В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Обрести здоровое официальное лицо Назад
Олег Румянцев: Обрести здоровое официальное лицо
То, о чем раньше говорили в кулуарах, стало явью для всех: Борис Ельцин неспособен по состоянию здоровья отправлять президентские полномочия. На недавней международной конференции медики открыли, что из-за серьезных болезней печени и "среднего уха" (воспаление в голове) может быть отменена операция на сердце.

...Нам стало ясно, что Ельцин нездоров еще в декабре 1992 года. Седьмой Съезд народных депутатов РФ законно требовал от Ельцина прекратить управлять указами, опережающими законы (такое право было дано Ельцину лишь до декабря 92 года). Ельцин же, вкусивший удовольствие не подчиняться законам, в раже предложил распустить Съезд. В Грановитой палате Кремля собралась Конституционная комиссия. Когда председатель комиссии Ельцин вошел, стало страшно. Зомбированный, остекленевший взгляд, неуверенная походка. Запаха алкоголя не было, хотя оппозиция и кивала на обычную русскую болезнь. Посвещенные же поговаривали о необычном - об опухоли в голове. И вот этот нездоровый человек, с трудом управлявший даже собственным телом, упрямо толкал нас на порог гражданской схватки. Я написал записку члену комиссии Шахраю, тогда - головному стряпчему - "Не стыдно? он же не в себе!". Шахрай отвел глаза.

А на днях, перебирая архив осени 1993 года, поразился подзабытому: накануне переворота в печати обильно публиковались сообщения зарубежных агенств со ссылками на их же спецслужбы - Ельцин нетрудоспособен. Неудивительно, что одним из законов, принятых осажденным парламентом, был закон о государственной медицинской комиссии, наделявшейся полномочиями устанавливать стойкую неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Закон был погребен вместе со зданием и самим институтом народовластия.

Уже этим летом, в период между первым и вторым турами голосования, новый кризис упрятал Ельцина со сцены. Но молодежи показывали его, пляшущего на рок-концертах и гипнотически заклинали в стиле Джорджа Орвелла: "Старший Брат смотрит на тебя. Голосуй, а то проиграешь!". Вступление в должность напоминало постановку времен Брежнева или Черненко.

Но комплекс недомоганий повлек неизбежное: полномочия главы государства фактически стали отправляться иными лицами. В то же время вопрос о преемственности верховной власти в России законодательно не урегулирован. Кремль и Краснопресненская набережная чувствуют себя вполне уютно, сидя на правовом пробеле между частями второй и третьей статьи 92 действующей конституции.

По Конституции временное исполнение премьером обязанностей главы государства строго ограничено тремя месяцами - но только если установлен момент досрочного прекращения полномочий. Он наступает либо с момента добровольной отставки Президента, либо с момента вынесения соответствующего вердикта медицинским консилиумом. Именно эти два механизма остаются неурегулированными.

Зная Ельцина, я почти уверен: Президент давно уже готов уйти в отставку добровольно. Но этого ему не дозволяют те, кто постоянно подкачивает в нем болезненное ощущение незаменимости и богоданности.

Отсюда бесперпективен и второй вариант досрочного прекращения полномочий. Окружение, напуганное неясностью своего завтрашнего дня, и само по себе стоящее миллионы долларов (плата за неизменность "курса реформ"), не в состоянии сказать правду о здоровье хозяина.

На открывающейся сессии ГосДума намеревается рассмотреть проект федерального закона о государственной медицинской комиссии, внесенного В.И.Илюхиным. Мне представляется, что в проекте есть как концептуальный, так и тактический изъяны. Концепция постоянно действующего гос.-мед.органа уязвима. Вместе с тем, мед.комиссия - лишь одна часть общей проблемы преемственности верховной власти. Свое видение процедурного решения всего комплекса возникающих вопросов я предложил в инициативном законопроекте: "О непрерывности полномочий главы государства". Быть может, он привлечет внимавние законодателей.

Впрочем, в "новой России" мнение законодателей перестало быть определяющим нормы жизни. На пути законов наверняка встанут часть Совета Федерации и правовое управление Президента.

Остается, впрочем, еще один путь: сделать запрос в Конституционный суд относительно единообразного толкования частей 2 и 3 статьи 92 Конституции РФ. Конституционный суд сейчас в стадии обновления. Уходит по старости в отставку "лояльный" председатель Туманов, сменивший "нелояльного" Зорькина, и по-своему с блеском низведший КС до нынешнего состояния. Будут выборы нового председателя и довыборы нового члена суда. Возникнет шанс, что КС вспомнит о своем долге быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя.

А защищать ему есть что. По сути дела, страной на неограниченный никем срок начинают править лица, не избиравшиеся вместе с Ельциным. Лица с проблематичной легитимностью. Партия Черномырдина получила на парламентских выборах менее 10% голосов; бывшая партия Чубайса - "гайдаровцы" - вообще на сумели перешагнуть 5%-ного барьера (сам Чубайс дальновидно воздержался от засветки в любых списках).

Проблемы не существовало бы, если бы был сохранен пост Вице-президента России. Но, памятуя о взбунтовавшихся Янаеве и Руцком, Кремль изъял эту статью из проекта Конституции. Как справедливо заметил судья Гаджиев "сама наука берет сегодня реванш над политической коньнктурой".

Конечно, правовым разрешением проблемы преемственности являются перевыборы Президента. Но реальная конституция, вероятно, вновь обойдет писаную, политическая целесообразность в очередной раз подавит букву и дух закона. Правящая номенклатура сошлются и на мнение заморских врачей, и на бюджетно-МВФовское безденежье, да еще прикроются мнением "интеллигенции", которое начнет густо брызжать со всех каналов.

Россия получит перемены традиционным, исторически состоявшимся (в пост-сталинский или пост-брежневский период) образом: после кончины. Сам институт кончины главы государства не нашел места в Конституции - как основание для перевыборов. И, все-таки, это единственное состояние, которое будет признано Кремлем как действительно стойкая неспособность лица оставаться главой государства.

Лишь тогда прийдет время открытой оценки "недостатков" и "перекосов" ельцинизма и Россия, возможно, начнет вновь обретать здоровое лицо.

1996

http://www.rumiantsev.ru/constitution/78/




Док. 331889
Перв. публик.: 05.07.96
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 497

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``