В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Румянцев: Роль Конституционного Собрания: политико-правовой аспект Назад
Олег Румянцев: Роль Конституционного Собрания: политико-правовой аспект
При обсуждении вопроса о Конституционном Собрании надо быть реалистом. Не случайно, что этот конституционный институт остается в "девственной неприкосновенности вот уже почти долгих 5 лет, прошедших со дня объявления Конституции 1993 года принятой...

Вопрос о порядке созыва и устройстве Конституционного Собрания носит второстепенный характер. Самое важное другое - с какой целью оно будет созвано.


Безусловно, очень хочется, чтобы на Конституционном Собрании оказались пересмотренными и форма правления, лишившая нас народовластия; и механизмы защиты прав человека и самого конституционного строя, остающихся беззащитными; и кое-что еще.


Однако, мне представляется, что Конституционное Собрание может быть созванным только по одному поводу: для включения в текст Конституции РФ в полном объеме нового Союзного Договора.


Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих между государствами-участниками нынешнего "малого союза" - Союза Беларуси и России - строится с точки зрения заявленной в учредительных документах перспективы последовательного продвижения к добровольному объединению государств-участников Союза. Формирование полноценной правовой системы нового Союза (его название, возможно, изменится с присоединением третьих государств) и потребует существенного развития конституций государств-участников. Необходимо придание Союзному Договору двойной правовой силы - и как международного договора между субъектами международного права, и как документа, приобретающего конституционную силу для органов государственной власти, юридических и физических лиц всех государств-участников.


Политико-правовое обеспечение этой задачи может пройти через ряд этапов.


На первом этапе понадобятся политические договоренности о расширении числа государств-участников Союза. Расширение "двойки", необходимо для придания устойчивости Союзу как конфедеративному объединению государств. В нынешнем виде избранная модель союза двух суверенных и равноправных государств, с органами, создаваемыми на строго паритетной основе будет подвергаться сбоям, хотя бы по причине различного веса двух субъектов Союза - большого (РФ) и малого (РБ).


По мере создания политических условий может возникнуть правовая задача разработки проекта Союзного Договора как международно-правового документа, имеющего и учредительное значение, и статус конституционного документа для государств-участников нового Союза.


Напомню, что последняя строка Декларации о государственном суверенитете РСФСР (день принятия которой ныне отмечается как государственный праздник) прямо обещала, что ее положения состaвят основу при рaзрaботке новой Конституции РСФСР и Союзного Договора. Так что я призываю всех тех, кто празднует "победу демократии" выполнить данное 8 лет назад обещание. Кроме того, пора, наконец, понять что никакое СНГ (даже с Березовским во главе) работать не будет, пока не будет устранена его родовая травма - незаконно и нелегитимно принятое учредительное "беловежское соглашение".


Вот здесь и встанет задача подготовки к развитию Союза путем пересмотра действующей Конституции РФ с помощью Конституционного Собрания.


Как известно, "предложения о пересмотре действующей Конституции РФ могут быть внесены Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группами численностью не менее одной пятой депутатов Федерального Собрания". Подобное предложение должно, прежде всего, содержать предварительный проект Союзного Договора как дополнительного самостоятельного раздела Конституции РФ, помещаемого перед основами конституционного строя Российской Федерации, а также вытекающие из его текста изменения положений глав 1 и 2 российской Конституции.


Если предложение "будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание".


Конституция РФ не требует, чтобы данный ФКЗ содержал нормы о порядке созыва, статусе членов, устройстве и органах, основах порядка работы и гарантиях деятельности Конституционного Собрания. Можно преложить, чтобы данный ФКЗ может содержать лишь саму норму созыва Конституционного Собрания и основы его формирования. В противном случае бесплодные дебаты о способах формирования Собрания похоронят саму цель его созыва.


Представляется вполне обоснованным, чтобы в работе Конституционного Собрания могли принять участие полномочные делегации Союза, его государств-участников, а также тех государств, которые готовы к проведению референдума по Союзному Договору.


Конституционное Собрание как представительный орган обладает полномочиями учредительной власти. При этом к его ведению относится и вынесение проекта на всенародное голосование - референдум. Конституционное Собрание вправе и само большинством голосов от общего числа своих членов одобрить проект новой Конституции России (содержащей Союзный Договор) и вынести данное решение на всенародную ратификацию путем референдума.


Решение, принятое на подобном референдуме РФ будет иметь высшую по отношению и к итогам референдума РФ 12.12.1993 силу. То же можно будет сказать и в случае референдумов в других государствах - потенциальных участниках Союза - по отношению к их референдумам периода 1991-1997 гг.

1998

http://www.rumiantsev.ru/constitution/100/


Док. 332461
Перв. публик.: 06.07.98
Последн. ред.: 06.07.07
Число обращений: 452

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``