В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев. Парламент и президентские приоритеты развития России Назад
Геннадий Селезнев. Парламент и президентские приоритеты развития России
(в связи с Посланием Президента Российской Федерации
В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации
16 мая 2003 года)

Мое отношение к посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации определяется прежде всего тем, что это - важная конституционная норма, направленная на обеспечение взаимодействия между главой государства и парламентом. Как известно, пункт "е" статьи 84 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации "обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства". Начиная с 1994 года законодатели ежегодно собираются в Мраморном зале Кремля на совместное заседание палат Федерального Собрания.

В качестве Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации мне довелось участвовать в ведении уже восьми совместных заседаний, на которых заслушивались послания Президента Российской Федерации. При всей внешней схожести порядка ведения этих заседаний каждое из них отличалось своей внутренней драматургией, окрашенной спецификой соответствующей общественно-политической обстановки в стране и мире.

В этом году в потоке комментариев, предвосхищавших президентское послание, нередко проскальзывало то, что, поскольку это послание будет озвучиваться Президентом только в мае, оно, мол, уже не сможет выполнять свою функцию программного документа главы государства на весь текущий год. Между тем, как свидетельствуют специалисты по российскому конституционному праву, в нашей Конституции нет никаких временных рамок для осуществления Президентом этого своего полномочия. А самое главное в том, что, как показывает практика всех последних лет, президентские послания Федеральному Собранию вне зависимости от времени их произнесения неизменно содержат набор ключевых позиций, подходов и оценок президентской стороны. В силу этого послания главы государства несомненно заслуживают повышенного внимания со стороны федеральных законодателей, то есть тех, кому они прежде всего адресованы.

В Послании 2003 года я обратил внимание на то, что Президент высоко оценил значение целого ряда законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации в последние годы.

Государственной Думой третьего созыва действительно было принято немало законов, хотя не все они удовлетворяют высшим критериям. Это отметил в своем последнем Послании и Президент, когда, в частности, давал оценку принятым в последние годы налоговым законам. Особое внимание к налоговому законодательству обусловлено тем, что это - одна из важнейших основ всей политики государства. В.В.Путин считает, что частота вносимых в налоговое законодательство изменений прямо свидетельствует о невысоком качестве этой части законотворческой работы. Вместе с тем глава государства счел необходимым обратить внимание на то, что Правительство в своей налоговой политике впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному, что призвано повысить стабильность налоговой системы в России.

В своих оценках различных аспектов текущего законотворческого процесса Президент проявляет реалистический, взвешенный подход. Он отчетливо видит немалые трудности, возникающие при разработке законодательства, призванного не просто обеспечить разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, но и добиться формирования дееспособной, финансово обеспеченной власти на местах. Как известно, депутаты Государственной Думы заняли в этом вопросе принципиальную позицию, заявив, что дальнейшее рассмотрение законопроектов о реформе системы местного самоуправления невозможно без предложений Правительства по внесению соответствующих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Мы в Государственной Думе убеждены, что иначе просто невозможно выстроить нормальные и эффективные межбюджетные отношения. Президент знает об этом, и поэтому он в своем Послании специально акцентировал внимание на том, что исполнительная и законодательная власть только приступили к решению этой особенно трудной проблемы.

Упомянув о необходимости устранения перекосов и конфликтов в межбюджетных отношениях, о важности неуклонного поддержания единого правового пространства на всей территории нашей обширной страны, В.В.Путин дал развернутую оценку современной обстановки в Чеченской Республике. Он сделал особый упор на то, что, несмотря на совершаемые бандитами теракты, процесс мирного урегулирования затяжного конфликта в этом субъекте Российской Федерации необходимо всемерно наращивать. Президент в своем Послании выразил благодарность всем тем, кто поддержал линию руководства страны. К сторонникам этой линии безусловно относится и депутатский корпус Государственной Думы, которая последовательно выступает за то, чтобы проблемы Чечни решались на основе укрепления мира и осуществления комплекса мер по дальнейшему социально-экономическому развитию этого многострадального региона.

Президент упомянул и о том, что в рамках процесса мирного урегулирования необходимо будет совместно с законодателями принять решение об осуществлении амнистии в отношении тех в Чечне, кто сегодня хотели бы вернуться к мирной жизни. При этом речь идет о тех боевиках, которые не замешаны в тяжких преступлениях. Мы в Государственной Думе намерены в ближайшее время рассмотреть эту президентскую инициативу. Обсуждение этого вопроса будет проходить на фоне недавних кровавых терактов, повлекших за собой новые жертвы среди мирных жителей Чечни. Но вместе с тем депутаты полагают, что амнистия - это важный элемент процесса мирного урегулирования, который нельзя позволить сорвать никакими терактами.

Вряд ли кто-нибудь из по-государственному мыслящих политиков будет оспаривать прозвучавший в Послании тезис о том, что России нужна сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия для благополучного и мирного развития нашей страны. Другое дело, что конкретные направления, этапы и сроки проведения военной реформы вызывают в Государственной Думе различные мнения и позиции. Тем временем Президент обратил внимание на то, что ряд недавно принятых руководством страны решений в сфере военной организации государства требуют законодательного утверждения. Так, военнослужащие, отслужившие 3 года по контракту на профессиональной основе, должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет. Кроме того, принято решение о целесообразности приема на профессиональную службу в Российскую армию граждан из стран Содружества Независимых Государств. При этом предполагается, что после трехлетней контрактной службы они получат право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Соответствующие проекты федеральных законов, создающие правовую основу для объявленных в Послании нововведений, должны поступить на рассмотрение в Государственную Думу.

Вообще, вопрос об условиях приобретения гражданства Российской Федерации стал одним из особенно острых вопросов в последнее время. Президент в своем Послании самокритично признал, что принятые в прошлом году по его инициативе новые законы, призванные отрегулировать эту проблему, не способствуют решению возлагавшихся на них задач. Более миллиона бывших советских граждан, приехавших в Россию после распада СССР, оказались, как выразился Президент, в сложнейшей жизненной ситуации. В.В.Путин отметил, что он уже обсуждал создавшееся положение с лидерами депутатских объединений в Государственной Думе и призвал законодателей сообща подумать над решением возникших проблем в сфере миграционной политики. Со своей стороны, мы в Государственной Думе постоянно уделяем большое внимание проблемам наших бывших соотечественников, испытывающих трудности с получением российского гражданства. Еще 11 апреля этого года наша палата Федерального Собрания приняла обращение "К Президенту Российской Федерации В.В.Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". И теперь президентское Послание дает важный импульс для активизации работы по совершенствованию законодательства, регулирующего условия и нормы приобретения гражданства Российской Федерации.

В своем Послании 2003 г. Президент В.В.Путин вновь обозначил уже ранее высказанную им позицию о том, что необходимо привести социальные обязательства государства в соответствие с имеющимися в настоящее время у государства финансовыми возможностями. Президент заявил о том, что под популистскими лозунгами, и обманывая граждан страны, наращиваются невыполнимые обещания.

Я тоже выступаю за рачительный подход к использованию государственных бюджетных средств. Ведь и народная мудрость учит "по одежке протягивать ножки". Но как быть с тем, что у нас сегодня в России, что отметил и Президент в своем Послании, целая четверть всего населения страны живет за чертой бедности? И я полностью поддерживаю Президента, когда он, обозначая важнейшие общенациональные задачи, на одно из первых мест поставил преодоление бедности. В то же время решать эту проблему нужно не только на путях ускоренного экономического роста, что вновь и вновь подчеркивает Президент, но и посредством значительной государственной социальной помощи особенно нуждающимся категориям нашего общества. А их немало: это и малообеспеченные семьи с малолетними детьми, и инвалиды, пенсионеры, учащиеся школ и вузов с низкими доходами, и многочисленные работники бюджетных организаций, чья мизерная зарплата явно не соответствует их большому вкладу в благосостояние нашего общества.

Я был и остаюсь неуклонным сторонником предусмотренного Конституцией Российской Федерации социального государства и активной социальной политики. И, на мой взгляд, подобный подход вполне сопрягаем с курсом на всемерную экономию государственных расходов, в том числе и в социальной сфере. Однако я считаю, что в нынешних условиях, когда десятки миллионов людей в нашей стране имеют доходы ниже прожиточного минимума, государство не должно сбрасывать с себя важнейшие социальные обязательства по улучшению условий жизни всего народа и повышению уровня жизни особо нуждающихся категорий. При этом я руководствуюсь не только принципом социальной справедливости, но и вполне прагматическим расчетом на то, что одним из важных стимулов для развития экономики в нашей стране является повышение общей покупательной способности всего населения. И мировой, и наш отечественный опыт свидетельствуют о том, что такая модель экономической политики является весьма эффективной.

Что же касается финансовых возможностей увеличения социальных расходов государства, то в принципе такие возможности имеются. В условиях получения дополнительных доходов в федеральный бюджет мы очень много теряем на несовершенстве нашей налоговой системы в отношении сверхприбылей и вывоза капиталов за границу. Пора решать вопрос и о рентных платежах при добыче общенациональных природных ископаемых. К тому же, в последнее время накоплены рекордные золотовалютные резервы в Минфине и Центробанке. В Пенсионном фонде Российской Федерации также аккумулированы значительные денежные сбережения. И какую-то часть из всех этих финансовых ресурсов вполне можно было бы использовать для финансирования наиболее неотложных социальных программ. Жаль, что Президент не нацелил исполнительную и законодательную власти выруливать на реализацию 7-й статьи Конституции, т.е. строить Россию как социальное государство.

Не услышал я из уст Президента и его мнения о строительстве Союзного государства Белоруссии и России. После заседания я спросил Владимира Владимировича, почему тема ЕврАзЭС и новой "экономической четверки" прозвучала, а Союзному государству внимания не уделено. Он ответил мне, что с Союзом Белоруссии и России есть полная ясность, расписаны этапы строительства, существуют механизмы решения всех проблем.

Ключевое место в Послании Президента заняла провозглашенная В.В.Путиным стратегическая цель - увеличение валового внутреннего продукта России как минимум в два раза. Это - действительно историческая задача, во имя достижения которой необходима консолидация всех общественно-политических сил в стране. Очевидно, что добиться осуществления подобной цели будет очень трудно, но я разделяю уверенность В.В.Путина, провозгласившего в своем Послании: "Консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь самых больших целей".

Определив цель подобного масштаба, исключительно важно выбрать глубоко продуманные средства и пути ее достижения. По моему глубокому убеждению, для не просто увеличения темпов экономического роста, но удвоения нынешнего ВВП России нужна глубоко продуманная экономическая стратегия, во многом отличная от курса нынешнего правительства.

Так, я считаю, что нашему государству давно пора проводить динамичную и целенаправленную промышленную политику, но при этом не допускать, чтобы она превратилась в новую бюрократическую нагрузку на сферу экономики и канал по неэффективному расходованию бюджетных средств. У меня и моих единомышленников в Партии Возрождения России есть немало и других конкретных предложений по оптимизации экономической политики государства. Поэтому меня обнадеживают слова Президента, когда в своем Послании он подчеркнул, что удвоение ВВП России - это системная и масштабная задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике.

Принципиально важное значение для дальнейшего развития нашей страны имеет впервые обнародованная в последнем Послании позиция Президента В.В.Путина о том, что он считает возможным с учетом итогов предстоящих выборов в Государственную Думу сформировать профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство.

Я, как Председатель Государственной Думы и как лидер Партии Возрождения России, на протяжении всех последних лет постоянно выступаю именно за такой принцип формирования кабинета министров. Это значительно повысит ответственность политических партий перед своими избирателями, будет способствовать становлению многопартийной системы в России и обеспечит более высокий уровень взаимодействия между парламентом и правительством в решении насущных задач нашего Отечества.


Газета "Кворум", No28 (124)
21 мая 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=1110

Док. 330280
Перв. публик.: 21.05.03
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 326

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``