В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Станет ли Армения участником нового Союза? Назад
Олег Румянцев: Станет ли Армения участником нового Союза?
Настоящая статья - приглашение к дискуссии по перспективам участия нового государства в Союзе. Само время заставляет начать взвешенную проработку вопроса о будущем русско-армянских отношений, в целом основанных на общности интересов и взаимной симпатии, при этом - сопоставляя желаемое с действительным.


Союз Беларуси и России (СБР) - единственное реальное интеграционное межгосударственное образование на постсоветском пространстве. Учредительные документы СБР определяют условия участия в Союзе новых членов. (Подчеркну: это объективные требования международного права, частью которых стал ратифицированный Договор о Союзе).


Первое. Участником Союза может быть только субъект международного права, государство-член ООН. (Именно на такой, по моему мнению, излишне жесткой, формулировке настояли год назад представители исполнительной власти РФ. Неудобна она по очевидной причине: пока мы всеми силами "ублажаем" своенравную Чечню, целый ряд непризнанных государственных образований на постсоветском пространстве выражает сокровенное желание стать участниками Союза или войти в РФ. В самой Армении ряд видных политиков полагает, что поддержка законных требований армянского народа Арцаха, Нагорно-Карабахской Республики (НКР) могла бы стать одним из ключевых условий участия Армении в Союзе. Переросший в освободительную войну, конфликт временно остановлен зыбким перемирием. Отношение к его урегулированию остается оселком армянской политики, что подтверждает недавний беспрецедентный уход Л.Тер-Петросяна с поста президента и вполне возможное избрание главой государства бывшего лидера НКР Р.Кочаряна. По указанным же выше формально-правовым причинам речь пока может идти об участии в Союзе самой Республики Армения.


Второе. Новый участник должен разделять цели и принципы Союза. В их числе и стратегическую перспективу последовательного продвижения к объединению на основе референдума (ч.2 ст.3 Устава СБР). Готова ли Армения к такой перспективе, осмыслен ли нашими недавними соотечественниками опыт суверенного и независимого существования после референдума о независимости Армении (к слову, одного из первых в СССР)? Характерна мысль того же Тер-Петросяна (владеющая, судя по всему, умами части армянской элиты), брошенная им в начале развернувшейся дискуссии о судьбах НКР и Армении: "сколь долго еще основанное на самообмане стремление стать игрушкой России ли или иной державы будет оставаться образом жизни армянина?"... Ответ на прямо поставленный вопрос может дать лишь сама армянская нация.


Есть и другие правовые аспекты объединения. Конституция Республики Армения прямо не предусматривает участия РА в межгосударственных объединениях (союзах) - в отличие от конституций РБ (ст.8) или РФ (ст.79). Присоединение к Союзу потребует от РА пересмотра ее Конституции на референдуме, поскольку нынешний основной закон был принят всенародным голосованием.


Третье. Государство, присоединяющееся к Договору о Союзе, однозначно принимает на себя все обязательства, вытекающие из участия в СБР. Причем - в полном объеме. Предполагается, что речь не должна идти о присоединении с оговорками или же на каких-либо особых условиях "ассиметричного участия". Представитель одной из ведущих партий Армении, узнав о такой уставной норме, признался, что его партия не согласится с "присоединением без условий". Однако, по самой правовой природе, СБР - это союз равных, где один участник не может быть "ровнее" другого.


Четвертое. Присоединение к Союзу нового участника потребует согласия его государств-учредителей: РФ и РБ. Явно положительным обстоятельством здесь будет выступать духовная близость наших народов, принадлежащих к общему восточно-христианскому пространству. Общие прошлое, память, религия, судьба народов по-прежнему влияют на сознание многих людей и активно воздействуют на перспективу.


Другим плюсом является общность геополитических интересов. Армения отделена от России "санитарным кордоном" в виде ГУАМ - нового альянса между Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. Что ни говори, альянс этот служит интересам США, поощряющим отдаление государств от России на основе понимания "против кого" надобно дружить. В этих условиях Армения и Россия объективно заинтересованы в сбалансированном развитии региона и сохранении возможности влиять на ход событий.


Вместе с тем, нетрудно предвидеть, что разговор из плоскости геополитики и духовной близости народов может переместиться в область экономических расчетов. Об этом свидетельствует недавний опыт: год назад (в борьбе за преобразование "двойки" РФ-РБ в политический союз), недоброжелатели вели "обстрел", прикрываясь частоколом экономических выкладок - иногда верных, но чаще упрощенных. В случае с Арменией расчеты могут возникнуть вновь - на фоне сопоставления с Азербайджаном, его нефтью, коммуникационными проектами и мощным, сидящем "на трубе", лобби. Думается, что для России и Армении весьма актуально найти способы подключения РА к Таможенному союзу, чему порою препятствуют интересы элит, управляющих внутренними рынками.


Между тем в массе своей армяне положительно относятся к перспективе участия в Союзе. Не случайно в прошлом году возникло движение "Народная инициатива Россия-Беларусь-Армения"; 10 партий и 20 общественных объединений собрали свыше 1 миллиона подписей сограждан с требованием провести референдум о присоединении к Союзу. По большому счету прецедент сей уникален. Нигде - ни на Украине, ни в Казахстане с их крупным русским населением подобного не происходило. Задумать и осуществить столь масштабный проект можно лишь имея твердые основы подлинно гражданского общества. Армении это удалось.


Но государственная власть РА пока не спешила с ответом на запрос снизу. Народная инициатива не зарегистрирована. Официальные круги подчеркивают ее якобы "неструктурированность", ссылаются на естественные межпартийные разногласия. Требования референдума не стали предметом рассмотрения в Национальном Собрании РА. Ключевые кандидаты в Президенты (Р.Кочарян, К.Демирчян, В.Манукян) в предвыборных программах обходят поставленный вопрос молчанием. Возможно, время его рассмотрения придет после президентских выборов 16 марта с.г. Быть может, будут проведены парламентские слушания или даже создана парламентская комиссия по вопросу отношений с Союзом...


Вопрос как бы повис в воздухе, но причины этого, думается в следующем. Прежде всего, только закончилась "эпоха Тер-Петросяна", начавшаяся еще в ходе борьбы за независимость в 1990-1991. Новая элита только формируется, равно как и ее курс по отношению к России вообще и к Союзу в частности.


С другой стороны, в Армении мало объективной информации о новом Союзе, в чем автор смог убедиться в ходе недавней поездки по РА и НКР, встреч с официальными лицами и простыми гражданами. Сделало свое черное дело систематическое оплевывание Союза "российскими" СМИ. Кое-кто в официальном Ереване полагает что Союз пока не состоялся и нужно еще посмотреть как он будет развиваться. Между тем Союз создан именно для взаимного усиления, решения совместных проблем: обеспечения равенства прав его граждан, совместных инвестиций в союзные социальные и производственные программы, создания общего правового пространства, обеспечивающего согласование интересов и действенность принимаемых решений.


Можно понять политиков Армении, опасающихся попасть в неловкое положение, натолкнуться на настороженное отношение со стороны российской или белорусской правящих элит. Серьезный сигнал о готовности российских верхов начать совместную проработку вопроса о реинтеграции заставляет себя ждать. Имеется пока шаг Госдумы, но он не имел развития: усилиями Т.Х.Гдляна и Г.И.Тихонова еще в сентябре прошлого года принято постановление о поддержке армянской инициативы, создана комиссия по содействию, которая, увы, так не разу и не собралась.


Еще раз зададимся вопросом: станет ли Армения участником нового Союза? Объективный анализ показывает, что на предстоящий период отношения РФ и Армении могут строиться в рамках прошлогодней договоренности Ельцина и Тер-Петросяна о "стратегическом партнерстве". Его стержнем остается военно-политическое сотрудничество, но могут подтянуться и другие области. Пожалуй, речь можно вести о складывании в рамках СНГ новой "двойки" Россия-Армения с координационными органами (межправительственной и "новорожденной" межпарламентской комиссиями). Вместе с тем, стратегическое партнерство не исключает создание необходимых условий участия Армении в деятельности нового Союза и его структур, поиск правовых форм такого участия. Возможно, Армения на данном этапе готова скорее к сотрудничеству с союзными органами. Не случайно, Парламентское Собрание СБР 3 ноября 1997 г. на своей сессии в Калининграде пошло на серьезные изменения Регламента, наделив статусом постоянного наблюдателя с широкими полномочиями ту же "Народную инициативу Россия-Беларусь-Армения". Тем самым, интеграционные усилия армянской общественности получили международно-правовое признание. Был создан формат для обещающего трехстороннего сотрудничества.


Поворот России лицом к поднятой проблеме может привести к углублению ее политики на Кавказе, ныне пробельной. Как знать, быть может рано или поздно и наступит время решать вопрос об изменении названия Союза Беларуси и России - в связи с расширением числа его участников.

1998
http://www.rumiantsev.ru/printable/11/61/


Док. 331070
Перв. публик.: 04.05.98
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 416

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``