В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Возврат президентства в правовое русло надо начать с процедуры вступления в должность Назад
Олег Румянцев: Возврат президентства в правовое русло надо начать с процедуры вступления в должность
Рассуждения части оппозиции том, что будет после летних президентских выборов с самим президентством, с Конституцией и прочими институтами государства порою отдают утопией. Понятную нелюбовь к Ельцину теоретики оппозиции переносят на сами институты власти, и тогда становится тревожно - не за судьбу Ельцина, а за судьбу государства, которое может ждать очередная ломка.

Главной целью в области правовой реформы была и остается одна: построение правового государства. Эта цель не должна зависеть от того - кто станет вторым президентом России. Чувство реализма подсказывает: в сложившихся после 1993 года авторитарных условиях добиться указанной большой цели можно лишь последовательностью малых, точно выверенных действий.

Ключевой вопрос здесь - как вернуть предсказуемость действиям Главы государства. Нормы нынешней ("ельцинской") Конституции России намеренно не ставят верховную власть в какие-либо рамки. Казалось бы, ответы должны дать законы. Но - отменен прежний Закон РСФСР "О Президенте". В новых условиях Госдума не приняла пока что ни одного закона, затрагивающего президентство.

Коммунисты полагают, что все встанет на место после принятия нового Закона о Президенте. Но его и быть не может: по аналогии с законами о Правительстве или Конституционном Суде он должен был бы быть федеральным конституционным законом (принимаемым 2/3 голосов нижней и 3/4 голосов верхней палаты). Однако, в Конституции в перечне таких законов закона о Президенте нет.

Что же делать - неужели волюнтаризм, самовластие и произвол верховной власти в России неизбежны?

Выход есть. К безграничным правам президента пора добавлять его обязанности и ответственность путем принятия комплекса простых федеральных законов об отдельных сторонах деятельности Президента (закона о Правительстве РФ, регулирующего отношения кабинета с Президентом; о порядке решения вопросов войны и мира в РФ; об Администрации Президента; о должностном окладе Президента; дополнений Конституции, связанных с учреждением Государственного Совета, иных).

Первым в этом пакете должен стать закон, регулирующий первую после избрания стадию официальной деятельности Президента: вступление в должность вновь избранного Президента России.

В Комитете Госдумы по законодательству автором этих строк подготовлен к первому чтению закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента РФ". Первое чтение в нижней палате запланировано на 26 апреля.

Вокруг этого законопроекта уже бушуют страсти. Они вызваны тем обстоятельством, что включен в план работы Госдумы он был одним из главных идеологов КПРФ - А.И.Лукьяновым, бывшим всемогущим спикером Союзного парламента, впоследствии - одним из первых политических заключенных "новой России".

Я проявил инициативу и попросил поручить мне разработку законопроекта, ибо не хотел, чтобы он приобрел ярко выраженный политический оттенок - что ухудшило бы перспективы его принятия.

В результате творческой работы родился закон, не имеющий зарубежных аналогов, всецело рассчитанный на нашу отечественную практику. Россия в последние годы не только беременна госпереворотом, но и разрешалась им уже дважды (в 1991 и 1993-ем). Прецедентов спокойной передачи власти также нет. Перед глазами стоят недавние картинки оскорбительного поведения новоиспеченного российского президента Ельцина по отношению к низложенному им президенту союзному - Горбачеву. (Сказалась-таки невысокая личная и политическая культура провинциального первого секретаря обкома). Закон подробен, ибо он призван оградить общество и государство от весьма возможной личностной неприязни между старым и новым президентами - недавними противниками на выборах. Закон устанавливает порядок действий должностных лиц при передаче и принятии власти. Его сверхзадача - установить традицию преемственности и ответственности в обновлении власти.

В качестве основной концептуальной новинки предлагается институт официального согласия на переходный период. Этот переходный период неизбежен - ибо в стране будут около двух месяцев сосуществовать Президент, слагающий свои полномочия и вновь избранный Президент, вступающий в должность. Закон требует обязательного взаимодействия этих двух высших лиц в деле слаженной передачи государственных дел. Он устанавливает обязанность содействовать этой передаче и определяет уголовную ответственность должностных лиц за умышленное воспрепятствование ей.

Самостоятельные главы установят порядок принесения присяги народу, порядок сложения Правительством своих полномочий перед вступившим в должность Президентом, первые шаги по назначению нового кабинета, Совета Безопасности, высшего военного руководства, формированию Администрации. Оговариваются в законе и вопросы передачи президентского госимущества (в частности, документации и архива).

Прописаны достойные социальные и иные гарантии в отношении бывшего Президента. Я твердо уверен: по объему эти гарантии не должны превышать уровень тех, что были установлены для Горбачева: госдача, две машины, 20 человек для личной охраны и обслуживания. Каждый обязан побывать "в шкуре" своего предшественника, тогда и отношение к нему будет иным - не-ельцинским. (Кстати, закон рождался не только в кабинетах, но и в интереснейших "полевых исследованиях". Автор специально встречался с М.С.Горбачевым по вопросу о социальных гарантиях и передаче власти; экс-президент рассказал, как даже те гарантии, что были предоставлены ему решением Алма-Атинской встречи глав государств СНГ, были в приказном порядке изменены Ельциным в сторону уменьшения...).

Среди моментов, вызывающих споры, остановлюсь на проблеме внепартийности вновь избранного Президента. Подобная норма существовала в Законе РСФСР "О Президенте РСФСР", ныне не действующем. Фракции КПРФ и ЛДПР выступили против данной нормы. Мне же думается, что временное приостановление вновь избранным лицом своей партийной деятельности только способствовало бы прохождению закона. Это - малый шаг к национальному согласию, к более объективному, чем ныне, выполнению верховной властью своих функций.

Государство должно, наконец, стать официальным представителем всего общества, а глава государства - организатором диалога всего общества (а не одной лишь его части) с властью.

Итак, закон пошел на первое чтение. Слово за депутатами.

1996

http://www.rumiantsev.ru/constitution/62/


Док. 331892
Перв. публик.: 05.07.96
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 426

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``