В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Социальная перестройка - демократический путь Назад
Олег Румянцев: Социальная перестройка - демократический путь
клуб межпрофессионального общения и деятельности
" Д Е М О К Р А Т И Ч Е С К А Я П Е Р Е С Т Р О Й К А "
секция социально-политической активности

ПРИМЕЧАНИЕ.

Данный документ представляет собою проект платформы или манифеста, т.е. воззвания, содержащего в общей форме программные принципы и принципы деятельности создаваемой ассоциации.

Многие положения не раскрыты, что предполагает дальнейшую работу над текстом. С принятием текста за основу подобная работа не завершается, а только начинается.

Текст платформы подготовлен по решению общего собрания клуба "Демократическая перестройка" (Москва) от 28.02.1989.

Предварительный вариант был обсужден на семинаре "Модели социализма" клуба ДП в ИЭМСС АН СССР 18 мая 1989 года. Вынесен на обсуждение межгородского рабочего совещания демократических клубов социального направления.

Проект подготовил к обсуждению О.Румянцев, при участии О.Аболина,А.Быстрицкого, Л.Волкова, А.Елыманова, В.Кузнецова, П.Кудюкина, С.Маркова,Г.Ракитской, а также М.Бихари /ВНР/.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПУТЬ предварительный проект общественно-политической платформы (Манифеста) межпрофессиональной ассоциации демократических клубов социального направления стр.

I. Чего хочет наша ассоциация.................................... 2
1) Что мы имеем сегодня........................................ 2
2) Кто мы............................................................. 2
3) Куда идти. Наши ценности и духовная ориентация. 3
II. Наше кредо: политическая, экономическая и социальная демократия........................................................... 5 А. Политическая реформа....................................... 5
Б. Курс на экономическую демократию и действительную экономическую реформу...................................... 6 В. Какую социальную политику мы хотим?.............. 8
Г. Международные дела.......................................... 9
III. Какими путями и средствами мы полагаем осуществить свои цели............................................................10 1) О средствах......................................................10
2) Какой будет наша Ассоциация. Принципы деятельности.....11
Примечание...........................................................12

М О С К В А, май 1989

I. ЧЕГО ХОЧЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ *

1) ЧТО МЫ ИМЕЕМ СЕГОДНЯ.

Наша страна очутилась за гранью экономического, политического и морального кризиса. Кризис начался не в период перестройки, а был неизбежен в условиях сохраняющейся политико-властной системы партийно-государственного деспотизма. В течение десятилетий гражданское общество являлось пленником диктатуры, подавляющей человеческое достоинство, национальный и народный суверенитет. Диктатуры сначала явной (сталинщины), а затем - менее откровенной, умеренной и смягченной (в рамках "революции сверху").

Авторитарная модернизация системы носит вероятностный характер, страдает отсутствием ясной концепции. Она не является существенным шагом вперед, кризис все более углубляется.

"Раннесоциалистическая" модель зашла в тупик. она не выражает интересов трудящихся, подменяя их отчужденным государственным интересом, за которым скрывается узурпировавшая властные функции народа бюрократия. За фасадом социалистического хозяйства - насилие над экономическими законами, стремление развивать экономику в согласии с интересами политической власти. В социальной сфере - полный распад механизмов казенной опеки, их вырождение в механизм маскировки социальных язв.

Сложившаяся в СССР система противоречит принципам свободы, основополагающим ценностям демократического общества.

Два уродливых проявления социализма ХХ века - казарменный "социализм" и национал-социализм - принесли слишком много бед народам Европы. В отличие от них, социал-демократия нигде не повлекла насилия, диктата, войны или однопартийности.

Система, основывающаяся на однопартийном диктате, господстве идеократии, эксплуатации народа государством, беззаконии и произволе - не может пользоваться нашей поддержкой.

Культурные силы гражданского общества не могут взять на себя ответственность за прошлое: ее в полной мере должны нести те, кто привел страну в столь печальное состояние, состояние социальной катастрофы. Отмежевываясь от идеологии и практики казарменного социализма, мы ощущаем нашу ответственность за будущее страны, будущее наших детей, за создание демократического, благополучного и цивилизованного бытия - основ общества демократического социализма.

* 2) КТО МЫ.

В новых общественно-политических условиях, складывающихся в Советском Союзе, следует продумать вопрос о нашей роли в в реализации демократического пути в перестройке всех сторон общественной жизни. Совместными усилиями нам предстоит выработать свое видение всесторонней программы выхода из кризиса.

Выхода по новому пути, а не по подремонтированному старому.

Мы - активисты демократических клубов социального направления, сторонники политической-экономической-социальной демократии - выражаем свое стремление и готовность участвовать в этом процессе в качестве организованной политической силы.

Способной вместе со всеми демократическими силами, ответственными политическими движениями и организациями страны бороться за последовательные и радикальные демократические реформы, бороться против всех форм и проявлений насилия, дискриминации, попыток монополизации истины и права на поиск.

В диалектическом единстве демократического и социалистического движения, в его солидарности и взаимной ответственности - залог нашего исторического успеха. Мы ориентированы на компромисс и социальную конвергенцию всех социальных слоев и групп.

Мы отвергаем право какой бы то ни было партии, организации или движения определять - какой быть перестройке, в каком обществе нам жить; мы отвергаем диктатуру концепций и моделей перестройки, диктат творцов "революции сверху" и окружающих их теневых манипуляторов из органов государственного принуждения и различных "комиссий". КПСС, выступившая с инициативой перестройки, в нынешнем ее виде не в состоянии справиться с взятой на себя ролью.

В то же время, мы поддерживаем социал-реформистские силы в правящей партии, процесс ее демократизации снизу, считая: только союз реформистского крыла КПСС с демократическими движениями, с конструктивной альтернативой гражданского общества способен дать перестройке реальную социальную базу, выведя ее из нынешнего патового состояния.

Социал-демократия прежде всего должна воплощать собою поиск, предложение и реализацию разумной альтернативы, борьбу за неотчуждаемое право гражданского общества на независимый выбор. Сознательная социальная деятельность, основанная на активной гражданской позиции и обостренном чувстве гражданской ответственности - вот наше лицо.

3) КУДА ИДТИ? НАШИ ЦЕННОСТИ И ДУХОВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

Наши духовные источники: историческое наследие лучших черт российской социал-демократии; ценности демократического движения нашей страны; идеи демократического социализма, теоретический и практический опыт западно-европейской социал-демократии.

Мы признаем, выделяем и стремимся реализовывать в своей политической деятельности следующие политические ценности: свободу и гражданское достоинство; общественное равноправие; демократию; социальную справедливость; гуманизм и общественную солидарность; мир и естественное, достойное человека экологическое окружение; благополучие и возможность культурного общественного развития.

Наша задача - активно, творчески и ответственно содействовать полному и безусловному признанию гражданского достоинства, проявляемого через естественные сообщества свободных личностей, возникающие естественно - на основе солидарности и равноправия. Наш народ способен жить в демократически организованном обществе. Главная проблема: переход от пост-тоталитарного общества к нормальному, цивилизованному, демократическому обществу; создание основ для демократии через освобождение гражданского общества и помощь в его становлении.

Формирование нового современного субъекта социального действия: историческим субъектом демократической перестройки мы считаем культурные силы гражданского общества. Предстоит обеспечить условия для самодвижения общества, саморазвития трудящихся, их самовоспитания в процессе реализации гражданских инициатив, выражающих различные интересы.

Мы говорим НЕТ: насилию и пропаганде насилия; идеям национальной исключительности и вражды к другим народам, а также основанным на этих идеях действиям; претензиям на монопольное обладание истиной в ущерб праву других на самостоятельный поиск. Мы отвергаем догматическое мировоззрение, фетишизацию организационной власти, исключительное обладание "единственно правильной" системой познания и идеологией как основой обладания властными полномочиями. Свои ценности и взгляды мы должны отстаивать в демократических спорах, с уважением прав человека и партнера, апеллируя к силе аргументов. В спорах и действиях происходит постоянный пересмотр условий развития.

Отличительная особенность нашего политического самоопределения: мы признаем демократический социализм в качестве реально возможной исторической альтернативы. Социал-демократы сторонники демократического социализма, пути содержательного развития общества в процессе последовательного движения. Пути самообновления на основе реализации принципа свободы человека в обществе, сознательного использования им совокупности гражданских, пути повышения качества жизни и культурного роста.

Мы осознаем себя частью более чем столетнего международного движения и стремимся к овладению его теоретическим, практическим и политическим наследием.

Социал-демократическая альтернатива предполагает, что социализм есть: свобода от политического и экономического господства человека над человеком; добровольно-трудовой образ жизни всех индивидов и социальных групп; добровольность всех форм жизнедеятельности, всех совместных, согласованных действий субъектов общественных отношений; последовательно-гуманистическая направленность общественного прогресса; народовластие, неотъемлемость у народа всей полноты власти; равноправие в общественной и политической жизни, реальное равенство всех перед законом, неправовое общество не может быть социалистическим; неукоснительная, без малейших исключений социальная защищенность любых действий, поступков, намерений и решений граждан, их социальных групп и организаций, если они непротиворечат закону; органическая взаимоувязка, сопряженность прав и свобод личности, народа, социальной группы или общности с системой их обязанностей перед обществом; демократический централизм в руководстве хозяйством (как антипод командно-карательного типа управления, сложившегося в СССР); планомерная организация общественного воспроизводства; социально-экономическая оценка результатов воспроизводства и справедливое распределение его эффекта.

II. НАШЕ КРЕДО: ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Новые программные принципы должны носить не только общедемократический характер, но и определять круг первоочередных задач практического политического действия.

А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА.

Главным вопросом демократического пути в политической перестройке является вопрос об устранении монополии на власть, создании гарантий недопущения абсолютизма в политике.

Из кризиса нельзя выйти с той же самой властной структурой, с какой мы в этот кризис попали.

1) Перестройка должна носить поэтапно-комплексный характер и быть направленной на коренное преобразование общественной среды; должно быть сокращена гипертрофированная и определяющая роль политсистемы по отношению ко всему обществу (принцип деполитизации и деидеологизации управления, политизации общественной жизни). Диктаторские механизмы и формы управления должны быть заменены демократическими механизмами согласования общественных интересов и действий.

2) Последовательная демократизация политической системы на принципах парламентарной демократии. Создание правовых и политических гарантий для активного, мирного и ненасильственного преобразования монопольного блока власти, институционального разделения властей.

3) Конституционность и создание демократического правового государства предполагают: - гарантии свободного изъявления и учета политической воли любых экономических, социальных, политических и иных общностей людей (в т.ч. меньшинств); - легализация различных мирных форм давления на государственные институты с целью обеспечения общественного участия и контроля за отправлением властных функций и принятием решений; - обеспечение свободы создания и деятельности на основах равноправия общественных (в т.ч. политических) объединений граждан, не призывающих к насилию и не практикующих его. Постепенный переход к многопартийной политической системе, расширение границ политического плюрализма, принятие закона о политических партиях; - пересмотр закона о выборах, осуществление принципа равных, тайных и прямых выборов, свобода выдвижения кандидатов с регистрацией всех выдвинутых лиц, отмена корпоративного представительства; - отмену антиконституционных законов, указов и инструкций, ограничивающих политические свободы (слова-союзов-собраний-манифестаций).

4) Главный стержень - гарантированное отправление гражданами всей полноты их прав и свобод. Задача цивилизованной власти состоит не в подавлении или ограничении этих свобод, а в обеспечении своими средствами их реализации. Правовая демократия недостижима без приведения внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами. Права гражданина это границы всевластия государства; юридическое закрепление и защита прав и свобод - предпосылка народовластия, суть демократического правового государства, установления контроля общества над государством.

Б. КУРС НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ.

Экономика должна быть для человека. Эффективное производство в современном обществе возможно только как регулируемое обществом товарно-денежное (рыночное) хозяйство. Рыночная экономика - одно из условий автономного развития гражданского общества, преодоления государственного засилия, командно-репрессивного управления , бюрократических и идеологических манипуляций.

Признавая роль товарно-денежных отношений, демократический социализм против превращения рынка и денег в главный организующий принцип общества, что может привести к концентрированному господству экономики над обществом. Наши экономические принципы: принцип распределения по результатам общественных усилий работника (трудового коллектива); принцип соревновательности; принцип социальной справедливости и материального обеспечения.

Свободное развитие производительных сил, регулируемое ростом коллективного богатства и индивидуального благосостояния, требует экономической демократии. Два основных элемента первоочередных реформ: реформа отношений собственности и создание условий для партнерских отношений "работодатель-работник" в экономике.

Предпосылки их реализации в течение длительного переходного периода: 1/ Гарантии разнообразия и равноправия различных форм собственности и хозяйствования, свободы производственной инициативы и предприимчивости (прежде всего на селе; развитие системы семейных/кооперативных/арендных/фермерских хозяйств и их естественных сочетаний - как инструмента подлинного раскрепощения крестьянства и решения продовольственной проблемы); становление современных форм коллективной собственности на принципах экономической эффективности, целесообразности, недопущения экономического подчинения.

Мы отвергаем как поголовную реприватизацию, так и сверхогосударствленное хозяйство; общество должно состоять из собственников. Гибкая законодательная власть, система институтов социально-экономической демократии, сильные и независимые профсоюзы призваны обеспечивать, чтобы собственность "работала" на общество.

2/ Создание свободного социально-экономического рынка всех (финансовых, информационных, трудовых) ресурсов и средств производительного труда; изменение функций хозяйственных ведомств с ликвидацией большей части отраслевых министерств одной из опор командно-административной системы, могильщиков народного хозяйства.

Мы стремимся минимизировать общественные издержки хозяйственной перестройки; рынок трудовых ресурсов - особый, его субъекты - люди, посему безработица как фактор реформенного риска должна стать делом всего общества, правительства, органов самоуправления. Мы стремимся к активной политике в области трудовых ресурсов, включающей развитие системы обучения/переобучения. Массовая безработица в условиях хронического дефицита неоправдана, слишком много потребностей не удовлетворено.

3/ Отказ от бюрократически-хаотического ценообразования при обеспечении финансово-налогового контроля за ценами на основные потребительские товары; меры по ликвидации монополии производителя, по сдерживанию инфляционных процессов, по сворачиванию убыточных производств и переливу средств в рентабельные сектора экономики; резкое сокращение расходов на управленческий, военный и репрессивный аппарат и иных паразитических расходов госбюджета. В области оплаты труда мы за политику солидарности: как результат переговоров и согласований между независимыми профсоюзами - работодателями - государством. Это обеспечит равную оплату за равный труд, стимулирует обновление структуры производства, его разумную селекцию.

4) Придание реальных властных, управленческих и контрольных функций Советам трудовых коллективов и другим органам демократического самоуправления; широкое развитие самоуправления сособственников средств производства, свобода любых форм и методов представительства и защиты интересов работников. Мы выступаем за выдвижение независимых рабочих в Советы различного уровня непосредственно от трудовых коллективов.

Власть трудовых коллективов - это власть людей труда над собою, над своею работой, над своими общественными и производственными отношениями; это и есть общественная собственность на средства производства. Те же формы собственности, которые нарушают достоинство, свободы и права человека - антиобщественны.

5) Одним из гарантов экономической демократии выступают демократические профсоюзы, организационно и политически независимые от партий, государственных органов и органов производственного самоуправления. Мы добиваемся проведения реформы профсоюзов, превращение их в реальных защитников интересов трудящихся, осуществления профсоюзного плюрализма. Новые профсоюзы действуют под контролем снизу, на принципах солидарности и добровольности.

6) Сегодня пока отсутствует механизм преодоления множащихся конфликтов, растет беззащитность работников. По-прежнему сильны группы (лобби, монополии), заинтересованные в сохранении властных отношений в экономике. Рыночная экономика не заработает при сохранении существующей командно-административной системы управления хозяйством.

Нужна работающая система экономического согласования: сильное правительство, сильный парламент, сильные профсоюзы.

Нужен закон об экономических отношениях. Нужна система регулярных трехсторонних форумов - для согласования интересов и позиций работников-работодателей-государственных органов.

В. КАКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ МЫ ХОТИМ? В социал-демократической альтернативе воплощена тесная увязка "рыночной" экономики и "нерыночной" социальной политики. Человек - не товар; удовлетворение личных и общественных потребностей - не просто вопрос рыночных распределительных механизмов. Стабильность в экономике и обществе может быть обеспечена, если неизбежная рыночная селекция (и последующее расслоение) компенсируются внеэкономическим перераспределением, основанным на социальной солидарности и благотворительности.

Приоритет социальной проблематики означает для нас направленность на создание государства цивилизованного благополучия, на реализацию текущих (а не "коренных") интересов и потребностей граждан. Необходима увязанная система: социальная безопасность/социальное регулирование/социальное равновесие/социальное равноправие.

Активная социальная политика призвана остановить нарастающее ухудшение качества жизни и обеспечить основы для постепенного роста этого качества. Основополагающим правом человека должно стать право на получение социальной помощи и прожиточного минимума в любой ситуации и в любом возрасте.

Гарантии защищенности социальных прав трудящихся включают: - возможность обжалования любых действий и решений должностных лиц и учреждений в суде с правом возбуждения дел непосредственно гражданами; - совершенствование трудового законодательства, чтобы воспрепятствовать перекладыванию издержек экономических преобразований на трудящихся; распространение трудового законодательства на всех работающих по найму как в государственном, так и в кооперативном секторе; - гарантии права на забастовку; - введение индексирования фиксированных доходов /пенсии, стипендии, пособия/ и автоматическое их повышение в соответствии с ростом цен; - отмену необоснованных, не связанных с эффективностью труда привилегий.

- систему социальных пособий и услуг для помощи маргинальным и социально неблагополучным группам и категориям лиц.

- отделение от рыночной сферы системы бесплатного общего медицинского обслуживания, образования, культуры - наряду с возможностью получения дополнительных платных услуг.

Следует прекратить практику расточительного и бесконтрольного использования бюджетных средств, денег налогоплательщиков. Одной из задач социал-демократии является борьба за введение современной системы налогообложения, справедливой, контролируемой и стимулирующей поддержку демократически проявляющихся (а не планомерно "выявляемых") в обществе потребностей .

Уважение неотчуждаемого суверенитета любых естественно возникающих единиц самоуправления, любых сообществ - гражданских, территориальных, социальных, национальных, религиозных, производственных и иных - основных ячеек демократического самоуправляющегося социализма.

Особенное внимание здесь - решению национального вопроса. Один из шагов - последовательное осуществление принципов федерализма во взаимоотношениях союзных республик между собой и с союзными властями; заключение нового Союзного Договора между республиками. Сохраняется актуальность поддержки национально-освободительных движений как в стране, так и за рубежом.

Наконец - формирование норм культурной цивилизованной жизни. Расширение культурных сил общества, интеллектуально развитых, с развитым логико-этическим и правовым сознанием, способных к сознательному созидательному социальному творчеству. Демократию следует "взращивать" не только через новые институты и правовые акты, но через культуру и душу человека.

Через эмансипацию общественного сознания, снятие внутренней репрессивности. Надо учиться действовать и жить в условиях смены типа господствующей культуры.

Мы утверждаем последовательный интернационализм; стремимся осознать место и роль своего народа как равноправного и свободного члена семьи народов, будучи озабоченной благополучием и развитием этой семьи в той же степени, что и благополучием собственного народа. Через национальные культуры мы стремимся выйти к культуре мировой.

Г. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕЛА.

Сохранение мира - основа реализации наших демократических целей. Посему вопросы мира не могут быть монополией государств, правительств, армий. Особое значение приобретает гражданская дипломатия на всех уровнях. Мы боремся против идеологии и практики милитаризма и агрессии, против идеологии псевдореволюционных фанатиков. Будущее нашей страны мы видим в упразднении военных блоков и мирной конвергенции систем. Ценности социал-демократии не могут быть реализованы "в отдельно взятой стране"; вот почему мы должны стать органичной и открытой частью сообщества народов Европы. Наша цель: возрождение сознания причастности к прогрессивной европейской культуре, при сохранении самобытности национальной культуры и самосознания.

Глобальная тенденция современности -тенденция к интернационализации. Те страны, которые пытаются ограничить контакты своих граждан с внешним миром, держа их под постоянным неусыпным контролем, наносят ущерб прежде всего самим себе. Необходимо убрать все еще остающиеся рогатки, препятствующие обмену информацией и личным контактам граждан различных государств.

Миролюбивая внешняя политика должна опираться на естественные чувства человеческой солидарности, возникающие в процессе повседневной экономической, политической и культурной совместной людей, общественных групп, предприятий разных стран. Дипломатия граждан - основа новой внешней политики, отвергающей отношения с позиции силы.

Таковы направления нашего движения, его credo.

III. КАКИМИ ПУТЯМИ И СРЕДСТВАМИ МЫ ПОЛАГАЕМ ОСУЩЕСТВИТЬ ЭТИ ЦЕЛИ?

1) О СРЕДСТВАХ.

Мы провозглашаем принцип постоянной реформы. Принцип демократической перестройки- вместо насильственной борьбы за власть, за монополизацию власти, вместо бюрократической безответственности, толкающей страну к экономической катастрофе, вместо псевдодемократических и псевдореволюционных призывов и речей.

В соответствии с этим, наша Ассоциация в качестве организованной политической силы через деятельность своих коллективных и индивидуальных членов намерена: - оказывать поддержку индивидуальных и коллективных демократических гражданских инициатив: культурных, социальных, экологических, экономических; - содействовать становлению независимых структур гражданского общества, его освобождению от государственного насилия; - организовывать акции прямой демократии: публичные дискуссии, форумы, митинги, петиционные (подписные) кампании, опросы и референдумы; - участвовать в общественном контроле за деятельностью органов власти, оказывая конструктивную поддержку их позитивной деятельности; - проводить независимую экспертизу через систему кооперативных и хозрасчетных консультационно-внедренческих организаций; - вырабатывать конструктивные альтернативы в виде законопроектов, предложений и программ развития, организуя условия для их реализации; - представлять и защищать интересы своих членов и единомышленников, в случае необходимости - вести переговоры с государственными и общественными организациями, а также судебные дела; - активно участвовать в избирательных кампаниях по выборам народных депутатов различных уровней, выдвигая и поддерживая как собственных кандидатов, так и кандидатов с близкими платформами; - вести издательскую деятельность - в форме независимых теоретических, аналитических и оперативных публикаций, содействующих достижению программных целей Ассоциации; - создать и координировать деятельность независимого Фонда поддержки политических и идеологических инициатив.

Мы стремимся к широкому сотрудничеству и взаимодействию с иными демократическими движениями и организациями. Считаем полезным проведение регулярных городских, региональных и межрегиональных Форумов независимых гражданских инициатив - в форме народного парламента или круглого стола, для действенного согласования позиций, обмена опытом, взаимопомощи. Для согласованного выступления в политических кампаниях и на выборах могут создаваться временные демократические блоки (союзы и т.п.)

2) КАКОЙ БУДЕТ НАША АССОЦИАЦИЯ? ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для нас, сторонников политической-экономической-социальной демократии, ассоциация - не фетиш, не инструмент узурпации власти, не стоящая вне критики ее членов "святыня" (беречь единство которой положено как зеницу ока...). Наша ассоциация - всего лишь организационное средство реализации наших демократических устремлений и ценностей. Организационная форма выражения нашей политической воли и нашего участия в формировании и реализации политики демократической перестройки.

Ассоциация демократических клубов социального направления находясь в начале своего становления, действует строго в рамках Конституции СССР; пользуется всей полнотой конституционных прав и обязанностей.

Ассоциация демократических клубов социального направления: - строится на принципах конфедерации, признает политическую автономию своих коллективных и индивидуальных членов; - демократическая и дискутирующая ассоциация, с свободой критики любых действий любого члена или функционера; - строится на принципе свободы групп, платформ, фракций в рамках самой ассоциации; - осознает себя как левая, солидарная со всеми прогрессивными общественными силами, ассоциация; - стоит на позициях социал-реформизма, опираясь прежде всего на культурные силы гражданского общества из всех социальных групп и слоев, ощущающих личное содействие демократическим реформам своим гражданским долгом; - программная организация, не имеющая официальной идеологии и мировоззрения, подчиняющих себе процесс постоянного обновления и программного поиска; - электоральная организация, принципиально не массовая, но зато нацеленная на завоевание поддержки избирателей в ходе различных выборов - выдвигая свою платформу и своих кандидатов; - работает гласно и открыто, все заседания и документы открыты для членов и гостей ассоциации, а также для прессы; - стремится оказывать влияние в различных регионах страны через своих коллективных и индивидуальных членов, живущих и работающих в этих регионах; - программные вопросы, политические споры и этические проблемы разбирает на своих регулярно собираемых форумах - с участием всех заинтересованных сторон.

Май 1989



Док. 330741
Перв. публик.: 03.05.89
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 376

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``