В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Первоочередные меры по выходу из экономического кризиса. Требования социал-демократов к Правительству России. Назад
Олег Румянцев: Первоочередные меры по выходу из экономического кризиса. Требования социал-демократов к Правительству России.
Первоочередные меры по выходу из экономического кризиса
(требования Социал-демократической Ассоциации к Правительству России)

В условиях нарастающих кризисных явлений в российской экономике социал-демократы добиваются от нового российского правительства принятия в течение ближайшего периода первоочередных чрезвычайных мер. Программа таких мер является частью общей предвыборной программы Социал-демократической Ассоциации. Она имеет целью предотвратить окончательную деградацию экономики России и обнищание населения и создать до конца 1990-х годов условия для вывода страны из глубокого социально-экономического кризиса.

Социал-демократы требуют от правительства принятия жизненно необходимых сегодня экстренных экономических мер, а именно:

1. В области обеспечения государственных доходов

А) Изыскать источники срочных дополнительных поступлений в федеральный бюджет, поскольку нынешний уровень его доходной части не позволяет осуществлять полноценную политику по решению экономических и социальных проблем. Такими источниками должны стать, в первую очередь, доходы от эффективно работающих на экспорт отраслей, а также поступления от производства и реализации алкоголя.

Б) Восстановить на период преодоления кризисных явлений элементы государственной внешнеторговой монополии, а также вывозные пошлины на важнейшие товары российского экспорта.

В) Ликвидировать все необоснованные льготы за счет федерального бюджета и государственных предприятий, предоставляемые негосударственному сектору экономики и общественным организациям. Провести тщательную ревизию тех льгот, которые были предоставлены ранее и обеспечить максимальный возврат государству незаконно полученных от него средств, в том числе путем частичной или полной конфискации имущества и финансовых активов этих организаций.

Г) Обеспечить максимальное взыскание в бюджет сумм налоговых и прочих платежей и недоимок. В случае применения процедуры банкротства для взыскания просроченных платежей обеспечить максимальное поступление средств от реализации имущества, основанное на действительной его оценке.

2. В области финансовой и инвестиционной деятельности

А) Осуществить давно назревшие меры по повышению уровня отчислений в федеральный бюджет финансовыми структурами путем увеличения налоговых отчислений от коммерческих банков и введения повышенных норм отчисления прибыли в федеральный бюджет от деятельность Банка России и Сбербанка. С этой целью срочно подготовить законопроект о внесении изменений в действующее законодательство, предусматривающих, в том числе, усиление контроля за деятельностью Банка России и коммерческих банков.

Б) Максимально использовать доступные в данный момент источники создания финансовой базы для производственных и социальных инвестиций. В числе первоочередных и очевидных источников - аккумуляция средств населения. Для эффективной концентрации средств, проведения единой ресурсной политики и контроля за целевым использованием инвестиционных вложений создать государственную финансово-кредитную структуру (инвестиционный банк).

Обеспечить безусловную реализацию положений Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год, касающихся формирования и исполнения Бюджета развития.

В) В связи с угрожающими размерами выплат по обслуживанию государственного долга реструктурировать обязательства по внутреннему долгу, как результату бездумного строительства государственных финансовых пирамид.

Пересмотреть финансовую, в первую очередь - денежно-кредитную и валютную политику, носящую самодостаточный характер, в направлении обеспечения интересов развития отечественного производства.

В основе пересмотра финансовой политики должно быть признание того факта, что первопричиной слабости отечественных финансов является длительная стагнация экономики и отсутствие платежеспособного спроса, удушение малого предпринимательства и конкурентной среды в угоду монополиям и олигархической верхушке. В итоге слепое следование рецептам МВФ, отсутствие системного подхода к финансовому регулированию приводит к регулярным потрясениям на финансовом рынке России, приобретающим все более угрожающий характер для национальной безопасности страны.

Г) Срочно применить меры жесткой экономии бюджетных расходов, не ограничиваясь только сокращением расходов на содержание госаппарата. В числе резервов - резкое сокращение расходов по статье "Международная деятельность", в т.ч. по финансированию участия России в международных организациях.

Пересмотреть практику привлечения связанных иностранных кредитов, особенно от международных финансовых организаций, в сторону их резкого сокращения и повышения эффективности. Обеспечить возврат платежей по этим кредитам от внутренних пользователей, в том числе путем взыскания в принудительном порядке их финансового и другого имущества.

Д) Обеспечить гарантии неукоснительного перечисления бюджетных средств в регионы РФ в рамках выполнения решений, принимаемых Советом Федерации.

3. В области управления государственным имуществом

А) Незамедлительно приостановить всю деятельность по заключению на прежних условиях сделок с государственной собственностью (включая финансовые активы государства), в том числе сделки по передаче федеральной собственности регионам и сделки с зарубежной собственностью. Предусмотреть механизм, обеспечивающий максимально выгодные для государства условия сделок по передаче федеральной собственности в аренду; а реализацию имущества осуществлять на базе специально разработанных Федеральным Собранием правовых норм и только после критического анализа итогов приватизации.

Б) По результатам ревизии итогов приватизации пересмотреть при участии правосудия сомнительные и незаконные сделки, предать огласке факты криминала и узаконенного мошенничества при передаче госсобственности в частные руки.

В) При возобновлении приватизационных сделок обеспечить соблюдение принципов социальной и экономической справедливости путем создания подлинно равных стартовых условий для всех граждан России, абсолютное большинство которых было просто обворовано. Предусмотреть механизм доплаты по сделкам, проведенным на заведомо заниженных условиях. Часть предыдущих сделок по приватизации, результатом которых стала результативная работа предприятий, может быть признана законной при условии возврата в бюджет разницы между реальной и реализационной стоимостью.

Г) Восстановить позиции государства в естественных монополиях (производственных и инфраструктурных), в отраслях, способных обеспечить резкое увеличение государственных доходов, а также в сфере социального обеспечения, оборонной промышленности, прикладной науке.

Д) Навести порядок в управлении зарубежным государственным материальным и финансовым имуществом. Осуществить срочную реализацию части излишнего недвижимого имущества на максимально выгодных для государства условиях.

4. В области промышленной политики

А) Незамедлительно разработать и приступить к осуществлению активной промышленной политики. Главным ее элементом должно быть преодоление структурного кризиса в экономике и недопущение деградации до уровня сырьевого придатка мирового хозяйства, приоритетное развитие перерабатывающих отраслей, прежде всего высокотехнологичных. Накопленные инвестиционные ресурсы направить, в первую очередь, на оживление сохраняющихся и создание новых точек роста в промышленности и строительстве с целью обеспечить условия для постепенного наращивания глобальной инвестиционной и производственной активности. Ввести меры административной и экономической ответственности за использование амортизационных отчислений не по целевому назначению.

Б) Остановить разрушение научно-технологического потенциала, принять срочные меры по защите передовых отечественных знаний и технологий, сохранению научных и конструкторских кадров, производственных мощностей и наработанных кооперационных связей.

В) Активизировать усилия по срочному решению проблемы неплатежей и оздоровлению финансового состояния предприятий.

Г) С целью стимулирования производственной активности пересмотреть политику государственного заказа, расширив рамки ее распространения, включая применение общественных работ; ввести жесткое регулирование тарифов и цен на услуги железнодорожного транспорта, продукцию топливно-энергетических и других ключевых ценоформирующих отраслей.

5. Во внешнеэкономической сфере

А) В увязке с промышленной политикой реализовать первоочередные мероприятия по пересмотру и активизации политики в области внешнеэкономической деятельности. Принять срочные меры по защите внутреннего потребителя от агрессивной и недобросовестной товарной экспансии западных производителей и их российских посредников. Создать всеохватывающий и жесткий контроль качества импортируемых товаров. Одновременно приступить к протекционистским мерам по защите интересов отечественных предпринимателей, в том числе в рамках программы импортозамещения.

Б) Привести импортный тариф в соответствие с задачами структурной политики. Внести изменения в бюджетную практику, предусматривающие целевое использование средств от импортного обложения на развитие импортозамещения.

В) Осуществить меры по максимальному восстановлению позиций российского машиностроения на традиционных ранее рынках и по развитию экспортоориентированных производств путем гибкого и экономически оправданного применения мер финансовой поддержки, в частности, экспортного кредитования.

Г) Форсировать интеграционные внешнеэкономические процессы со странами-членами СНГ, в первую очередь в рамках Союза Беларуси и России, а также Таможенного союза.

Д) Приостановить форсированное присоединение к Международному валютному фонду, Всемирной торговой организации, что может нанести непоправимый ущерб национальным интересам, привести к фактическому банкротству государства. Приступить к пересмотру позиции России на переговорах с ВТО с целью максимальной защиты российского рынка.

Е) Провести экспертизу финансовых последствий для России присоединения к Парижскому клубу кредиторов и при необходимости - пересмотреть принятые обязательства в части реструктуризации и списания большей части активного долга России.

Д) Пересмотреть поспешно принятые обязательств России по присоединению к международному эмбарго в отношении традиционных внешнеторговых партнеров России, являющихся нашими крупнейшими должниками, что должно дать скорый эффект в виде валютных поступлений.

6. В области иностранных инвестиций

Навести порядок в привлечении иностранного капитала, для чего:

А) Определить набор приоритетных отраслей, в которые возможен доступ иностранного капитала: перерабатывающие, экспортоориентированные и др., а также условия привлечения иностранных фирм.

Б) Обеспечить защиту стратегических интересов России в сырьевом секторе; ограничить доступ иностранных инвесторов в сырьевые отрасли, торговлю, сферу финансовых, производственных и непроизводственных услуг.

В) Применять соглашения о разделе продукции только по ограниченному кругу тщательно отобранных пилотных проектов, с гарантированным выполнением условий максимальной загрузки отечественных машиностроительных предприятий и строительных фирм. Создать гарантии, обеспечивающие использование российских недр как источник инвестиций в отечественное машиностроение.

Г) Разработать максимально результативный режим функционирования иностранного капитала в действующих свободных экономических зонах, организовать новые свободные экономические зоны с использованием опыта КНР. Ужесточить режим ввоза подакцизных товаров на территорию свободных экономических зон.

8. В области малого предпринимательства

Приступить к созданию реальных условий для свободного развития малого предпринимательства как опоры среднего класса :

А) Организовать реальную государственную поддержку, увеличив финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры малого предпринимательства, ориентируясь на мировой уровень;

Б) Упрочить финансовый фундамент малого предпринимательства путем удешевления кредитов, предоставляемых через специально созданный государственный (инвестиционный) банк, создания системы гарантий и поручительств по кредитам коммерческих банков, развития сети государственного страхования инновационной деятельности в малом предпринимательстве, поощрения создания обществ взаимного кредитования, внедрения ипотеки с государственной поддержкой.

В) Улучшить ресурсную базу малого предпринимательства, в частности путем развития лизинга, обеспечения равноправного участия в приватизации госимущества и др.

Г) Провести налоговую реформу в интересах малого предпринимательства, радикально снизив налоговые ставки и придав им инвестиционную стимулирующую направленность, внедрить действительно упрощенную схему отчетности.

Д) Защитить малое предпринимательство от криминальных структур как путем развития профессиональных систем защиты малого предпринимательства, так и усиления общенациональных мер борьбы с организованной преступностью.

9. В сфере социальной политики

Предпринять срочные меры по уменьшению растущей социальной пропасти в стране как между отдельными слоями и группами населения, так и между относительно богатыми и депрессивными регионами. С этой целью: поднять минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума; восстановить доступное здравоохранение и образование; резко увеличить финансовые вложения в экономически отсталые районы; начать реализацию срочных мер по резкому сокращению безработицы; предложить действенные меры по восстановлению сбережений граждан и компенсации понесенных ими потерь от деятельности финансовых пирамид.

10. В сфере борьбы с "криминальной революцией"

Первоочередные меры должны включать борьбу с экономической преступностью и теневой экономикой, влиянием организованной преступности на всю производственную деятельность, в первую очередь на малое предпринимательство. Выработать действенный механизм валютного контроля, применения принудительных и прочих мер к возврату сокрытых за рубежом капиталов российского происхождения и др.

11. Эффективная реализация перечисленных первоочередных мер потребует решительных шагов по борьбе с коррупцией и установления ответственности членов Правительства на период выхода из кризиса. В частности:

- персональной ответственности членов правительства за принимаемые решения (в т.ч. - в области управления государственным имуществом, финансами, предоставления льгот);

- ответственности высших должностных лиц за факты нарушения закона, повлекшие ущерб для государства;

- создание независимого института расследования по фактам правонарушений, совершенных высшими должностными лицами;

- отделения государственных и общественных средств массовой информации от исполнительной власти.

Реализация предлагаемых Социал-демократической Ассоциацией срочных чрезвычайных мер имеет целью:

- наведение порядка в экономике,

- обретение обществом и гражданами достоинства и уверенности, веры в справедливость и правопорядок

- подъем общественной сознательности и активности,

- восстановление авторитета государства.

Мы убеждены, что выполнение этой программы позволит, в конечном итоге, сплотить нацию и обеспечить ее возрождение.

Принято единогласно на учредительном съезде Общероссийского общественно-политического движения "Социал-демократическая Ассоциация Российской Федерации"

23 мая 1998 года




Док. 330383
Перв. публик.: 23.05.98
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 510

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``