В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев, О.Дзыза: Россия и Югославия: последствия политики двойного стандарта Назад
Олег Румянцев, О.Дзыза: Россия и Югославия: последствия политики двойного стандарта
Со всей остротой перед Россией в очередной раз встал "югославский вопрос". Да он, впрочем, совсем и не югославский, аи самый, что ни на есть, русский. В нем сфокусированы многие российские вопросы - былое и недавнее величие, сегодняшнее затемнение, политическое наследии законного парламента и ошибки власти, сделанные в политиканской борьбе с ним, проблемы духовного наследия и геополитического союза.

Всего три года радикал-либералы правят в России, а урон национальным государственным интересам, геополитическому облику, национальной идее России нанесен весомый. Пагубные тенденции, равно как и ерзания власти, выпукло прослеживаются на примере российско-югославских отношений.

Печальной чертой стало отсутствие долговременной концепции подобных отношений. "Новая" Россия слишком долго выдерживала себя в рамках линии Запада, подтверждая концепцию, выдвинутую в свое время министром Козыревым. Отсутствие четкой стратегии внешних сношений жестко встроило РФ в политический фарватер Запада. Утонув в нем, Россия в значительной мере утратила возможность вести хоть и основанную на общедемократических принципах, но собственную линию, исходя из собственных и союзнических интересов и видения перспективы.

Давно не секрет, что в поведении мирового сообщества (и "цивилизованного" российского руководства) по отношению к Югославии в годы кризиса господствовал принцип двойного стандарта. Это не позволяло действенно бороться против подлинных виновников разжигания пожара в СФРЮ.

(Успешно апробировав "двойной стандарт" в Югославии, Запад широко применяет его по отношению к нам. В незаконно созданной вопреки Конституциям СФРЮ и БиГ "независимой" Боснии и Герцеговине сербы, проживающие на 70 процентах земель, решили реализовать свое право на самоопределение. Окрик взволнованного Запада - не сметь! и пальба, и санкции, и ультиматумы. А вот в Латвии и Эстонии чуть не половину населения, русских, лишают гражданских прав, обозначают "гастарбайтерами" - а глава Foreign office Дуглас Херд заявляет: это-мол, внутреннее дело прибалтов).

Исходя из фальшивых принципов "поддержки молодых демократий", возникших с чужой подачи на территории Югославии и "борьбы с имперским центром в Белграде", ООН и НАТО проводили целенаправленные акции по ослаблению и ликвидации как старой СФРЮ, так и новой СРЮ. Последняя выполнила условия мирового сообщества перед введением санкций (ее военнослужащие не воюют на территории БиГ), но жесткие экономические меры были введены, а затем и усилены. В то же время, подобные акции не были применены по отношению к Хорватии, экспедиционный корпус которой принимал активное участие в военных действиях на территории Боснии и Герцеговины.

Закономерным апофеозом движения по заранее заданному партнерами пути (помню слова одного из руководителей МИД в Царицыных сенях в Кремле: "НАТО - наш естественный партнер") стало жестокое обострение кризиса в БиГ.

Взяв на себя инициативу, НАТО разработало план воздушных ударов по позициям боснийских сербов, выдвинув им жесткий ультиматум. Стремление в обход ООН (порою, с его помощью) проводить акции по умиротворению соперников сербов показывает: западный блок в нынешних условиях решил, что настало время без дипломатического прикрытия логически завершить долгую геополитическую операцию. Мало того, что ввод сил НАТО в военные действия приведет к новой эскалации насилия. Мы считаем крайне опасным ввязывание международных организаций в конфликт на Балканах на чьей-либо стороне. Каждая из конфликтующих сторон будет пытаться искать военных союзников, что неизбежно повлечет за собой глобальную интернационализацию конфликта.

Непростительная затяжка с переменой курса, услужливое стремление быть "своими" с западными партнерами не только опасно сузило возможности реализации наших интересов, но и поставило в февральские дни 1994 года Европу на порог крупномасштабных военных действий. Началу столкновения может способствовать не то, что Россия не даст в обиду своих друзей (на что вдруг стали намекать толкователи правительственного курса), а, скорее, то что сербы - слишком долго находившиеся в изоляции, в т.ч. и со стороны "новой России" сами достаточно хорошо вооружены и психологически подготовлены к отражению возможной агрессии.

Возникновение опаснейшего очага произошло при прямом участии российских официальных лиц. Сам факт, что подобный односторонний ультиматум стал вообще возможен, свидетельствует о провале генеральной линии российского МИДа, провале концепции подобострастного умиротворения западных "друзей", высокомерная реакция которых не только не подняла авторитет России, но наоборот, втоптала его в грязь.

Неправильно понятые руководством РФ и МИДа государственные приоритеты слишком долго не позволяли нашей дипломатии проводить в жизнь собственную эффективную политику на Балканах, остающихся вот уже несколько веков естественной сферой духовных, экономических, политических и геостратегических интересов России - главного противовеса амбиций Запада.

А ведь могло быть иначе. Были рецепты решений со стороны народных представителей. Напомним, что за один лишь год с осени 1992 по сентябрь 1993 года Верховный Совет РФ принял четыре документа, направленные на урегулирование югокризиса: по предотвращению международной вооруженной интервенции; предоставлению гуманитарной помощи пострадавшим в конфликте; снятию тяжелых и несправедливых односторонних санкций, введенных против СРЮ по решению СБ ООН (в т.ч. и представителя РФ Ю.Воронцова). В августе-92 вопреки несправедливым санкциям депутаты Амбарцумов и Румянцев проехали по горячим точкам страны; а ранней весной 1993 года все регионы зоны конфликта (Хорватию, БиГ, Республику Сербская Краина, Сербскую республику БиГ, а также саму Сербию и Косово) посетила представительная официальная делегация Верховного Совета РФ - с участием авторов этих строк.

Оставалось лишь реализовывать вырабатываемую конституционным органом политику. Ан нет. Все было принято в штыки и исполнительной властью, и "нашими" СМИ.

Со стороны "либеральной" и "независимой" прессы слышен был хор злобной ругани, грязных наветов, клеветы. Были и "перлы", что в Белграде-мол дешевле купить русского депутата, чем русскую проститутку; и прозорливое причисление упомянутых депутатов к крестным отцам "сербско-армянско-русской мафии"; и набившие оскомину тезисы о красно-коричневой шовинистической политике ВС РФ.

Порочная линия, а вместе с нею и война на Балканах продолжались. Этого могло бы не быть, выполни Президент РФ и МИД РФ свои прямые конституционные обязанности, которые состоят не в единоличной выработке (по Козыреву), а в о с у щ е с т в л е н и и внешней политики, в рамках Конституции, законов, постановлений парламента, подзаконных актов Президента и Правительства. Ошибочный курс последних лет - это прямое следствие вызывающего игнорирования решений Верховного Совета РФ.

Теперь подают как великое достижение МИДа РФ договоренность с боснийскими сербами. Да, российским руководством предпринимаются необходимые шаги, которые могли бы способствовать прекращению войны в Боснии и Герцеговине. Усилия эти следует одобрить. Однако, возникает ощущение бега уже не по перрону за ушедшим поездом, а по шпалам - что весьма неловко. Сегодня начата лишь частичная реализация решений законного парламента, для чего оказывается понадобилось его насильственное упразднение. Но даже робкий голос протеста со стороны ослабленной внешними и внутренними недругами России приостановил неминуемое. Где был этот голос раньше? Груз прошлых ошибок и унижений все менее позволяет России занять то место великой державы, которое она добровольно уступила в 1991-1993 года. Геополитический переворот, произошедший в эти годы и завершившийся мировой овацией расстрелу Дома Советов РФ, кардинально изменил соотношение сил в мировой политике. Очутились мы в сердцевине геополитического котла не только вследствие проигрышной кончины Союза ССР, но и последующих СОЗНАТЕЛЬНЫХ действий, требующих ответа.

В сложившихся труднейших условиях Россия должна проводить политику, соответствующую своему положению. Нельзя идти на поводу усердных стремлений отодвинуть нас от рычагов управления разрешением балканского кризиса. Внешняя политика России не имперская, это политика большой и действительно великой страны, которая открыто, без стыда и псевдо-либеральных ужимок заявляет о своих интересах и может последовательно их защищать. Не для того, чтобы кого-либо запугать, но чтобы мир знал об этом и учитывал в собственной политике не всегда разумного эгоизма.

Югославия - была и останется навсегда нашим естественным союзником. Это не надо доказывать, это в духовном и культурном пространстве наших народов. Случайны ли замеченные мною во время встречи с хорватским лидером Ф.Туджманом фотографии на его камине: Туджман и папа Войтыла, Туджман и Г.Коль?.. Нет, ибо естественных симпатий скрывать не надо, нам - тоже. Мы интересны друг другу своей самостью, которую обязаны уважать в партнерах и оппонентах.

Глядя на метания властей, мы, представители общественности, выступили с идеей той формы, которая помогла бы сотрудничеству близких нам народов.

Ею, похоже, становится Конференция духовно близких (восточно-христианских) народов, которая обещает стать механизмом преодоления разобщенности. Конференция организуется в основном на неправительственном уровне, но участие влиятельных политиков может придать плодотворность общим усилиям.

Постоянно действующее совещательное собрание поможет народам и странам, имеющим глубокие исторические и психо-культурные традиции взаимного общения, в областях внешних сношений, региональной безопасности, экономических, культурных и духовных связей. Форум открыт для всех, ибо направлен не против кого бы то ни было - в нем заложено созидание и возрождение, но - на основе уверенности в своих силах, своих друзьях и своем предназначении.

В 1993г. прошло два заседания международного оргкомитета - сначала в Москве, а затем и в Белграде, где и расстались 21 сентября за полночь поспешив домой... Недавно в Москве собиралась российская часть Оргкомитета Конференции, предложившая 23 мая с.г. учредить наше международное движение.

Участники встречи не могли обойти вопрос о Югославии, заявив что Россия объективно должна играть все более активную роль в ликвидации военного очага там (ибо только ей доверяют все три конфликтующие стороны), причем - исключительно мирными средствами, опираясь при этом на добрую волю мирового сообщества и в рамках ООН. Подобные призывы начинают, кажется, достигать правителей. Лед тронулся.

...В 1877 году Ф.М.Достоевский, рассуждая о тогдашней балканской кампании русских войск, привел в Дневнике писателя слова англичанина Гладстона: "что бы ни говорили о некоторых других главах русской истории, освобождением многих миллионов порабощенных народов от жестокого и унизительного ига Россия окажет человечеству одну из самых блестящих услуг, которая никогда не изгладится из благодарной памяти народов".

Да, ранее в Европе не оспаривали особой и правомерной роли России. Сегодня, напротив, считают естественными попытки выдавить нас за рамки процесса принятия подлинных решений. Но все это зря, ибо всемирным уделом России остается братское стремление к воссоединению людей и народов на основе духовной близости.

Время возвращает Россию и ее временных правителей к истинным национальным приоритетам.

21-22 февраля 1993 г.

http://www.rumiantsev.ru/printable/11/42/


Док. 331090
Перв. публик.: 21.02.93
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 446

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``