В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Развитие избирательной системы в РФ (1989-1995). Назад
Олег Румянцев: Развитие избирательной системы в РФ (1989-1995).
/политико-правовой анализ с рекомендациями/

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Предстоящие выборы депутатов Государственной Думы второго созыва пройдут на базе нового избирательного законодательства, учитывающего опыт предыдущих двух выборов новейшего времени: народных депутатов РСФСР в 1990 г. и депутатов Государственной Думы первого созыва в 1993 г.

В настоящей статье рассматриваются основные особенности федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы" 1995 г. в сравнении с "Положением о выборах депутатов ГосДумы в 1993 г.(утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. N1557) и Законом РСФСР " О выборах народных депутатов РСФСР" 1989 г.

Экскурс в историю - не прихоть. Мы слишком часто сталкиваемся с синдромом "новой России", в которой даже профессиональные политики подчас не знакомы даже с недавним прошлым, с деятельностью своих предшественников, с нормами прежнего законодательства. Элементы сравнения помогают восстановить картину преемственности в сфере политического и правового поиска.

Статья, вместе с тем, не преследует цели дать академический сравнительно-правовой анализ. Она призвана, прежде всего, помочь кандидатам в депутаты, избирательным объединениям в деле планирования и осуществления своих избирательных действий.

Рассмотрение особенностей правовой базы нынешней избирательной кампании проводится по ключевым проблемам, к которым относятся:

- политико-правовая обстановка в Российской Федерации;

- тип избирательной системы, виды избирательных округов;

- последовательность и сроки избирательных действий;

- порядок назначения выборов;

- роль избирательных объединений (блоков);

- выдвижении кандидатов в депутаты избирательными объединениями;

- выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями, сбор подписей в поддержку кандидатов;

- правовой статус избирательной власти: порядок формирования и ключевые полномочия Центризбиркома и окружных избирательных комиссий;

- особенности предвыборной агитации, проблема злоупотребления свободой слова;

- финансирование выборов;

- роль судебной власти в разрешении споров по избирательным действиям.

Ввиду ограниченного объема статьи указанные проблемы будут затронуты лишь вкратце.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОБСТАНОВКА В РФ

Политико-правовая обстановка трех выборов существенно разнится.

Первые свободные выборы в РСФСР 1990 года проходили на волне небывалого общественного подъема. Тогда, в период перестройки общественной жизни в СССР, слова "демократизация" и "гласность" были не пустым звуком. В 1989-ом впервые за 12 лет была изменена брежневская Конституция, на базе поправок и при активном содействии общественности приняты прогрессивные избирательные законы. О демократическом характере выборов свидетельствовали активная подготовка к ним и массовое участие в выборах 1990 года.

В ходе 1990-1993 годов нового закона о выборах так и не появилось. Судьба его неразрывно была связана с концептуальными спорами о конституционной реформе и том - каким будет новый законодательный и представительный орган Российской

Федерации. В целом, работа над соответствующим законопроектом велась в соответствии с проектом Конституции РФ (принятом в первом чтении Съездом н.д. РФ в апреле 1992 года). За-кон был внесен в Верховный Совет РФ для рассмотрения и принятия в первом чтении в 1993 году. Принять его Верховный Совет РФ не успел.

Выборы в Федеральное Собрание РФ в 1993 г. проходили в отсутствие Конституции, на основе временного Положения, разработанного небольшой группой народных депутатов РФ и одобренного кремлевским конституционным совещанием летом 1993 года. Выборы характеризовались весьма сдержанным участием избирателей: по данным Центризбиркома на них пришло 54,8 процента избирателей, причем уровень поддержки избирателями кандидатов избирательных объединений составил менее одной трети.

Выборы депутатов ГосДумы второго созыва, которые состоятся в конце 1995 года, пройдут по новой Конституции и новому избирательному законодательству. Наличие достаточно прочной правовой базы - положительное отличие от последних выборов. Но есть и настораживающие обстоятельства. Усиливается недоверие к власти, безверие в выборы в среде массового избирателя. Ныне выборы по одномандатным округам признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Майские довыборы в Екатеринбурге в ГосДуму первого созыва не состоялись из-за неявки избирателей.

Главная причина неверия в выборы, на мой взгляд, заключается в следующем. Всенародно избираемый орган народного представительства - парламент (Съезд, Верховный Совет, ГосДума) на протяжении вот уже четырех лет подряд выражает не-доверие правительству, а в проводимой исполнительной властью политике - никаких сдвигов. Подобное затянувшееся открытое игнорирование мнения большинства населения и его представителей в парламенте сохраняет угрозу безопасности для принципов правового государства, народовластия, верховенства прав личности. Эта тенденция чревата узурпацией властных полномочий теми, кто давно уже обязан был уйти в отставку.

Что-то будет в декабре 1995 года и после него?..

ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Предыстория вопроса.

В 1989 году выборы народных депутатов проводились по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст.91 Конституции (Основного Закона) РСФСР). Для выборов народных депутатов РСФСР были образованы 1068 избирательных округов - 900 территориальных и 168 национально-территориальных. Действовала привычная мажоритарная система: один округ - один депутат, все голоса, поданные за не прошедших депутатов, пропадают и не оказывают никакого влияния на состав парламента.

В 90-93 годах мы не раз спорили в Конституционной комиссии - какой тип избирательной системы закрепить на будущее? Сторонники партийных списков были в явном меньшинстве среди разработчиков, общегосударственный интерес перетягивал. Искусственное выращивание "многопартийности" через новую Конституцию представлялось не совсем верным.

Проект Конституции, представленный в ноябре 91 года Ельциным по поручению Конституционной Комиссии пятому Съезду предполагал: политические партии участвуют в выборах депутатов представительных органов и должностных лиц; Государственная Дума состоит из 300 депутатов, избираемых "по территориальным избирательным округам пропорционально числу избирателей в них". Эта же норма сохранилась позже в проекте, принятом в первом чтении шестым Съездом в апреле 1992 года.

При подготовке ко второму чтению (седьмой Съезд, де-кабрь-92) адвокаты партийных списков настояли было, что члены ГосДумы избираются по территориальным "одномандатным и многомандатным избирательным округам". Поправка открывала возможность избрания двух сортов депутатов: одной части - по действовавшей тогда мажоритарной системе, а другой части - по пропорциональной системе.

Однако в середине 93 года проект в этой части вернули к первоначальному состоянию. В разгаре была полемика между Кремлем, с одной стороны, и Конституционной комиссией, Верховным Советом РФ и Советами регионов, с другой. Завершение спора имело привкус пороховой гари.

В Верховном Совете РФ работа над новым законом о выборах упиралась прежде всего в разногласия о типе избиратель-ной системы. Было две группы, отстаивавшие мажоритарную и смешанную типы избирательных систем. Большинство членов Комитета Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов под-держали вариант сохранения мажоритарной избирательной системы при выборах нижней палаты федерального парламента, который и должен был приниматься Верховным Советом РФ.

Однако, Положение о выборах в ГосДуму 1993 года опиралось на вариант смешанной системы.

О подлинной причине введения пропорциональной системы проговорились члены группы Шейниса накануне незаконных действий сентября 1993 года: "все мы знаем, как обострена сейчас политическая ситуация в России. Достаточно очевидно (sic! - О.Р.), что общество делится по крайней мере на две крупные политические группы по своим политическим симпатиям. Если же в этой ситуации окажется, что на ближайших парламентских вы-борах одна из этих групп получит непропорционально низкое представительство в парламенте - кандидаты этой группы будут "зарублены" мажоритарной системой голосования, то вероятность весьма серьезных катаклизмов в обществе весьма высока".

Сколь показательным для такой позиции является испуг перед главным признаком мажоритарной системы: правлением победившего большинства!.. В результате, реально сложившаяся к 1993 году многопартийность была сознательно затушевана и размыта и состав "многопартийной" ГосДумы после выборов 1993 года не позволил фактически победившей на выборах оппозиции (напомним, что "Демократический выбор России" завоевал всего 16 процентов голосов) провести свою политическую линию.

В нынешней Конституции начала избирательной системы не

определены вовсе. Здесь есть плюс: идеи избирательной системы

1993-1995 годов после подведения итогов "переходного периода" могут остаться в памяти как не самая удачная часть нашей политической и правовой реформы.

Принцип нынешней избирательной системы.

Итак, как и в 1993 году, в 1995 г. самое существенное в избирательных процедурах заключается в соединении на выборах двух типов избирательной системы: мажоритарной и пропорциональной.

При смешанной пропорционально-мажоритарной системе 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам и еще 225

- по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями (избирательными блоками). Распределение мандатов производится между объединениями, перешагнувшими 5-процентный барьер поддержки избирателей.

Сторонники такого решения полагают, что оно способствует формированию политически структурированного парламента и стимулирует складывание развитой партийно-политической системы.

На наш взгляд, этого, увы не происходит. Закрепленная в избирательном законе система не стимулирует в достаточной мере создания крупных избирательных объединений. А раз так, то трудно принять огромное количество политических и избирательных объединений, как правило, малочисленных, верхушечных серьезным прообразом будущей многопартийной системы в России.

Да, закон 1995 года делает ряд шагов, повышающих требования к избирательным объединениям (ниже мы рассмотрим их). Однако, эффект этих нововведений не будет велик, ибо недостаток самого принципа пропорциональной системы является пре-обладающим.

При пропорциональной системе выборов значительное число малых партий приводит, как правило, к возникновению неустойчивого большинства в парламенте. В российских условиях это чревато не правовыми, сомнительными методами "работы" с депутатами со стороны исполнительной власти.

К тому же практически безгласной становится вторая половина нижней палаты, избранная по одномандатным округам. В ГосДуме первого созыва (1993-1995 гг.) доминировали лидеры фракций, получивших весьма и весьма малую долю голосов избирателей.

Значительно менее тесной становится взаимосвязь между избирателями и теми, кто избран.

Наконец, пропорциональная система не вполне привычна нашему избирателю.

Заимствованная в 1988-1994 годах с европейского образца многопартийность дала, как мне кажется, множество мелких и мaловлиятельных верхушечных пaртий-ярлыков. ГосДума зачастую напоминала дискуссионный клуб "лидеров" референтных групп, легальную трибуну для партийного строительства за счет налогоплательщиков. Возникшая и поддерживаемая самой избиратель-ной системой искусственная раздробленность не позволяет этому клубу использовать даже те скромные полномочия, что дарованы.

Нельзя не заметить, что мажоритарная система в не меньшей степени могла бы способствовать упрочению многопартийной политической системы. Мировой опыт показывает, что при этом зачастую возникают двух- или трехпартийные политические системы, обеспечивающие высокую стабильность их функционирования.

Россия, как нам представляется, развивает свой тип плюрализма, основанный прежде всего нa рaзличиях социокультурных. Общественные силы сосредоточены нa рaзных мировоззренческих векторaх. Все явственнее различия между крупными блоками мировоощущений. Выявить их можно лишь через стабильное применение мажоритарной избирательной системы.

Но, судьбу чисто мажоритарной системы на данном историческом этапе решило опасение значительной части оппозиции, что партия административной власти победоносно пройдет по территориям и поможет далее мирно решить вопрос "о стабильности и преемственности".

Нынешняя избирательная система парадоксальным образом

не приблизила наше общество к реализации принципа народовласти, декларированного ст.3 Конституции РФ.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Допустим, что выборы состоятся 17 декабря 1995 года. Попробуем выбрать из закона о выборах основные временные рамки некоторых этапов подготовки и проведения данной кампании.

Формирование избирательных комиссий субъектов РФ - до 21 июля.

Срок назначения выборов (ст.4) - не менее четырех месяцев до дня выборов (т.е. не позднее 17 августа 1995 г.).

Поступление финансовых средств в распоряжение Централь-ной избирательной комиссии - не позднее 10 дней со дня назначения выборов (т.е. не позднее 27 августа).

Обнародование Федерального закона, утверждающего схему избирательных округов - не менее 110 дней до выборов (т.е. не позднее 1 сентября 1995 года).

Опубликование Центризбиркомом списка одномандатных избирательных округов - не менее 108 дней до выборов (одновременно начинается сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями) (не позднее 3 сентября).

Формирование окружных избирательных комиссий - не позднее 92 дней до выборов (т.е. 17 сентября).

Образование избирательных участков - не позднее 60 дней до выборов (до 19 октября).

Формирование территориальных избирательных комиссий - не позднее 60 дней до выборов (до 19 октября).

Представление документов в Центризбирком для регистрации федерального избирательного списка - не позднее 60 дней до выборов (до 19 октября).

Представление в избирком подписных листов кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями - не позднее 55 дней до выборов (т.е. не позднее 22 октября 1995 года).

Формирование участковых избирательных комиссий - не позднее 44 дней до выборов (до 3 ноября).

Опубликование списков избирательных участков - не позднее 40 дней до выборов (до 7 ноября).

Направление главой местной администрации данных об избирателях в избирательную комиссию - не позднее 40 дней до выборов (до 7 ноября).

Предоставление списков избирателей для всеобщего ознакомления - не позднее 30 дней до выборов (до 17 ноября).

Формирование избирательных комиссий субъектов РФ - не позднее 30 дней после вступления в силу Закона о выборах (до 17 ноября).

Утверждение формы и текста избирательного бюллетеня Центральной избирательной комиссией - не позднее 28 дней до выборов (до 19 ноября).

Печатание избирательных бюллетеней - не позднее 20 дней до выборов (до 27 ноября).

Оповещение избирателей о времени и месте голосования Участковой избирательной комиссией - не позднее 20 дней до выборов (до 27 ноября).

Выделение местной администрацией специальных мест для вывешивания и расклейки агитационных печатных материалов - не позднее 20 дней до выборов (до 27 ноября).

Передача копии списка избирателей в участковую избирательную комиссию - не позднее 16 дней до выборов (до 1 декабря).

Размещение окружной избирательной комиссией на стендах в помещении избирательной комиссии информации о зарегистрированных кандидатах.

День выборов (ст.4) - первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва (т.е. 17 декабря 1995 года).

Приведенный выше временной график избирательных действий задает основные параметры, необходимые для планирования кампании.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ

Выборы 1990 года назначались Верховным Советом РСФСР не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий народных депутатов РСФСР предыдущего созыва.

Заметим, что в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией Съезда н.д. РФ (принят в первом чтении в апреле 1992 г.), была более удачная норма: дату вы-боров устанавливала сама Конституция - на второе воскресенье марта в год истечения срока полномочий состава парламента. Досрочный роспуск нижней палаты при этом исключался.

Дату выборов 1993 года назначил сам Президент - за один год и три месяца до истечения определенного Конституцией срока полномочий народных депутатов РФ.

Это полномочие Президента закреплено в нынешнем законодательстве.

Выборы 1995 года должны в соответствии с Конституцией РФ (ст.84) и федеральным законом (ст.4 закона о выборах депутатов ГосДумы) быть назначены Президентом РФ - на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. По-видимому, датой выборов станет 17 декабря 1995 года.

Но это - лишь один из четырех (!) вариантов избирательных действий, зависящих от наличия решения Президента и пол-ноты срока работы нижней палаты.

Следует признать, что этот порядок вызывает вопросы - прежде всего из-за неопределенности в сроках избирательных действий, которые могут варьироваться в зависимости от обстоятельств.

РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (БЛОКОВ)

Партии и другие политические общественные объединения содействуют выражению политической воли гражданского общества - прежде всего, путем своего участия в выборах. Для развивающейся политической системы России это особенно важно.

Ключевой вопрос - кто является субъектом права выдвижения кандидатов.

Законами о выборах 1988-1989 гг. предусматривалось выдвижение кандидатов в народные депутаты от трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также - от общественных организаций. Для последних устанавливалось, что это делается на пленумах выборных органов этих организаций, но не на бюро или президиумах.

Это был первый шаг к политическому многообразию - как ответ на бурный рост самодеятельных объединений, сначала не-формальных, а с 1990 г. - вполне официальных. (Напомним, что среди "пионеров" были Социал-демократическая ассоциация СССР и Социал-демократическая партия России, а также Демократическая партия России - учредительные съезды которых прошли, соответственно, в январе, начале и конце мая 1990 года).

Отныне роль общественных объединений в избирательных действиях существенно возрастает.

В законе о выборах депутатов ГосДумы 1995 г. избирательным объединениям и их роли в выборах посвящена уже самостоятельная глава V. Под ними предлагается понимать обще-российское общественное объединение, которое создано в по-рядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ не позднее, чем за шесть месяцев до объявления выборов (ст.32).

Обратим внимание на заключительные положения данного закона, где в ст.71 специально оговорено: в выборах 1995 года могут также принимать участие общероссийские общественные объединения, которые созданы в порядке, установленном Законом СССР "Об общественных объединениях". Эта норма касается объединений, не являющихся политическими партиями, поскольку принятый 14 апреля 1995 года федеральный закон "Об общественных объединениях" отменил действие соответствующего союзного закона лишь в части политических партий.

В Российской Федерации общее количество таких объединений огромно. На 13 марта 1995 г. по данным Минюста РФ в вы-борах могли участвовать 49 политических партий, 34 политических движения, 49 профсоюзов, 125 других общественных объединений (всего - 257 организаций); на конец июня с.г. их число уже перевалило 269, и это явно не предел.

Количество же избирательных объединений, которое будет зарегистрировано Центризбиркомом предсказать невозможно.

Задача становления реальной многопартийности потребовала внесение изменений в закон, содействующих укрупнению избирательных объединений. Для того, чтобы ужесточить требования к избирательным объединениям и сократить их количество, закон 1995 года содержит новеллы, отличающие его от Положения 1993 года.

Во-первых, избирательное объединение, выдвинувшее федеральный список кандидатов, обязано собрать в его поддержку не менее 200 000 подписей избирателей (ранее эта цифра равнялась 10 000).

Во-вторых, усилено требование к наличию у избирательного объединения реальной сети региональных организаций. Отныне на один субъект РФ должно приходиться не более семи про-центов от требуемого общего числа подписей (ст.39 закона). В 1993 г. эта цифра равнялась 15 процентам. Таким образом, если ранее избирательное объединение могло собрать подписи всего в 7 регионах Российской Федерации, то теперь это предстоит сделать как минимум в 29 субъектах Федерации - то есть, в трети от общего числа регионов страны.

В-третьих, закон 1995 года исправляет главный недостаток Положения 1993 года, а именно исключение региональных политических структур из реальной борьбы за депутатские места. Согласно ст. 37 избирательное объединение (блок), определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов по субъектам РФ или группам субъектов РФ, при этом в части списка, включающей кандидатов, не входящих в региональные группы, может быть не более 12 кандидатов.

В-четвертых - самое главное, что может способствовать укрупнению наших мелких партий. Речь идет о весьма перспективной идее избирательных блоков.

Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с законом о выборах ГосДумы.

Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений.

В ходе дебатов вокруг проекта федерального закона о вы-борах депутатов ГосДумы удалось добиться снижения ранее не-оправданно завышенного порога поддержки избирательных блоков, необходимой для избрания в Государственную Думу - с 7 до 5 процентов.

Теперь, согласно ст.62 закона, избирательные объединения (блоки), списки кандидатов которых получили менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному блоку исключаются.

Остается выразить надежду, что очередная неудача многих мелких партий на выборах 1995 года подтолкнет процесс блокирования снизу. (Не путать с крупноблочным строительством, директивно спущенным сверху на глазах изумленного избирателя в виде якобы "спасительной модели" двух частей партии власти - лево- и правоцентристких блоков).

Обратим внимание избирательных объединений (блоков) на то, что закон дает им право назначать своих представителей, уполномоченных самим законом представлять данное объединение пол всем вопросам, связанным с избирательными действиями. Так что идущие на выборы объединения должны заранее привлечь в свою команду квалифицированных юристов, адвокатов, специалистов по переговорному процессу, по финансовым вопросам. Эти представители могут быть задействованы и в работе избирательных комиссий разного уровня, и в государственных органах, обеспечивающих равные информационные условия кандидатов, и в обычных судах.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Общественные объединения получили ряд серьезных преимуществ в смысле выдвижения кандидатов в депутаты. В 1993 и 1995 годах избирательные объединения (блоки) получили право выставлять одних и тех же лиц как по общефедеральному округу, так и в одномандатных округах. В 1993 г. из 1569 кандидатов-одномандатников 700 проходили и по партийным спискам. По мнению В.И.Васильева это свидетельствует об откровенном нарушении принципа равенства пассивного избирательного права (права быть избранным): половина кандидатов в 1993 году имела двойное преимущество и возможность быть избранным перед другими.

Этот подход сохраняется и на выборах 1995 года, поскольку ГосДума отклонила разумную поправку Президента РФ, суть которой состояла в том, что кандидаты могут быть зарегистрированы только в одном избирательном округе.

Важно - как та или иная партия осуществляет выдвижение кандидатов в депутаты как в одномандатных избирательных ок-ругах, так и по федеральному списку кандидатов.

Мировой опыт выработал очень важный принцип, при котором внутренняя организация и деятельность общественных объединений не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина. (Этот принцип, кстати, мы предлагали закрепить в Конституции Российской Федерации в специальной главе об общественных объединений).

Вопрос о порядке выдвижения кандидатов в депутаты не может быть внутренним делом партии, поскольку речь идет о гарантиях конституционного права граждан РФ быть избранными в состав органов государственной власти.

Исходя из этого недопустимо, когда состав кандидатов, порядок их размещения в списке определяются лично руководителем объединения, либо узкой группой его соратников. Подобная практика была весьма характерна для выборов 1993 года.

Закон 1995 года оговаривает, что выдвижение федерального списка, равно как и кандидатов в одномандатных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения, причем - тайным голосованием. Состав списка и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, (а не каким либо его органом).

Это весьма важное положение и, далее, - дело членов данного объединения: промолчать либо не промолчать в момент, когда объединению будет предложено просто утвердить тот спи-сок, который подготовлен кулуарно руководством.

Такое случалось, когда в уставах объединения не определен был порядок выдвижение кандидатов в состав представительных органов власти.

Ибо потом будет поздно. После представления федерального списка (до 270 человек) и протокола с решением съезда (конференции) избирательного объединения в Центризбирком состав списка и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызываемых выбытием кандидатов.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗБИРАТЕЛЯМИ СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ

В 1990 году на выборах кандидаты могли быть выдвинуты по месту жительства избирателей. Такие собрания созывались избирательными комиссиями по согласованию с Советами народных депутатов как по собственной инициативе, так и по инициативе органов общественной самодеятельности, подержанной не менее 300 избирателями данного округа. При выдвижении кандидатов в народные депутаты РСФСР на собрании должны были присутствовать не менее 300 избирателей. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливались самим собранием.

В 1993 году для выдвижения кандидата в одномандатном избирательном округе требовалось, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателей округа (в среднем для Российской Федерации в 1993 году это составляло около 5 тысяч подписей).

На выборах 1995 года эта норма сохраняется. В случае проведения досрочных выборов число требуемых подписей сокращается наполовину.

Заметим, что в 1993 году кандидатам, выдвинутым по одномандатным округам избирательными объединениями, собирать подписи не требовалось. Теперь же закон уравнял кандидатов в их правах: он требует сбора подписей в поддержку каждого

кандидата в количестве не менее одного процента от общего

числа избирателей данного избирательного округа. Это положи-тельное изменение.

Самое важное нововведение в этом виде избирательных действий состоит в следующем: ст.41 оговаривает, что при сборе подписей "недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи". Такая норма появилась с учетом печальной практики подарков, в т.ч. в денежном выражении, выдававшихся "за подпись" в ходе кампаний последнего времени.

Однако, справиться с задачей - проследить за порядком сбора подписей и предотвратить давление на избирателей или их подкуп - будет весьма непросто.

Вместе с тем, кандидаты и объединения должны знать: за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное) избирателям разрешается вручать денежные средства, подарки и иные материальные ценности (часть вторая ст.46 закона о выборах депутатов ГосДумы).

Обратим внимание, что собранные подписи подлежат проверке в избирательных комиссиях - на предмет правильности оформления подписных листов и соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Понятие избирательной власти.

Демокрaтический республикaнский прaвовой строй в классическом понимании еще со времен Аристотеля предполaл рaзделение влaстей нa создaющие зaкон, применяющие зaкон и следящие зa его соблюдением. Соответственно этому, системa госудaрственной влaсти в нынешней Российской Федерации основaнa нa рaзделении нa зaконодaтельную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).

Этого в современных условиях явно недостаточно. Автор данных строк отстаивал и продолжает отстаивать позицию, согласно которой принцип разделения властей в современной Рос-

сии никак не исчерпывается разделением на три ветви. А куда

прикажете отнести службу омбудсмэна (уполномоченного по правам человека) или избирательные комиссии?

На наш взгляд, система избирательных комиссий должна сформировать в России самостоятельную ветвь власти - избирательную власть.

Законодательство о выборах 1995 г. создало в Российской Федерации законченную систему постоянно действующих избирательных комиссий. Их вертикальная цепочка выглядит следующим образом:

- Центризбирком РФ;

- избирательная комиссия субъекта РФ;

- окружная избирательная комиссия;

- территориальная (районная, городская, и другая) избирательная комиссия;

- участковая избирательная комиссия.

Особенности порядка формирования и полномочий Центральной избирательной комиссии.

Вершиной этой системы является Центральная избирательная комиссия. Правовой статус ее изменился вполне определенным образом.

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов РСФСР образовывалась Верховным Советом РСФСР с учетом предложений нижестоящих Советов и республиканских органов общественных организаций.

В 1993 году Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу была образована печально знаменитым указом N1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В Положении о выборах было определено, что члены Комиссии назначаются Президентом РФ, причем 10 из них - из числа кандидатов, представленных субъектами РФ в лице их законодательных органов, а другие 10 - из числа кандидатов, представленных главами исполнительной власти регионов.

В 1995 г. действует Центризбирком РФ, сформированный в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Состоит

ЦИК РФ из 15 членов, по пять из которых назначается палатами

Федерального Собрания и еще 5 - Президентом РФ.

На наш взгляд, порядок формирования Центризбиркома, определенный в данном законе, оставляет желать лучшего. Прежде всего - из-за желательной реальной (но на практике не всегда имеющейся) независимости органов избирательной власти.

Каждое избирательное объединение (блок), зарегистрировавше в Центризбиркоме федеральный список кандидатов в депутаты, вправе назначить одного члена Центризбиркома РФ с правом совещательного голоса.

Из перечня полномочий ЦИК РФ (ст.23) выделим следующие, имеющие ключевую роль. Комиссия:

- осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, осуществляет единообразное применение закона о выборах;

- издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам организации и проведения выборов. (Отметим, что все акты ЦИК РФ публикуются официально для всеобщего ознакомления в специальном Бюллетене);

- обеспечивает соблюдение равных правовых условий пред-выборной деятельности для всех избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, и для всех кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения.

Это - политико-правовые полномочия Центризбиркома. Не-маловажны и финансовые гарантии его деятельности. ЦИК РФ является юридическим лицом, действует на постоянной основе, распределяет выделенные из федерального бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности комиссий, контролирует их целевое использование.

Окружные избирательные комиссии: некоторые особенности Основная нагрузка внизу при выборах по одномандатным

округам выпадает на окружные избирательные комиссии (в мало-населенных субъектах РФ их роль возлагается на избирательные комиссии данных субъектов).

К важнейшим полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

- регистрация кандидатов в депутаты и их доверенных лиц;

- распоряжение денежными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу;

- обеспечение соблюдения равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты;

- рассмотрение заявлений и жалоб на решения и действия территориальных и участковых избирательных комиссий, принятие по ним решения.

(Вниманию кандидатов в депутаты: на заседании избирательных комиссий при рассмотрении жалоб вправе присутствовать представители заинтересованных сторон!);

- установление результатов выборов по одномандатному избирательному округу, итогов голосования по федеральному избирательному округу на соответствующей территории и переча их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

У окружных комиссий - свой особый порядок формирования, двумя ветвями власти соответствующего субъекта РФ с учетом предложений выборных органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний избирателей.

Таким образом в интересах честного проведения выборов немаловажно озаботиться и подать такие предложения - не позднее чем за 92 дня до выборов.

При всем при этом избирательное объединение, кандидат в депутаты вправе назначить одного члена комиссии с правом со-вещательного голоса. Статус члена избирательной комиссии оговаривает статья 22 закона о выборах депутатов ГосДумы. Активная позиция представителя кандидата (избирательного объединения) поможет быть в курсе всех заседаний комиссии, всех документов и материалов, добиваться рассмотрения от-дельных вопросов и принятия решения по ним.

Обратим внимание на то, что представителем кандидата в избирательной комиссии не могут быть доверенные лица кандидатов, их супруги и близкие родственники, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СВОБОДОЙ СЛОВА

Предвыборная агитация играет ключевую роль в ориентации избирателей в ходе избирательной кампании.

В выборах народных депутатов РСФСР 1990 года здесь еще весьма велика была покровительствующая роль избирательных комиссий. Избирательные комиссии с помощью соответствующих Советов народных депутатов в случае необходимости предоставляли трудовым коллективам, общественным организациям и избирателям по месту жительства не только помещения ля собраний и митингов, но и средства массовой информации для ведения предвыборной агитации.

Право беспрепятственной предвыборной агитации за своих кандидатов в 1990 году предоставлялось трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, избирателям по месту жительства, военнослужащим по воинским частям, выдвинувшим кандидатов в народные депутаты.

Гражданам РСФСР законом гарантировалось право агитации за или против кандидатов на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Агитация в день выборов не допускалась.

Тогда было иное время: 1988-1991 годы войдут в историю России как годы миража подлинного народовластия. Многие Советы начали преображаться, их печатные органы играли ведущую роль в процессе разворачивания гласности и гражданской инициативы.

По-другому проходили выборы 1993 года. Только что отгорело здание Дома Советов РФ, в Лефортово еще сидели задержанные политические деятели, Конституция (Основной Закон) РФ была упразднена, выход ряда газет и программ приостановлен. Президент РФ издал указ N1792 от 29 октября 1993 года "Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 года", которым утвердил Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации и образовал Третейский информационный суд в составе 9 членов. Через несколько дней появилось постановление Центризбиркома, утвердившее положение о порядке использования СМИ избирательными объединениями и кандидатами в депутаты.

Опыт избирательной кампании 1993 года показал примеры как злоупотребления свободой массовой информации, так и не-законных запретов, ограничивавших свободу мысли, слова, предвыборной агитации.

В кампании 1995 года вопросы предвыборной агитации регулируются законами Российской Федерации: "О средствах массовой информации", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (см. главу VI Предвыборная агитация) и "О выборах депутатов Государственной Думы" (см. главу VIII Предвыборная агитация).

Кандидаты в депутаты должны иметь в виду установленный в соответствующих законах ряд ограничений на предвыборную агитацию. К ним относятся следующие:

1) Запрет на участие в предвыборной агитации для -

- членов избиркомов с правом решающего голоса;

- государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов при исполнении ими служебных обязанностей (кроме тех, кто сам является кандидатом);

- воинских частей и военных учреждений, организаций;

- благотворительных организаций и религиозных объединений.

Журналистам, должностным лицам СМИ запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ, если они сами являются кандидатами либо доверенными лицами.

2) Запрет агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, денежных средств.

3) Запрет на содержательные моменты, к которым отнесены

- призывы к насильственному изменению основ конституционного строя РФ;

- призывы к нарушению целостности РФ;

- пропаганда социального, расового, национального, ре-лигиозного или языкового превосходства; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды.

4) Запрет вручать избирателям денежные средства, подарки, бесплатное распространение любых товаров.

(Внимание: можно бесплатно распространять печатные, в том числе иллюстративные - открытки, календари и проч., а также значки, специально изготовленные для избирательной кампании).

5) Запрет воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг, иных материальных благ.

6) Запрет прерывать предвыборную агитацию на ТВ и радио рекламой товаров, работ и услуг.

7) Запрет на распространение анонимных либо подложных агитационных печатных материалов.

8) Запрет на вывешивание агитационных печатных материалов на сооружениях, имеющих культурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования.

Для подстраховки рекомендуется кандидатам, объединениям делать видео- и аудиозапись своих выступлений, содержащих предвыборную агитацию - ибо официальные копии соответствующих программ будут храниться в течение полугода со дня выхода данных программ в эфир.

Это нужно для того, чтобы иметь аргументированную позицию в случае возникновения дела в избирательных комиссиях, государственных органах обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации либо в судах общей юрисдикции.

А в том, что споры в сфере информационной деятельности и предвыборной агитации возникать будут - сомневаться не приходится. Проблема обеспечения "разумного баланса между свободой СМИ и их деятельностью в правовом и этическим русле" является по мнению председателя Третейского информационного суда (ныне - Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ) А.Б.Венгерова жизненно важной.

Избирательная комиссия обязана приять меры по пресечению незаконной агитационной деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации. Законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за подобные правонарушения.

Кандидаты, избирательные объединения должны обратиться в соответствующую избирательную комиссию для внесения своих предложений о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, объединениям, блокам на каналах государственных телерадиокомпаний.

Предложения будут рассмотрены при составлении соответствующей инструкции Центризбиркома, которую надо будет не забыть получить и изучить.

То же самое надо сделать и с инструкцией того же ЦИК РФ о порядке публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях.

Надо заметить, что равные условия для кандидатов на страницах периодических печатных изданий обязаны обеспечить не только чисто государственные издания, но и те СМИ, в которых одним из учредителей выступает государственный орган (учреждение, предприятие, организация), либо которые финансируются хотя бы частично за счет средств соответствующего бюджета.

При проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями надо сначала подать заявление о выделении помещений для проведения таких мероприятий, имея в виду, что рассматриваться они будут в пятидневный срок. По требованию избирательной комиссии пригодные помещения - объекты государственной или муниципальной собственности, не входящие в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия - предоставляются безвозмездно для встреч с избирателями.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

За период между выборами 1990 и 1995 года Российская Федерация прошла через мучительную смену общественного строя. Резкий переход к рынку привел и к смене роли товарно-денежных отношений в общественной жизни. Это наглядно демонстрирует то внимание, которое уделяет новое избирательное

законодательство вопросу о финансировании выборов.

Кандидатов в депутаты и избирательные объединения в меньшей мере интересует та часть вопроса, которая касается финансирования официальных избирательных действий, связанных с организацией подготовки и проведения выборов. Их интересует прежде всего финансирование собственных действий во время предвыборной кампании.

Главное различие между выборами 1990 и 1993/1995 годов состоит в том, что прежде все расходы, связанные с проведением избирательных действий производились только за счет государственных средств; финансовая поддержка отдельных граждан, организаций и проч. не допускалась.

Начиная с выборов 1993 г. у нас создаются избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений (блоков). Отныне порядок их создания и использования подробно регулируется нормами ст.52-54 федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы" 1995 г.

Какие моменты следует иметь в виду?

Средства избирательных фондов должны держаться на специальных временных счетах в отделениях Сбербанка РФ, и нигде более. Несмотря на непредсказуемую инфляцию, доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.

В этот фонд войдут:

во-первых, средства, выделенные соответствующей избирательной комиссией - из тех денег, которые той или иной ко-миссии поступят от Центризбиркома в течение 10 дней со дня назначения выборов. Все кандидаты в данном округе получат на счета своих избирательных фондов одинаковое количество бюджетных средств; в 1993 году эта сумма равнялась 100 тысячам рублей, в 1995 году судя по всему - до нескольких миллионов рублей, не более.

во-вторых, собственные средства кандидата - не более чем 1000 минимальных размеров оплаты труда (к примеру, на июль 1995 - не более 52,5 млн. руб.; в случае избирательного объединения - не более 100 тыс. минимальных зарплат, то есть не более 5,25 млрд. руб.).

в-третьих, средства, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением - не более 1500 минимальных зарплат, (то есть до 78,8 млн. рублей, исходя из тех же данных по уровню минимального размера оплаты труда);

в-четвертых, добровольные пожертвования физических лиц (до 20 минимальных зарплат от одного лица на кандидата и до 30 - на избирательное объединение) и юридических лиц (соответственно, до 200 и 2000 минимальных зарплат).

Заметим, что имеется общий предел добровольных пожертвований. Он вытекает из того, что предельная сумма средств избирательного фонда кандидата - не более 10 тысяч минимальных зарплат (на июнь 1995 г. - не более 525 млн. рублей, что эквивалентно 116 тысяч долларов США).

Следовательно, для кандидата, выдвинутого избирательным объединением в случае, если всех источников привлечено по максимально возможной величине, добровольных пожертвований можно максимум привлечь на сумму, являющуюся остатком от 393,7 млн. руб. за вычетом суммы в несколько млн. руб. (средства бюджета).

Предельная сумма избирательного фонда избирательного объединения - не более 250 тысяч минимальных зарплат, то есть немногим более 13 млрд. рублей или 2,9 млн. долларов США (исходя из уровней начала июля 1995 года).

Излишки средств закон обязывает вернуть жертвователям, а анонимные пожертвования - перечислить государству.

Закон устанавливает запрет на пожертвования в избирательные фонды со стороны:

- иностранных государств, организаций и граждан;

- лиц, не имеющих гражданства;

- российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов;

- международных организаций и международных общественных движений;

- государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления;

- воинских частей, военных учреждений и организаций

- благотворительных организаций и религиозных объединений.

Обратим внимание на одно весьма важное обстоятельство:

кандидатам, избирательным объединениям запрещается использовать иные денежные средства - но не для покрытия любых статей для оплаты своей команды, а только для ведения предвыборной агитации. Мне представляется, что подобная неудачная норма - удобная лазейка для денежных воротил, которая приведет к дискриминации кандидатов со среднестатистическими доходами и возможностями.

Каковы формы контроля за использованием финансовых средств?

1/ Банки в течение трех дней после поступления средств сообщают об этом соответствующей избирательной комиссии;

2/ По письменному запросу избирательной комиссии банки предоставляют информацию о движении средств на специальных временных счетах;

3/ Центризбирком РФ определяет порядок учета поступления и расходования средств, формы финансового отчета кандидатов (избирательных объединений); отчет должен быть предоставлен не позднее одного месяца после опубликования результатов выборов, кандидатами - в окружную, объединениями - в Центральную избирательную комиссию, копии отчетов пойдут в СМИ.

4/ Контролем использования финансов будет заниматься Контрольно-ревизионная служба при Центризбиркоме РФ.

5/ Для ведения всех финансовых дел и самоконтроля в составе команды кандидата (объединения) желательно предусмотреть должности официального представителя, финансового директора, руководителя группы по сбору средств, аудитора.

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Особо отметим роль судебной власти в разрешении споров по действиям избирательной власти.

Любое действие или бездействие органов избирательной власти может быть оспорено в суде, причем допускается обжалование судебных решений (в отличие от прежней практики).

Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации. Решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную ко-миссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Однако, здесь встает вопрос о сроках рассмотрения жалоб (заявлений). Всем знакома странная ситуация, сложившаяся в наших судах. Здесь кандидаты смогут апеллировать к избирательному закону. Часть шестая ст.31 закона о выборах депутатов ГосДумы обязывает суды и органы прокуратуры организовать своевременное рассмотрение жалоб.

При нарушении установленного законом порядка финансирования предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата либо федерального списка кандидатов.

Необходимой гарантией против нарушений становится комплекс мер уголовной и судебно-административной ответственности за нарушения закона. Меры ответственности определены внесением соответствующих изменений и Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях кодексы, сделанным с принятием нового избирательного законодательства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

ДОКУМЕНТЫ.

Конституция Российской Федерации. - М.: Известия, 1993.

- 59 с. [12 декабря 1993 г.]

Об итогах выборов депутатов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и некоторых вопросах, связанных с проведением избирательной кампании 1993 года. Сообщение Центральной избирательной ко-миссии при открытии работы Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 11 января 1994 года. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 1 (12). 1994 г. С. 27 - 33.

Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Федеральный закон. М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 1994. - 59 с.

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный Закон. Принят Государственной Думой 9 июня 1995 года. - 107 с.

Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. No. 1633. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 3. Октябрь 1993 г. С. 25 - 32.

Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. No. 1557. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 1. Октябрь 1993 г. С. 7 - 34.

Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. No.

1626. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 3. Октябрь 1993 г. С. 5 - 16.

Разъяснение о порядке применения отдельных статей Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года No.1557. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 5. Ноябрь 1993 г.

С. 13 - 36.

Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. No. 1846 "Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году". // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 5. Ноябрь 1993 г. С. 3 - 5.

Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. No. 1438 "О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации". // Конституционное совещание.

Информационный бюллетень. No.2. Октябрь 1993. С.111.

МАТЕРИАЛЫ.

Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы. Сбор-ник статей. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 172 с. / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Дополнительные материалы к сборнику "Проект Конституции Российской Федерации. - М., 1992. - 78 с. / Редакционно-издательский отдел Верховного Совета Российской Федерации.

Избирательный закон. Материалы к обсуждению. М., июнь

1993. - 93 с. / Издание проектной группы по правам человека. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.:

Издательство БЕК, 1994 - 438 с. / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Спиоск.. В сб. Документы государственно-патриотического объединения "Духовное наследие". М.: "Духовное наследие",

1995. - 208 с.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. /Под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юридическая литература. - 624 с.

О критериях свободных и справедливых выборов (По документам Межпарламентского Союза). / Коробейников В.С., Любимов А.П. Издание Государственной Думы. - М.: Известия, 1994. - 16 с.

Позиция фракции "ЯБЛоко" по прохождению избирательного законодательства в Государственной Думе. 22 ноября 1994. - 4 с./ На бланке: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Фракция "ЯБЛоко".

Правовая культура выборов народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных советов РСФСР (вопросы и ответы). - Челябинск, 1989. - 67 с.

Проблемы избирательного законодательства. К проведению слушаний в Государственной Думе. Проект. Инициативная рабочая группа фракции "ЯБЛоко" по подготовке избирательного законодательства. Подготовил В. Шейнис. - 4 с. / На бланке: Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации. Депутат Государственной Думы. 1993 - 1995.

Проект Конституции Российской Федерации подготовлен Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации. Документы и материалы. - М., 1993. - 96 с. [Подготовлен 16 июля 1993 г.]

Проект Конституции Российской Федерации. (Сборник материалов). М.: Редакционно-издательский отдел Верховного Сове-та Российской Федерации, 1992. - 246 с. [Подготовлен 23 ноября 1992 г.]

Рекомендации парламентских слушаний "Федеральное законодательство о выборах". Проект. Государственная Дума. 6 декабря 1994 года. Вносится группой разработчиков проекта за-кона "О выборах Президента Российской Федерации" (проект "Свободные выборы"). - 1 с.

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). - М.: Издательство "Юрист", 1994. - 285 с.

Рябов Н. Новая избирательная система действует. // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. No. 8. Ноябрь 1993 г. С. 3 - 7.

Страшун Б.А., Шейнис В.Л. Политическая ситуация в Рос-сии и новый избирательный закон. // Полис, No.3, 1993. С.65 - 69.

Шейнис В. Какая система более справедлива? На пути к избирательному законодательству. // Независимая газета. 6 декабря 1994 г. С. 5.

1995

http://www.rumiantsev.ru/printable/18/84/


Док. 331523
Перв. публик.: 04.07.95
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 512

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``