В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пискунов: Персоны власти Назад
Александр Пискунов: Персоны власти
15-21 января
Сенсацией недели стало задержание в США бывшего управделами президента России, а ныне госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина. Это было сделано по просьбе швейцарских властей, расследующих факты отмывания денег и взяточничества российскими официальными лицами, связанными с местными компаниями.
Бородин попался действительно глупо. После прекращения российской прокуратурой всех уголовных дел и расследований по нему и его окружению, он явно потерял осторожность и обрел самоуверенность. Сказалось, видимо, и тщеславие: все-таки съездить в Вашингтон на инаугурацию президента Буша, хотя бы и по частному приглашению, - серьезный пиаровский ход, как бы реабилитирующий его в общественном мнении и увеличивающий его политический вес.
Бородин и советники не учли два важных обстоятельства. Во-первых, в последнее время существенно возросла координация действий западных властей в борьбе с отмыванием незаконно полученных денег. По настоянию швейцарцев фамилия Бородина фигурировала, видимо, не только в иммиграционных компьютерах США, но и других стран, где он также неминуемо был бы задержан.
Во-вторых, Бородин переоценил свой статус как дипломатического лица. Союз России и Белоруссии не признан в ООН в качестве международной организации, и, следовательно, дипломатический иммунитет Бородина - не более чем фикция. Кроме того, этот иммунитет по международному праву действует только при выполнении официальной функции, а Бородин поехал фактически по личному делу. И, наконец, Бородин воспользовался не дипломатическим, а общегражданским паспортом, что вообще снимает с повестки дня вопрос о его дипломатической неприкосновенности.
Показательна сдержанная реакция российских властей на этот инцидент. Обещая Бородину поддержку и помощь, они в целом воздержались от острых политических выпадов и традиционных обвинений в "антироссийской провокации со стороны враждебных сил в США". Правда, некоторые депутаты в Думе попытались учинить истерику в связи с задержанием Бородина, но вот опрос, проведенный либеральной газетой "Сегодня", показывает, что 90 процентов респондентов считает, что он должен быть выдан Швейцарии.
Характерно и то, что президент Путин не выступил с каким-либо заявлением по проблеме, как бы дистанцировался от нее, хотя Бородин долгое время был его непосредственным начальником и покровительствовал его карьере. Разумеется, Путин как бывший первый зам Бородина много знает о его деятельности. И в этом главный смысл прекращения дел против бывшего управделами: слишком много нежелательного для власть предержащих они могли вынести на поверхность.
Но и Бородин в деликатном положении. Если произойдет его экстрадиция швейцарским властям, ему придется давать показания по многим деликатным вопросам, затрагивающим высших лиц России. А предотвратить утечку такой информации силовыми методами, как это делается у нас, в Швейцарии вряд ли удастся. Тогда возможен большой скандал, способный сильно скомпрометировать нынешнего президента.
Тем временем в правительстве возник конфликт вокруг выплаты долгов Парижскому клубу. Премьер Касьянов недвусмысленно дал понять о невозможности выплаты долга. На это немедленно отреагировала немецкая сторона, наиболее заинтересованная в получении долга. По словам статс-секретаря германского минфина Кох-Везера, "если Россия не расплатится с долгами Парижскому клубу, ее участие в "большой восьмерке" может быть прекращено".
Экономический советник президента Путина Андрей Илларионов выступил с резкой критикой позиции правительства, настаивая на скорейшем погашении задолженности западным государствам-кредиторам. "Отказ страны платить по своим долгам мало чем отличается от бытового хулиганства", сказал Иллалионов. К числу источников погашения долгов он относит золотовалютные резервы Центробанка, продажу пакетов акций госсобственности, дополнительные доходы в бюджете.
В конфликт между Касьяновым и Илларионовым был вынужден вмешаться сам президент. В конечном итоге была найдена компромиссная, хотя и труднореализуемая формула: Россия будет выполнять свои обязательства по долгам Парижскому клубу в полном объеме без ущерба для экономики и социальной политики. Как это сделать не знает, пожалуй, никто. В одобренном бюджете денег на долги Парижскому клубу в требуемых объемах не выделено. Крайним оказался вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: ему и поручено в две недели удовлетворить всех: и западных кредиторов и российских бюджетников. Получится ли?
В российских общественных кругах назревает беспокойство в связи с наступлением власти на базовые свободы. Свидетельством этого стал прошедший в минувшую субботу Всероссийский чрезвычайный конгресс в защиту прав человека. Известный правозащитник Сергей Ковалев отметил, что в России "тихими техническими приемами" начинается отступление к тоталитаризму. В числе вопиющих нарушений свободы личности он назвал чеченскую войну, произвол со стороны правоохранительных органов, не приемлющих гражданского контроля. Ковалев также критиковал курс руководства страны на сближение с "недемократическими режимами".
Даже официальный государственный уполномоченный по правам человека коммунист Олег Миронов заявил, что ситуация в сфере прав человека в России характеризуется как неудовлетворительная. А лидер "Яблока" Григорий Явлинский раскрыл механизм осуществления власти нынешней администрацией: он назвал ее действия "специальной операцией", осуществляемой либо через вербовку отдельных политиков, либо через проведение "активных мероприятий" (то есть, дискредитацию, нажим и т. д.) против тех, кто не согласен с Кремлем.
Правые силы продолжают усилия по созданию влиятельной общероссийской партии, которая объединила бы всех сторонников правового государства, рыночной экономики и подлинной демократии. На совещании координационного совета Союза правых сил было решено учредить новую партию на съезде 26 мая и избрать единого председателя (вместо нынешней практики сопредседательства). Предполагается, что им станет Борис Немцов. Девяти организациям, входящим сейчас в СПС, предложено самораспуститься.
Совещание СПС определило и некоторые свои политические позиции. Фактически, было констатировано, что поддержка Путина не носит безоговорочного характера. По заявлению Ирины Хакамады, "Правые будут лояльны Путину в зависимости от его поступков; правительство будет поддержано в тех мерах, в некоторых его курс соответствует принципам демократии". Однако правые не исключают и перехода в оппозицию, если Путин встанет на путь авторитаризма и воссоздания имперских атрибутов.
Среди международных новостей в центре внимания был, разумеется, приход к власти в Вашингтоне республиканской администрации Джорджа Буша-младшего. Большинство комментариев, связанных с будущим российско-американских отношений при новой администрации не отличается оптимизмом. Считается, что Буш и его окружение будут занимать более жесткую позицию по отношению к России, чем Клинтон, и решительно реагировать на ее действия, противоречащие национальным интересам США.
Особым "фактом риска" считается твердая приверженность Буша планам развертывания национальной противоракетной обороны. В Кремле считают, что именно это обстоятельство, ведущее к развалу Договора о ПРО 1972 года, станет главным "камнем преткновения" в двусторонних отношениях. Есть разные варианты решения этой проблемы. "Голуби" склоняются к тому, чтобы Москва смягчила свою позицию по ПРО. Так, например, депутат Госдумы генерал Александр Пискунов, известный эксперт по контролю над вооружениями, считает, что Договор о ПРО 1972 года отражает атмосферу подозрительности, царившую в годы "холодной войны" и многие его положения требуют коренного пересмотра с учетом новых реалий. Со сменой руководства в России и США открывается возможность заключения вместо Договора о ПРО-72 новых договоренностей на основе единого понимания необходимости поддержания режима нераспространения. Одновременно новый договор мог бы содержать положения, конкретизирующие предназначение стратегической ПРО.
Вывод Пискунова: американскую систему ПРО можно будет эффективно использовать только для перехвата единичных ядерных ракет и на стратегическую стабильность она не влияет. России бояться американской ПРО нечего.
Но есть и другие, "ястребиные", точки зрения. Генерал Владимир Дворкин, начальник Института минобороны, отвечающего за планирование применения ядерного оружия, считает, что в ответ на развертывание американской национальной ПРО будет необходимо резко повысить способность российских стратегических ядерных сил (СЯС) преодолевать территориальную ПРО и скорректировать структуру СЯС. По его мнению, возможно снятие ограничений на совершенствование межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М" или совершенствование морской баллистической ракеты РСМ-54. На них может быть значительно увеличено количество боезарядов и средств преодоления ПРО.
По словам Дворкина, "это сделает ПРО противника (слово явно из лексикона "холодной войны") малоэффективной". Дворкин убежден, что эти "асимметричные" меры вполне приемлемы по финансовым затратам для сегодняшней России. Однако это его убеждение вызывает глубокие сомнения. Военный бюджет и так на пределе, а включение в него дорогостоящих стратегических программ грозит крахом федерального бюджета в целом. Еще политика "асимметричных мер" Горбачева в 1980-е годы показала, что в военном и количественном отношении они бесперспективны, зато в экономическом плане привели страну к катастрофе.

Copyright © 2001 ЭРФОЛЬГ-АСТ
erfolg1@cityline.ru
01.01.2001


Док. 329825
Перв. публик.: 01.01.01
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 353

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``