В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гордеев: Для усиления регионального уровня одной лояльности губернаторов будет недостаточно Назад
Александр Гордеев: Для усиления регионального уровня одной лояльности губернаторов будет недостаточно
Александр Игоревич, на расширенном заседании Правительства с участием глав российских регионов Президент в качестве меры, способствующей пресечению террористических актов выдвинул инициативу, отменяющую прямые выборы губернаторов, которых предлагается назначать по представлению Президента. Насколько эта инициатива укрепит государство?

Я бы разделил эти два вопроса - укрепление собственно системы государственной власти в стране и усиление мер по борьбе с терроризмом. Безусловно, в стране с хорошо организованной системой государственной власти борьбу с терроризмом можно вести на гораздо более высоком уровне. С другой стороны, опыт ряда высокоразвитых стран, столкнувшихся с террором, показывает, что и страны с сильной государственной властью все равно весьма уязвимы против этой напасти.

На мой взгляд, предлагаемые изменения принципов выборов исполнительной власти в регионах и трансформация организации регионального управления не являются прямым следствием произошедших трагедий. Тем более, что все силовые структуры имеют как раз федеральное подчинение. Конечно, укрепление региональной составляющей государственной власти вопрос весьма важный, имеющий огромное значение для акой страны как Россия, учитывая такие параметры как значительная территория, многонациональность, неравномерное развитие экономики, ее порочную, уязвимую структуру и т.д. Но я считаю, что такого уровня вопросы, затрагивающие основы системы государственного устройства, нужно выносить на всеобщий референдум.

Для создания сильной системы власти важны все три существующих уровня - федеральная и региональные системы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем необходима сбалансированность всех трех уровней. В свое время Ельцин серьезно нарушил баланс между уровнями власти раздав "суверенитетов кому сколько нужно", и как следствие вот уже несколько лет мы видим целенаправленные действия по ослаблению именно регионального уровня. Я имею в виду округа с представителями президента, систему финансовых инспекторов, новый формат Совета Федерации, изъятие финансовых средств, реформа местного самоуправления и т.д. Поэтому можно сказать, что на настоящий момент региональная власть достаточно ослаблена и дезориентирована. Хотя власть есть, и у нее имеются определенные возможности по управлению регионом, но это исключительно тактические, весьма ограниченные возможности. Региональная власть не имеет ни рычагов, ни мотивации для стабильного развития региона в целом. Отсюда следует невозможность эффективного и сбалансированного развития страны в целом.

Для меня совешенно очевидно, что федеральный центр и федеральные ведомства не в состоянии организовать реальное управление на местах. Более того, значительное число федеральных ведомств в принципе не выходит на непосредственное управление - они разрабатывают "правила игры" для остальных участников. Органы же местного самоуправления, наоборот, работают на более низком уровне, решают достаточно частные задачи. В органах местного самоуправления, за исключением руководства крупных городов, нет специалистов регионального уровня. Я бы очень критически подошел к реализации реформы местного самоуправления, т.к. в нынешнем виде эта реформа может легко вылиться в массовое образование новых властных "органичиков" и своеобразное исполнение властных функций - нет ни понимания, ни кадров. Если попытаться проводить какие-то параллели, то федеральная власть - это Генштаб, местное самоуправление - батальоны, максимум - полки. Региональные власти - это, как раз, армии и фронты - т.е. тот уровень, который практически решает стратегические задачи. А этого уровня в адекватном состоянии в стране сейчас нет. По всей вероятности, федеральная власть и хочет восстановить этот уровень, добившись реального подчинения губернаторов федеральному центру.

Усиливать региональную власть необходимо, сейчас это даже важней чем реорганизация федеральных ведомств, но для реального усиления регионального уровня одной лояльности (назначенности) губернаторов будет недостаточно. Нужна четкая организация системы управления регионов, отличная от существующих ныне принципов. В регионах, как правило, цикл планирования ограничивается ежегодным распределением бюджета, мало где есть осмысленная и последовательно реализуемая среднесрочная стратегия социально-экономического развития. Кстати говоря, если ознакомиться с критериями нового этапа Программы реформирования общественных финансов, проводимую Минфином РФ, то мы увидим именно эту тенденцию. Если во всех предыдущих этапах упор делался на повышение прозрачности финансового управления регионом, то нынешний этап посвящен исключительно реорганизации системы управления. Мне кажется, что комиссия Жукова по повышению результативности бюджетных расходов должна достаточно быстро включить в сферу своего влияния именно региональный уровень. Федеральный уровень, на мой взгляд, будет иметь существенно меньше конкретных показателей конечного результата, будет много интегральных показателей с косвенными результатами, в отчетах могут начать играть со статистикой, либо сетовать на плохую работу на местах, т.е. реальных исполнителей. Региональный уровень в этом плане гораздо перспективней - можно устанавливать достаточно конкретные и в тоже время не частные показатели конечного результата, а при передаче определенных прав на региональный уровень можно требовать достижения конкретных результатов.

16 сентября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=51621


Док. 331950
Опублик.: 05.07.07
Число обращений: 301

  • Гордеев Александр Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``