В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Прошлое и будущее проекта Российской Конституции. (Конституционные записки. Часть 2). Назад
Олег Румянцев: Прошлое и будущее проекта Российской Конституции. (Конституционные записки. Часть 2).
"...за спиной Б.Ельцина - "дикая", алчная буржуазия, которая способна на многое, лишь бы воцариться на троне. И если это случится, дальнейший исход сомнений не вызывает: уже давно ждет своего часа "румянцевская" конституция, в которой каленым железом вытравлено все советское".

"Правда", 6 июня 1991 г.

Написание Конституции - дело не обыденное. Судьба распорядилась мне заняться этим нестандартным трудом и длится это занятие уже больше года. Поделюсь тем, что остается вне гласности, но вызывает законный интерес сограждан.

НАЧАЛО В конце 1989 г. меня, научного сотрудника Института экономики мировой социалистической системы АН СССР, вызвал его директор, народный депутат СССР, академик О.Богомолов.

Его как раз избрали в Конституционную комиссию Съезда народных депутатов СССР. Академик предложил подумать о новых подходах к новой союзной Конституции. Задание захватило; оно удачно совпадало с потребностью независимого клуба "Демократическая Перестройка" (председателем коего мне тогда довелось быть) выработать собственный подход к проблеме государственного строительства в условиях перехода к демократии. Вскоре родилась первоначальная концепция.

Затем подоспели и прошли выборы депутатов России. И на первом же оргсобрании московских депутатов на журфаке МГУ мы сколотили Конституционную комиссию блока "Демократическая Россия". Мы работали как теневая комиссия, альтернативная 6-ой комиссии, созданной официально... В заседаниях приняли участие народные депутаты РСФСР Е.Амбарцумов, И.Безруков, Г.Бондарев, М.Бочаров, Л.Волков, М.Захаров, Б.Золотухин, С.Ковалев, Е.Кожокин, А.Медведев, В.Медведев, П.Медведев, В.Олейник, О.Румянцев, Ю.Рыжов, А.Сурков, В.Шейнис, Ф.Шелов-Коведяев, С.Юшенков, другие депутаты; народные депутаты СССР В.Кириллов и А.Оболенский; эксперты - юристы и политологи М.Емельянов, Л.Мамут, К.Янков и др. Неформальный и неподдельный интерес дал хорошие плоды: в апреле-мае 1990 г.

мы подготовили целый пакет материалов, среди них: 1/ первоочередные изменения в Конституции РСФСР; 2/ проект Декларации о государственном суверенитете РСФСР; 3/ проект Постановления I-го Съезда народных депутатов РСФСР "О конституционных принципах Российской Федерации".

Разработки и проекты документов были переданы в Секретариат I-го Съезда, вызвали интерес депутатов. Я твердо убежден: без столь тщательной, вдумчивой и энергичной подготовки не было бы главного успеха того первого нашего Съезда - не было бы Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Принятие Декларации 12 июня 1990 г. было не просто тактическим ходом, сплотившим Съезд, не просто красивым политическим действом; оно знаменовало собой начало крупной конституционной реформы в Российской Федерации. Декларация стала основой для подготовки новой Конституции и совершенствования всего законодательства Республики.

КАК ШЛА РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ КОНСТИТУЦИИ

Постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия из числа народных депутатов в составе 102 человек. О важности Комиссии свидетельствует уже тот факт, что ее возглавили непосредственно Председатель Верховного Совета РСФСР и его Первый заместитель.

22 июня 1990 года Председатель Верховного Совета РСФСР издал Распоряжение "О порядке деятельности Конституционной комиссии", в котором утвердил состав Рабочей группы Конституционной комиссии (31 чел.), Секретаря комиссии, перечень из шести подкомиссий, состав Группы экспертов, технический секретариат и его руководителя. В Распоряжении определены необходимые меры по организационному, финансовому и информационному обеспечению деятельности Комиссии, а также примерный план работы Комиссии на 1990 год.

Характер работы определяли довольно жесткие сроки: в декабре 1990 г. следовало уже завершить подготовку проекта новой Конституции РСФСР. Вообще-то, I-ый Съезд депутатов РСФСР поручил Конституционной комиссии решить две неравнозначные задачи: 1/ подготовить проект Закона об изменениях в действующей Конституции; 2/ с учетом итогов референдума по основным принципам новой Конституции подготовить проект новой Конституции для обсуждения на следующем Съезде(предполагалось, что он состоится в январе 1991 года).

Перед Комиссией встал закономерный вопрос: как быть? Править самый нарушаемый закон - нынешнюю Конституцию? Критический анализ показал: в правке нуждаются не одна и не две, а, по крайней мере, 60 статей. По правде говоря, в коренном пересмотре нуждался и нуждается весь продукт брежневско-сусловского законотворчества, от написанной на классическом "новоязе" ископаемой преамбулы - до последней, 185-ой, статьи...

Понятно, что главным направлением работы нашей Комиссии стало совсем не латание старых конституционных дыр, а разработка новой Конституции Российской Федерации.

Работа над проектом фактически шла в три этапа.

На первом (июль-август 1990 г.) шла подготовка к написанию проекта: сбор материалов, командировки (как по России и Союзу, так и за рубеж), многочисленные беседы с экспертами, учеными, политиками.

На этом этапе: а/ была организована работа Комиссии, всех ее подкомиссий и служб, задействованы эксперты и исследовательские центры, сформирована конституционная библиотека, налажено международное сотрудничество, налажено регулярное информационное обеспечение членов Комиссии необходимыми разработками; б/ усилиями Рабочей группы наполнен "портфель" комиссии: наработан существенный и весьма содержательный задел по структуре новой Конституции, основным принципам конституционного строя Российской Федерации, по основным разделам текста нового Основного закона, по вопросу о референдуме.

Главное: был создан работоспособный коллектив единомышленников, способный к решению поставленной высокой задачи - подготовить проект новой Конституции и обеспечить механизмы ее принятия.

Работалось столь же легко, как накануне I-го Съезда - сам масштаб задачи, казалось, окрылял участников проекта.

Довольно скоро достигли согласия по предложенной мною концепции новой Конституции, перечню, последовательности и составу ее основных разделов и основным особенностям документа (см. N2 "Конституционного Вестника"; журнал "Народный депутат" N15/1991).

Вскоре разработчики разделились на шесть подкомиссий, которые представили уже к концу августа 1990 г. тезисы ключевых разделов.3 Нарабатываемые материалы раз за разом рассылались членам Комиссии.

На втором этапе мы взялись за сам проект Конституции.

Это были воистину самые напряженные и самые высокие недели: "рыбу" (так мы прозвали "заготовку") сделали за 5 недель.

Свели на компьютере проекты подкомиссий и поехали на первую нашу "сессию" на базу Совмина РСФСР в Архангельском. Первый вариант проекта был символично завершен к 6 октября как-раз накануне последнего (как нам тогда казалось) празднования Дня брежневской Конституции...

Журналисты оповещали публику о готовящемся проекте; особый успех выпал на долю одного из первых тогда спецвыпусков "Парламентского вестника России", мастерски сделанного Р.Микаиловым и С.Носовцом. В обществе пробуждался интерес к загадочному проекту.

Рабочая группа с волнением ожидала пленарного заседания; заседание Комиссии 12 октября 1990 года стало поворотным: "рыба" была принята за рабочую основу 46 голосами "за" и 11 "против" (см. стенограмму в N3 "Конституционного вестника").

Проект из "рыбы" превратился в официальный документ высшего органа государственной власти РСФСР. С этим уже можно было выходить на широкую общественность.

Затем к обработке текста подключились комитеты и комиссии Верховного Совета, депутаты РСФСР различного уровня, исследовательские учреждения, вузы, да и просто энтузиасты.

Пошли обсуждения в парламентских комитетах и комиссиях, в вузах и научных центрах, на сессиях местных советов.

Через месяц был дан настоящий бой "могильщикам", "похоронной команде" социализма - так окрестили рабочую группу. Тем не менее, пленарное заседание Комиссии 12.11.90 г. вывело работу многих людей на логическое завершение: было решено опубликовать проект Конституции Российской Федерации.

Он появился в "Российской газете", "Аргументах и Фактах", "Советской России"; всего, вместе с дальнейшими перепечатками, наш проект разошелся небывалым доселе тиражом в 40 млн. экземпляров.

Это была победа: каждый гражданин РСФСР смог отныне составить собственное мнение относительно положений этого конституционного документа, представляющего несомненный вклад в современное конституционное право.

ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ НУЖНА КОНСТИТУЦИЯ

Нам говорят: в переходный период не до Конституций. Мы с этим не согласны, ибо исходим из следующих соображений.

Во-первых: налицо некоторая хаотичность в законотворческой работе Верховного Совета и Съезда. Не видно четкой линии, четкого плана и последовательности в подготовке и принятии новых актов. Странным представляется такой порядок, при котором сначала принимаются законы и затем - под принятые уже положения - кроится и Основной закон. Новая Конституция даст четкий план законотворческой деятельности парламента.

Во-вторых: следует подвести конституционную базу под проводимые и намечаемые верховной властью России преобразования. В проекте Конституции содержатся отсылки к 35 конституционным законам. Они раскрывают и конкретизируют положения новой Конституции, дополняют конституционную реформу пакетом сопряженных с нею частичных реформ: государственных органов, аграрной, военной, судебной, местного самоуправления (земской) и др.

В-третьих: мы идем к новому Союзу суверенных государств.

Россия не сможет называться равноправным созидателем этого содружества, если реально не станет равной среди равных.

Конституция позволит дополнить и упрочить государственный суверенитет РСФСР. Будет ч т о делегировать в совместное ведение республик. Убежден: сперва стоит конституционно уладить внутригосударственные 2 0отношения в Российской Федерации 2 0и лишь на такой основе приступать к договорному решению 2 0межгосударственных отношений в рамках Союза. Первично государственное устройство России, других союзных республик, а содержание и заключение Союзного договора - вторичны.

Договорной Союз составляют конституционные Республики.

В-четвертых: общественное сознание сегодня дезориентировано. Идет смена символов, идеалов, понятий, устоявшихся представлений. Дальнейшее развитие общества становится невозможным, если не предложить обществу некую систему координат - четких, понятных и привлекательных ориентиров. Ими могут стать понятные мировой цивилизации ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СУВЕРЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Таким образом, классическая российская альтернатива: "конституция или севрюжинка с хреном" для нас, разработчиков, звучит вполне определенно. Только на основе нового жизнеустройства мы получим и желанную севрюжинку. В противном случае останется лишь хрен.

Разделились мнения относительно темпов и сроков подготовки и принятия проекта. Одни, например С.Н.Бабурин, В.

Б.Исаков, настаивают на том, что Конституция должна закрепить уже принятые изменения, отразив процессы, происшедшие в обществе. Делается вывод: дескать, с принятием новой Конституции торопиться не следует. Я придерживаюсь обратного мнения: новая Конституция даст толчок и солидную основу для идущей сейчас крупной реформы.

В российской истории были аналоги и тому, за что ратует Бабурин, и тому, что отстаиваем мы. В 1879-1880 годах комиссией Лорис-Меликова были подготовлены проекты Основного закона, которые закрепляли итоги реформ двух предшествующих десятилетий. Не получилось. А вот "Свод основных законов", первая российская Конституция 1906 г., которая последовала за Высочайшим Манифестом Николая II, напротив - успешно начала волну реформ. Последующие столыпинские преобразования опирались именно на этот документ.

В докладе И.С.Силаева на II-ом Съезде прозвучало сравнение намечаемой аграрной реформы с преобразованиями, проводившимися П.А.Столыпиным в 1906-1911 гг. Хочу подчеркнуть, что столыпинская реформа опиралась на положения первой российской конституции - Свод основных государственных законов, принятый 23 апреля 1906 года. Это стало прочной основой для обновления всего села, пищевой промышленности, отношений собственности в деревне. Опора на рачительного хозяина, крепкого собственника дала обильные плоды в прямом и переносном смысле.

Мне представляется, что сейчас Россия много ближе к ситуации 1906-го. Первая русская конституция тоже рождалась в условиях общественного кризиса, "смуты". Ее принятия требовала оппозиция, понимали необходимость этого шага и дальновидные представители правящих кругов. Тогдашняя конституция случилась именно как документ национального согласия. Мы сейчас тоже переживаем время смуты, и новая Конституция может помочь в достижении общенационального согласия - согласия вокруг дела, вокруг перемен, вокруг возрождения.

Конституция - это стратегия идущих и грядущих перемен. Не имея конституционной опоры, сегодняшняя реформа, в частности - земельная, рискует пойти не по русскому, а по китайскому пути. Т.е. по пути временного решения "проблемы риса" при сохранении тоталитарного режима. Последнее рано или поздно сводит на нет и некоторые аграрные успехи - и риса не станет, и "буржуазная либерализация" побоку.

КАК ПОШЛО ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРВОГО ПРОЕКТА

Мы только еще дорабатывали проект, как "товарищи оппоненты" развернули ожесточенную кампанию по его ошельмованию.

Первой проснулась Российская Компартия. На соответствующем своем Пленуме она приняла постановление: проект новой Конституции является антинародным, антисоциалистическим, антисоветским и антидемократическим, направлен он на конституционное закрепление государственного переворота. Верным своим сынам партия предписала вести непримиримую борьбу с заранее ненавистной Конституцией.

Наиболее ясно высказался второй секретарь ЦК КП РСФСР Ильин: в базисе новой Конституции - капитализм в самой его дикой форме; а в надстройке - тоталитарный диктаторский режим президента в псевдодемократической упаковке. Вот так простенько и со вкусом. Никаких сомнений.

Находящаяся вне зависимости от конкретных лиц народная мудрость гласит: солдат любит красное, а дурак - ясное.

Вооружившись оружием идеологическим, рать активистов рванулась в "последний и решительный" бой. Возглавила поход газета коммунистов России - "Советская Россия", призвав всех собратьев по классу "сказать НЕТ конституции воров и грабителей".

Схема использовалась все та же, успешно апробированная в 30 -х годах, когда трудящиеся страны советов требовали смерти "банды псов и палачей"; в 70-х, когда гневно добивались высылки "отщепенцев и диссидентов" Сахарова и Солженицына; в 80 -х, когда клеймили "самодельщиков и самозванцев", оплачиваемых ЦРУ - неформалов, межрегионалов, демократов.

Умение создать образ внутреннего врага, организовать массовое проведение бесконечных "5-минуток ненависти" - этого у НИХ не отнимешь.

Конституционная комиссия РСФСР сполна испытала на себе любовь сограждан. Пошли телеграммы. Содержание примерно одинаковое: тупо-ругательное. Просто удивительно: стоя не по колено - по горло в д... (извините за непарламентское выражение), они продолжают кричать "больше социализма!", при этом явно рискуя захлебнуться в оном...

Мы стали получать и иные сообщения: о том, как обкомы и горкомы дают установку: проводить партийные собрания, собрания трудовых коллективов, осуждать. Весьма мягкий пример, письмо К.Платонова, секретаря парторганизации ЖРЭУ-6 из Калуги: "Открытое партийное собрание нашего жилищного районного эксплуатационного управления обсудило проекты Конституции РСФСР, представленные демократами и коммунистами.

Все пришли к выводу: проект Ельцина и Румянцева не что иное, как демонтаж общественного и государственного строя. Там даже нет таких терминов, как "социализм", "советский". Это антинародный документ. Другое дело - проект группы народных депутатов РСФСР "Коммунисты России". Он получил полную поддержку. Собрание призвало народных депутатов дать решительный отпор лжедемократам, покушающимся на Советскую власть, государственный строй и целостностность СССР. Такое же постановление приняли ветераны войны и труда управления." (газета "Знамя", орган Калужского обкома КПСС, 12-04-91).

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Не буду вдаваться в полемику с оголтелыми тезисами оппонентов новой Конституции. Остановлюсь лишь на методах ведения борьбы с нею.

Подробный образец: Липецкая область.

Особую заботу о проекте проявили липецкие коммунисты.

Еще до официального опубликования проекта Конституции Российской Федерации в "Российской газете" и "Аргументах и фактах" в секретариат Конституционной комиссии стали обильно поступать телеграммы из Липецкой области. Только оттуда мы получили около сотни, видимо обком КПСС нашел благодатную почву на местах. В период с 20 ноября по 3 декабря в Комиссию поступило 650 телеграмм; из них 103 (т.е. 16 процентов) только из Липецкой области. В основном - с остро негативной оценкой и одинаковым набором обвинений, а подчас и угроз.

11 декабря по "Радио России" я рассказал о противоречивом ходе обсуждения проекта Конституции Российской Федерации в Липецкой области. Новые телеграммы из Липецкой области потребовали разъяснений, в частности - социолог Буртак (Липецк, ул.Ленина 25-19). Руководители области сразу подали бумагу в Комиссию Съезда народных депутатов РСФСР по этике по факту якобы вымышленных фактов...

Вот лишь несколько фактов.

- 19 ноября было проведено обсуждение в совхозе "Вперед" с.Калаусовка Грязинского района; однако организовали и проводили его не работники сельского Совета, а секретарь парткома совхоза т.А.Зеленов, зам.зав.отделом ГК КПСС т.О.Яблоков и инструктор Липецкого обкома КПСС т.В.Юшков.

- 20 ноября состоялось общее собрание трудового коллектива СТОА - собранное как партийное собрание. От всего объединения собрался 31 человек, кворума явно не было. Против проекта Конституции проголосовали 13 человек, и это решение было подано как решение трудового коллектива объединения.

Надо сказать, что на прошедших затем собраниях коллективов цехов было твердо заявлено: коллектив СТОА с решением партсобрания не согласен и выражает недоверие партийной организации объединения.

- В райкомах КПСС г.Липецка под роспись раздавали "руководящие указания" под громким названием "Будет ли Россия социалистической?". Общий смысл проекта заключается в закрытии социализма в России - пугает партийцев безымянная разработка. По этому и другим "цитатникам", заранее розданным райкомами КПСС и проходили собрания, на которых трудящиеся клеймили проект и принимали гневные решения "осудить".

- 23 ноября на III сессии Липецкого облсовета т.В.Шишкин, основной докладчик от Президиума по проекту Конституции, сделал заявление: постоянная комиссия по социалистической законности приняла решение снять предлагаемый проект с обсуждения на сессии Верховного Совета РСФСР. (Ни много ни мало). На самом же деле, комиссия по законности приняла решение о том, что требуется коренная переработка проекта. Эта переработка Конституционной комиссией РСФСР была сделана до конца ноября.

Примечательно, что на сессии попросил слова народный депутат РСФСР по Новолипецкому округу. Как только он сказал, что обсуждаемый проект еще не вынесен на всенародное обсуждение - а лишь на предварительное обсуждение местных Советов, и не следует вводить в заблуждение избирателей - то председательствующий 1-ый секретарь обкома КПСС т.В.Донских просто-напросто отключил микрофон.

С 15 ноября газета липецких коммунистов "Ленинское знамя" по-праву высоко подняла знамя беспрецедентной борьбы с заранее ненавистной Конституцией. Каких только перлов не увидишь на ее страницах - но не будем цитировать, пускай ее..

Однако, мы получили ряд сочувственных телеграмм от тружеников области, сообщавших что "по липецкой земле идет ползучая и назойливая война против новой Конституции".

Были и другие собрания - созванные по инициативе самих граждан. С одобрением проекта выступили сотрудники Института "Тяжпромэлектропроект", 135 рабочих листоотделочного цеха листопрокатного производства и 114 рабочих листопрокатного цеха номер 3 Новолипецкого металлургического комбината, ряд кафедр Липецкого политехнического института, жители микрорайонов Липецка. Так что же было на самом деле? Для выяснения ситуации на месте, Комитетом Верховного Совета РСФСР по средствам массовой информации, связям с общественными организациями и изучению общественного мнения 28-29 ноября был организован и проведен экспресс-опрос в трех городах Центральной России - Москве (столица), Липецке (областной центр), Лихославле (малый город).

В Липецке было всего опрошено 402 человека - путем уличного опроса по методике известного ленинградского социолога Л.Кесельмана. Бригада интервьюеров в течение 9 часов опрашивала жителей в трех точках областного центра: в центре города, в новостройке, на окраине с частным сектором.

При обработке осуществлялась стандартизация результатов путем перевзвешивания устранялись возможные перекосы в социально-демографическом составе опрошенных.

Как показывает практика - такого рода экспресс-опросы в целом достаточно хорошо отражают сложившееся общественное мнение. Результаты показали: впечатление от проекта Конституции в целом благоприятное * полностью поддерживают: 22 процента * в целом поддерживают : 18 процентов * скорее отрицательное : 14 процентов * абсолютно неприемлемое: 6 процентов * не смогли оценить : 40 процентов.

* процент поддержки от группы читавших проект: св.45 процентов.

Заметьте: из пришедших к 12 декабря из Липецкой области 110 телеграмм, 95 - против проекта Конституции Российской Федерации (т.е. 86 процентов). Такое вот несовпадение между итогами открытого социологического опроса (по случайной, достаточно репрезентативной, выборке) и организованным дождем телеграмм.

Приведенный пример красноречиво показывает: как коммунистическая партия добровольно поставила себя в непримиримую позицию яростного противодействия грядущему демократическому конституционному строю. Впрочем, это неудивительно: во многих развитых странах коммунисты известны своей одиозностью и антиконституционностью своих политических установок.

ПОЧЕМУ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ БЫЛО СНЯТО С ПОВЕСТКИ ДНЯ ВТОРОГО СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Артподготовка, проведенная с той стороны, дала определенные плоды: доверчивые советские граждане стали ощущать определенный дискомфорт в связи с частым и негативным упоминанием новой Конституции.

С другой стороны, сторонники демократического конституционного строя были не всегда активны. Разработчики занимались проектом, а не разъяснением его положений.

Народные депутаты ждали публикации окончательного варианта.

Либеральная пресса - увы! - не очень охотно шла на то, чтобы помещать материалы в поддержку новой Конституции. Однозначная поддержка возврата к здравому смыслу не в моде - ждут, что ли, когда запахнет порохом?.. Подобная стеснительность "демократов" явно мешает политическому процессу - пока разнузданность коммунистической прессы делает свое черное дело.

Мы не хотели, чтобы Съезд раскололся на два враждующих лагеря из-за проекта Конституции. От II-го внеочередного Съезда ждали решения продовольственной проблемы, принятия законов о земельной реформе, о равноправии различной собственности на землю - в т.ч. частной.

Исходя из этих соображений, Верховный Совет РСФСР, посоветовавшись с нами, пошел на изменение повестки дня Съезда - сняв с обсуждения проект Конституции. В этом проявление дальновидности и трезвого политического подхода.

Мы обсудили поправки и изменения к действующему Основному закону. При подготовке поправок мы решили идти не по пути введения нового, а по пути изъятия из Конституции тех положений, которые мешают двигаться дальше. Таких положений, увы, слишком много.

Но все это - полумеры и почти пустые припарки.

Подтверждение - судьба вопроса о частной собственности на землю. Вопрос уже был решен Верховным Советом. Но безумный наш великий антинародный хурал, Съезд, решил вмешаться. Итог - компромисс, замордовали частную собственность; вопрос о передаче земли крестьянам отдан на откуп мафии из местных советов, тесно связанной с партбюрократией и колхозно-совхозным помещичьим сословием. А значит, масштабная земельная реформа усилиями Съезда перенесена на будущее.

Опять...

Так что латание старой Конституции не спасает ни ее, ни отжившую систему.

НАШ КОЛЛЕКТИВ Один из самых значимых итогов работы над проектом Конституции: сложился замечательный коллектив. Это интеллигентные, знающие, преданные служению России и ее народу люди. Депутаты - В.М.Адров, Е.А.Амбарцумов, Л.Б.Волков, Б.А.Золотухин, С.А.Ковалев и С.М.Сироткин, П.А.Медведев, Ю.А.Рыжов, Ф.В.Цанн-Кай-Си, В.Л.Шейнис, Ф.В.Шелов-Коведяев. Увы, уже ушел от нас Р.И.Пименов, до последних сил работавший над поправками к проекту...

У нас замечательная группа экспертов, наверное самая сильная в обоих парламентах - союзном и российском: В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун, а также Э.М.

Аметистов, Е.В.Кукушкин, Б.М.Пугачев, М.А.Журинская.

Большую помощь оказывает и наш аппарат, сначала возглавляемый А.А.Собяниным, а с 1991 года - А.А.Гольцблатом.

Я счастлив, что довелось руководить этим коллективом, трижды выезжать на "коллективные писания" в Архангельское, готовить и вести заседания, быть в контакте с научными центрами Москвы и России, работать с прессой, проводить ночи напролет с верным другом компьютером - в поисках наиболее точных формулировок.

...Но, в России не может быть чистого меда. Деготь всегда к услугам желающих, а их достаточно.

После напряженнейшей работы над проектом в октябре-ноябре 1990 года на рабочую группу Конституционной комиссии был обрушен шквал ненависти. Увы, защитить нас не захотел никто из российского руководства.

Более того - стали ударять и те, на кого мы рассчитывали.

Р.И.Хасбулатов на II-ом Съезде н.д.РСФСР в декабре-90 оценил работу Конституционной комиссии "на слабенькую троечку".

Отмежевался от проекта и С.М.Шахрай, в ошибочной надежде приобрести этим лишние голоса при выборах заместителя Ельцина. Позже на сессии Верховного Совета первый зам сообщил о том, что Румянцев "не справился" с работой и после реорганизации руководство Комиссией поручено депутату В.Лукину. На ту же мельницу, увы, полили водички и В.Б.Исаков, и С.Н.Бабурин, методично выступавшие против интенсивно ведшейся работы - вместо того, чтобы делом участвовать в ней.

Сработал печальный российский принцип "не высовывайся".

Возможно, хотели успокоить оппонентов, но на деле застопорили работу на несколько месяцев. Что из этого вышло? А ничего хорошего. Подчеркиванием ненужности и бесперспективности был нанесен удар по работоспособному коллективу - каких у нас пока что мало. Кому это пошло на пользу? Только не конституционной реформе. Чудом удалось сохранить ядро группы разработчиков - депутатов, экспертов, сотрудников аппарата, но - не всех. "Иных уж нет, а те - далече...".

Организационная проблема, впрочем, остается. Конституционную комиссию многие воспринимают как в р е м е нн ы й орган, который должен подготовить новую Конституцию и разойтись. Это придает характер некоторой второстепенности нашей работе, что отражается в отношении и депутатов, и аппарата. Получается, что пишем мы Конституцию как бы на "общественных началах", н а р я д у с постоянной и основной работой.

Считаю, что ядро нынешней Комиссии (депутаты-разработчики, эксперты и секретариат) должно составить основу п о с т о я н н о го парламентского Комитета конституционной практики.

Его полномочия: конституционная инициатива; внесение предложений по поправкам; парламентский конституционный надзор за законопроектами и проектами постановлений правительства; предварительное рассмотрение и заключения по вопросам о конституционной ответственности высших должностных лиц; заключения по спорам о компетенции между высшими государственными органами; иные вопросы относящиеся к конституционному процессу Российской Федерации и практике государственного строительства.

Такие комиссии существуют в целом ряде зарубежных парламентов - и это самые уважаемые комиссии. Так, Конституционную комиссию Сената США возглавляют уважаемые сенаторы Э.Кеннеди, П.Саймон, Д.Митценбаум. Я был в Сенате, встречался с членами Комиссии, поверьте - это высоко авторитетный орган. Если мы хотим положить начало традиции высокого уважения к Конституции - Конституционная комиссия должна приобрести весомый и соответствующий ее названию статус. Задатки для этого есть - многочисленные обращения к нам и депутатов, и избирателей.

Мы начали выпускать "Конституционный Вестник" - орган Комиссии. Он выходил регулярно до января 1991 г., затем была пауза. И лишь в мае бюллетень возродился , но нужен новый уровень. Главная задача бюллетеня - обеспечить информационные условия для успешного завершения работы по подготовке, принятию и п р и м е н е н и ю новой Конституции Российской Федерации. Этот бюллетень должен стать солидным и авторитетным парламентским изданием. Нужно учредить его специальным Постановлением Президиума Верховного Совета.

ЧТО ДАЛЬШЕ? КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

1. Публикация проекта новой Конституции тиражом около 40 млн. экз. - главный пока итог нашей деятельности. Мы показали возможное направление выхода из тупика.

Огульная ругань со стороны оппонентов - тоже дело благое; если ругают, значит многое из задуманного действительно удалось. У НИХ была возможность в 4-х своих конституциях за 73 года решить проблемы государства и общества. Решена же лишь одна задача, поставленная конституцией РСФСР 1918 года: утверждение государства диктатуры. Если наше общество желает и дальше жить ТАК, как оно живет - все возможности для сохранения существующего порядка имеются.

Говорят: поторопились. Убежден: не поторопились. Кстати, временные сроки рождения первой Конституции РСФСР - от момента, когда ЦК РКП (б) выступил с инициативой создания конституционной комиссии до принятия документа V-ым Всероссийским съездом советов - уложились всего в 3 месяца и 20 дней. Это - один из многих печальных мировых рекордов советской власти, и мы и в мыслях не держим посягать на него.

Достаточно быстрая, но без паники, подготовка и публикация проекта нового Основного закона нашего общества и нашего государства пробудили огромный интерес к конституционной реформе. Этого интереса в нашей дремоте раньше просто не было. А ныне - и обсуждают, и подписи собирают, и предложения шлют интересные. Нельзя было без решительного начала добиться всего этого.

Оппоненты признают: проект сверкнул как молния. И это вызвало неприятие... Однако, без подобного напора, приведшего к массовой публикации не случилось бы толчка к зарождению интереса к идеям и методам конституционализма в России.

(Кстати, поддержка проекта налицо. Из десятка тысяч писем, пришедших в адрес Конституционной комиссии - причем, многие из них, как я уже показал выше, были инспирированы - и обработанных на специально созданной для этого АИС "Конституция" 40% выражают поддержку, 35% содержат деловые предложения и лишь 25% выражают негативное отношение.

Полностью отрицают проект лишь 16% написавших!).

2. Конституционная реформа в Российской Федерации прошла уже ряд стадий, и еще целый ряд ей предстоит пройти: Первый этап. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Второй этап. Выработка стратегии конституционной реформы через подготовку, принятие за основу, публикацию и обсуждение концепции и первых вариантов проекта новой Конституции Российской Федерации.

Третий этап. Перевод межреспубликанских отношений в СССР на принципиально новые, договорные межгосударственные отношения. Заключение серии двусторонних договоров РСФСР с другими суверенными республиками.

Четвертый этап. Шаг к парламентаризму - через перераспределение полномочий высших органов государственной власти и наделение Верховного Совета РСФСР некоторыми полномочиями Съезда, за исключением права принятия Конституции.

Сейчас идет пятый этап: изменения и дополнения действующей Конституции РСФСР через принятие и реализацию отдельных крупных блоков: - изменение отношений собственности, легализация частной собственности на средства производства, в т.ч. на землю; - введение должности Президента РСФСР; - учреждение и избрание Конституционного суда РСФСР; - начало судебной реформы, в т.ч. - создание системы экономических судов РСФСР; - реорганизация всей системы исполнительной власти; - реорганизация местного самоуправление, введение должности главы местной администрации, избираемого непосредственно населением.

На шестом этапе предстоит уладить 2 0внутригосударственные отношения в Российской Федерации, в частности путем двусторонних протокольных соглашений с четкими взаимными обязательствами. Не следует подменять российскую Конституцию Федеративным договором, что превратит РСФСР из конституционной федерации в договорную, существенно ослабив государственное единство России. Многосторонний федеративный договор возможен только как документ о разграничении полномочий Российской Федерации в целом, ее республик, краев и областей. Он может содержать общие принципы разделения функций и правомочий по вертикали, не затрагивая вопросы об органах власти и законах РСФСР. Подобный договор будет включен отдельной главой в новую Конституцию. Протокольные соглашения с автономиями и федеративный договор станут приложением и отдельными частями новой Конституции, тем самым возникнет устойчивая конституционно-договорная база национально-государственного и административного устройства Российской Федерации.

Но затягивать со всем проектом нельзя. Он - та совокупность сдержек и противовесов, без которой не будет результата от учреждения должности Президента Российской Федерации. Конституция, к тому же, закрепит основы новых национально-государственных отношений в рамках РСФСР. Вопрос это сверхсрочный. И таких немало.

Отсюда - седьмой этап: доработка, публикация, обсуждение и принятие через всенародное голосование новой Конституции Российской Федерации.

Восьмой этап. После урегулирования внутригосударственных отношений в РСФСР, принятия новой Конституции следует прямо перейти к договорному 2 0решению 2 0межгосударственных отношений в рамках Союза. Новая его модель: Союз суверенных государств, добровольно создаваемое "асимметричное" объединение республик с общим экономическим пространством. Асимметричность - в различном объеме делегируемых общим органам полномочий, что повысит гибкость системы. Главный стержень и интерес существования нового Союза - межреспубликанский общий рынок.

К Союзу могут присоединиться отдельные Республики на правах Содружества.

Создание Союза суверенных государств и возможного более широкого Содружества потребует заключения нового Союзного договора. Предстоит еще найти механизм его заключения.

Возможно, что для учреждения нового Союза потребуется собрать особое учредительное собрание из представителей суверенных республик.

Отдельный вопрос - каковы будут органы управления такого Союза: однопалатный Парламент Союза, в котором равно представлены входящие в Союз государства; Совет Президентов, как коллективный орган, координирующий межгосударственные отношения в рамках Союза; немногочисленные совместные комиссии по отдельным ключевым общесоюзным проблемам (оборона, энергетика и проч.); Совет глав правительств.

Союзный Центр не может выступать субъектом Союзного договора, своего рода суперреспубликой, подминающий под себя подлинные, а не мнимые государственные образования. Задача ближайших месяцев, если мы не желаем окончательного развала Союза - создать совместными усилиями республик в пространстве их взаимодействия новый координирующий центр.

Девятый этап. По-видимому, нецелесообразно принимать новую Конституцию Союза на данном этапе. Союз - договорное государственное образование, а республики, его образующие - конституционные государственные образования.

Союзный договор упразднит брежневскую Конституцию. Однако, в перспективе, после создания зрелого рыночного пространства, устойчивых форм межреспубликанских отношений, возникнет потребность в более тесном взаимодействии в рамках конституционно оформленного Союза суверенных государств. Через 20-30 лет Республики сами вернутся к идее федерации; таков, в частности, и опыт стран Западной Европы. Однако сегодня форсировать этот процесс преждевременно.

3. Тем временем, мы спокойно продолжаем доработку проекта. Совершенствуются формулировки, оттачивается юридическая техника, снимаются повторы, улучшается язык.

Концепция осталась прежней. Той, с которой мы шли еще на I Съезд н.д. РСФСР в мае 1990 года. Той, которая была заложена в наш первоначальный проект Декларации о государственном суверенитете, задуманной нами как первая часть действующей Конституции. Отказываться от нее мы не будем. Иной, лучшей нам не предложили. Хотя мы и провели плодотворную "третью сессию" в Архангельском вместе с представителями коммунистического проекта - депутатом Ю.М.Слободкиным и экспертом В.А.Масленниковым и даже торжественно скрепили завершенный к 21 февраля 1991 г.

проект своими подписями и пожеланиями друг другу.

Мы постарались сблизить альтернативные проекты настолько, насколько это было возможным. Попытки, кстати, еще продолжаются - и, как знать, может быть это пойдет на пользу?.. И я храню тот самый зимний проект с обращенным ко мне пожеланием Ю.М.Слободкина: "К согласию ведут только его поиски. То, что нас разделяет, не должно быть преградой для дальнейшей совместной работы".

* * * Есть шанс мирным и ненасильственным путем вернуть Россию на путь здравого смысла и благополучия. Мы начали этот путь весной 1990 года. Достойным и мощным продолжением может стать восприятие через референдум новой Конституции.

Осенью 1991 года? При одном условии. Что попытки реформаторов не останутся гласом вопиющего в пустыне. Дело конституционной реформы должно стать общенародным делом, близким для каждого здравомыслящего гражданина.

С трудом, но мы пришли-таки к многопартийности, сейчас приходим к частной собственности, завтра придем и к рынку.

Все эти фрагменты станут частью органично развивающегося целого только в условиях современного государства и культурного общества, связанных правом и конституционным строем.

Спасибо всем тем, кто проявляет внимательный и благожелательный подход. Нам вместе предстоит дорабатывать новый Основной Закон. По нему предстоит возрождать Россию.

Декабрь 1990 - май 1991 гг.

1 Впервые опубликовано в "Конституционном вестнике", М., N5, май 1991, с.1-21.

Данная версия значительно дополнена летом 1991 года.



Док. 331436
Перв. публик.: 04.05.91
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 416

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``