В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Концерт одного режима для двух блоков Назад
Олег Румянцев: Концерт одного режима для двух блоков
КОНЦЕРТ ОДНОГО РЕЖИМА ДЛЯ ДВУХ БЛОКОВ

Прошедшие недели дали основания для более точной оценки перспектив всплывшего ранее проекта "двугорбый центр имени Черномырдина/Рыбкина". Внешне судьбы лидеров пока разошлись. Один провел учредительный съезд НДР. Другой, сконфузившись, заверил аграриев в прежней верности, но одновременно благословил создание невразумительного блока "Согласие" под своим началом.

Начнем с блока Рыбкина, ибо ему была предписана некая левоцентристская фронда. Многим пришлось бы по душе появление крупного полюса, собирающего вокруг себя силы социалистической оппозиции. В обществе все больше симпатий вызывают политики и идеи, готовые взять на себя исправление перегибов либерал-демократической реформы.

Не случайно, работе над левым центром посвящены сегодня значительные усилия кремлевских дизайнеров. Но - тщетны их муки. Неудача затеи становится все более очевидной. Группа озвучивания напустила туману вокруг карикатурно "больших и равных" шансов, но по опросам же Российского фонда конституционных реформ в одном из округов Москвы совокупный вес обо-их блоков не тянет и на 5%, доля же т.н. "левого центра" во-обще стремится к нулю.

Во-первых, новый "оппозиционный блок" почти погиб от стиля появления и подачи новости. Новость о нем пришла из политбюро. Над нею изначально нависла тень от вездесущей и непривлекательной длани Кремля. Это спугнуло избирателя и явно пошатнуло уверенность спикера, которого начинают воспринимать в неблагодарной роли члена политбюро, ответственного за вольнодумоство.

Во-вторых, тут наложился и содержательный момент - при Рыбкине ГосДума из института политического стала заведением чисто инфраструктурным.

Да, по Конституции-93 парламент утратил черты весомого учреждения, лишившись места во властном раскладе. Но сохранялась возможность борьбы за перемену курса, укрепление кадровых и контрольных полномочий, пересмотр формы правления и постепенное восстановление народовластия. Ведь на выборах

сторонники "реформаторов" получили менее 1/5 голосов. Спикер же занизил и без того ничтожные возможности Думы. Исходя из перспективы длительных заморозков, долгого ледникового пери-ода, он уповал на сохранение возможности легально собираться, использовать помещения, средства связи и прочее. Иначе - сохранять (как ему казалось) парламентаризм чисто материальный.

Логика Рыбкина понятна и по-своему не лишена оснований. Увы, он пал жертвой излишнего оппортунизма. Протест грозил неудобствами, грань же приспособленчества оказалась опасно близкой. В итоге, "новая Россия" получила собрание с сознательно атрофируемой политической волей. Не случайно, рейтинг ГосДумы - самый низкий из всех иных институтов власти.

По затее ручной оппозиции нанесен ощутимый удар. Может быть, это сделано сознательно. Неудача пробного шара приведет к коррекции дальнейших попыток создания предсказуемо-лояльной социал-патриотики. Ибо серьезны страхи перед лицом другой, реально-нелояльной.

Теперь о "правом горбе".

Административная партия начальства должна была оформиться. Новоселы Дома (теперь уж - "Нашего дома") на пороховой Краснопресненской сделали выводы из робкого участия в прошлой кампании. Тогда "своих" (проведенных через ПРЕС, женщин и регионалов) оказалось маловато: в голосовании по доверию в октябре 1994 г. Правительство набрало всего 54 "за", зато получило 284 "против". Политика после этой оплеухи ничуть не изменилась, но душа заныла.

По возможностям вседозволенности серьезных соперников у Административной Системы нет. Но нужно было создать приличествующую случаю оболочку к предстоящей кампании. Обряженное в тогу "стабилов" благодарное общество должно быть готовым оплодотворить вектор реформы победоносным голосованием.

При чтении политического заявления "Нашего дома - Россия" трудно удержаться от смеха - сквозь слезы. Чего стоят утверждения типа "мы зовем к себе тех, кто умеет отвечать за свои поступки", "закрыть дорогу безответственности", "мы верим в Россию, общий и светлый дом для всех Россиян" (sic!),

"экономика, дает каждому возможность приложить свои силы к любимому делу", "наш принцип - конкретное решение конкретных проблем", "наш выбор - цивилизованный рынок", "безусловное исполнение бюджета на 95 год", "практическая помощь трудовым коллективам, деятелям науки, искусства, образования", "мы за сокращение числа органов управления на федеральном уровне", "особенно важны для нас помощь студенчеству", "в числе наших приоритетов - динамичное развитие здравоохранения", "бескомпромиссная борьба с преступностью и коррупцией", "нам не за что и не перед кем оправдываться", "наше движение - для тех, для кого долг и честь составляют смысл жизни" и т.п.

Как, к примеру, можно сделать российский рубль устойчивым и стабильным (не для показухи, как в эти дни) - когда научно-промышленный комплекс, здравоохранение, воспитание в упадке, промышленное производство за 91-95 годы сократится на 48, а производственные капиталовложения на 80 процентов!..

Причина политической нестабильности не исчезнет с юридическим оформлением партии власти. Она - в крепнущем неприятии ее курса. Помню, как на седьмом Съезде в декабре 92 года снимали Гайдара и назначали Черномырдина. Кандидат в премьеры со слезою заявил: "я за реформу, но без обнищания нашего народа", законно вызвав аплодисменты зала. Люди помнят те слова и на себе ощущают последовавшие за ними дела, продолжающиеся несмотря ни на что.

В концерт одного режима для двух блоков исподволь вкралась фальшивая тональность: диссонанс с законным порядком финансирования агитационных и избирательных действий.

Кандидат в депутаты не в праве использовать преимущества своего служебного положения (см. ст.44 Закона о выборах депутатов ГосДумы). Расходов же из казенного кармана двугорбому центру не избежать. Сонм помощников, экспертов, водите-лей, сотрудников копировально-множительных бюро, пресс-служб, служб безопасности и прочего содержится на государственные средства. На управленческую кипучую деятельность режима идут немалые деньги. При написании и проведении бюджета на 95 год в строчку "госуправление" внесено около 4 триллиона рублей, почти вдвое больше строки "социальная помощь"!

Боюсь, что при обходе этой статьи закона стыдливый Центризбирком может и промолчать. Молчит же он до сих пор по фактам, связанным с т.н. всенародным принятием Конституции. Искусство обхода норм закона власти оттачивалось с декабря 92-го, когда истекли указные полномочия Ельцина, данные ему на год пятым Съездом: один продолжил единоцарствие, другие были стерты с политической карты.

Концерт для двух блоков и одного режима цинично напомнил нам - сколь близко подошла очередная веха закрепления узурпации власти, состоявшейся осенью 93 года. Двугорбая коалиция финансовой олигархии и верхушки гос.номенклатуры - это стремление смести и крохи народовластия. Это начало оформления церемониальных, мало что значащих выборов. Победу в них в стиле позабытой ныне Тамары Максимовой уже зазывно отдали тем, кто символизирует "стабильность и преемственность" самих себя.

Отдали поспешно, даже не дождавшись очередного шоу о новом политическом годе. Но время на ответ еще остается.

1995


Док. 330472
Перв. публик.: 03.01.95
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 495

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``