В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Может ли лицо с двойным гражданством быть госслужащим России? Назад
Олег Румянцев: Может ли лицо с двойным гражданством быть госслужащим России?
правовой аспект


Неопределенность в вопросе о том, как регулировать доступ лиц с двойным гражданством к профессиональной деятельности по обеспечению государственных органов Российской Федерации, способна привести к смятению в обществе.



Явный правовой пробел в этом вопросе привел недавно к неадекватной ситуации. Гражданин Российской Федерации, являющийся (предположительно) одновременно гражданином Государства Израиль, занял должность заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы Российского государства.


Эта ситуация - прямое порождение прекраснодушного рывка к иллюзорному "открытому обществу".


После принятия Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г., изменений и дополнении в него от 17 июня 1993 г., Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" от 3 августа 1995 г. правоприменительная практика последовательно столкнулась с двоякой нерешенностью вопроса о двойном гражданстве.


С одной стороны, обнаружилась неспособность и даже нежелание власти укрепления института двойного гражданства в части огромного числа соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках. В большинстве республик либо отрицают двоегражданство, либо дискриминируют приобретших российское гражданство местных жителей "нетитульной" нации, т.е. русских.


С другой стороны, за гражданином РФ, имеющим гражданство другого государства, официально не признается это второе гражданство. А значит, нет препятствий для занятия любых государственных должностей (кроме, пожалуй что, президентской, да и то не однозначно).


Статья 62 Конституции устанавливает, что наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.


Полагаю, что пришло время предусмотреть это самое "иное".


Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ" оговаривает, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации (часть 1 статьи 3 закона). Невозможность замещения государственных должностей иностранными гражданами и лицами без гражданства понятна.


Теперь же в упомянутый закон следует внести изменения, устанавливающие ограничения при занятии госдолжностей для граждан РФ при наличии у них двойного гражданства.


В отдельной, новой части 4 статьи 3 "Государственный служащий" закона надо бы установить, что лица с двойным гражданством не могут замещать государственные должности категорий "А" и "Б". К первой относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие должности. Ко второй - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А".


Но здесь следует оговорить исключение из предлагаемого общего правила - для соотечественников - граждан республик бывшего СССР. В этом случае, если имеется соответствующий международный договор (соглашение) Российской Федерации с конкретным "независимым государством" из числа членов СНГ о двойном гражданстве, гражданин может замещать государственную должность. Но лишь - категории "В", т.е. учрежденную самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий должность.


Кроме того, целесообразно дополнить перечень обязательных документов, представляемых гражданином при поступлении на государственную службу сведениями о наличии гражданства иностранного государства.


Таким образом, предлагаемые нормы направлены как на обеспечение защиты государственных интересов России, так и обеспечение гарантий законного права граждан РФ на доступ к государственной службе.


Соответствующий законопроект получил одобрение членов координационного совета Союза патриотических и демократических сил "За правду и порядок", в который входят ДПР, КРО и "Честь и Родина".


Претендующий на роль "третьей силы" союз намерен обратиться к одному и депутатов Госдумы с просьбой: внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об основах государственной службы РФ".

Опубликовано в "Независимой газете", ноябрь 1996 г.


Док. 331531
Перв. публик.: 04.11.96
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 470

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``