важный, особенно с учетом национальной специфики республики, момент. У нас проживают представители 102 национальностей, из них 14 имеют конституционный статус. Федеральное законодательство в части выборов совершенно игнорирует этот аспект и не содержит никакого механизма, позволяющего учитывать уникальную в плане национального многообразия особенность республики. Раньше при проведении выборов мы могли пользоваться квотами и регулировать вопросы национального представительства в парламенте. Если в дагестанском парламенте не будут пропорционально представлены все наши коренные народы, то он не будет легитимным.
Ни один субъект РФ не сталкивается с этой проблемой, тем более столь остро, как мы. Многие, в том числе в Государственной думе, Совете Федерации, руководители партий не понимают важность этого вопроса для Дагестана. Дагестан стоял, стоит и будет стоять на дружбе всех наших народов. Странно, что отдельные московские политики или журналисты не только не хотят это понять, но и позволяют себе объявить национальные отношения архаичным явлением. Нельзя игнорировать реальность только потому, что она не отвечает твоим представлениям о ней. Для Дагестана такой подход опасен вдвойне, потому что представляет угрозу делу сохранения единства и целостности республики. Новый федеральный закон не содержит никакого механизма, позволяющего нам как-то вмешаться в этот вопрос, как я уже говорил. Видимо, исходили из того, что принятие закона для всей страны делает несущественным учет интересов одного субъекта. Но тем, кто так думает, не следует забывать, что Дагестан - это самая большая республика на Северном Кавказе, это самая многонациональная республика в стране, это поликонфессиональная республика, это приграничная республика, граничащая с пятью государствами, в том числе по суше с Грузией и Азербайджаном. Это республика, все еще испытывающая огромные социально-экономические и политические трудности переходного периода. Это республика, к которой приковано внимание многих зарубежных антироссийских сил, желающих раскачать тут ситуацию и делающих в этом плане ставку прежде всего на этнические и конфессиональные проблемы. А проблем много. Здесь живут и коренные, и малочисленные, и разделенные, и репрессированные, и депортированные народы, беженцы и вынужденные переселенцы. Это, если хотите, Россия в миниатюре.
Федеральный законодатель, грубо говоря, отмахнулся от всех этих проблем: дескать, разбирайтесь сами. Вот и приходится разбираться. И помогают нам здесь только традиции и культура межнационального общения наших народов, умение и желание согласовывать свои интересы. Решать эти вопросы в ходе выборов, обеспечить представительство всех народов - пожалуй, самая большая трудность на этих выборах. И мы в основном справились с этой задачей. Дагестанский парламент будет небольшим по количеству депутатов, но компактным, ответственным органом, представляющим все народы Дагестана и нацеленным на решение больших социально-экономических и политических задач, стоящих перед республикой.

Став год назад руководителем республики, Вы кардинальным образом изменили кадровую политику, проведя чистку в госструктурах. Стали проводить конкурсы по избранию чиновников на ту или иную должность. Не испытываете ли Вы противодействия со стороны тех, кто в результате остался не у дел?

Я не проводил никаких кадровых чисток. Действительность такова, что республика испытывает трудности с подбором кадров. Надо признать, что сегодняшние кадры во многом не обеспечивают выполнение тех задач, которые стоят перед Дагестаном. Мы начали самым серьезным образом заниматься формированием кадрового резерва, с одной стороны, с другой, на каждую вакантную должность стараемся подбирать людей не по знакомству или протекции, а через открытые конкурсы. Таким образом, мы должны обеспечить приток талантливых, порядочных и чистоплотных людей во власть. Немаловажно и то, что подобный подход позволяет нам постепенно отойти от кланового и непрофессионального подбора кадров. Конечно, это требует немалых усилий, терпения, но я убежден, что будущее именно за такой политикой.

Полпред президента в Южном федеральном округе считает коррупцию одной из главных проблем Северного Кавказа. Вы согласны с этим?

Это серьезная проблема и бич не только для нашего региона, но и для страны в целом. По степени опасности для государства, это, может быть, зло сегодня не меньшее, чем терроризм или религиозный экстремизм. Действенным средством борьбы с коррупцией является правильная кадровая политика, а также максимальное привлечение институтов гражданского общества и СМИ, открытость и прозрачность властей. Бездействие властей, а то и прямое укрывательство органами власти, правоохранительными органами преступников - одна из главных причин широкого распространения экономических преступлений, взяточничества и других негативных явлений в нашей жизни. Очень важную роль призваны играть в борьбе с коррупцией правоохранительные органы. Пока они не демонстрируют готовность бороться энергично с этим злом. И мы, конечно, не должны долго беспечно взирать на происходящее. Мы завершаем работу над антикоррупционной Программой и в ближайшее время утвердим ее. В прошлом году возбуждены уголовные дела на ряд руководителей муниципальных образований, один глава администрации осужден за взяточничество на 8 лет, осуждены отдельные работники правоохранительных органов, работники вузов. Но это только первые шаги.

Многие главы субъектов считают, что вертикаль власти должна распространяться и на мэров городов. Губернаторы должны иметь право их назначать и отстранять от должности. Ваше отношение к этой идее?

Глав муниципальных образований следует избирать, и я в этом убежден. Нельзя отходить от принципа выборности. Хотя у нас тоже есть немало противников такой системы. Их можно понять, поскольку зачастую эти выборы проходят с применением "грязных" технологий, их результат не всегда справедлив. Сегодня куда тяжелее дать дорогу умному, талантливому, порядочному человеку, чем остановить какого-либо состоятельного, но совершенно бестолкового кандидата в мэры, накопившего богатство отнюдь не благодаря своим знаниям и умениям. Люди это понимают, отсюда недовольство и желание назначать мэров.

Муху Гимбатович, как расценивать Ваши высказывания относительно того, что вы выступаете против усиления роли ислама в жизни республики при том, что Дагестан является мусульманской республикой, где большинство исповедуют именно ислам?

Я первый раз слышу, что я выступаю против роли ислама. Никогда ничего подобного я не говорил. Я выступал и выступаю против религиозного экстремизма. Это совсем другое дело.

Выборы - позади. Каковы Ваши первоочередные планы?

Выборы - не самоцель. Я уже говорил о том, что у нас они охватили практически все уровни органов муниципальных образований и парламент. Обновленные органы власти должны очень многое сделать в предстоящие годы, прежде всего, сохранить и поддержать общественно-политическую стабильность, способствовать дальнейшему оздоровлению общества. Если бы в республике не было такой стабильности, мы не в состоянии были бы проводить сами выборы. Перед нами стоит задача провести на должном уровне выборы и в Государственную думу.
Огромная работа предстоит по развитию экономики, реализации инвестиционных проектов, которые мы в прошлом году демонстрировали на многих выставках, презентациях. 2007 год должен стать годом начала активного притока инвестиций в развитие республики. И он станет, вне всякого сомнения, таким. Развитие экономики, улучшение социальных условий жизни людей, обеспечение безопасности и благосостояния народа - главное в нашей политике.



20.03.2007
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=130&p=documents&categ=7



Док. 328796
Перв. публик.: 20.03.07
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 425

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``