В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Вытупление на общественных слушаниях `Новые инициативы федерального центра по модернизации Сибири` Назад
Олег Румянцев: Вытупление на общественных слушаниях `Новые инициативы федерального центра по модернизации Сибири`
Румянцев Олег Германович, советник исполнительного директора по развитию газового бизнеса корпорации "ТНК - ВР Менеджмент": Трудно сказать, в каком качестве я буду здесь выступать, как представитель бизнеса, или как еще и политик в прошлом, или как аналитик. Я вижу здесь и политиков, и аналитиков, и журналистов, а от бизнеса, наверное, здесь больше никого нет.


Как представитель бизнеса, скажу, что "ТНК - ВР" уже несколько лет стоит в авангарде тех, кто выступает за начало широкомасштабного освоения Восточной Сибири. Хочу отметить, что формирование государственной политики в области развития в новом качестве Восточной Сибири и Дальнего Востока неправомерно затянулось. У нас есть конкретный проект - Ковыткинское газоконденсатное месторождение. И мне кажется, что судьба этого крупнейшего в континентальной части России газоконденсатного месторождения: то, что оно уже много лет заморожено, то, что в совершенно недопустимом виде находится крупнейший проект, от которого во многом зависит развитие Восточной Сибири и которому нет равных по степени влияния на экономику этого макрорегиона - это зеркало того, что у нас сегодня происходит в политике и в экономике. И зеркало, кстати говоря, механизма принятия решений.


Сегодня мы проводим общественные слушания, которые продолжают череду обсуждений по поводу судьбы Восточной Сибири. Ведь о ней сегодня говорят все - от съезда правящей "Единой России" в Красноярске до гражданина номер ЯГ 14/10 в его периодически возникающих письмах издалека. Все вдруг заинтересовались Восточной Сибирью, а это значит, что то, что говорит Максим (Дианов Максим Анатольевич), это действительно очень серьезная проблема. Хочу развить мысль выступавшего членкора Суслова, закончившего свое выступление упоминанием о том, что Сибирское отделение Академии наук предложило Стратегию развития Сибири и сделало основой этой стратегии комплексный план и идею частно-государственного партнерства. Без такого механизма не будет никакого освоения Восточной Сибири.


Думаю, в этой связи возникает вопрос: каковы могут быть механизмы принятия решения, такие, чтобы вовлекали энергию частного бизнеса, различные формы частно-государственного партнерства: и для развития инфраструктурных проектов, и для решения вопросов местной региональной газификации, и для создания различных промышленных и наукоемких производств - всего того, без чего невозможно прекращение демографического кризиса и оттока населения.


Не секрет, что альтернативой оттоку населения является привлечение мигрантов, которые совсем не собираются быть ассимилированы в нашу культурную среду. Как тут не вспомнить тезис Владислава Суркова о суверенной демократии? В Восточной Сибири проблема суверенной демократии стоит очень остро, потому что последствия такой "альтернативной" трудовой политики в отношении трудовых ресурсов, если мы не будем развивать наши национальные проекты, совершенно очевидны.


Кстати, о национальных проектах: они сегодня носят отчетливый характер проектов социальных. При том, что проект развития Восточной Сибири - это действительно национальный проект, он включает в себя все: от промышленной политики, структурной политики, инфраструктурной политики и кончая социальными последствиями. Поэтому его, может быть, следовало бы добавить к перечню национальных проектов, коль сегодня действительно все понимают, что очень скоро проблема может перейти в крайне горячую плоскость.


Почему так важна идея частно-государственного партнерства? Смотрите, Программа развития газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока предусматривает привлечение в этот регион только в газовую отрасль и смежные с ней порядка 50 млрд. долларов. Есть сегодня у государства эти деньги, если у нас на четыре озвученных национальных проекта ассигнуется в общем всего порядка 6 млрд.? А здесь нужно 50, и только для развития газовой составляющей. А вот, например, Ковыткинский проект - это только по российской части 13,5 млрд.. И их без всякого государства конкретная компания готова привлечь на условиях проектного финансирования с помощью своих западных и российских акционеров. Речь-то идет о том, что государственная координация развития Восточной Сибири и Дальнего Востока не должна быть подменена директивным управлением, исходя из узких эгоистических корпоративных интересов. Что сегодня, к сожалению, происходит.


Давайте посмотрим Программу развития Восточной Сибири в том виде, в каком ее предложил Газпром. Нет там развития Ковыткинского газоконденсатного месторождения, потому что нет сейчас на этом месторождении Газпрома. А значит, и предлагается подморозить, подвесить его дальнейшее развитие до 2015 года. И развитие Чаяндинского месторождения в Якутской Республике тоже. Пока же будем развивать Сахалин, экспортировать оттуда газ, раз туда зашел Газпром, а в дальнейшем (в 2020-х, 2030-х годах), падающие там объемы производства станем восполнять восточносибирским газом. Значит, еще на 20 с лишним лет подвешивается вопрос о развитии Восточной Сибири - Иркутской области, Якутской Республики и так далее.


Координация ли это? Невольно вспоминается антимонопольный закон о том, что координация в такой сфере не должна приводить к ограничению предпринимательской деятельности.


Мы добились того, что Программа по Восточной Сибири сейчас проходит широкое обсуждение. Только что, 5 декабря, состоялись слушания в Совете Федерации. Я скажу, что слушания прошли блестяще, очень жалко, что представители средств массовой информации уделили им так мало внимания. Они были очень важны, потому что на сибирскую проблему было обращено внимание регионов и основных компаний - и государственных, и с государственным участием, то есть Газпрома, "Роснефти", "ТНК - ВР". На слушаниях выступили представители заинтересованных регионов, и все поддержали вносимые нами предложения, поддерживают их и соответствующие министерства.


Что же должен делать Президент в этой ситуации? Я отвечу: учитывая, что мы только что отметили День Конституции, по которой у нас Президент является гарантом Конституции, то есть является всем в политической системе, я думаю, что он должен провести Государственный Совет и вынести на его рассмотрение вопрос о развитии Восточной Сибири. И ознакомившись с позициями хозяйствующих субъектов и регионов, принять стратегическое, незамедлительное, назревшее и перезревшее решение начать освоение Сибири путем, в частности, осуществления новых крупнейших региональных проектов.


Конкретный проект, о котором я вам сказал, готов, и он повлечет за собой удвоение регионального ВВП, а по Иркутской области увеличение в три раза. Потому что это не просто строительство трубы и выкачка углеводородов, это и гелеивая промышленность, это и газохимия, и переработка, и строительная индустрия, и производство минеральных удобрений, то есть это масса сопряженных промышленных производств, которые планируется внести в этот проект.


Механизм принятия решений сегодня известен. Нужно принимать решение, потому что, если мы будем ждать, когда различные фланги в крупной организации Газпром примут какое-то согласованное решение, время будет уходить.


Экспортная составляющая совершенно очевидна, она здесь очень важна. Я совершенно точно скажу, что всего 10% добычи на Ковыктинском месторождении обеспечат внутренний рынок. Остальная экспортная часть, поставки газа в Китай, в Корею, позволит профинансировать многие социальные программы, о которых мы сегодня говорим.


Завершая, хочу сказать, что общественность в лице, например, Торгово-промышленной палаты, рассматривая эту проблему, приняла соответствующие рекомендации. Парламентские слушания в Совете Федерации тоже были подытожены сводом рекомендаций Правительству РФ и законодательным и исполнительным органам управления Восточной Сибири и Дальнего Востока. И я хотел бы, чтобы и сегодняшние слушания продолжили эту традицию практических рекомендаций.

Кремль.орг, 14 декабря 2005

http://www.rumiantsev.ru/printable/11/44/


Док. 331150
Перв. публик.: 14.12.05
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 437

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``