В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Кикоть, О.Румянцев. О новой Конституции Республики Татарстан Назад
В.Кикоть, О.Румянцев. О новой Конституции Республики Татарстан
Правовой анализ показывает, что проект новой Конституции Республики Татарстан по целому ряду своих положений противоречит как нормам действующей Конституции Российской Федерации, так и основным положениям проекта новой Конституции РФ, одобренным в основном Съездом, ВС РФ, Конституционной комиссией РФ. Отметим основные черты указанного проекта.

1. Происходит юридическое оформление государственного обособления Татарии от Федерации. Полностью умалчивается вопрос конституционной взаимосвязи РФ и Татарии, хотя последняя согласно статье 71 нашего Основного Закона состоит в РФ.

О том, что линия на "постепенное" отделение РТ от РФ продолжается, говорит отсутствие прямых указаний в тексте Конституции РТ на то, что РТ является субъектом (членом) РФ, на действие Конституции РФ на территории РТ и т.п., а также отклонение внесенных парламентскими группами предложений, которые прямо говорили о "сохранении государственного единения с РФ" (группа "Татарстан") или об осуществлении государственного суверенитета РТ "без государственного обособления от РФ и изменения ее территориальной целостности и границ" (группа "Согласие").

2. Через ключевые статьи новой Конституции проведена идея государственной независимости РТ. Так, ст.1, закрепляя статус РТ, умалчивает об РФ, а в ст. 64 говорится, что РТ "самостоятельно и независимо" определяет свой государственно-правовой статус, а законы РТ обладают верховенством на всей ее территории. В преамбуле сказано, что Конституция РТ принимается в соответствии с результатами референдума о государственном статусе РТ. Таким образом, преамбула, ст. 1, 64 противоречат ч. 3 статьи 70 Конституции РФ, которая определяет референдум лишь как первый шаг в изменении статуса республики в составе РФ. Второй шаг - решение Съезда народных депутатов РФ.

Даже если бы референдум был признан конституционным, то согласно ч. 3 статьи 70 федеральной Конституции для изменения конституционно-правового статуса республик нужно не только волеизъявление большинства избирателей в них, но и утверждение этого специальным решением Съезда народных депутатов РФ. Последнего сделано не было.
3. Ряд положений Закона Республики Татарстан "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РТ" был признан Конституционным судом РФ конституционным условно - т.е. конституционными лишь в сочетании со статьями 4 и 53 прежней Конституции РТ, говорившими о том, что РТ состоит в РФ. Отсутствие таких статей в новой Конституции РФ лишает конституционности эти и некоторые другие положения законодательства РТ.

4. Руководство и большинство ВС РТ узурпируют народный суверенитет, нарушая статью 1 Конституции Татарстана, ссылаясь на итоги референдума, проведенного в РТ 16 марта с.г. и подталкивая к обособлению РТ от РФ. В частности, сама преамбула гласит, что Конституция РТ принимается в соответствии с результатами референдума о государственном статусе РТ.

Это абсолютно неправомерно, ибо:

Во-первых, документы татарского референдума не были признаны в качестве законных. Постановление Конституционного суда РФ от 13 марта 1992 г. признало неконституционными ряд положений Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, Закона РТ об изменениях Конституции Татарстана, Закона РТ о референдуме Татарстана, Постановление ВС РТ о проведении референдума РТ по вопросу о государственном статусе РТ. Не соответствующим Конституции РФ было признано одностороннее изменение национально-государственного устройства Российской Федерации. Постановление Конституционного суда РФ является окончательным.

Во-вторых, было несколько публичных заявлений Президента РТ М.Шаймиева, которые позволили части про-российски настроенного населения также проголосовать за формулировку референдума.

В-третьих, сторонники государственного обособления не имеют поддержки населения: согласно результатам опроса, проведенного социологической службой ВС РТ осенью 1992 г., 64% населения РТ - за сохранение Татарстана в составе РФ и лишь 22% - за выход из РФ.

В-четвертых, международные документы, признавая право на самоопределение, подчеркивают недопустимость использования ссылок на этот принцип для подрыва единства государства и подрыва национального (т.е. общероссийского) единства.

5. Но и сам текст Конституции противоречит своей же преамбуле. За два дня до референдума ВС РТ принял постановление о разъяснении формулировки вопроса референдума РТ, назначенного на 21.3.92. В нем ясно записано (п.2): "вопросы государственного обособления РТ от РФ, изменения ее территориальной целостности и границ предметом проводимого референдума не являются".

Весь же текст основной части Конституции как раз и противоречит тому постановлению Верховного Совета РТ.

6. В ст.23 Конституции РТ о вопросах гражданства включено положение (часть 2-ая) о том, что граждане РТ обладают гражданством РФ, причем содержавшиеся в проекте слова "по своему желанию" из текста исключены вопреки мнению министра юстиции РТ о том, что "не надо нам принудительно навязывать чужое гражданство"; таким образом, все граждане РТ независимо от их желания являются гражданами РФ. Однако сохраняется двусмысленность текста части 3-ей статьи 23 принятой Конституции РТ, в которой вслед за упомянутой выше частью 2-й и, в явном противоречии с ней, говорится о том, что граждане РТ могут иметь гражданство иных государств, условия которого определяются договорами РТ с другими государствами, и, что граждане РТ могут отказаться от двойного гражданства. Это может быть истолковано в том смысле, что действие части 3-й ст. 23-й распространяется и на часть 2-ю, т.е. на российское гражданство граждан РТ, что позволяет свести на нет положительное значение части 2-й ст. 23-й.

Ссылки на то, что это будет позже разъяснено в других актах РТ прямо нарушают положения Конституции РФ, согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ, регулирование и защита которого относятся исключительно к ведению федеральных органов государственной власти.

7. В статье 66 новой Конституции Татарстана под давлением общественности РТ и РФ, а также высших федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти Верховный Совет РТ пошел на ряд формальных тактических уступок единству РФ. Хотя проект Конституции РТ, представленный на рассмотрение Верховного Совета РТ, действительно не упоминал о том, что РТ состоит в РФ, Верховный Совет РТ все же внес в принятый им проект Конституции РТ ряд положений, прямо или косвенно, в той или иной степени и форме указывающий на государственно-правовую связь РТ с РФ. В статью 66 было включено положение о том, что РТ ассоциирована с РФ.

Однако, отсутствие в ст. 66 прямых указаний на необходимые важнейшие положения того Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, который должен служить основой ассоциации РТ с РФ, дает властям РТ возможность выдвигать явно неприемлемые для РФ условия, срывая заключение договора и тем самым - ассоциацию РТ с РФ, возлагая вину за срыв ассоциации на РФ.

Это фактически переводит отношения между Татарией и Россией на международно-правовую основу и квалифицирует РТ как государство, находящееся вне Российской Федерации.

По статье 66 наиболее приемлем был бы вариант: "РТ строит свои отношения с РФ на основе Конституции РФ, Конституции РТ и Договора об участии в РФ, определяющего взаимное делегирование полномочий, разграничение предметов ведения и являющегося составной частью Конституции РТ". Этот вариант вносит 4 изменения: 1/ о конституционной и договорной основе отношений; 2/ о том, что договор закрепляет участие в РФ; 3/ что это не межгосударственный договор, а договор части и целого о разграничении компетенций; 4/ что Договор РФ и РТ становится частью Конституции РТ.

Максимум, на что соглашалось руководство Татарстана на переговорах - это на формулу "ассоциированного членства РТ в РФ". Такой подход нуждается в очень аккуратном отношении, ибо все зависит от того, что мы вкладываем в эту категорию - особые отношения в рамках ассиметричной федерации, конфедеративные отношения или же своего рода "союз" между РФ и РТ.

Внимательное отношение к "ассоциированному членству" может быть лишь при соблюдении ряда условий:

Во-первых, необходима законодательная инициатива РТ на Съезд народных депутатов РФ с предложением внести изменения в ст.71 Конституции РФ, записав, что Татарстан состоит в РФ в качестве государства, ассоциированного на основе Договора о делегировании полномочий.

Во-вторых, данное изменение подтверждает, что: а) РТ, подав законодательную инициативу, подтвердит свой статус как субъекта РФ; б) Конституции РФ и РТ сохранят значение основы отношений РФ и РТ, входящей в РФ; в) Съезд закрепит изменение статуса РТ не на основе факта и формулировки признанного КС РФ неконституционным референдума, а на основе законодательной инициативы Республики Татарстан.

В-третьих, мы можем согласиться с "ассоциированным членством" только после подписания Договора РФ и РТ, в котором станет видно - слова это, или путь к сохранению единого правового пространства в РФ. Этот Договор должен стать неотъемлемой частью новой Конституции Татарстана.

8. В ст. 62 Конституции РТ закрепляется обязанность граждан РТ нести воинскую службу и защищать свое Отечество. Из контекста Конституции ясно, что РФ этим Отечеством для граждан РТ не является.

9. Главы 12, 14, 15 проекта закрепляют полную независимость органов исполнительной и судебной властей, правоохранительных органов РТ от соответствующих федеральных органов государственной власти, противоречат разделам VI и IX Конституции РФ.

Юридическое оформление отделения Республики Татарстан от Российской Федерации продолжается.

1992

http://www.rumiantsev.ru/constitution/130/



Док. 331853
Перв. публик.: 05.07.92
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 346

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``