В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Лафитский, О.Румянцев. Пакет документов по конституционной реформе, направленный Съезду н.д.РФ 1-2 октября 1993 года Назад
В.Лафитский, О.Румянцев. Пакет документов по конституционной реформе, направленный Съезду н.д.РФ 1-2 октября 1993 года
КОММЕНТАРИИ К ПАКЕТУ ДОКУМЕНТОВ О ПРАВОВОМ ВЫХОДЕ ИЗ КОНСТИТУЦИОННОГО КРИЗИСА

(В: "Конституционный Вестник" No1(17), март-апрель 1994 года)

В начале октября 1993 года, после переговоров и бесед О.Румянцева с членами Правительства (В.Черномырдиным, О.Побовым, С.Шахраем, В.Ериным), Совета субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, общественными и религиозными деятелями (М.Горбачевым, Митрополитом Кириллом, Архимандритом Феофаном и др.) им в соавторстве с В.Пафитским был подготовлен пакет документов по конституционно-правовому, обеспечению выхода из ситуации, сложившейся после 21 сентября 1993 года.


Ниже приводится сам законопроект и две записки, которые пропивают свет на некоторые обстоятельтства и причины его подготовки.


Судьба законопроекта оказалась следующей: 1 октября он был завершен. 2 октября - согласован с целым рядом политиков, передан К-Илюмжинову для субъектов Федерации, судьям КС РФ, в Правительство. Средства массовой информации сообщили о проделанной работе и о том, что документы поступят на рассмотрение депутатов в Дом Советов РФ. 3 октября пакет документов был принесен О.Г.Румянцевым в Белый Дом, вручен А.В.Руцкому, Р.И.Хасбупатову, В.Г.Сыроватко. Последний расписал его к срочному размножению и раздаче депутатам. Российский Парламент даже 3 октября продолжал законотворческую деятельность!


Все было сметено явно спровоцированным взятием мэрии. (Этому предшествовали словно зазывающее народ снятие оцепления вокруг ВС РФ, а также выстрелы по толпе со стороны гостиницы "Мир", что возле мэрии).


Законотворчество остановилось. События 3-4 октября 1993 года не позволили осуществить задуманное. Тем интереснее документальное свидетельство конституционно-правового поиска в услвиях грозного дыхания призрака гражданской войны.



ОР


_________________________________________________________________________________


Владимир ЛАФИТСКИЙ, Олег РУМЯНЦЕВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПАКЕТУ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ 1 октября 1993 года


Вашему вниманию предлагается пакет документов и материалов, подготовленный с целью конституционно-правового обеспечения досрочных выборов народных депутатов РФ и Президента РФ. В него входят:


1) настоящая пояснительная записка;


2) проект Закона РФ "О конституционной реформе и обеспечении досрочных выборов депутатов РФ и Президента РФ";


3) Политико-правовой анализ Указа Президента РФ от 21.09.93 И 1400 и введенных им "Положений" о федеральных органах власти на переходный период и о выборах депутатов государственной думы;


4) Постановление десятого (внеочередного) Съезда н.д. РФ от 24 сентября 1993 г "О досрочных выборах народных депутатов РФ и Президента РФ", во исполнение которого и подготовлены предлагаемые документы.


Основной документ - законопроект о конституционной реформе - состоит из четырех частей:


а/ изложения в новой редакции глав Конституции о федеральной законодательной власти. Президенте РФ и федеральной исполнительной власти;


б/ вводимой дополнительной главы о Совете субъектов РФ;


в/ порядка деятельности нынешних высших органов федеральной власти в период до выборов;


г/ норм, обеспечивающих проведение досрочных выборов.


Предлагается следующий порядок принятия документа;


- проект закона рассматривается Конституционным судом РФ и вносится в порядке законодательной инициативы на Совет субъектов РФ для согласования;


проект рассматривается Советом субъектов РФ и предлагается на Съезд народных депутатов РФ;


- документ утверждается Съездом народных депутатов РФ. Последняя стадия - утверждение Съездом.


Имеет принципиальное значение для восстановления конституционной законности в России. Если решение о выборах будет, во-первых, согласованным и, во-вторых, конституционным, то это позволит провести пегитимные выборы на всей территории Российской Федерации с участием возможно большего числа граждан, общественных объединений. Любые иные выборы, проводимые на основании подзаконных актов незаконными избирательными комиссиями не могут рассматриваться как всеобщие, равные, прямые и - в цепом - как конституционные.


Отметим также, что в пьэту борьбы мимо внимания прошли введенные неконституционным указом два "Положения", в которые заложено достаточно червивых положений, чреватых разрушением создаваемого целостного конституционного строя. Их критический разбор призван помочь в принятии решения по предлагаемому нами законопроекту.


В качестве законной основы для досрочных выборов предлагается принять проекты соответствующих Законов РФ, подготовленных в Комитете ВС РФ по работе с Советами.


ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УКАЗА О "ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ" И ВВЕДЕННЫХ ИМ "ПОЛОЖЕНИЙ" О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ И ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ


I. Указ Президента РФ "О поэтапной конституционной реформе".


Указ Президента "О поэтапной конституционной реформе" обосновывается необходимостью защиты самих основ конституционного строя Российской Федерации. Напомним текст действующей Конституции, где "незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей" (ст.1). Во имя этих высших принципов, как утверждают были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет, а Конституционному суду было предложено приостановить свою деятельность.


Казалось, действия Президента должны были бы крепить основы конституционного строя, но взяв на себя всю полноту власти. Президент отменил принцип разделения властей. Вслед за этим настал черед и других указанных в Конституции опор конституционного строя - народовластия и федерализма.


Нет спора, противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти (подчиненных разным политическим силам) пагубно отражалось на судьбах России. Но решать этот спор в борьбе за власть должен был сам народ. Он избирал федеральную законодательную власть, и ему, а не Президенту, принадлежало право решать ее судьбу. Подлинным проявлением народовластия в нынешних условиях кризиса было бы объявление одновременных выборов и парламента, и Президента, причем - в разумные сроки, с гарантиями равенства условий для всех сторон. Но Президент, не согласившись с этим вариантом, предложил народу смириться и ограничить свое волеизъявление выборами Государствеиной думы на тех условиях, которые он сам предложил.


Не устоял и принцип федерализма. Вслед за увольнением глав администраций ряда областей последовали угрозы разгона региональных представительных органов и введения на территориях субъектов Российской Федерации прямого президентского правления.


Таким образом, из четырех опор конституционного строя, на защиту которых встал Президент, осталась внешне нетронутой только одна - республиканская форма правления. Но что дает нам сохранение слова "республика", если Президент узурпировал абсолютную впасть? Об этом свидетельствуют многие нормы Указа Президента и прежде всего статья 1, согласно которой "Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу".


Ельцин и его окружение ссыпались на принцип верховенства права как "математики свободы", стоящей над писаными нормами. Подобная вольная и безответственная апологетика неписаных императивов в ущерб писаному закону обернулась трагедией. А получилось все из-за отсутствия целостного конституционного строя: мы не успели его воплотить ни в конституционно-правовых актах, ни на практике. Три года титанического труда ушли на увязывание трех. этажей нового строя: безусловных ценностей (свободы, справедливости, солидарности, иных), незыблемых основ конституционного строя (народовластия, государственного суверенитета, верховенства права и основанной на нем Конституции, федерализма, разделения властей, иных), а также писаных правовых норм, институтов. Произвольное и недальновидное изъятие одного из этих уровней и понятий сразу же нарушило целостность строя и неизбежно впечет распад самого конституционного строя, деградацию правосознания. Это фипософско-правовая причина нашего протеста против насилия, сделанного в угоду абстрактной свободе и порядку.


II. Положения о федеральных органах власти на переходный период и выборах депутатов Государственной Думы.


В развитие упомянутого Указа Ельцин ввел(!) два основополагающих акта - Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Мы остановимся только на вопросе о том, как эти акты Президента сообразуются с незыблемыми основами конституционного строя.


НАРОДОВЛАСТИЕ. Согласно Положению О федеральных органах власти. Совет Федерации - верхняя палата федерального парламента - не является выборной. Она НАЗНАЧЕНА из председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик). каждого субъекта Российской Федерации (статья 2), что является ущемлением принципа народовластия.


Выборы предусмотрены только в Государственную Думу, но в столь сжатые сроки (11 - 12 декабря 1995 г.), в таких условиях и в таком порядке, что возникают сомнения в возможности подлинного волеизъявления избирателей Российской Федерации. Ряд статей Положения о выборах депутатов в Государственную Думу вступает в прямое противоречие с принципом народовластия. В частности, ему противоречит статья 10, согласно которой граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, включаются для голосования в те избирательные округа, население которых меньше средней нормы представительства. К чему это может привести, догадаться не сложно.


Далее. Положение о выборах депутатов Государственной Думы не содержит достаточных гарантий беспристрастности их проведения. Оно не указывает сроки рассмотрения Верховным судом РФ жалоб на решения самоназначенной "Центральной избирательной комиссии", что может привести к фактическому отстранению многих партий и кандидатов в депутаты от участия в выборах, а также произвольному подсчету голосов. ("Главное - не как проголосовали, а как посчитали" - И.Сталин). Наконец, выборы могут быть признаны несостоявшимися на том основании, что при раскройке избирательных округов не было соблюдено требование Положения о допустимом отклонении от нормы представительства не более чем на 15 процентов (статья 8). Такие опасения вполне оправданны с учетом невозможности новой раскройки избирательных округов в оставшиеся 10 дней (до 11 октября 1995 г.).


РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. Положение о федеральных органах власти на переходный период фактически разрушает принцип разделения властей. Сам факт, что в этом документе, подменившем. Конституцию, нет норм о статусе самого Президента, свидетельствует о том, что впасть Президента становится неограниченной. Принцип разделения властей нарушен и многими другими нормами указанного ..Положения. Главы администраций (президенты республик) входят в состав как Совета Федерации -верхней палаты Федерального собрания (статья 2), так и в состав Правительства Российской Федерации (статья 15).


Особо следует сказать о Федеральном собрании, которое утрачивает за счет различного порядка формирования и разведения функций палат целостность единого органа представительной власти. Федеральный парламент, по Положению о федеральных органах власти на переходный период, становится не только бессильным (нет механизмов контроля за исполнительной властью, право роспуска прямо не предусмотрено, но подразумевается), но и недейственным. О последнем свидетельствуют как невозможность фактического участия на постоянной основе Совета Федерации в парламентской деятельности, так и то, что Совет Федерации свои решения по законопроектам должен принимать большинством в две трети голосов (статья 12).


Лишено самостоятельности и федеральное Правительство, целиком подчиненное администрации Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает министров, может отменить акты Правительства, отправить в отставку Правительство. В целом, по конструкции Положения о федеральных органах государственной власти, федеральное Правительство не может быть действенным. В связи с включением в его состав глав администраций субъектов федерации (статья 5) становятся мало вероятными не только обеспечение кворума на заседаниях Правительства, но и принятие им постановлений и распоряжений. Как коллегиальные решения, эти акты должны получить большинство голосов всех членов Правительства.


Проведенный выше анализ модели разделения властей по Положению о федеральных органах, власти на переходный период показывает, что реально функционирующей и бесконтрольной во всей структуре федеральных органов власти становится только Администрация Президента, к которой фактически уже перешла вся власть в стране.


ФЕДЕРАЛИЗМ. Основной удар по принципу федерализма был нанесен Указом N1400 - прежде всего самим фактом отмены конституционных норм самим Президентом. Но и Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы также расшатывают принцип федерализма.. То, что главы исполнительной власти субъектов федерации введены в состав федерального Правительства, не повышает их роль, а скорее ставит в. зависимость от федеральной исполнительной власти.


Лишены представители субъектов Федерации и возможности реального участия в законодательном процессе. Не являясь постоянно действующим органом. Совет Федерации лишается возможности разрабатывать собственные законопроекты и не может воспрепятствовать принятию Государственной Думой законов (сопротивление Совета Федерации может быть преодолено Государственной Думой при повторном одобрении законов большинством в две трети голосов). В этой связи следует подчеркнуть, что в федеративном государстве подобное ущемление палаты парламента, представляющей субъекты Федерации, считается недопустимым, поскольку оно может повлечь непризнание либо отказ от применения федеральных законов.


Определенные сомнения вызывает и Закон о выборах депутатов Государственной Думы. Согласно последним поправкам Президента, половина депутатов Государственной Думы должна избираться по партийным спискам. Но в отсутствие общенациональных партий данная норма дает преимущества только московским политическим группировкам, маповпиятепьной, но шумной партноменклатуре - что в дальнейшем болезненно скажется не только на деятельности Государственной Думы, но и на всей сфере федеративных отношений.


ОБЩИЙ ВЫВОД: Под прикрытием защиты основ конституционного строя три отмеченных акта на деле ведут к устранению самого конституционого строя. Напомним, что исстари передовая общественность боролась за право народа на сопротивление любой попытке узурпации власти или - сегодняшним языком - на сопротивление попытке насильственного устранения конституционного строя.


ПРОЕКТ 2.10.95


ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСРОЧНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ РФ И ПРЕЗИДЕНТА РФ


В целях сохранения единства и целостности Российской Федерации, преодоления конституционного и политического кризиса, продолжения конституционной реформы и укрепления незыблемых основ конституционного строя, а также обеспечения досрочных выборов депутатов РФ и Президента, РФ,


Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:


I. ВНЕСТИ В КОНСТИТУЦИЮ (Основной Закон) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ИЗЛОЖИВ РАЗДЕЛ V ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЛЕДУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ:


Глава 15. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Статья 104. Единственным представительным и законодательным органом


Российской Федерации является Верховный Совет РФ федеральный парламент.


Верховный Совет РФ состоит из двух равноправных палат -Государственной Думы и Совета Федерации и избирается на четыре года.


Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам и общефедеральным избирательным спискам на основе единых норм представительства.


Совет Федерации состоит из депутатов, избираемых по норме два депутата от каждого субъекта Российской Федерации.


Верховный Совет РФ правомочен, если в каждую его палату избрано не менее трех четвертей ее численного состава.


Верховный Совет РФ является постоянно действующим органом.


Статья 105. Верховный Совет РФ:


1) вносит изменения в Конституцию Российской Федерации;


принимает федеральные законы;


2) принимает федеральный бюджет, вносит в него изменения и контролирует его исполнение; принимает решения о целевом вьщелении средств из федерального бюджета;


5) устанавливает федеральные налоги и и другие имеющие налоговый характер федеральные платежи и сборы;


4) утверждает основные направления денежного и кредитного регулирования, принимает решения о федеральных займах, экономической и иной помощи;


5) утверждает в случаях и порядке установленном федеральным законом, международные договоры Российской Федерации и соглашения между субъектами Российской Федерации;


.6) утверждает изменение конституционно-правового статуса существующих либо образование новых субъектов Российской Федерации;


7) принимает в состав новые субъекты Российской Федерации;


8) назначает референдум Российской Федерации; 9) осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;


10) по представлению Президента Российской Федерации дает согласие на назначение Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства Российской Федерации, к ведению которых отнесены общее руководство экономикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, юстиция, оборона, безопасность, средства массовой информации, вопросы федерации и национальностей;


11) по представлению Президента Российской Федерации дает согласие на назначение и освобождение от должности федеральных судей и Генерального прокурора Российской Федерации;


12) по представлению Президента Российской Федерации назначает и освобождает от должности председателя Центрального банка Российской Федерации; назначает председателя и аудиторов Государственной счетной палаты Российской Федерации;


13) назначает и освобождает от должности Парламентского уполномоченного по правам человека;


14) объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное положение; объявляет общую или частичную мобилизацию; решает вопросы войны и мира;


15) учреждает государственные награды Российской Федерации, устанавливает почетные и специальные звания и порядок их присвоения;


16) объявляет амнистию;


17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные


Конституцией Российской Федерации.


Статья 106. Актами Верховного Совета РФ являются федеральные законы, включая федеральные кодексы и основы законодательства, а также не имеющие нормативного характера постановления, заявления, декларации и обращения.


Акты Верховного Совета РФ принимаются большинством голосов избранных депутатов каждой палаты, за исключением законов об изменениях и дополнениях Конституции Российской Федерации, принимаемых большинством в две трети голосов членов каждой палаты Верховного Совета РФ.


Статья 107. Палаты Верховного Совета РФ:


1) принимают свой регламент;


2) образуют постоянные и временные комиссии палаты;


3) избирают и отзывают председателя палаты и его заместителя.


Палаты заседают раздельно. Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, отчетов Правительства Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств созываются совместные заседания палат. Эти заседания ведут поочередно председатели палат.


Статья 108. Законопроекты и законодательные предложения вносятся в Государственную Думу или в Совет Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит группам депутатов палаты численностью не менее десяти человек, постоянным комиссиям палат. Президенту Российской Федерации, законодательным собраниям субъектов Российской Федерации, а также группам избирателей численностью не менее одного миллиона человек.


Законопроекты, влекущие увеличение государственных расходов или уменьшение государственных доходов не могут быть внесены без заключения Правительства Российской Федерации.


Законопроекты и законодательные предложения, внесенные Президентом Российской Федерации, по его просьбе рассматриваются в Верховном Совете РФ в первоочередном порядке.


Законопроект, одобренный одной из палат, направляется в другую палату. При разногласиях между палатами по законопроекту ими создается на равных началах согласительная комиссия. Законопроект, одобренный палатами в единой редакции, обретает сипу закона.


Федеральный закон не позднее семи дней после его принятия Верховным . Советом РФ направляется Президенту Российской Федерации, который подписывает и опубликовывает его в течение 14 дней со дня получения. До истечения этого срока Президент Российской Федерации может возвратить не подписанный им федеральный закон со своими замечаниями в Верховный Совет РФ. Если федеральный закон принят повторно двумя третями голосов избранных депутатов обеих палат, то Президент Российской Федерации обязан подписать и опубликовать его в течение трех дней после повторного получения.


Статья 109. Депутатом РФ - членом Совета Федерации или членом Государственной Думы - может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом в соответствии с Конституцией РФ. Никто не может быть одновременно депутатом РФ, депутатом законодательного (представительного) Органа субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.


Депутат РФ руководствуется интересами всего народа Российской Федерации, учитывая интересы своих избирателей.


Депутат РФ получает в соответствии с федеральным законом вознаграждение и возмещение своих расходов я не впрсре иметь другой регулярной оплаты и компенсации. Он не может находиться на государственной и иной службе, заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений, кроме органов политических партий и движений.


Депутат РФ пользуется правом депутатской неприкосновенности. Он не может быть без согласия соответствующей палаты Верховного Совета РФ подвергнут личному досмотру, обыску, задержанию, за исключением задержания при совершении им тяжкого преступления, аресту, административным взысканиям, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности. Неприкосновенность депутата Верховного Совета РФ распространяется на его переписку, документы, используемые им средства связи и информационного обеспечения, транспорт, служебные и жилые помещения.


Представление о лишении депутата неприкосновенности вносится в соответствующую палату Верховного Совета РФ Генеральным прокурором РФ.


Депутат РФ не может подвергаться преследованию за высказанное им мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности.

Государственные органы и учреждения, их должностные лица обязаны оказывать депутату РФ .содействие в осуществлении им своих полномочий.


Глава 15-1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.


Статья 110. Президент Российской Федерации является главой государства и высшим должностным лицом Российской Федерации. Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти.


Президент и вице-президент Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации посредством прямых выборов сроком на четыре года. Голосование по кандидатурам Президента и вице-президента Российской Федерации является единым. Никто не может быть избран на должность Президента Российской Федерации более двух раз.


Президентом и вице-президентом Российской Федерации могут быть избраны граждане Российской Федерации не моложе 55 пет, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.


Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения присяги, текст которой утверждается федеральным законом. Присяга приносится перед Конституционным судом Российской Федерации.


Президент Российской Федерации пользуется правом неприкосновенности.


Президент Российской Федерации не может занимать какие-либо иные государственные должности, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений. Членство в политических партиях на время состояния в должности Президента Российской Федерации приостанавливается.


Статья 111. Президент Российской Федерации:


1) вносит в Верховный Совет РФ законопроекты и подписывает федеральные законы;


2) представляет Верховному Совету РФ проект федерального бюджета и постатейный отчет о его исполнении;


5) обращается с посланиями к народу и к Верховному Совету РФ; представляет ежегодные доклады Верховному Совету РФ об осуществлении .внутренней и внешней политики Российской Федерации, выполнении федеральных программ;


4) назначает и освобождает с согласия Верховного Совета РФ Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства Российской Федерации, к ведению которых отнесены общее руководство экономикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, юстиция, оборона, безопасность, средства массовой информации, вопросы Федерации и национальностей, а также назначает иных членов Правительства Российской Федерации;


5) может председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;


6) принимает отставку Правительства Российской Федерации, Председателя и членов Правительства Российской Федерации, других назначенных им должностных лиц; освобождает назначенных им единолично лиц от должности;


7) представляет Верховному Совету РФ для назначения кандидатуры федеральных судей, председателя Центрального банка Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и освобождает их от должности с согласия Федерального Собрания;


8) принимает отставку вице-президента; в случае досрочного прекращения его полномочий представляет Верховному Совету РФ кандидатуру для избрания на эту должность на оставшийся срок;


9) руководит обеспечением безопасности Российской Федерации;


10) является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, руководит осуществлением военной политики Российской Федерации; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сип Российской Федерации; присваивает высшие воинские звания;


11) руководит осуществлением внешней политики Российской Федерации, ведет переговоры и в соответствии с федеральным законом подписывает международные договоры Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;


12) объявляет в неотложных случаях чрезвычайное положение с последующим подтверждением этого решения Верховным Советом РФ, принимает срочные меры и объявляет военное положение в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию, возникновения непосредственной угрозы такого нападения или неотложной необходимости выполнения международных договорных обязательств о коллективной обороне от агрессии;


13) решает в соответствии с федеральным законом вопросы гражданства и предоставления убежища в Российской Федерации;


14) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает в соответствии с федеральным законом почетные и специальные звания;


15) осуществляет право помилования; 16) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при Президенте Российской Федерации;


17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.


Статья 112. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, подписывает постановления Правительства Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


Статья 113. Полномочия Президента Российской Федерации прекращаются в случаях: истечения их срока; его отставки; его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия (установленной заключением Конституционного суда по представлению государственной медицинской комиссии, назначенной в соответствии с федеральным законом); отрешения его от должности; его кончины.


Президент вправе подать в отставку, направив соответствующее заявление в Верховный Совет РФ и Конституционный суд Российской Федерации. Полномочия Президента прекращаются с указанной им даты.


Отрешение Президента от должности осуществляется Верховным Советом РФ в случае умышленного грубого нарушения им Конституции Российской Федерации. Производство по делу об отрешении Президента от должности возбуждается любой из палат Верховного Совета РФ большинством голосов избранных в нее депутатов по предложению не менее одной трети ее численного состава. Если Конституционный суд Российской Федерации установит наличие оснований для отрешения, то другая палата может отрешить Президента от должности большинством не менее двух третей своего численного состава. Президент вправе присутствовать и давать объяснения на заседаниях палат Верховного Совета РФ, Конституционного суда Российской Федерации, на которых рассматривается дело об отрешении его от должности.


Полномочия Президента РФ не могут быть использованы для изменения государственно-территориального устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных и законно действующих органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.


Статья 114. Вице-президент Российской Федерации:


1) осуществляет по поручению Президента Российской Федерации отдельные его полномочия; является членом Совета Безопасности РФ;


2) исполняет обязанности Президента Российской Федерации в случаях его временной нетрудоспособности - до возвращения Президента Российской Федерации к осуществлению своих полномочий;


5) вступает в должность Президента Российской Федерации в случае досрочного прекращения его полномочий на оставшийся до следующих выборов срок.


Несогласие вице-президента с политикой, проводимой Президентом Российской Федерации, влечет его отставку с должности.


В случае отставки вице-президента либо вступления Вице-президента в должность Президента Российской Федерации новый Вице-президент назначается Верховным Советом РФ по предложению Президента Российской Федерации.


Статья 115. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную впасть Российской Федерации. Структура и компетенция Правительства Российской Федерации определяются по представлению Президента Российской Федерации федеральным законом.


Председатель, заместители Председателя и члены Правительства Российской Федерации не могут занимать какие-либо иные государственные должности, быть депутатами, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений.


Председатель Правительства Российской Федерации организует текущую работу Правительства Российской Федерации и координирует деятельность его членов.


Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ принимает постановления и издает распоряжения, обязательные на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть изменены или отменены Президентом РФ.


Председатель, заместители Председателя, члены Правительства Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации.


Статья 116. Правительство Российской Федерации, отдельные его члены регулярно представляет отчеты Верховному Совету РФ. Председатель, заместители Председателя и члены Правительства Российской Федерации отвечают на запросы и вопросы депутатов Федерального собрания в порядке, установленном федеральным законом.


Верховный Совет РФ может поставить вопрос об отставке Председателя, заместителя Председателя, члена Правительства РФ, назначенного Президентом РФ руководителя иного федерального органа исполнительной власти. Если Президент РФ не увольняет соответствующее должностное лицо в отставку, он обязан обосновать свое решение перед. Верховным Советом РФ. Признание большинством голосов избранных депутатов в каждой его палате обоснования Президента РФ неудовлетворительным влечет увольнение Президентом РФ указанного должностного лица в отставку.


Правительство РФ, Председатель, заместитель Председателя и члены Правительства РФ имеют право подать в отставку. Отставка принимается Президентом РФ. Отставка Председателя Правительства РФ не впечет отставки Правительства РФ.


Глава 14-1. СОВЕТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ .


Статья 117. Совет субъектов Российской Федерации образуется в составе председателей органов законодательной (представительной) власти и руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Впредь до принятия новой Конституции РФ, с Советом субъектов РФ согласовываются следующие вопросы:


1) изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации;


2) приостановление действия федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации до их рассмотрения Конституционным судом Российской Федерации;


3) прекращение или изменение полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации;


4) назначение досрочных выборов органов государственной власти и проекты соответствующих законодательных актов;


5) вопросы, выносимые на референдум РФ.


Статья 118. Заседания Совета субъектов Российской Федерации проводятся по инициативе Президента Российской Федерации, Верховного Совета РФ, Конституционного суда Российской Федерации, не менее одной трети субъектов Российской Федерации.


Решения Совета субъектов Российской Федерации принимаются большинством в две трети голосов членов Совета".


II. УСТАНОВИТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА:


1. Ввести в действие настоящий Закон с момента его опубликования, а в части норм, касающихся полномочий высших органов государственной власти РФ, - с момента проведения досрочных выборов депутатов РФ и Президента РФ.


2. До избрания Верховного Совета РФ нового состава установить, что Съезд народных депутатов РФ, Верховный Совет РФ, Президент РФ не издают актов текущего законодательства без согласования друг с другом.


5. Съезд народных депутатов РФ, Верховный Совет РФ в период до избрания депутатов РФ нового созыва: принимают решения, согласованные с Президентом РФ, Правительством РФ, Конституционным судом РФ; утверждают согласованные решения Совета субъектов Российской Федерации; осуществляют определенные Конституцией (Основным законом) РФ контрольные полномочия; ратифицируют и^ денонсируют международные договоры РФ; обеспечивают проведение досрочных выборов на основе действующего законодательства РФ; обеспечивают бесперебойное функционирование представительных органов государственной власти на территории РФ. 4. Полномочия действующего Правительства РФ впредь до формирования нового Правительства новым Верховным Советом РФ и новым Президентом РФ ограничиваются вопросами оперативного управления строго в рамках Конституции и закона.


5. Остальные статьи действующей Конституции (Основного Закона) РФ до проведения досрочных выборов депутатов РФ и Президента РФ действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Раздел III. Для проведения досрочных выборов депутатов РФ и Президента РФ:
6. Верховному Совету РФ до ... октября утвердить законы о выборах высшего органа законодательной власти РФ (Верховного Совета РФ) и Президента РФ с учетом становления многопартийной политической системы в РФ, согласовав их с Советом субъектов Российской Федерации и Конституционным судом РФ.

7. Назначить досрочные выборы депутатов РФ и Президента РФ на 20 марта 1994"года.


8. Организацию и проведение выборов возложить на определенные законом Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов РФ, соответствующие окружные и участковые комиссии.


9. В Качестве гарантов проведения выборов и сохранения конституционной законности в стране выступить Съезду народных депутатов РФ, Верховному Совету РФ, Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному суду РФ, Совету субъектов РФ.


10. Верховному Совету РФ до ... октября утвердить, а Правительству РФ неукоснительно обеспечить порядок обеспечения фактического равного доступа к государственным средствам массовой информации для представителей различных ветвей власти и избирательных блоков.


11. Судебной власти, прокуратуре, правоохранительным органам обеспечить защиту конституционных прав и свобод граждан, правопорядка в Российской Федерации,

IV. В ЦЕЛЯХ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО И ЦЕЛОСТНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В РФ УСТАНОВИТЬ, ЧТО:

12. Первоочередной задачей Верховного Совета РФ и Президента РФ, избранных 20 марта 1994 года, является согласованная друг с другом, с Конституционным судом РФ и Советом субъектов РФ доработка проекта новой Конституции Российской Федерации и его вынесение на референдум Российской Федерации для принятия.


13. До утверждения всенародным голосованием новой Конституции РФ установить мораторий на внесение изменений в действующую Конституцию (Основной закон) РФ, которые нарушают устанавливаемый настоящим Законом баланс властей.


Док. 332616
Перв. публик.: 06.03.94
Последн. ред.: 06.07.07
Число обращений: 314

  • Румянцев Олег Германович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``