В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Курилы. Доклад О.Г.Румянцева `Российско-японские отношения и проблема территориальной целостности РФ: девять аспектов` Москва, Верховный Совет РФ Назад
Курилы. Доклад О.Г.Румянцева `Российско-японские отношения и проблема территориальной целостности РФ: девять аспектов` Москва, Верховный Совет РФ
I. ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

1. "Новое мышление".

Новая политика Российской Федерации на Дальнем Востоке относится, по-видимому, к достаточно показательным образцам т.н. "нового мышления", предполагающего избавление одним махом от "груза прошлых ошибок" и расчищение завалов, доставшихся в наследство от предыдущего режима. Активная работа в целях "прорыва в российско-японских отношениях" начинает вызывать все больше вопросов, на которые, увы, не поступает удовлетворительных ответов.

В течение 1991-1992 года произошла резкая активизация российского внешнеполитического ведомства - как дипломатическая, так и внутриполитическая. В рамках рабочей группы по подготовке мирного договора состоялась серия встреч на уровне министров и зам.министров иностранных дел, не счесть числа контактам экспертов и специалистов. При поощрительном молчании со стороны РФ, Япония уверенно проводила курс на интернационализацию сугубо двусторонней проблемы. В соответствии с замыслом, в некоторых российских средствах массовой информации появились тенденциозные материалы. Нельзя не отметить последнюю публикацию псевдонимно-мидовского автора в "Независимой газете" от 30 июня с.г.: уж слишком неприкрыто отстаивается в нем японская позиция по так называемым "северным территориям".

К лету 1992 г. стал вырисовываться общий вектор означенных выше усилий: подготовка к передаче южной части Курильских островов Японии.

Одним из ключевых этапов может стать официальный визит Президента РФ Б.Н.Ельцина в Японию, намеченный на середину сентября с.г.

Для одной из сторон характерно острое понимание того, что Б.Ельцин и нынешнее Правительство - как они полагают - не смогут долгое время находиться у власти, поэтому решать территориальную проблему необходимо в срочном порядке, ибо при новом руководстве возникнут серьезные трудности для реализации про-японского варианта. Некоторые политики в Японии считают, что создался наиболее благоприятный момент для возврата островов:

благожелательная позиция российского МИДа, с пониманием относящегося к требованиям партнеров и считающего, что экономическая помощь со стороны Японии после возврата Курил будет основным рычагом вывода страны из кризиса.

Новая Россия заявляет о себе как о правовом государстве, в котором не партийный аппарат и не группка ему приданных министерств призваны решать важнейшие проблемы страны. Решения правительства во внешнеполитической сфере должны готовиться исходя из мнения народа. Национальные интересы в каждом конкретном случае формулируются не отдельными чиновниками втайне от общественности, а волей россиян, выраженной непосредственно в результатах референдума, либо через народное представительство.

Именно мы, депутаты, должны дать своим избирателям полную информацию и предложить варианты решений. Любые решения, принятые по старой аппаратной схеме, без учета новых факторов, чреваты осложнениями, которые могут очень серьезно омрачить двусторонние отношения.

2. Парламентские слушания.

9 июля с.г. по инициативе руководства Конституционной комиссии и Комитета ВС РФ по международным делам состоялось рабочее совещание, предваряющее парламентские слушания по актуальным проблемам российско-японских отношений. В ходе обсуждения выявилась сложная структура и политическая многомерность вопроса, позволяющие варьировать системами аргументации, политико-мировоззренческих критериев, а также разнообразными, иногда даже противоположными, трактовками возможных сценариев развязки проблемы.

Сами парламентские слушания намечены на 28 июля. Слушания должны иметь позитивную цель для нашей внешней политики, для Парламента и Правительства. Мы должны помочь Правительству выработать оптимальную линию при рассмотрении российско-японских отношений. По мнению мидовских кругов, у Парламента и его комитетов нет полномочий давать рекомендации Правительству - как им действовать в конкретной ситуации, каким путем идти к поставленной цели; но Верховный Совет и его комитеты - как постоянно работающие парламентские органы - вправе заняться рассмотрением "курильского вопроса" вплотную.

Открытыми или закрытыми должны быть слушания? Специалисты говорят, что в японском парламенте принято полтора десятка резолюций по "северным территориям", слушания по этому вопросу были, в основном, открытые.

Ниже вполне открыто рассматриваются девять основных аспектов проблемы территориального размежевания между Россией и Японией. В докладе широко использованы информационные и аналитические разработки привлеченных экспертов, нормативные акты по рассматриваемой проблеме. Вместе с тем, материал, подготовленный к предстоящим парламентским" слушаниям, ясно выражает позицию автора как гражданина, народного депутата Российской Федерации.


Док. 331115
Перв. публик.: 04.07.92
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 399

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``