В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Президента РД Муху Алиева председателю ГТРК `Дагестан` Назад
Интервью Президента РД Муху Алиева председателю ГТРК `Дагестан`
Уважаемый Муху Гимбатович! Прошло 100 дней Вашего президентства. Для республики это были, прямо скажем, волнующие дни. А Вам что больше всего запомнилось?

АЛИЕВ М.Г.
Самое главное, мне кажется, заключалось в том, чтобы определиться с основными приоритетами развития республики на ближайшее время, я имею в виду Послание Народному Собранию, потому что вопросов и проблем очень много. Из огромного количества этих вопросов надо было отобрать те, которые являются наиболее актуальными и требуют первоочередного решения, наибольшего внимания органов государственной власти, общественности. Вот их определение было наиболее сложным за этот период, и, мне представляется, судя по тому, как в целом Послание воспринято, мы эти болевые точки прощупали и верно определили основные направления развития республики. Если органы государственной власти, муниципальные образования, средства массовой информации, общественность поймут, поддержат, мы общими силами постараемся решить те задачи, которые там сформулированы. Я думаю, что мы шаг вперед сделаем и в социально-экономическом развитии, и в улучшении общественно-политического климата в Дагестане.

Хавчаев С.А.
Да, общество, действительно, с большим энтузиазмом восприняло, хотя все понимают, что вы очень непростую программу наметили. Иного и не дано. Кстати, в Послании Вы говорили, что Вы противник закрытых методов руководства, что должно быть больше открытости. Что в этом плане сделано и что Вы намереваетесь делать?

АЛИЕВ М.Г.
Дело заключается в том, чтобы с учетом специфики Дагестана переложить все это на нас с вами и таким образом сформулировать этот курс, т.е. курс, который можно назвать так: власть должна быть открытой, прозрачной, доступной народу, она должна быть нравственной. Это курс на уважение закона, права, на максимальное участие дагестанцев в управлении своими делами, на поддержку институтов гражданского общества, на искоренение бюрократизма, взяточничества, коррупции.

Хавчаев С.А.
Муху Гимбатович, Вы и до этого, будучи Председателем Народного Собрания, очень много внимания уделяли становлению гражданского общества в Дагестане, понимая, что без опоры на общество практически ничего невозможно сделать в Дагестане. Я думаю, Вам этот опыт пригодится. Как Вы считаете, какое все-таки сейчас состояние нашего общества, приблизилось ли оно к тем идеалам, которые Вы для себя наметили?

АЛИЕВ М.Г.
Прежде всего, и ранее я это хорошо понимал, и сегодня еще больше понимаю, что ни одну из тех задач, которые сформулированы в Послании, невозможно решать административными мерами. Да, они очень нужны, необходимы, и в этом плане я стараюсь делать то, что возможно, но одними административными мерами, без широкой поддержки институтов гражданского общества, без широкой поддержки народа совершенно невозможно реализовать ни экономические программы, ни решить социальные вопросы, тем более -невозможна борьба с коррупцией, злоупотреблениями и так далее. Я в этом еще больше убедился по истечении ста дней, видя реакцию отдельных сил во властных структурах, муниципальных образованиях, правоохранительных органах и так далее. Поэтому направление на поддержку институтов гражданского общества будет одним из важнейших направлений нашей работы. Мы имеем сегодня Уполномоченного по правам человека, это был еще один шаг вперед, мы имеем проект закона "Об общественной палате". Но, хочу сказать, что институты гражданского общества, которые сегодня есть в Дагестане, очень далеки еще от того, чтобы они могли контролировать власть, могли играть ту роль в жизни обще6ства, которую должны. Поэтому, с одной стороны, им надо помочь расти, не мешать, всячески поддерживать, с другой стороны, и сами они должны как бы не на привязи у власти находиться, а все больше и больше по мере своего развития, созревания, брать в свои руки все то, что должны делать эти институты.

Хавчаев С.А.
Вы уже затронули тему борьбы с коррупцией, я добавил бы сюда и теневую экономику, которая буквально тянет экономику Дагестана на дно. Есть более четко осмысленная программа?

АЛИЕВ М.Г.
Отмечу: тот курс, о котором я говорил, с одной стороны, прост, а с другой стороны, реализовать все это чрезвычайно сложно, потому что в Дагестане довольно высокий уровень коррумпированности и теневой экономики, превышающий критический предел, который допустим. Естественно, сопротивление со стороны отдельных органов власти и со стороны отдельных должностных лиц, и муниципальных образований, и правоохранительных органов и многих других - большое. Возможно, сопротивление будет расти. Это вопрос далеко не простой.
Что касается каких-то конкретных результатов, если результатами считать, скажем, какие-то возбужденные уголовные дела, наказанные люди, снятые с работы и т.д., то примеры есть. Хотя в нашей практике в прошлом, как известно, не было, чтобы человека сняли с работы за несвоевременную выплату зарплат учителям, врачам, бюджетникам и т.д. Три работника на уровне районов сняты с работы только за этот факт - за несвоевременную выплату зарплаты. Возбуждены уголовные дела в районах: в Кумторкалинском, Докузпаринском и т.д. Но хочу отметить, что эти и другие примеры связаны не столько с активными действиями органов государственной власти, муниципального образования, сколько с действиями населения, письмами, обращениями граждан, взяты на контроль. Поэтому сегодня, я бы сказал, большую активность проявляют рядовые люди, граждане, которые заинтересованы в наведении порядка, укреплении законности. Показательные цифры: за три месяца я получил 930 писем, а за три месяца прошлого года в адрес Государственного Совета поступило всего 300, т.е. в три раза выросло количество обращений граждан. Налицо заинтересованность людей в проведении избранного курса, и проводить его надо, опираясь на граждан, опираясь на население, которое в подавляющем большинстве заинтересовано в наведении порядка, опираясь на институты гражданского общества. Необходимо сделать все максимально возможное, чтобы нейтрализовать, сломить сопротивление тех, кто будет мешать этому курсу.

Хавчаев С.А.
Муху Гимбатович, Вы взяли за практику и поездки в районы, Вы уже побывали в ряде районов, изучали ситуацию на месте. Что просят люди прежде всего при встречах с Вами, при общении с Вами: декларируют общие призывы "Давайте вперед, мы с Вами", или есть конкретные рекомендации, конкретные факты. Вы чувствуете реальную поддержку снизу?

АЛИЕВ М.Г.
Есть все. Есть то, о чем Вы говорите: и общая словесная поддержка, и общие надежды. Но, я считаю, не это самое главное, а главное - конкретные предложения, конкретные идеи. Их тоже много. Много конкретных людей, которые пишут, предлагают, предостерегают, присылают те или иные материалы для развития экономики, для решения социальных вопросов, которые в свое время не находили разрешения. Пусть эти предложения во многом какие-то утопические, но важен сам факт такого обращения. Пишут ученые, присылают свои книги, свои какие-то разработки. Я хочу сказать, что в целом я чувствую доброе отношение и желание помочь, поддержать. Во многих случаях это желание ограничивается заверением на словах, но на сегодняшнем этапе, когда идет, может быть, первый круг, первый этап такой работы, и обсуждение Послания позади, нам нужна более конструктивная работа по выявлению механизмов реализации озвученных идей.
Хавчаев С.А.
Нельзя тут не упомянуть и ситуацию, - я даже не скажу с преступностью, - с тем, что продолжаются взрывы, покушения на известных людей. Вы в Послании очень четко обозначили, что тут не только внешние факторы, больше - внутренние. Вы продолжаете придерживаться этой линии? Что делается для того, чтобы искоренить эту базу?

АЛИЕВ М.Г.
Да, я глубоко убежден в том, что, с одной стороны, внешние силы проявляют большой интерес к Северному Кавказу, и, прежде всего, к Дагестану. Дагестан сегодня находится в центре внимания внешних сил, потому что это самая большая республика и по площади, и по численности населения, и расшатать Северный Кавказ невозможно, не расшатав Дагестан. Внешнее воздействие, действительно, остается, и, может быть, оно будет нарастать. Но не это определяющий фактор. Я глубоко убежден, что мы можем нейтрализовать любое внешнее воздействие, если у себя дома будем наводить порядок, и будем нормально работать. И по истечении отрезка времени сказать, что мы по-прежнему сегодня больше боремся с террористами, а не с терроризмом, и задача, поставленная в Послании, не выполняется, в том числе и правоохранительными органами, потому что насилия в республике все-таки много. Всплеск насилия, может быть, не такой, какой был в прошлом году, терактов совершенно в два раза меньше, убитых меньше, чем в прошлом году, но сам факт, что они есть, умирают люди, убивают милиционеров, людей, привлеченных в республику для оказания помощи, говорит о том, что в целом задача не выполняется. Значит, те причины: и социально-экономические, и духовно-нравственные, и идейно-политические, которые лежат в их основе, - по-прежнему остаются. Мне кажется, что тут надо усилить работу правоохранительным органам. Нам надо утвердить программу предупреждения преступности. Такая программа сейчас находится в работе, так же как и Антикоррупционная программа. То есть, преступность это такое дело, против которого мы всем обществом должны ополчиться. Что касается правоохранительных органов, они должны делать гораздо больше, чем они сегодня делают. В плане борьбы с экономическими преступлениями сегодня никаких сдвигов не вижу

Хавчаев С.А.
То, что в последнее время налоги стали лучше собирать, - это, как Вы думаете, разовый всплеск или тенденция?

АЛИЕВ М.Г.
Это, я думаю, тенденция. Налоги стали лучше собирать и, я думаю, что не только налоги лучше стали собирать. Скажем, по реализации нацпроектов мы тоже за последнее время сделали немало. Если взять, например, проект по сельскому хозяйству, за полтора месяца сделали больше, чем за пять предыдущих месяцев. Такая активность есть. Хотя, должен отметить, что высокая коррумпированность этих структур, самих контрольных органов, в том числе в налоговых органах, органах местного самоуправления, органах государственной власти не позволяет пока раскрыть весь налоговый потенциал, которым республика располагает. Еле-еле вытягиваем на уровень выполнения плановых заданий, при этом десятки районов только на 50-60 процентов выполняют эти задания. В сегодняшней газете "Дагестанская правда" эти данные опубликованы, каждый район, каждый город может посмотреть. Считаю, что должна значительно добавить в этом отношении наша столица Махачкала, у нее нет никаких оснований не выполнять плановых заданий, почти половина суммы приходится на город. Не выполняют планы и многие другие города, многие районы. Предстоит большая работа. Мы не шесть миллиардов, которые запланированы, - и семь миллиардов могли бы в этом году собрать. Но все стараются доказать, что и шесть миллиардов много, хотя я убежден, что это чепуха. Мы располагаем такой налогооблагаемой базой для того, чтобы гораздо больше собирать налогов. Это показатель состояния экономики. Какое имеют значение достигнутые темпы роста, если нет налогов, если в результате нет денег, и республика будет оставаться высоко дотационной? Ведь только оттуда берутся деньги и на увеличение зарплаты, и на социальную поддержку и т.д. Это один из серьезных вопросов. С одной стороны, там дела как будто поправляются, что достигается исключительно методом администрирования сверху. Пока в должной мере не подключились ни муниципальные образования в подавляющем большинстве, ни органы государственной власти. На последнем совещании у меня с заместителем Председателя Правительства, с Председателем Правительства был разговор на эту тему и о том, что необходимо еще и еще раз проанализировать налогооблагаемую базу республики. Подписан указ Президента об этой базе и о том, как выводить на свет "черную" зарплату, как уменьшить вал проверок, координировать работу контрольных, надзирающих органов, чьи бесконечные проверки мешают развитию предпринимательства, привлечению инвестиций в республику. А без них развивать республику, особенно экономику, будет невозможно.

Хавчаев С.А.
То есть необходимо создать привлекательные условия и для малого бизнеса, и для среднего, - для тех, кто не в Дагестане обеспечивает налоговую базу, а прямо скажем, в соседних регионах.

АЛИЕВ М.Г.
Совершенно правильно. Для того чтобы поддержать малый бизнес, мы должны уйти от практики, которая распространилась в нашей республике. Чтобы зарегистрировать предприятие, надо чуть ли не годами. А у наших соседей в Краснодарском крае это делают за два-три дня. Поэтому у нас малые предприятия уходят в тень, не платят налоги. Многие не хотят платить налоги и выходить, потому что боятся контролирующих органов. Там ведь налоги не такие большие. Если бы не произвол контролирующих организаций, правоохранительных органов, то обстановка была бы другая. Но уверен, что обстановка будет другая. Ведется работа по составлению графика проверки бюджетных и других организаций по линии Прокуратуры, в течении июня эту работу должны завершить. Я думаю, что такой беды с проверками, какая сегодня есть, не будет в республике.

Хавчаев С.А.
Этот вопрос упирается в другой. Идет практически борьба за умы молодежи. Каковы перспективы молодежной политики, удастся ли вырвать ее из лап, скажем, наших противников?

АЛИЕВ М.Г.
Среди неработающих большинство составляют молодые люди. Я говорил в своем Послании и на последующих многих мероприятиях, конечно, нам надо в этой части учитывать опыт террористов, умеющих вести идеологическую работу. Наши идеологи не работают. Мы выделяем Министерству по национальной политике, информации и внешним связям РД 131 млн. руб. в год из бюджета. Это немалые средства с учетом нашей ситуации. А если посмотреть коэффициент полезного действия: сколько человек мы оторвали от той категории населения, которая живет плохо, скольким молодым людям мы помогли найти работу, - результат не удовлетворяет. Поэтому оценивать работу муниципальных образований, свою собственную работу мы должны не по количеству проведенных заседаний, совещаний, мероприятий, передач, а по тому, сколько человек мы сегодня трудоустроили, сколько человек из них получают нормальную зарплату, на которую он мог бы содержать семью. В этих целях Министерством труда и социального развития республики разработаны специальные формы по занятости населения, которые направлены во все районы, чтобы в каждом сельском поселении, каждом районе, ее заполнили, регулярно отчитывались о вновь созданных рабочих местах, условиях, созданных для молодых людей. Это очень важно. С другой стороны, где-то около тысячи человек, по данным Министерства внутренних дел РД, находятся на учете не как террористы, а как состоящие в различных группировках, связанных с террористами. Ведь у всех есть своя так называемая малая родина: есть район, есть село, близкие, родственники. И мне представляется, наша задача - вырвать максимальное количество молодых людей из этой среды, потому что абсолютное большинство из них, я глубоко убежден, туда попали не потому, что они такие убежденные борцы против Российского государства, или против своей собственной родной республики. Зачем им это? Во многих случаях они попали туда из-за произвола властей, из-за бюрократизма, из-за отсутствия работы, отсутствия сносных условий жизни и так далее. Если мы об этом будем не только говорить, но действовать, начиная с руководителей сельских поселений, которые, кстати сказать, немаленькую зарплату получают, если бы они наладили для начала этот учет и начали бы создавать рабочие места, хотя бы в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК", когда каждое личное подсобное хозяйство может получить кредит, - государство субсидирует процентную ставку, - тогда можно было бы видеть реальный сдвиг в этом направлении. Есть реальные пути помощи нашим гражданам. Такой возможности как сейчас, возникшей благодаря программе реализации национальных проектов, у нас раньше не было. В этом плане нам надо работать. И сами эти люди должны понимать, что нет никакой перспективы сегодня, в 2006 году, бороться с государством. Может быть, когда-то, в середине 90-х годов, можно было еще на что-то рассчитывать, но государство не слабеет с годами, оно укрепляется. Пример - последние контртеррористические операции, которые носят наступательный характер. Правоохранительные органы знают боевиков пофамильно, знают их адреса, и рано или поздно они их найдут, правда, в некоторых случаях с такими жертвами, как было недавно в Кизилюрте, Хасавюрте. Дорогой ценой приходится уничтожать или ловить террористов. Зная, что это бесперспективное дело, дагестанцы должны бы прекратить сеять горе и смерть и среди своих близких, и среди своих земляков
Я считаю, что если те, которые объявлены в розыск, - а их не так уж много в Дагестане,- добровольно сдадутся, признаются в совершенных ими преступлениях, можно было бы найти как-то общий язык в духе наших дагестанских традиций с родственниками пострадавших, убитых и т.д., и выходить с предложением об амнистии. Договорившись здесь, предварительно получив добро своего народа, мы могли бы выйти с таким предложением. Я думаю, что в центре поддержали бы нас, тем более, что разыскиваемых не так много в Дагестане. Эти группировки известны. В каждом районе, в каждом населенном пункте их по нескольку человек. Часть их них никакого отношения к каким-то делам не имеют, ничего не совершили, они просто от страха скрываются, потому что боятся сдаться. Недавно в Унцукульском районе был такой своеобразный прецедент, когда обратились старейшины села и предложили: так как наши дети ничего не совершили, они ни в чем не виноваты, но находятся в оперативной разработке, есть беспокойство за их судьбу, - может быть, мы как-то условимся сделать им соответствующее внушение и не преследовать их. Предложение было встречено нами с пониманием. Эта работа, на мой взгляд, правоохранительными органами выполнена, по крайней мере, частично. Почему этого нельзя делать в отношении других ребят, которые ничего не совершили? Если даже какие-то преступления ими были совершены, тоже есть маневр для работы. Я имею в виду, если был убит человек или были совершены другие преступления, с каждым случаем надо разбираться, но в целом считаю возможной постановку вопроса об амнистии перед Президентом Российской Федерации, если мы здесь достигнем согласия общественности, своего народа.

Хавчаев С.А.
Инициатива унцукульцев очень своевременна, поэтому, я думаю, она найдет поддержку во всем дагестанском обществе, тем более, что Вы, как Президент, поддерживаете ее.
В связи с Посланием Президента Российской Федерации вопрос об оборонке. Очень многие руководители оборонных заводов жалуются, что несмотря ни на что, не поступают в Дагестан оборонные заказы, очень мало перепадает от этого оборонного пирога.

АЛИЕВ М.Г.
Что касается оборонного заказа, надо отметить, что в последние годы доля этих заказов растет. В прошлом году по сравнению с позапрошлым годом и в этом году по сравнению с прошлым увеличилось количество оборонных заказов. Заключено соглашение между Правительством РД и соответствующим ведомством в г. Москве. Отдельные предприятия республики довольно активно, инициативно работают в этом плане. Я хочу сказать, что делать ставку только на оборонные заказы и находиться в ожидании - будет или не будет оборонный заказ, сидеть, сложа руки, нельзя, и руководители предприятий это понимают. Поэтому мне представляется, что нам нужно максимально перестраивать наше машиностроение, обрабатывающую промышленность на выпуск той продукции, которая будет пользоваться спросом и в Дагестане, и в соседних регионах. Правительство сейчас работает над этим. В свое время мы начинали и забросили вопросы, связанные с капельным орошением, с выпуском той техники, которая нужна для агропромышленного комплекса нашей республики. Ведь это важнейшие направления развития Дагестана, развития агропромышленного комплекса. На наших заводах сейчас ведется работа по возвращению к этому вопросу и налаживанию выпуска такой продукции. Поэтому оборонные заказы надо наращивать. В этом отношении Кизлярский электромеханический завод, предприятие "Сапфир", "Дагдизель" хорошо работают. Но еще раз хочу отметить, что все-таки нам надо работать на конечную продукцию, которая будет пользоваться спросом в республике и будет конкурентоспособной. У нас целый ряд руководителей почти восстановили уровень объемов 1990 года, например "Авиаагрегат". Там хорошая зарплата, хорошие заказы, выпускается конкурентоспособная продукция. Сейчас на Петербургский экономический форум везем продукцию на выставку. Но, к глубокому сожалению, не все идут в ногу со временем, не все еще поняли, что это рыночная экономика. Нельзя только жаловаться, надо пользоваться теми возможностями, которыми сегодня располагают страна и республика. Все находятся в одинаковых условиях. Сегодня надо быть хорошими менеджерами, надо активно выставлять на выставках свою продукцию, демонстрировать ее. Там, где есть площади, думать, как эффективнее использовать их.

Хавчаев С.А.
Муху Гимбатович, так как нашу программу будут смотреть все телезрители и Северного Кавказа, и Южного Федерального округа, вопрос: Вы довольны степенью интеграции по горизонтали, внутри нашего округа? Какие резервы здесь есть?

АЛИЕВ М.Г.
Я думаю, что нет ни одного руководителя нашего округа, который был бы доволен интеграцией. Странное дело - мы много говорим, а интеграции нет. Каждый себе строит аэропорт. Зачем? Можно было бы использовать, я не говорю обязательно наш аэропорт, но он находится в наиболее удобном, выгодном положении. Не дело же, имея действующие аэропорты, еще строить. Каждый, у кого есть выход на море, старается построить морской порт. Калмыкия строит себе, Астрахань строит себе, у нас есть морской порт, который и с тем, и с другим справился бы. Или, скажем, сегодня наша республика имеет такое поголовье крупного и мелкого рогатого скота, которого нет ни в одном субъекте Российской Федерации. Но у нас нет совершенно никакой переработки. Можно сказать, ничтожная доля переработки, если сравнить с советскими временами. Есть отдельные предприятия, но их еще называть собственно предприятиями нельзя. Почему бы общими усилиями не наладить эту работу? В прошлом были известные трудности, связанные с войной и т.д. Но время изменилось. Или еще вопрос: в республике столько шерсти, что не знают, куда ее девать, что с ней делать. Почему бы не перерабатывать ее каким-то образом? Таких примеров можно привести много. К сожалению, разговоров больше, чем дела. Сейчас, по-моему, появляются такие возможности для интегрирования нашей экономики в рамках Южного Федерального округа, и нам надо добиваться этого, стремиться к максимальному использованию нашего потенциала в интересах развития юга России и страны.
Что касается руководителей, я практически всех их знаю, они все, или подавляющее большинство из них, были членами Совета Федерации в одни годы. Мы ежемесячно общались, со всеми добрые хорошие отношения, думаю, мы будем заключать договора с ними о развитии экономики, культуры, возобновлять те, которые ранее были, но сроки которых истекли. Это очень важно, чтобы со всеми соседями, всеми субъектами Южного Федерального округа у нас были нормальные хорошие отношения и контакты. Они есть, но их надо с учетом сегодняшней обстановки поднять на новый уровень, на новую высоту.

Хавчаев С.А.
А теперь о главном. Казалось бы, демографическая проблема для Дагестана не так остро стоит, как в целом для России, но, тем не менее, она во многом для нас присуща, потому что вопросы материнства, детства, здоровья нации - это очень острые проблемы для нас.

АЛИЕВ М.Г.
В Дагестане нет такой остроты в этой проблеме, как в стране. Если в целом в стране на 700-800 тыс. человек идет убыль населения, то у нас налицо ежегодный рост населения. И мне очень странно, что по итогам первого квартала этого года по сравнению с прошлым годом С.Ильяшенко показывает, что на 15 % уменьшился естественный рост населения. Каким образом это происходит, только он знает. У нас такой остроты нет в этом вопросе. Хотя должен сказать, что по сравнению с 80-90-ми годами тенденция к уменьшению населения в Дагестане тоже имеет место. Поэтому все те меры, которые намечены в Послании Президента и, наверное, будут реализованы через нормативно-правовые акты, должны способствовать улучшению ситуации в этой сфере в нашей республике. У нас есть другие проблемы, связанные со здоровьем подрастающего поколения, с условиями жизни, с зарплатой и так далее. Еще раз повторяю, по рождаемости проблем и трудностей нет, мы в лидерах находимся на территории Российской Федерации. Но у нас есть другие опасения: как бы федеральный центр не пошел в этом вопросе по такому пути, по которому они пошли по вопросу о детских пособиях: сами платите из своего бюджета. Если эти проблемы начнут перекладываться на субъекты, как выплата пособий, конечно, это будет несправедливо и неправильно, поскольку такой подход будет направлен против тех субъектов Российской Федерации, в которых есть нормальная рождаемость. Поэтому и за тем, и за другим нам надо следить.

Хавчаев С.А.
Спасибо, Муху Гимбатович. Удачи Вам не только в эти 100 дней, но и на протяжении всего Вашего президентского срока.


Хавчаев С.А. - председатель ГТРК "Дагестан"
31.05.2006
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=110&p=documents&categ=7

Док. 328849
Перв. публик.: 31.05.06
Последн. ред.: 29.06.07
Число обращений: 386

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``