В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Конституционное поле не место для борьбы Назад
Олег Румянцев: Конституционное поле не место для борьбы
31 июля субъектам Российской Федерации направлен для работы последний вариант проекта Основного Закона, подготовленный Конституционной комиссией.


Внимание к проекту Конституционной комиссии (его еще именуют "официальным") вовсе не амбиции или прихоть депутатов. Оно полностью соответствует идущему конституционному процессу. 20 июля Верховный Совет принял постановление, где предложил Конституционной комиссии в соответствии с его предыдущим постановлением продолжить работу над проектом, основные положения которого одобрил VI Съезд народных депутатов, учитывая при этом поступивший от Президента России проект Основного Закона, а также замечания и предложения субъектов Федерации.


Отметим, что идет закономерное сближение двух проектов. В основе наших поисков остается текст Конституционной комиссии, прошедший множество согласований. Использованы предложения субъектов Федерации, материалы Конституционного совещания, замечания государственных органов, общероссийских общественных объединений. Заметим, что и первоначальный, неприемлемый для многих "президентский" вариант был не без помощи представителей нашей комиссии, регионов существенно изменен на совещании в Кремле в сторону положений официального проекта.


Сохраняющиеся же содержательные разногласия между двумя проектами сводятся к следующему:


- по вопросам федерализма: конституционный статус субъектов Федерации и проблема их равенства; полномочия палат федерального парламента, их равенства; порядок формирования Совета Федерации; основы бюджетного процесса и порядок выделения средств на программы и в регионы;


- по форме правления: соотношение главы государства и федеральной исполнительной власти; право Президента на роспуск парламента; механизм подотчетности правительства;


- по правам человека: конституционные ограничения права частной собственности на землю и природные ресурсы;


- по проблеме гражданского общества: наличие самостоятельного раздела "Гражданское общество" и конституционных гарантий свободного развития его институтов;


- по основам конституционного строя: место Российской Федерации в союзе государств и мировом сообществе;


- по заключительных положениям: порядок полного пересмотра или принятия новой Конституции; роль Конституционного совещания.


Добавим к перечисленному также и объем Конституции, место федеральных конституционных законов в системе законодательства. Если же говорить о политических проблемах, то возникают они не в содержательной части, а коренятся в следующем. Прежде всего, свежи воспоминания о крайне спорных неправовых и недемократических положениях первоначального "президентского" варианта. Это не может не порождать определенную настороженность к разработкам участников Конституционного совещания.


Во-вторых, кое-кто по-прежнему лелеет надежду сделать Конституцию полем своего (или своей партии) стратегического политического успеха. Подобное стремление вызывает понятное отторжение, как у части центристов, так и оппозиции.


Наконец, совещательный орган при Президенте почему-то считается единственно легитимным и законным источником конституционной инициативы. Органам же власти, а также политическим силам несколько иного направления, предназначается роль статистов и наблюдателей. Кроме как ошибочным, такой подход назвать нельзя.


Есть еще время изменить ход конституционного процесса, упразднить его раздвоенность и заполитизированность. Для этого хотелось бы услышать трезвый голос российских регионов. Свою роль может сыграть собрание в сентябре многостороннего форума для прояснения и согласования разногласий по конституционной реформе Итогом всего должна стать совместная подготовка действительно согласованного проекта (быть может, с вариантами по отдельным вопросам), опубликование его в октябре и вынесение его на рассмотрение Съезда в ноябре нынешнего года.


В свою очередь, обращаюсь с предложением присылать в секретариат Конституционной комиссии замечания к пректам, порядку их согласования, а также определить своих постоянных полномочных представителей для работы в нашей комиссии, реорганизация которых назрела.

Опубликовано в: "Российская газета", 10 августа 1993 года, с.1,3



Док. 331343
Перв. публик.: 10.08.93
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 337

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``