В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Совет Безопасности: не пересмотреть ли его статус? Назад
Олег Румянцев: Совет Безопасности: не пересмотреть ли его статус?
Вот уже несколько раз в Государственной Думе вста-вал вопрос о Cовете безопас-ности. Думается, не случай-но, ибо этот орган становит-ся все более заметным в системе институтов государ-ственной власти нынешней России.


Неудивительно, что недав-но возникла полемика, когда Президент РФ своим Указом включил председателя Думы в состав Совета безопасности и один из депутатов спра-ведливо обратил внимание - акт сей не вполне корректен.


Совет безопасности попал в своего рода зону "конкури-рующей компетенции" между Президентом и Федераль-ным Собранием. Статус и порядок формирования этого органа до сих пор не урегу-лированы законом. Потреб-ность же в его укреплении очевидна. И Указ - знак то-го, что глава государства на-чал перетягивать канат, коли законодатель молчит.


Я не разделяю раздающих-ся призывов "запретить и от-менить" Совет безопасности ввиду спорности упомянуто-го Указа. Выскажу свои соображения - почему креп-нет потребность в подобном органе.


На мой взгляд, Совет безо-пасности не должен быть со-вещанием по вопросам "си-ловых" ведомств. Он прообраз Государственного Совета, который призван содействовать главе государства в выработке и принятии стра-тегических решений. Именно негласность, авторитарность процесса их принятия не раз в последние годы станови-лись причиной опасного сворачивания с конституцион-ного поля. Госсовет - еще и механизм коллективного контроля, и коллегиальный соратник.


Госсовет может стать за-конным преемником мало просматриваемых, с точки зрения закона, подразделе-ний Администрации Прези-дента, Совета безопасности, Президентского совета и прочих.


Взаимодействие, регуляр-ные встречи представителей ветвей власти нужны для восстановления эффективно-го правления страной. Подоб-ная практика, на мой взгляд, поможет разрешению противоречий между принципом разделения властей и идеей единства государственной власти. Поэтому, быть может, в Конституцию России пред-стоит ввести самостоятель-ную статью 83-1 следующего содержания: "Президент России воз-главляет Государственный Совет России, организация и порядок деятельности которого устанавливаются фе-деральным законом.


В Государственный Совет входят также председатель Правительства России, его заместители, государствен-ный секретарь, члены прави-тельства, ведающие вопроса-ми обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, юстиции, информации, экономики и финансов, Генеральный прокурор РФ, а также государственные со-ветники, назначаемые Пре-зидентом по согласованию с Государственной Думой. В работе Государственного Со-вета принимают участие председатели палат Феде-рального Собрания, предсе-датели высших органов су-дебной власти РФ, председа-тель Центрального банка.


Государственный Совет вырабатывает рекомендации для главы государства по ос-новным направлениям внут-ренней и внешней политики: вносит предложения по осу-ществлению Президентом его права законодательной ини-циативы; обеспечивает взаи-модействие Президента с ор-ганами государственной вла-сти, государственными уч-реждениями, общественными объединениями, территори-альными и этническими общностями.


Без обсуждения и одобре-ния Государственного Сове-та Президентом РФ не могут быть решены вопросы, затра-гивающие обеспечение ста-бильности конституционного строя и национальной безо-пасности".


Прецеденты предлагаемого института есть в нашей исто-рии. Даже сам термин не нов. Впервые он был введен по совету М. Сперанского в 1801 году и закреплен "обра-зованием" 1810 года. Это был совещательный институт, без одобрения которым никакой проект закона, устава и уч-реждения не мог быть ут-вержден и обнародован вер-ховной властью. "Вняв мнению Государственного Сове-та, постановляем..," - вот формула Александра I, кото-рой сегодняшняя Россия мо-жет позавидовать.


Словом, нужны полновес-ная поправка в Конституцию и Федеральный закон "О Со-вете безопасности" (луч-ше - "О Государственном Совете"). Только тогда, как представляется, деятельность такого органа будет постав-лена на прочные конститу-ционные и законные основа-ния.

Опубликовано в: Российская газета, среда 29 марта 1995 года, с.4


Док. 331874
Перв. публик.: 29.03.95
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 419

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``